Мониторинг эффективности руководителя школы

Обновлено: 08.07.2024

Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций (ОО)

Мониторинг эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций, подведомственных Отделу образования Тацинского района (далее – Мониторинг) является составной частью муниципальной системы оценки качества образования и предполагает получение объективной и достоверной информации об эффективности руководителей образовательных организаций и влияния их деятельности на развитие качества образования.

Основными целями Мониторинга являются:

повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;

развитие профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;

повышение качества образования ;

совершенствование кадрового состава образовательных организаций;

формирование резерва управленческих кадров .

Задачи Мониторинга:

сбор, обработка и анализ показателей и индикаторов эффективности руководителей образовательных организаций;

проведение анализа динамики показателей эффективности руководителей образовательных организаций;

формирование информационной основы для принятия обоснованных управленческих решений по деятельности руководителей образовательных организаций;

выявление образовательных организаций с высокой эффективностью руководителей с целью распространения лучших практик;

своевременное выявление управленческих проблем и негативных тенденций в образовательных организациях с целью их последующего устранения;

диагностика профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций и создание адресных рекомендаций по их устранению;

содействие созданию адресных рекомендаций руководителям по повышению качества образования в управляемом ими образовательном учреждении;

своевременное выявление дефицита резерва управленческих кадров района;

совершенствование системы аттестации руководителей образовательных организаций на основе оценки компетенций руководителей.

Видеоконсультация по оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в Челябинской области в 2021 году:

Наименование информационной системы:

Нормативные основания информационной системы:

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.12.2019 года № 03/4597 «Об утверждении Модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг

Методические материалы:

Поддержка пользователей


11 августа в Региональном центре оценки качества и информатизации образования прошло областное онлайн совещание по апробации информационного ресурса оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.


11 августа 2020 года Региональный центр оценки качества и информатизации образования (РЦОКИО) проводит совещание по апробации информационного ресурса оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации.


1. Антипина И. Анализ современных подходов к оценке профессиональной компетентности руководителя школы // Вектор Науки. 2011. № 3. С. 29–32.

3. Цибульникова В.Е. Общие основы менеджмента в образовании: учебное пособие для студентов педвузов. М.: МГПУ, 2016. 232 с.

Директор – ключевая фигура, от которой в современной ситуации зависит функционирование и развитие школы. Исследователи отмечают, что современный директор является воплощением трех позиций – идейного лидера, менеджера и организатора образовательного процесса [1].
Для обеспечения высокого качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях.

Современный директор школы – руководитель, который занимается административной, экономической, финансовой, юридической, хозяйственной, образовательной деятельностью. Поэтому ему необходимо формировать и развивать целый комплекс педагогических и управленческих компетенций.

В настоящее время сложились и требуют решения следующие противоречия:

– между объективной потребностью в компетентном руководителе и недостаточными методами их оценивания для оказания психолого-педагогического и методического сопровождения;

– между интегративной природой профессиональной компетентности руководителя школы и отсутствием научно-методического обеспечения и системных подходов по сопровождению его профессионального становления.

Разработке проблем теории управления образованием, анализу личности и деятельности руководителя школы посвящены исследования: Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, О.Е. Лебедева, А.М. Моисеева, А.А. Орлова, М.М. Поташника [2], П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др. [3]. В этих исследованиях выявлены факторы проблем в деятельности директоров, определены их роли и место в развитии системы образования.

В.И. Зверева, В.А. Сластенин, Е.Э. Смир-
нова, Г.С. Сухобская, А.Р. Фонарев в своих исследованиях раскрывают сущность и различные аспекты становления профессиональной деятельности руководителей [4]. Методологическую и теоретическую основы нашего исследования составляют их труды.

Основными целями проведения регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций являются:

1. Совершенствование кадрового состава общеобразовательных организаций.

2. Развитие профессиональных компетентностей руководителей образовательных организаций.

Предметом мониторинга являются результаты деятельности ОО, руководителя и условий, в которых осуществляется функционирование образовательных организаций Республики Саха (Якутия). При проведении мониторинга эффективности руководителей ОО учитывается специфика образовательных организаций:

– ступени образования (начальная школа, основная школа, средняя общеобразовательная школа);

– доступность и отдаленность школ (отдельно оценивалась эффективность руководителей арктических и северных школ).

В мониторинге имеют значение следующие характеристики регионального обра-
зования:

1. Очаговая система расселения (2/3 обуча-
ющихся проживают в городской местности).

2. Рост количества малочисленных и малокомплектных школ (207 малокомплектных школ) вследствие оттока населения из сел.

3. Сложная дорожная логистика.

4. Низкая скорость интернета в удаленных районах и наслегах, высокие тарифы на обеспечение доступа сети Интернет по спутниковой технологии.

5. Многонациональный состав обучающихся, в том числе наличие детей мигрантов из стран СНГ, большинство из которых не владеет (или плохо владеет) русским языком. Общее количество мигрантов в республике более 11 тысяч.

В республике 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов, в свою очередь, входят городские и сельские поселения (365 наслегов), 31 муниципальный район является национальным.

В республике 633 директора школ, лицеев и гимназий, из них 20 директоров специальных коррекционных школ, 6 частных негосударственных. Особенностью сети образовательных организаций республики является то, что 71,3 % школ находятся в сельской местности.

Материалы и методы исследования

Для проведения мониторинга используются данные государственного статистического наблюдения и данные внутренних исследований.

Для обеспечения соразмерности суммируемых величин (используемые в методике показатели имеют разную размерность, например проценты, единицы и др.) проводится нормирование по следующим значениям:

1. Проценты переводятся в десятичные дроби (100 % – 1, 70 % – 0,7 и т.д.).

4. Введены коэффициенты по показателям участия в ВОШ:

Наличие победителей регионального этапа ВОШ – 5 (при наличии победителя регионального этапа ВОШ – 5 баллов).

Наличие победителей общероссийского этапа ВОШ – 10.

Результаты исследования
и их обсуждение

Мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) выявил как успешные, так и проблемные зоны: по некоторым показателям получены уровни ниже среднего.

Низкие образовательные результаты учащихся определяются разными факторами, в том числе малочисленностью, отдаленностью или слабым ресурсным обеспечением школ. Социально-экономические ресурсы семьи, методическое сопровождение образовательного процесса, принимаемые управленческие решения, личностные и профессиональные качества руководителей играют немаловажную роль в достижении школой высоких образовательных результатов и эффектов.

Показатели мониторинга эффективности руководителя образовательной организации

Обеспечение базовой подготовки обучающихся

Доля обучающихся, которые изучают родной язык (языки коренных народов Республики Саха (Якутия), в том числе русский язык как родной), в общем числе школьников

Доля обучающихся, которые изучают национальную культуру народов Республики Саха (Якутия), в общем числе школьников

Удельный вес участников ЕГЭ по физике в общей численности участников ЕГЭ

Удельный вес участников ЕГЭ по химии в общей численности участников ЕГЭ

Удельный вес участников ЕГЭ по биологии в общей численности участников ЕГЭ

Удельный вес участников ЕГЭ по географии в общей численности участников ЕГЭ


Отчет по результатам самообследования МАОУ НТГО "ИСОШ" за 2019 г.

Отчет по результатам самообследования МАОУ НТГО "ИСОШ" за 2020 г.

Региональный мониторинг эффективности профессиональной деятельности руководителей (за 2020 г.)

Качество управленческой деятельности

  • Наличие или отсутствие предписаний, замечаний со стороны контролирующих и надзорных органов по итогам проведенных проверок (Отчет о результатах самообследования МАОУ НТГО "МСОШ" за 2020 г. с. 5 )
  • Наличие или отсутствие случаев травматизма (несчастных случаев) с обучающимися и/или работниками во время образовательного процесса и проводимых мероприятий, отсутствие групповых инфекционных заболеваний (Отчет о результатах самообследования МАОУ НТГО "МСОШ" за 2020 г. с. 5 )
  • Наличие или отсутствие преступлений и/или правонарушений, совершенных детьми в период реализации образовательных программ и проводимых мероприятий (Отчет о результатах самообследования МАОУ НТГО "ИСОШ" за 2020 г. с. 5 )

Подготовка обучающихся базового уровня

  • Наличие выпускников 9-х классов, не допущенных / не прошедших государственную итоговую аттестацию, из числа выпускников, допущенных к государственной итоговой аттестации без учета пересдач ссылка
  • Наличие выпускников 11-х классов, не получивших аттестат о СОО ссылка
  • Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в 10-м классе ссылка
  • Выпускники, не получившие аттестат об основном общем образовании ссылка
  • Доля обучающихся, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников ссылка

Подготовка обучающихся высокого уровня

Объективность результатов внешней оценки

Организация получения образования обучающимися с ОВЗ

  • Создание в образовательной организации условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическими комиссиями, от общего количества обучающихся с ОВЗ ссылка
  • Доля учащихся с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным образовательным программам и учебным планам ссылка
  • Организация работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ проведение мероприятий, консультаций, родительских собраний, лекториумов и т. д. ссылка

Условия осуществления образовательной деятельности

  • Наполнение официального сайта образовательной организации в сети интернет в соответствии с законодательством, в том числе наличие обратной связи Соответствие наполнения официального сайта предъявляемым требованиям ссылка
  • Наличие специальных программных средств (кроме программных средств общего назначения) (Отчет о результатах самообследования МАОУ НТГО "ИСОШ" за 2020 г. с. 39 )
  • Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (Отчет о результатах самообследования МАОУ НТГО "ИСОШ" за 2020 г. с. 17 )
  • Укомплектованность педагогическими кадрами на начало учебного года ссылка
  • Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию. Отношение педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, к общему количеству педагогических работников ссылка
  • Наличие педагогов-психологов, логопедов, социального педагога и других специалистов в ОО, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников) ссылка1, ссылка 2
  • Наличие в ОО действующей системы наставничества ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3
  • Наличие методических объединений, профессиональных сообществ, проблемных, творческих групп по актуальным вопросам образования с учетом специфики организации ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3 с. 37
  • Наличие внутренней системы оценки качества подготовки обучающихся (ВСОКО). Представлен анализ результатов ГИА (ЕГЭ, ГИА-9) ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3, ссылка 4

Организация профессиональной ориентации и / или дополнительного образования обучающихся

Читайте также: