Мониторинг для детей с зпр в доу
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
уровня изученного материала в старшей группе
за ll период ______________________- учебного года
Фамилия, имя: _______________________________ Дата обследования: ________
Критерии оценки:
2 – отвечает на большинство вопросов правильно самостоятельно или с небольшой помощью в виде наводящих вопросов, замечает ошибку , исправляет её.
1 – отвечает на половину вопросов неуверенно, неточно, неполно, требуется значительная помощь в виде пояснения, уточнения, подсказки.
0 – на большинство вопросов не отвечает.
Времена года:
Ребёнку предлагается определить времена года? Как догадался? Почему зимой нет листьев на деревьях?
Ребёнок самостоятельно находит картинки, устанавливает зависимости состояния растений от времени года.
Ребенок с помощью педагога устанавливает зависимости состояния растений от времени года.
Ребенок затрудняется выполнить задание.
Окружающий мир
А) Материал: картинки с изображением .Кто это? . Назови к какой группе относятся ( домашние , дикие, зимующие и т.д.)
Ребёнок самостоятельно находит картинки, и называет признаки
Ребенок с помощью педагога называет животных и птиц; называет некоторые признаки
Ребенок затрудняется выполнить задание.
Предложить ребёнку узнать и назвать растение, изображённые на картинках. Определить его части.
Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Группа здоровья: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата: _______________ Подпись: ______________
______________________________________________________________________
д) Зашумлённые изображения.
Методическое пособие: фигуры Поппельрейтера. Либо любые авторские зашумлённые изображения.
Найдено, названо из 6:
Самостоятельно :
С помощью :
таблица
4 части по прямой _ 4 части по диагонали _ 5 частей по прямой _
5 частей по диагонали _
Примечание: _______________________________________________________
___________________________________________________________________
8. Связная речь (сюжетная картина).
Методическое пособие Е.А.Стребелевой.
Мониторинг направлен на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, сенсорных, элементарных математических, пространственных, временных представлений, а так же на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы и отражает динамику детского развития и его индивидуальных особенностей.
Диагностическая карта
Познавательное развитие:
(расширение кругозора детей )
5 баллов- правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляется самостоятельно или с незначительной помощью;
3- большинство заданий выполняются с помощью ( стимуляция, расширение инструкции, уточнение, подсказка);
2- большинство заданий выполняется с грубыми ошибками или не выполняется.
1- не выполнение заданий( не понимание инструкции, отказ)
Общие показатели
познавательного развития детей
Фамилия, имя ребенка
2. Владение навыками экологически безопасного поведения в природе
Ребенок владеет навыками безопасного поведения в природе
3. Неживая природа
У ребенка сформированы представления:
*о характерных признаках разных времен года
*причинах смены времен года
*воде, ее свойствах, значении для живого
*животном мире: домашних и диких животных той местности, где живет ребенок, их детенышах; животных жарких стран и полярных районов Земли; животном мире океанов, морей и рек; зимующих и перелетных птицах; насекомых
*экосистемах леса (хвойного, лиственного, смешанного, тропического леса), озера, луга, тундры, пустыни
*взаимосвязи всех компонентов живой природы
*зависимости внешнего вида и свойств растений и животных от среды их обитания, о защитных механизмах, которыми природа наделяет представителей флоры и фауны
У ребенка развиты умения ухода за растениями и животными в уголке природы и за растениями на участке детского сада
II. Ребенок и мир людей
У ребенка сформированы представления:
*о течении времени, о прошлом, настоящем и будущем (человека, семьи, страны)
*профессиональной деятельности людей и разных сферах этой деятельности
*своей гендерной и национальной принадлежности
*своем городе (поселке), крае, стране, малой и большой Родине
У ребенка развиты:
самостоятельность и ответственность, умение прогнозировать последствия своих поступков
*активность и инициатива в познании окружающего мира
У ребенка сформированы представления о нормах безопасного взаимодействия с незнакомыми людьми
Общие показатели развития
Диагностическая карта
Речевого развития детей
расширение кругозора детей
5 баллов- правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляется самостоятельно или с незначительной помощью;
3- большинство заданий выполняются с помощью ( стимуляция, расширение инструкции, уточнение, подсказка);
2- большинство заданий выполняется с грубыми ошибками или не выполняется.
1- не выполнение заданий( не понимание инструкции, отказ)
речевого развития детей
Фамилия, имя ребенка
В речи ребенка активизируются прилагательные и глаголы, умение называть существенные признаки различных объектов, их качества, действия
У ребенка развиваются умения:
*подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации
*подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи
*понимать и употреблять разные значения многозначных слов
*дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные, мебель, транспорт, растения и др.)
II. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя)
У ребенка формируются умения: *подбирать однокоренные слова
*согласовывать существительные и прилагательные (числительные) в роде и числе
*образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы)
*образовывать приставочные глаголы (ходит – уходит – входит – переходит – выходит – заходит и т.п.)
*образовывать прилагательные от существительных: относительные (из чего сделано?); притяжательные (Чей? Чья? Чьё?)
*образовывать трудные формы родительного падежа существительных (зайчат, жеребят, ягнят и т.д.)
*употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около
*составлять предложения разных типов, употреблять в речи сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные)
III. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи)
У ребенка формируются умения:
*дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-щ, ц-ч, л-р
*различать шипящие, свистящие и сонорные звуки
*различать твердые и мягкие звуки
*изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания
*подбирать слова и фразы, сходные по звучанию
IV. Развитие связной речи
У ребенка формируется умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания
Ребенок овладевает способностью связно выстраивать высказывание, имеют представления о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах
Ребенок способен к участию в коллективном пересказе литературного произведения, придумывании сказки
У ребенка сформировано понимание композиции высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности
У ребенка сформирована грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях
В речи ребенка наличествует разнообразие лексических средств: использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов
У ребенка развиваются способности:
*входить в контакт со сверстниками и педагогом, а также с незнакомыми людьми, быть активным и доброжелательным в общении;
*уметь слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому
*оценивать речевые ситуации по смыслу, объясняя правильность поведения того или иного персонажа в воображаемой ситуации
*использовать знание правил поведения в различных ситуациях общения
*применять нормы речевого общения с взрослыми и сверстниками в реальных жизненных ситуациях
*соблюдать правила речевого этикета
*развивать игру в речевом плане
*самостоятельно разрешать конфликтные ситуации речевыми средствами
склонность к общению
доброжелательность, уступчивость в общении
отсутствие агрессивности, желание разрешать конфликты и приходить к взаимопониманию
Общие показатели речевого развития детей
Диагностическая карта
Познавательное развитие:
развитие элементарных математических представлений
сенсорное развитие
5 баллов- правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляется самостоятельно или с незначительной помощью;
3- большинство заданий выполняются с помощью ( стимуляция, расширение инструкции, уточнение, подсказка);
2- большинство заданий выполняется с грубыми ошибками или не выполняется.
При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).
Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.
Принцип диагностики ЗПР у дошкольников
Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.
Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.
Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.
В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:
- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
- Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
- Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
- Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.
При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.
Популярные методики диагностики ЗПР
Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:
- внимание, понимание порядка деятельности;
- интеллектуальные способности;
- речевое развитие;
- память;
- мировосприятие;
- образовательная мотивация.
Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.
Тест Д. Векслера
Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:
- WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
- WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.
В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.
Читайте также: