Мониторинг для детей с зпр в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

уровня изученного материала в старшей группе

за ll период ______________________- учебного года

Фамилия, имя: _______________________________ Дата обследования: ________

Критерии оценки:

2 – отвечает на большинство вопросов правильно самостоятельно или с небольшой помощью в виде наводящих вопросов, замечает ошибку , исправляет её.

1 – отвечает на половину вопросов неуверенно, неточно, неполно, требуется значительная помощь в виде пояснения, уточнения, подсказки.

0 – на большинство вопросов не отвечает.

Времена года:

Ребёнку предлагается определить времена года? Как догадался? Почему зимой нет листьев на деревьях?

Ребёнок самостоятельно находит картинки, устанавливает зависимости состояния растений от времени года.

Ребенок с помощью педагога устанавливает зависимости состояния растений от времени года.

Ребенок затрудняется выполнить задание.

Окружающий мир

А) Материал: картинки с изображением .Кто это? . Назови к какой группе относятся ( домашние , дикие, зимующие и т.д.)

Ребёнок самостоятельно находит картинки, и называет признаки

Ребенок с помощью педагога называет животных и птиц; называет некоторые признаки

Ребенок затрудняется выполнить задание.

Предложить ребёнку узнать и назвать растение, изображённые на картинках. Определить его части.


Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Группа здоровья: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата: _______________ Подпись: ______________





______________________________________________________________________
д) Зашумлённые изображения.
Методическое пособие: фигуры Поппельрейтера. Либо любые авторские зашумлённые изображения.
Найдено, названо из 6:
Самостоятельно :
С помощью :












таблица
4 части по прямой _ 4 части по диагонали _ 5 частей по прямой _
5 частей по диагонали _











Примечание: _______________________________________________________
___________________________________________________________________
8. Связная речь (сюжетная картина).
Методическое пособие Е.А.Стребелевой.










Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг направлен на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, сенсорных, элементарных математических, пространственных, временных представлений, а так же на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы и отражает динамику детского развития и его индивидуальных особенностей.

Диагностическая карта

Познавательное развитие:

(расширение кругозора детей )

5 баллов- правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляется самостоятельно или с незначительной помощью;

3- большинство заданий выполняются с помощью ( стимуляция, расширение инструкции, уточнение, подсказка);

2- большинство заданий выполняется с грубыми ошибками или не выполняется.

1- не выполнение заданий( не понимание инструкции, отказ)

Общие показатели

познавательного развития детей

Фамилия, имя ребенка

2. Владение навыками экологически безопасного поведения в природе

Ребенок владеет навыками безопасного поведения в природе

3. Неживая природа

У ребенка сформированы представления:

*о характерных признаках разных времен года

*причинах смены времен года

*воде, ее свойствах, значении для живого

*животном мире: домашних и диких животных той местности, где живет ребенок, их детенышах; животных жарких стран и полярных районов Земли; животном мире океанов, морей и рек; зимующих и перелетных птицах; насекомых

*экосистемах леса (хвойного, лиственного, смешанного, тропического леса), озера, луга, тундры, пустыни

*взаимосвязи всех компонентов живой природы

*зависимости внешнего вида и свойств растений и животных от среды их обитания, о защитных механизмах, которыми природа наделяет представителей флоры и фауны

У ребенка развиты умения ухода за растениями и животными в уголке природы и за растениями на участке детского сада

II. Ребенок и мир людей

У ребенка сформированы представления:

*о течении времени, о прошлом, настоящем и будущем (человека, семьи, страны)

*профессиональной деятельности людей и разных сферах этой деятельности

*своей гендерной и национальной принадлежности

*своем городе (поселке), крае, стране, малой и большой Родине

У ребенка развиты:

самостоятельность и ответственность, умение прогнозировать последствия своих поступков

*активность и инициатива в познании окружающего мира

У ребенка сформированы представления о нормах безопасного взаимодействия с незнакомыми людьми

Общие показатели развития

Диагностическая карта

Речевого развития детей

расширение кругозора детей

5 баллов- правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляется самостоятельно или с незначительной помощью;

3- большинство заданий выполняются с помощью ( стимуляция, расширение инструкции, уточнение, подсказка);

2- большинство заданий выполняется с грубыми ошибками или не выполняется.

1- не выполнение заданий( не понимание инструкции, отказ)

речевого развития детей

Фамилия, имя ребенка

В речи ребенка активизируются прилагательные и глаголы, умение называть существенные признаки различных объектов, их качества, действия

У ребенка развиваются умения:

*подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации

*подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи

*понимать и употреблять разные значения многозначных слов

*дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные, мебель, транспорт, растения и др.)

II. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя)

У ребенка формируются умения: *подбирать однокоренные слова

*согласовывать существительные и прилагательные (числительные) в роде и числе

*образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы)

*образовывать приставочные глаголы (ходит – уходит – входит – переходит – выходит – заходит и т.п.)

*образовывать прилагательные от существительных: относительные (из чего сделано?); притяжательные (Чей? Чья? Чьё?)

*образовывать трудные формы родительного падежа существительных (зайчат, жеребят, ягнят и т.д.)

*употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около

*составлять предложения разных типов, употреблять в речи сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные)

III. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи)

У ребенка формируются умения:

*дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-щ, ц-ч, л-р

*различать шипящие, свистящие и сонорные звуки

*различать твердые и мягкие звуки

*изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания

*подбирать слова и фразы, сходные по звучанию

IV. Развитие связной речи

У ребенка формируется умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания

Ребенок овладевает способностью связно выстраивать высказывание, имеют представления о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах

Ребенок способен к участию в коллективном пересказе литературного произведения, придумывании сказки

У ребенка сформировано понимание композиции высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности

У ребенка сформирована грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях

В речи ребенка наличествует разнообразие лексических средств: использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов

У ребенка развиваются способности:

*входить в контакт со сверстниками и педагогом, а также с незнакомыми людьми, быть активным и доброжелательным в общении;

*уметь слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому

*оценивать речевые ситуации по смыслу, объясняя правильность поведения того или иного персонажа в воображаемой ситуации

*использовать знание правил поведения в различных ситуациях общения

*применять нормы речевого общения с взрослыми и сверстниками в реальных жизненных ситуациях

*соблюдать правила речевого этикета

*развивать игру в речевом плане

*самостоятельно разрешать конфликтные ситуации речевыми средствами

склонность к общению

доброжелательность, уступчивость в общении

отсутствие агрессивности, желание разрешать конфликты и приходить к взаимопониманию

Общие показатели речевого развития детей

Диагностическая карта

Познавательное развитие:

развитие элементарных математических представлений

сенсорное развитие

5 баллов- правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляется самостоятельно или с незначительной помощью;

3- большинство заданий выполняются с помощью ( стимуляция, расширение инструкции, уточнение, подсказка);

2- большинство заданий выполняется с грубыми ошибками или не выполняется.

image

При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).

Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.

Принцип диагностики ЗПР у дошкольников

Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.

Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.

Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.

В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:

  • Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
  • Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.

Педагог занимается с девочкой с ЗПР

  • Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
  • Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
  • Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.

При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.

Популярные методики диагностики ЗПР

Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:

Групповое занятие с детьми с ЗПР

  • внимание, понимание порядка деятельности;
  • интеллектуальные способности;
  • речевое развитие;
  • память;
  • мировосприятие;
  • образовательная мотивация.

Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.

Тест Д. Векслера

Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:

  • WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
  • WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.

В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.

Читайте также: