Бовари спектакль вахтангова краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Спектакль начинается сценой в зале суда, автор находится на скамье подсудимых, адвокат и прокурор произносят пламенные речи в защиту и обвинение, воспроизводя реальные диалоги, которые звучали когда-то в зале парижского суда. Это вторая находка Субботиной после текстовой начитки. Зрителям отведена роль присяжных, на чьих глазах протекает жизнь французских обывателей, происходят драматические события, и которым необходимо вынести вердикт о виновности или невиновности главной героини.



На этот раз все начинается в Амфитеатре — здесь мы знакомимся с Шарлем Бовари (Александр Демченко), о жизни которого чаще всего забывают в кратких описаниях произведения. Детство, взросление, родители, первый брак, роковое знакомство с Эммой, свадьба.. Прямо в середине первого действия зрителя приглашают проследовать за Шарлем и Эммой в их новую жизнь в новом месте, городке Ионвиль, и мы идем за актерами в Камерный зал не через фойе, а прямо сквозь арьерсцену Амфитиатра. Здесь в эффектных декорациях Максима Обрезкова, где есть место и шикарным апартаментам и комнате судебных заседаний (все-таки, Камерная сцена позволяет реализовывать удивительные по красоте и лаконичности интерьерные решения) скучающая и жаждущая страстей Эмма совершит свой первый шаг к пропасти.

Сегодня нам сложно представить, что когда-то роман стал не только чрезвычайно скандальным, но и привел к судебном процессу (которым начинается и заканчивается спектакль). В обществе, где женщина свободна, ни адюльтер как таковой, ни пренебрежение семейными ценностями, в целом, уже не особенно оскорбляют нашу мораль.. А поскольку ни читать роман, ни смотреть 3-х часовой спектакль постоянно держа в уме мысль о скандальности подобного поведения в XIX веке практически неосуществимо, на первый план выходят иные смыслы и стороны истории, актуальность которых не исчезла и поныне.

Инфантильность Эммы, полное отсутствие у нее моральных принципов, способных служить сдерживающими факторами не только для измен, но и для безрассудства и эгоистичности, которыми определяются все ее поступки. Она грешит не потому даже, что любит, а потому, что, либо ищет в любовнике (Рудольф — Кирилл Рубцов) воплощение в реальности своих представлений об идеальной любви и идеальном союзе мужчины и женщины, либо потому, что, не имея не внутреннего стержня, ни способности осознать необходимость брать на себя ответственность за собственную жизнь, поддается соблазну не самого блистательного совратителя (Леон — Федор Воронцов).

Она тратит, не задумываясь ни о муже, ни о последствиях, слушает советы любого встречного, не пытаясь подвергнуть их критическому осмыслению. И даже ее финальное самоубийство становится следствием столкновения ее мира грез с непрезентабельной действительностью — отвергнутый всеми переросток-ребенок выпивает яд, сбегая от грядущих катастроф и от обидчиков, которые обязательно должны же были ее спасти, но почему-то, негодяи, отказались.


У Ольги Субботиной получился спектакль не о скандале и не о банальности внебрачных связей. Он о том, в какую трагедию может превратиться жизнь женщины в обществе, с самого рождения не признающем за ней никаких прав и дающем ей только одну возможность достойной жизни — удачное замужество. Никогда не имевшая необходимости и возможности взять ответственность за свою взрослую жизнь в собственные руки, Эмма одна рушит судьбы своих близких.

Тем более горек финал произведения — после преждевременной кончины опозоренного Шарля дочь Эммы вынуждена идти зарабатывать на прядильную фабрику. Ребенок искупает не просто грехи, но и характер матери, навсегда застрявшей в наивном и эгоистичном детстве. У Берты Бовари шансов не повзрослеть нет никаких.

С истории дочери фермера Руо, на которой женится провинциальный врач Шарль Бовари и, вскоре после венчания разочарованной в браке, пустившейся в поиск утешения на стороне, начинается сюжет Эммы Бовари. Но ее увлечения Леоном Дюпюи и Родольфом Буланже бесперспективны. Разрыв с ними и семейные неурядицы повергают Эмму в депрессию. Она безотчетно тратит деньги мужа, обрастая долгами. Тайно продает приносившее небольшой доход поместье Шарля. Любовники не спасают ее от разорения. Отчаявшись, Эмма принимает мышьяк, вскоре после нее скоропостижно уходит в мир иной Шарль.

Участники

Место проведения

Симоновская сцена театра Вахтангова


№ 54. Театр Вахтангова. Госпожа Бовари (Гюстав Флобер), режиссёр: Ольга Субботина.

Но с другой стороны, интервью с режиссером, приведенное в программке внушает оптимизм адекватностью и точностью формулировок по поводу романа вообще и персонажей в частности. Но при этом снова смущает включение в спектакль фрагментов речей прокурора и адвоката с судебного процесса на Флобером в 1857 году после выхода романа.
---------
Спектакль показывают на двух сценах, первая – полуподвал с двумя массивными кирпичными колоннами посередине, перекрывающими арьерсцену, и авансценой, вынесенной в полукруглый зрительный зал (действие до переезда в Ионвиль); вторая – по соседству, за кирпичной стеной, похожая на вытянутый пенал, с узкой, менее 10 метров, но глубокой сценой, имеющей пространство для второго плана (Ионвиль, вплоть до самоубийства Эммы и смерти Шарля).

Вылитый молодой Райкин - Демченко вечно всклокочен, с выпученными глазами и открытым ртом. В принципе, этим нехитрым арсеналом он пользуется в полную силу на протяжении всего спектакля, умудряясь таким образом играть всю гамму переживаний Шарля, буквально любую эмоцию – от восторга, впервые увидев Эмму (Демченко замер, волосы всклокочены, глаза выпучен, рот открыт), до скорби (правильно – актёр замер, глаза выпучены, но в этот раз рот прикрыт и волосы приглажены). Такой преувеличенный артистизм уместен скорее для юмористической передачи, но не для театральной сцены. С такими гримасами Владиславу больше бы подошла роль умственно отсталого Ипполита. Нелепость, невменяемость Шарля, таким образом доведена режиссёром до неуместного предела, до карикатуры. В общем, Шарлю, этому образцово-показательному, недалёкому, но всё-таки святому рогоносцу, бесконечно преданному своей непутёвой жене и скончавшемуся в итоге от тоски, сочувствовать не приходится, даже более того, глядя на очередную гримасу Демченко начинаешь невольно злорадствовать…

Запомнился и Валерий Ушаков, в роли комически наукообразного фармацевта Оме, исступлённого цитирующего на память параграфы из энциклопедий по поводу и без. Но с другой стороны, персонаж, созданный Флобером настолько ярок, что воспроизвести богатый комизм было не так уж и сложно; но, вот, более тонкая сцена награждения старухи медалью была подана вульгарно, торопливо, грубо и неточно, то есть не получилась совсем - весь флоберовский сарказм, тонкая и оскорбительная ирония в изображении изуродованного бесконечным трудом человека, ставшего похожим на закате лет в то самое своё подопечное животное, получающего награду от сытого жюри - от них не осталось ни намёка, ни следа, ни смысла. Оставила след сцена декламации трогательного письма папаши Руо своей дочери, Эмме, но, возможно, это заслуга скорее автора, чем режиссёра.

Симоновская сцена, располагающаяся через дорогу, удивляет респектабельностью интерьеров.

"Служение муз не терпит суеты" - уже 19:20, но в зал пока так и не пригласили.


На разных этапах жизни одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному.
С детства любимая книга Флобера. Как видит ее моя современница, режиссер Ольга Субботина?
Неожиданно.
Суд идет!
Я стала – взрослее, мягко сказано. Мудрее. Да, мудрее. Жизнеспособнее. И вот – я новыми глазами смотрю на любимое произведение. Через призму режиссера, конечно.

Помимо того что это просто колоссальное удовольствие - вновь погрузиться в знакомый с детства мир, повстречаться с его героями, есть еще благодарность, радость. Все-таки в этом, так изменившемся, прагматичном мире, остался еще кто-то, для кого это произведение живо и важно. Кто над ним думает, пытается понять.

А из тех, кто читает, скольким – удается ПОНЯТЬ авторов-гениев?

Людей, кто по-настоящему понял гения, в полном смысле слова считанные единицы.

Я вижу это по тем рецензиям, которые есть в интернете. Порой читаешь отзывы людей и думаешь, а для кого великий мыслитель писал? Его ведь почти никто не понял!

В юности для меня не было сомнений, что Эмма Бовари – это конечно же, я.

Эмма воспринимает беззаветное служение Шарля ей, как должное. Ее эгоизм и неблагодарность – теперь стали вызвать во мне возмущение. Эта женщина не ведает, что такое зарабатывать себе на жизнь. Ей все дает на блюдечке муж. У нее остается слишком много свободного времени и нерастраченных сил. И похоже, совершенно нет совести.

Эти же мысли высказывает Бовари-мать, женщина с грубой душой, не ведающая, что бывают, кроме коров, которых доят, еще и полеты птиц. Мне становится не по себе, оттого, что мои мысли схожи с мыслями этой женщины.

Я чего –то не понимаю?

А все вокруг стали жертвами того, что сами же и посеяли: погубив Эмму. Они погубили ее – своей глухостью, толстой кожей, своей базовостью и приземленностью. Они все, в синергии – губят ее. Ей некуда повернуться. И рикошетом – она губит их.

В середине спектакля мать Шарля прямым текстом высказывает то, что уже давно зреет в голове зрителя: от безделья Эмма бесится!
Вот оставить бы ее без средств к существованию, сама бы ездила она по зимним дорогам, больным фурункулы вскрывать, тогда посмотрели бы мы на нее.

Тонкая работа режиссера Субботиной – запускает глубинные аналитические процессы, даже в произведении, которое я с детства хорошо знаю и люблю.

Но мне только казалось, что знаю.
Суд идет!
Отличная находка.
Осуждающий – молодой и сильный. Защитник – ветхий и слабый старик.

На карте Маслова есть градация человеческого развития. Самые базовые потребности – еда, сон, безопасность. Далее – когда базовые потребности удовлетворены, возникают более возвышенные: потребность в любви, самореализации. Далее – еще выше – вопросы о смысле жизни.
Чтобы неистово хотеть любви, нужно сначала быть сытым. Это база.
Базовые потребности – Шарль удовлетворял. Дальше он не тянул. А она оставалась молодой, клокочущей и голодной – в смысле возвышенной пищи.

Суд идет. Отличная находка.
Отдавая все свои силы БАЗЕ, Шарль уже не мог – дать большего. Но тем самым открывал для Эммы дорогу – на более высокую ступень развития.

Гадкий утенок – не умеет носить яйца. Не умеет ловить мышей. Толку от него практического – никакого. Но он – лебедь. Жизнь наша не просто куриный двор и базовые потребности. В ней нужен еще полет. И нужна красота.

Справедливо ли, чтоб другие обслуживали лебедя?

Нечего батенька быть дураком! Соображать надо!

Мужья глухие и толстокожие? Или жены-лебеди бессовестные, аморальные и бессердечные эгоистки?
Трагедия мечты о полете любой ценой?!
Или - в сарай бы ее! Доить корову!

Для непосвященных – Эмма зашла в долги и потому решила уйти из жизни.
Для внимательных, РАЗОЧАРОВАНИЕ в тех кого она любила, боготворила – приводит ее к выводу, что жить не стоит.

Неделю хожу и думаю: кто же из них жертва – Шарль или Эмма? Кто виноват?
Суд идет.
Трагедия двух зацикленных на себе эгоистов. Где же взять столько мудрости, чтоб чувствовать и понимать другого?
Читайте классиков господа! Жизнь станет иного качества.

Ольге Субботиной низкий поклон, за Флобера.


В общем и целом спектакль оставляет очень хорошие впечатления. Хорошая классическая постановка, замечательная игра актеров, чудесный зал погружает в обстановку середины 19 века, бережное отношение к тексту Флобера. Я бы отметила два недостатка. Во-первых, почему такой длинный спектакль начинается в 8 часов? После работы люди уже устали, спектакль заканчивает в полдвенадцатого. Поздно же очень. Во-вторых, зачем пересаживать людей посередине действия в другой зал. Это интересная задумка, но, может, тогда сразу бы сделали антракт? Кто-то может быстро сориентироваться и резво переместиться в пространстве, а люди пожилые и больные не могут. В результате, посередине действия 15-20 минут уходят на рассаживания. Последнее действие оказалось утомительным. Развязка уже понятна даже тем, кто книгу не читал и фильм не смотрел. Тема раскрыта полностью, да и просто хочется спать (на работу вставать утром). Если его подсократить минут на 20-30, будет просто феерично!



Спектакль начинается сценой в зале суда, автор находится на скамье подсудимых, адвокат и прокурор произносят пламенные речи в защиту и обвинение, воспроизводя реальные диалоги, которые звучали когда-то в зале парижского суда. Это вторая находка Субботиной после текстовой начитки. Зрителям отведена роль присяжных, на чьих глазах протекает жизнь французских обывателей, происходят драматические события, и которым необходимо вынести вердикт о виновности или невиновности главной героини.

Партнёрское сосуществование на сцене идеальное. Шарля Бовари, мужа-телёнка, его искрящуюся преданную незамысловатую привязанность превосходно показывает Владислав Демченко. Самоуверенного эгоистичного любовника-самца Родольфа Буланже отлично играет брутальный Кирилл Рубцов. Фёдор Воронцов прекрасно подходит на роль молодого романтика Леона Дюпуи. За изящную сценографию отвечал Максим Обрезков, очень хороши сцены рождения ребёнка, первой случайной встречи Эммы с Леоном, конной прогулки Эммы и Родольфа, свидания с Леоном на лодке.

Но - конечно, по разному можно ощущать и воспринимать историю Бовари. Вполне возможно, что молодому зрителю измены Эммы покажутся милыми приключениями, её исступленность чувств они назовут безбашенностью и поставят дизлайк её поведению, за то, что сорила деньгами сама, вместо мужчин, и сильно переживала из-за сущих пустяков.

Позволю себе заметить, что выбор двух залов, Амфитеатра и Камерного, с перемещением зрителей во время спектакля из одного в другой, не совсем комфортен. Но в любом случае необходимо приветствовать стремление театральных режиссёров ставить спектакли по классическим произведениям, особенно по шедеврам мировой литературы.

COVID-free. На все спектакли с 28 октября 2021 года допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).

Для творчества Гюстава Флобера свойственна тщательная разработка характера с подробностями в деталях.

С истории дочери фермера Руо, на которой женится провинциальный врач Шарль Бовари и, вскоре после венчания разочарованной в браке, пустившейся в поиск утешения на стороне, начинается сюжет Эммы Бовари. Но её увлечения Леоном Дюпюи и Родольфом Буланже бесперспективны. Разрыв с ними и семейные неурядицы повергают Эмму в депрессию. Она безотчётно тратит деньги мужа, обрастая долгами. Тайно продаёт приносившее небольшой доход поместье Шарля. Любовники не спасают её от разорения. Отчаявшись, Эмма принимает мышьяк, вскоре после неё скоропостижно уходит в мир иной Шарль.

Но стоит сегодня перечитать роман Флобера, как вы с удивлением обнаруживаете невероятный, лихой и даже чёрный юмор; великолепную галерею образов в гоголевских тонах; искромётные сцены…

Внимание! Место, указанное в билете, будет действительно в первом акте спектакля, место на второй акт будет предоставлено администратором.

Организатор: ФГБУК "Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова"

Читайте также: