Монах и бес краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Скажу сразу, что я не собиралась смотреть этот фильм. В соцсетях мелькали какие-то отзывы, из которых следовало, что в целом фильм ничего, но не очень, кто-то даже сравнивал его с "Островом" Павла Лунгина, и мне хватил этих отзывов. Но моя подруга позвонила мне и попросила поделиться своим мнением о фильме. Ей картина не понравилась. А поскольку в подобных вопросах она всегда доверяла моему чутью и вкусу, то ей было важно знать мое мнение. Пришлось посмотреть.

По ходу просмотра у меня возникали самые разные чувства, от благодушного умиления до скуки и даже до раздражения. Потом я села писать эту статью и долго не могла определиться: понравился мне фильм или нет. Вроде да, но тут же во мне что-то начинало протестовать. Нет? И в то же время я не могла сказать, чем именно он мне не понравился.

Тогда мне пришлось разделить в себе сценариста и верующего человека. Ну так вот: мне, как сценаристу, фильм понравился. Его нельзя назвать добротным или гениальным, но, тем не менее, грубых ляпов в нем не обнаружено, а мелкие - да где их нет? Даже оскароносные и всеми любимые и признанные ленты грешат анахронизмами, нестыковками и провалами в сюжетах. А вот как верующему человеку, мне этот фильм не понравился.

Придя к такому первому выводу, я пришла и ко второму: этот фильм нельзя рассматривать как православный, хотя многие пытаются представить его именно так. Это абсолютно мирская лента, с абсолютно мирским сюжетом, где вся православность заключается только в месте действия: монастырь, и в том, что главные и почти все второстепенные персонажи - лица духовного звания. И все. С тем же успехом действие фильма можно было перенести в современный офис, в Кремль или на территорию межгалактической колонии в неопределенное будущее - без какого-либо ущерба для сюжета. Фильм ничего не потерял бы и ничего не приобрел бы.

Если говорить о картине с точки зрения православия, то надо признать: она снята вне православных традиций и учения. Это просто легенькая забава, стеб, немного не дотягивающий до изящного, художественный променад на тему духовности. Но сама картина не может называться ни духовной, ни православной, ни христианской - никак вообще.

Если разобрать сюжет относительного православного учения, то он не выдержит никакой критики. Верующим хорошо известно, что любые заигрывания с духами тьмы заканчиваются весьма плачевно. Главный же герой фильма, Иван, Семенов сын, как он себя называет, мило болтает с одержащим его бесом, как со старым приятелем за кружкой пивка. А дальше больше: между послушником и демоном завязывается нежная дружба. Демон, будучи в хорошем настроении, открывает Ивану тайны бытия "по ту сторону" жизни, Иван уговаривает беса покаяться. Затем, в результате собственной недалекости, Иван погибает, а раскаявшийся (да-да!) бес, проникшись благородными чуйствами, отправляется жить и работать в тот самый монастырь, где Иван пробовал подвизаться.

Фильм "Монах и бес" по своей сути антиклерикален. Возвращаясь к недалекости, стоит отметить, что в картине нет ни одного положительного персонажа из числа духовенства. Глуповатый и скуповатый игумен, писарь с повадками шакала Табаки, неумные монахи-подхалимы - всей этой ораве не противостоит ни один привлекательный образ православного человека. Надо всеми ними парит хитрый, расчетливый, умный бес, которого авторы любовно именуют Легиошей. Легиоша - этакий милый недотепа, жертва обстоятельств, который рад бы, да не может. Одержимость это трагедия, стебаться над одержимостью в плане этики равнозначно стебаться над человеком с онкологическим диагнозом. В этой же ленте авторы позволяют себе похихикивать над тем, над чем не принято смеяться в среде верующих. Для авторов "Монаха и беса" одержимость нечистым духом всего лишь пикантное обстоятельство, милое приключение, которое позже будет приятно вспомнить и рассказать внукам.

Почему же этот фильм так подхватили православные? Мне кажется, что причина опять же кроется в теперь уже далеких 80-х года ХХ века. В том времени, когда с Церкви была снята опала. Тогда произошел мощный перекос. Чтобы привлечь как можно большее число людей в Церковь, пошли по наиболее простому пути: наобещали материальных и духовных копей царя Соломона. У тебя нет детей? - повенчайся и будут. Ты часто болеешь? Покрестись - и не будешь болеть. Муж гуляет? - сходи на исповедь, и перестанет. Понятное дело, если бы людям сказали правду, что вера не дает никаких привилегий на земле, что жизнь у верующего в плане трудностей будет точно такая же, как у атеиста, что задача верующего не обеспечить себе здесь легкое бытие, а получить право на вечную жизнь после смерти, то в Церковь никто бы не пошел. Сейчас, когда люди уже окончательно поняли, что ожидания не сбылись, что многое из того, что нам обещали, оказалось, мягко говоря, преувеличено, народ массово пошел в другой перекос: отрицания всего и вся. Маятник качнулся из положения идеализации в положение демонизации. Так бывает всегда, когда не находят золотую середину.

Сейчас стало модно срывать венцы, разрушать мифы, поднимать на смех то, что было свято. Скорее всего, и этот фильм, и его триумфальное шествие явились продуктом наступившего всеобщего расцерковления, отрицания православных ценностей. Люди устали от слащавого, напомаженного "православного" искусства, поэтому вот такой невзыскательный, но вызывающий хоть какие-то, кроме "особой духовной радости" и "благодатного умиления" эмоции, фильм прошел на "ура". Идет отторжение лубочного православия, навязываемого нам на протяжении последних 25-ти лет. Отсюда и это безжалостное издевательство над духовенством, представленным в фильме сплошь недоумками, и странная история отношений между Иваном и бесом. И в финале - заключительный выверт, еще одно представление черного белым: единственным положительным персонажем в конечном счете оказывается бес. Авторы делают все для того, чтобы вызвать симпатию у зрителя именно к нему, демон в их интерпретации выглядит даже каким-то мучеником, страдальцем за идею, верным другом, жертвующим ради этой дружбы всей своей сутью. Так вот, как сказала моя знакомая, я, конечно, мракобес, но не до такой же степени.

Понятно, что в церковном обществе много перекосов, как в любой другой системе. Мы только-только учимся об этом говорить. Однако в погоне за правдолюбием необходимо вовремя притормаживать. Правда хорошо, но ее нельзя подменять ложью даже для усиления эффекта, ибо в таком случае ценность правды снижается и она утрачивает свои качества, становится полуправдой, которая зачастую хуже откровенной лжи.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости.
Иоанн Златоуст

Формально сюжетная канва проста. В русский монастырь, в глубинке 19 века приходит некий насельник Иван. Окружающие никак не могут решить про него – свят он или бесноват. Иван трудолюбив, добр, мудр, в его деятельности проявляется даже что-то похожее на чудотворчество. При этом он бывает крайне не сдержан на язык и агрессивно разговорчив, чем вызывает подозрения в излишней гордыне и неприязнь настоятеля. Иногда он ведет себя странно, говорит сам с собой и т.п.
В ходе повествования зритель узнает, что Иван уже давно борется с бесом, который пытается захватить власть над ним. Монах измучен борьбой, победы беса в которой отталкивают его от братии и оставляют в одиночестве. Поэтому он заключает с бесом сделку – путешествие в Иерусалим к Гробу Господню в обмен на душу.
Этот эпизод несколько невнятен. Однако насколько я понимаю, речь идет о следующем. Герой устал от длительной борьбы и считает, что не в силах победить беса своими личными силами. Это означает, либо что он потерян для Господа, и может лишь признать победу зла над собой. Либо же – сможет, прикоснувшись к великой святыне, избавиться от беса и тогда сделка не будет иметь смысла. Эпизод трудно расценивать как инструкцию по борьбе с бесами в реальной жизни христианина, но это чисто художественный прием, чтобы обосновать путешествие в Иерусалим в обстановке продолжающейся внутренней борьбы.
Однако полет на бесе в Израиль – приводит к тому, что изменяется не Иван, а мучающий его бес, представляющийся Легионом или Легиошей. Соприкоснувшись с Храмом Гроба Господня – бес теряется свою силу, очеловечивается и вынужден обычным порядком добираться назад на Русь вместе со своим компаньоном. Общение – приводит его к раскаянию и когда Иван в дороге гибнет, Легион окончательно становится человеком и возвращается в тот монастырь, где началось действие, чтобы стать монахом.

Фильм содержит несколько смысловых слоев.
Основное содержание, наравне с комедией о монашеской жизни, - тема святости, силы личного примера, борьбы с грехом и покаяния. Это история о действительно святом (здесь это прилагательное) человеке, который сталкивается с недоверием и непониманием окружающих.
Наравне со злом и проблемами во внешнем мире ему приходится бороться и с незримым бесом. Однако в конечно итого упорство и вера в Бога приводят его к победе над злом, даже умерев, он самим своим примером заставляет измениться к лучшему жизнь в своем монастыре и даже беса обратиться к покаянию.

О покаянии и обаянии


Могут ли бесы спастись? Все знают, что, конечно же, нет. И это не тот вопрос, который стоит сегодня перед Церковью с остротой. Фильм Николая Досталя тоже совсем не об этом, хотя многих ревнителей благочестия смутил именно этот поворот сюжета: бес приносит покаяние и уходит в монастырь. Не слишком ли сильная метафора? Не слишком ли смелое для церковного сознания преувеличение? Не слишком ли соблазнительный образ Церкви для светской аудитории? Не могу сказать, что эти сомнения и опасения совсем лишены оснований, и всё же…

И всё же мне фильм понравился. Прежде всего тем, что он снят профессионально. Здесь есть внятно рассказанная история, прекрасная актерская игра Тимофея Трибунцева, Георгия Фетисова, Бориса Каморзина, блистательные диалоги, тонкий юмор, красивая картинка. Это ведь тоже важно. Камера в этом фильме запечатлела мир прекрасным, а человека — симпатичным. В каждом персонаже красота проявилась по-своему. По-своему — в смиренном юродстве главного героя, по-своему — в напускной строгости настоятеля монастыря, по-своему — в разнообразной монастырской братии. Чего стоит высокий монах в очках, который постоянно изъясняется по-французски, и монах с одним глазом — бывший интеллигент и бывший разбойник! По-своему симпатичен и царь Николай I, хотя симпатичность эта выявляется не сразу.

Так происходит со всеми героями этой картины: они на наших глазах облагораживаются, а комедия превращается в лирическую притчу. Оказалось, что в России есть не только дураки и дороги, что и царь — не сатрап, а вполне себе государственный человек, и настоятель — не мироед, а человек, у которого сердце болит за непутевых монахов, да и монахи — грешники, но все же пришедшие ко Господу на покаяние, а Иван Семенов сын и вовсе — праведник…

Да, любая, самая лютая ненависть побеждается любовью, но не абстрактно-гуманистической, а любовью Христовой.

Да, конечно, бес не может покаяться, но человек — может! Об этом и фильм: прикосновение к Христу исцеляет и преображает, и это-то и есть подлинное чудо.

Не богословие, а добрая сказка


Второе, о чем хотелось бы сказать,— о том, как снято: сюда входят игра актерского состава, развитие сюжета, визуальная составляющая картинки. И здесь кроме восхищения и благодарности тем, кто трудился над фильмом, выразить нечего. Выдающаяся игра актеров — в частности, Тимофея Трибунцева в главной роли — дополняется видами прекрасного своей невзрачностью русского Севера, величественной Петры и колоритной Палестины.

Священник Алексий Стрижов

Над пропастью в любви


Не будем раскрывать читателю все подробности сюжета, чтобы не портить удовольствие от просмотра, скажем лишь, что действие этой фантастической (со светской точки зрения) истории происходит в первой половине XIX века в русском мужском монастыре. С появлением нового насельника Ивана Семеновича здесь начинают происходить невероятные вещи. Да и сам новичок кажется братии каким-то странным – он юродствует, хихикает, брызжет поговорками и вообще ведет себя неадекватно.

Посвященный зритель еще до явного обнаружения причин такого странного поведения начинает догадываться, что несчастный монах одержим бесом, который мучает его, пытаясь погубить.

В фильме борьба Ивана с бесом визуализирована в образе Легиона, которого Иван, совершенно порой забывшись в своем невероятном незлобии, ласково называет Легиошей. Сыграл его актер Георгий Фетисов, человек, к слову, верующий и даже дважды бывавший на Афоне. Многие справедливо считают, что отношение режиссера Николая Досталя к инфернальной теме непозволительно беспечно, обманчиво-прекраснодушно и этим опасно. Но думается, что художественный фильм и не задумывался как руководство к духовному действию. Его нужно воспринимать скорее как притчу, как метафору, как воспринимаем мы, к примеру, произведения Гоголя, в которых на первый взгляд тоже много с каноничной точки зрения неожиданного, хотя сам Николай Васильевич был образцом православного христианина и строжайшим аскетом.

А в ужасно трогательном и органичном заикании Ивана, в его беззлобии угадываются мотивы Достоевского, особенно его излюбленного героя князя Мышкина.

Конечно, очень хочется понять, почему мучимым бесом оказывается столь кроткий и беззлобный человек? Дал ли он сам в какой-то момент врагу права над собой или это некое сугубое испытание от Бога, которое Он дает лишь единицам из любящих Его, дабы те стяжали особый венец? На этот любопытный вопрос ответа нет, знать мы этого не можем, да в конечном счете не это важно.

Сам Досталь на встрече со зрителями говорил, что идея фильма появилась у него после прочтения книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века (в частности воспоминаний о рясофоре Иване Семеновиче Шапочникове) и жития преподобного Иоанна Новгородского.

Горечь и видимое бессилие сменяются радостью победы – той силы, которая, по слову святых отцов, совершается в немощи. Трудно даже сказать, чего здесь больше – боли или ликования? Кажется, что они идут в фильме рука об руку.

Окно Овертона, или Не заигрывать со злом


Особенность этого фильма в том, что его можно трактовать как угодно. Можно увидеть преодоление монахом отчаяния от присутствия беса, а можно — то, что сам подвижник ничего не делает для того, чтобы избавиться от этого наваждения; можно рассуждать на этом материале о всеобъемлющей любви, а можно — и о попрании традиционных церковных представлений; можно, наконец, говорить, что кино со смыслом перестало быть скучным, а можно вспомнить о том, что еще сто лет назад православным было не до смеха. На мой взгляд, единственным ориентиром в этом море вопросов должно стать Евангелие, поскольку только там мы можем найти единственно верные ответы.

Необычный послушник Нило-Сорской пустыни

Неоднократно в своих интервью Николай Досталь сам указывает на то, что главным толчком к идее создания фильма послужило знакомство с историей жизни Ивана Семеновича Шапошникова, бывшего насельника Нило-Сорской обители.

Как видим, у него автор картины позаимствовал даже имя для своего главного героя – Иван, Семенов сын. Что же известно об этом дивном юродивом подвижнике?


Родился Иван в 1802 году в городе Галич Костромской губернии в семье мещан. Известно, что он имел способности к иконописи и ремесленному мастерству, чем и занимался в юношестве. Однако в восемнадцать лет ему пришлось оставить это милое сердцу занятие: вследствие паралича у него была поражена правая рука и ноги, до конца жизни он уже не мог ими свободно владеть, передвигался только с помощью палки. Но и в этом юноша усмотрел явный промысл и волю Божию и решил покинуть этот суетный мир, уйдя в монастырь.

Первым пристанищем Ивана стал Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь он, однако же, пробыл недолго, поскольку недуг не позволял ему нести суровые трудовые послушания. Исключенный из этой обители, послушник пришел в Нило-Сорскую пустынь, находящуюся невдалеке, где и провел все свои оставшиеся годы подвижничества. Настоятель обители иеросхимонах Нил быстро угадал в молодом послушнике дивного избранника Божия и вскоре они стали духовными сподвижниками.

Поначалу, правда, Иван сильно тосковал по первой своей обители. Однако Сам Господь утешил его и прекратил эту безмерную скорбь через Своего угодника преподобного Нила Сорского.

После этого видения тоска послушника ушла бесследно, он с радостью нес в обители свои подвиги все последующие годы.

В скором времени послушник Иван Шапошников, восходя от силы в силу, смог стяжать такие необходимые, но редкие даже для монашествующих качества, как смирение, абсолютное незлобие и нестяжательность. Причем присущий ему также дар любви простирался на всю Божию тварь. Братия заметила, что неся послушание в трапезной, он из жалости подкармливал даже тараканов: измельчая и размачивая хлеб специально для этих целей, Иван Семенович клал их в те места, где насекомых было больше всего.


Свое послушание в трапезной он нес целых двенадцать лет, при этом кухня заменяла ему келью, здесь же он и спал на печи, перекрытой досками. Одежда послушника была неизменной: в любое время года он ходил в одном и том же подряснике, обуви обычно не носил.

Неудивительно, что святому пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от младшей братии. Все это он переносил спокойно, никогда не гневался и не обижался, очень часто прикрывая свой подвиг юродством.

Со временем, все так же оставаясь в разряде послушников, Иван Семенович был удостоен некоторых благодатных даров. Например, дар прозорливости: часто ему приоткрывался мир невидимый.

Он знал, кто из братии во время молитвы отвлекается непристойными мыслями, и кротко их обличал. Прозорливец замечал, что из уст пламенно молящихся монахов исходит огонь. Также святой видел, как за новопостриженными обычно следует два ангела. Известен случай, когда однажды за трапезой Иван Семенович громко рассмеялся, увидев, как рассерженного и невнимательного к чтению монаха оседлал бес и ехал на нем.

Как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, так и о необычном прозорливце вскоре стало известно по всей округе. К Ивану Семеновичу стали приходить люди со своими скорбями и болезнями. Он их с любовью принимал, но быстро стал тяготиться такой мирской славой. По благословению настоятеля он построил себе отдаленную келью на болоте и уже там продолжил нести свой подвиг.

Понятно, что не только от людей, но тем паче и от врага рода человеческого не могло утаиться преуспеяние дивного старца. Он всячески пытался отвратить его от служения Богу, сбить с толку. Еще когда Иван Семенович нес послушание в трапезной, бесы неоднократно являлись ему наяву в своем страшном виде.

Братия часто слышала странные звуки, раздающиеся оттуда, а наутро находила послушника всего в ушибах, еле живого.

Бесы поднимали его над землей и заставляли плясать. Однако воин Христов им не поддавался. Иногда нападки эти были настолько страшными, что он просил кого-то из братии остаться с ним в кухне на ночь.

Когда Иван Семенович перебрался в удаленную келью, бесовские страхования и издевательства только ужесточились. Однажды, когда он возвращался к себе после вечернего правила, страшный эфиоп напал на него в лесу с дубинкой и так избил, что еще долго послушник пролежал без сознания. Шрам после удара по голове остался у него до конца жизни.

Однако вскоре пришла и нежданная помощь и утешение в борьбе. Однажды вечером старцу в келье явился архидиакон Стефан и указал на медный крест, сказав, что им он будет побеждать бесов. До этого крест лежал у Ивана Семеновича в небрежении, поскольку он был восьмиконечным, а праведник считал, что правильный крест должен быть только четвероконечным.

Это было не последнее чудесное посещение подвижника. Во время тяжкой болезни он также сподобился явления Самой Владычицы в сопровождении святых дев: преподобной Анастасии и великомученицы Екатерины.

Царица Небесная из собственных Пречистых рук дала старцу щи с черным хлебом (его единственное блюдо), отведав которые он сразу же выздоровел.

Но годы земной жизни Ивана Семеновича все же подходили концу. Скончался он 13 мая 1863 года. И только за шесть лет до своей кончины был пострижен в рясофор.

Как архиепископ Новгородский оседлал беса


Как известно, после всех этих событий суздальские воины, на которых напало помрачение, стали убивать друг друга – город был спасен.

Кроме этого события, с именем Иоанна Новгородского связана целая серия различных преданий и легенд, которых всего насчитывается около 150. Путешествие в Иерусалим на бесе – одно из наиболее ярких и известных повествований, включенных даже в житие святого.

Палимый силой крестного знамения, нечистый начал просить Иоанна выпустить его из умывальника. Тогда архиепископ ответил, что сделает это только в том случае, если бес свозит его на Святую Землю и обратно. Бесенок согласился и, приняв вид коня, осуществил обещанное, за одну ночь свозив архиепископа в Иерусалим и обратно. Там святой смог посетить храм Воскресения Христова, вход в который открылся по его молитвам, и приложиться ко Гробу Господню, а также ко всем другим святыням.


Тогда люди поняли, что ошиблись, были жестоко обмануты лукавым. Они просили прощения у своего владыки, умоляли его вернуться. Незлобивый пастырь, конечно же, не стал держать обиды и вернулся в город. В память об этом событии на месте, где остановился плот с архиепископом, новгородцами был установлен каменный крест.

Читайте также: