Мой любимый уголок в школе

Обновлено: 05.07.2024

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества в станице Темиргоевской. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, края.

ВложениеРазмер
programma_moy_lyubimyy_ugolok.doc 152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества в станице Темиргоевской. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, края.

В соответствии с этим составлена данная программа.

Программа является межпредметной, так как она дает возможность получения дополнительных научных знаний не только для изучения курса истории, но и военной истории, географии. Так же при изучении некоторых вопросов учащиеся могут применять полученные знания на уроках истории, литературы, географии, изобразительного искусства и д.р.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своей станицы и края. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Осуществление программы предполагает получение и использование конкретных результатов на двух уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, деревня, поселок).

Содержание программы рассчитано на 2 года занятий с учащимися, начиная с 3 – го класса.

Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 34 часа, с сентября по май включительно.

Содержание программы составлено с учетом цикличности проведения краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности учащихся.

Учащиеся 1-го года обучения непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, школой, с историей своего населенного пункта.

Занимающиеся 2-го года расширяют зону познания.

Основные цели программы:

  1. знакомство с укладом жизни кубанских казаков на территории станицы, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
  2. ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  3. воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  4. привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  5. развитие творческих способностей детей;
  6. формирование у учащихся интереса к исследовательской работе;
  7. познакомить учащихся с историко-культурными памятниками;
  8. охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
  9. воспитание патриотизма, стимулирование наблюдательности и любознательности, активизации исследовательских навыков, воплощение духа научного изыскания, исследования и творчества.

Основной метод обучения – исследовательский. Он подразумевает проявления самостоятельности мышления учащегося, концентрирует в себе всё то, что формировалось и формируется системной активизации процесса обучения. Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т.к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятники, фольклором.

Факультатив нацелен на открытие нового. Ученик, попадая в положение исследователя, зачастую воспитывает в себе уважение к истории, познавательные навыки, помогающие ему впервые ощутить вкус научной работы. В центре курса должен быть ученик. Малая родина изучается в контексте интереса, ученика к себе. С конкретного – семьи ученика, его родословной, работы родителей, школы, дома – и начинается изучение родной станицы.

Формы и методы реализации:

Предусмотрено несколько экскурсий: по станице (ознакомление с достопримечательностями), в станичном музее, наблюдение за особенностями местного ландшафта, посещение одного из предприятий станицы, знакомство с сельскохозяйственным трудом земляков.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Городская научно-практическая конференция

Мой любимый уголок города.

Краеведение

Неткачёва Анна Олеговна

Руководитель:

Плеханова Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ школа № 71

г. Дзержинск

Введение 3-5

Основная часть 5-7

История моего любимого места в городе. 5-6

а) история школы № 71 г. Дзержинска Нижегородской области 5-6

б) Посещение школьного музея. 6

в) Интервью со старейшим учителем школы Щербаковой А. А. 6

2. Анкетирование учащихся нашей школы. 6-7

3. История любимых мест города Дзержинска моих одноклассников. 7

4. Выводы и заключение. 7

5. Литература. 7-8

6. Приложения.

Есть в городе любимый уголок

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашего города, района, нашей страны. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, мы становимся как будто ближе, начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем. Через познание Малой Родины человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Малая Родина – это колыбель человека. Собственная история есть у человека, у дома, улицы, на которой он живет, у памятников, украшающих его край, несущих многолетнюю память и значение. Но мы растём и взрослеем иногда в неприметном уголке, где с утра до вечера звенят детские голоса, где доброе, вечное поселяется в детские души, где познаются и понимаются первые законы жизни.

Наверно, поэтому я так люблю свой школьный двор… Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого человека….
Школа – это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюблённость, строгие учителя, родительские нотации…. А как здорово, когда звенит школьный звонок с последнего урока! Ура! Книги летят в портфель, как птицы! В раздевалке толчея! Двери школы победно гремят салютом! Школьный двор оглашается радостными криками! Ура! Уроки кончились!
Школьный двор…скамейка… озорно пробегают школьные годы…

Объектом исследования стала средняя школа №71, ее история, а также популярные места нашего города среди учеников нашей школы.

Цель моей работы состояла в изучении истории средней школы № 71, пробудить интерес к изучению истории любимых мест города у своих одноклассников.

При исследовании данной темы мной были поставлены следующие задачи :

1. Изучить и проанализировать материалы, рассказывающие об истории средней школы № 71.

2. Взять интервью у самого почетного работника школы, педагога–Щербаковой Александры Арсентьевны.

3. Провести работу с фотографиями из музея школы.

4. Провести анкетирование среди учащихся 3 – 4 классов школы № 71.

5. Организовать с одноклассниками сбор информации об истории популярных мест нашего города и его истории.

Работая над данной темой, я использовала следующие методы :

1. Опрос педагогов, ветеранов и выпускников школы.

2. Анализ документов из архива школы.

3. Систематизация и обобщение полученных данных.

4. Анкетирование учащихся.

В работе мне пригодились воспоминания ветеранов школы, учеников- выпускников школы разных лет. Очень помогли в восстановлении действительности записи с вечеров встречи с выпускниками школы.

Актуальность своей работы я вижу в том, что ученики имеют очень мало информации об истории своего города, школы. Собранный материал можно использовать для проведения уроков окружающего мира, классных часов, внешкольных мероприятий и пополнить музейный фонд школы.

Недостаточное знание учеников по истории родного города, школы.

-изучение архивных материалов, содержащихся в школьном музее;

- беседы с выпускниками школы;

- беседа с ветеранами-учителями;

2.Основная часть.

1. История моего любимого места в городе.

а) история школы № 71 г. Дзержинска Нижегородской области

Для изучения истории школы, в которой я обучаюсь, в первую очередь я обратилась к своему классному руководителю Плехановой Елене Владимировне. Она рассказала, что в 2009 году школа отмечала свой 40-летний юбилей, и к этому событию была собрана информация о ней. Мы запросили эту информацию у работников администрации, а в частности, у завуча Царевой Н. В. Из этого источника я узнала, что школа начала свою работу в 1969 году. В апреле 1969 года в строящуюся школу №71 директором был назначен Стукалин Василий Николаевич, человек, болеющий за своё дело, отличный специалист, учитель истории, мудрый руководитель, которого уже, к сожалению, нет в живых.

Ещё в августе полным ходом шли строительные работы, в которых первые учителя школы принимали самое активное участие. Но 1 сентября 1969 года школа распахнула свои двери для 671 ученика, несмотря ни на какие трудности. Началась летопись 71-й школы. К концу своего первого учебного года школа пополнилась на 375 человек. Таким образом, в конце 1969-1970 года школа уже вмещала 1046 человек.

В 1975 году Василия Николаевича Стукалина на посту директора сменила Червякова Людмила Алексеевна, которая и вела эту работу. Десять ярких лет отдала она родной школе.

В 1985 году школу возглавил Житков Станислав Михайлович. И хотя проработал он в должности директора всего 4 года, его запомнили строгим, бескомпромиссным и волевым руководителем.

А на сегодняшний день вот уже 20 лет бессменным директором является Удалова Ирина Ивановна – мудрый и опытный руководитель.

Школа: её учителя, ученики – жили интересной, насыщенной жизнью. Белые фартуки у девочек, строгие костюмы у мальчиков, пионерские галстуки, комсомольские значки, смотры строя и песни, зарницы, походы – всё это делало школьное поколение 70-80-х необыкновенно счастливым и смело глядящим в будущее.

Во всех делах активное участие принимала школьная правофланговая дружина имени академика Королева.

Все выпускники 70-80-ых годов прошли школу юного строителя коммунизма. Сколько угодно можно спорить о правильности воспитания в те годы, но школа октябрят, пионерия и комсомол – это яркие и памятные моменты школьной жизни. Как радостно было получить отрядный флажок и увидеть на своей груди октябрятскую звездочку. И гордо носить имя: Я – октябрёнок!

б) Посещение школьного музея

В школе действовал музей имени академика Королева, в 1981 году был открыт музей 45 зенитно-прожекторного полка, который действует и сейчас.

Рассматривая экспозиции музея, я узнала, что

Семеро учителей – бывшие выпускники родной школы.

в) Интервью со старейшим учителем школы Щербаковой А. А.

В 1972 году в нашу школу пришла Щербакова Александра Арсентьевна – замечательный учитель немецкого языка. Она вырастила не одно поколение учеников, которые связали свою профессию именно с изучением этого предмета и поступили в своё время в институт иностранных языков. Каждый год её ученики становятся победителями городских и областных олимпиад по немецкому языку.

Я решила взять интервью у Александры Арсентьевны. И вот что я узнала и рассказала своим одноклассникам: что до 1969 года на месте нашей школы был лес. В школу учителя приходили работать семьями, трудились над оформлением кабинетов, что коллектив в школе всегда был очень дружным. Теперь уже через 2 года мы будем отмечать полувековой её юбилей.

Сегодня школа №71 – это сплоченный коллектив единомышленников. Многие учителя проработали здесь больше 15 лет.

Анкетирование учащихся нашей школы.

Обо всем, что узнала, я решила рассказать своим одноклассникам и выяснить, а какие места в городе любят они и знают ли их историю, любят ли гулять в своём школьном дворе. В анкетировании участвовали 64 ученика 3-4 классов нашей школы. Анкета содержала следующие вопросы:

Назовите любимое место в городе, где вы любите проводить свободное время.

Любишь ли ты проводить свободное время в школьном дворе?

Знаешь ли ты историю того места в городе, где любишь отдыхать?

История любимых мест города Дзержинска моих одноклассников.

Мы все воспользовались различными источниками информации и узнали некоторые исторические факты о своих любимых местах нашего города. Каждый написал сочинение-миниатюру на эту тему и поделился этой информацией во время классного часа. Вот некоторые из этих фактов:

В 1940 году начались работы по благоустройству городского парка. Проект парка – авторская работа академика архитектуры Никольского А.С. Но в связи с началом войны в 1941 году работы в парке были приостановлены. Продолжили его строить лишь летом 1945 года. И только к середине 50-х годов парк стал центром культурного отдыха в городе.

Мне и всем ребятам было очень интересно узнать факты из истории своего города.

Выводы и заключения.

Я считаю, что цель, поставленная в работе, достигнута.

Был собран и проанализирован материал, имеющийся в школе. Я сама узнала историю своей школы и поделилась этой информацией со своими одноклассниками.

Во- вторых, побудила одноклассников найти и поделиться информацией об истории города Дзержинск.

DELETED

когда я училась в школе. примерно с 8 по11 классы любимым местом встречи был второй этаж на "перектрестке всех дорог", напротив кабинета информатики. Любила кабинет биологии. там Лидия Александровна всегда за всем ухаживала) ну и конечно же кабинет нашей классной Классной - Королевой Юлии Геннадьевны)

Ольга Карпова

А мы перед выпускным экзаменом по химии, около кабинета музыки и актового зала играли в волейбол. Счастье, что в окно не залепили мячом.

Катарина Нестерова

Мне всегда нравился кабинет географии, да и сама Елена Юрьевна была лучшим учителем в школе.
А вообще место избиралось по принципу - "чем тише, тем лучше".

Алексей Быстров

Да, Кать, с тобой полностью согласен, в кабинете у Елены Юрьевны было всегда отлично. Это человек, который всегда тебя поддержит, подскажет, выслушает. Я занимался в геологическом кружке, который она вела, мы все на занятия ходили в разброс, кто когда прийдет, у кого когда время есть, она сидела с нами всегда и не разу не сказала, что у нее нет времени. Тоже было при подготовке к олимпиадам, к экзаменам. Елена Юрьевна очень скромный человек, и она никогда не кричит о своих заслугах, а их у нее много. Спасибо Вам, Елена Юрьевна!

DELETED

Ну конечно "перекресток всех дорог" был хорош.. Тогда мы собирались по 15-25 человек.. Хорошие времена были.. Одно время диван стоял на первом этаже (прямо напротив стола гардеробщицы), там тоже неплохие посиделки устраивались..

Кристина Борикова

да клёво было в школе. я больше всего любила подоконники на первом этаже:)))ну и конечно же Перекрёсток всех дорог:)

DELETED

соглашусь со многими,место встречи,как говориться,изменить нельзя. конечно же "перекресток всех дорог":))

Гимназии N1 "ЮНОНА";
г. Волгодонск, Ростовская область;
Творческое задание "Любимый уголок моего детства", номинация "Статьи".
Жанр - очерк.

Уголок моего детства

У каждого человека, наверное, есть место, укромное местечко, где он чувствует себя ребенком, где его переполняют детские вос-поминания… Это может быть деревня, поселок или город, где он родился. Или то место, где упал с дерева, порвал штаны, поломал велосипед, накормил беспризорного котенка, получил долгожданную пятерку, помог старушке перейти через дорогу, втихаря убежал с друзьями на речку… Где узнал вкус первого поцелуя.

Для меня, возможно, был, есть и останется таким местом наш Волгодонск. Здесь я летней ночью появилась на свет. Это город мое-го детства. Здесь я пошла в школу. С Волгодонском связаны самые горестные и самые радостные минуты моей жизни. Вот двор и дом, в котором я прожила первые девять лет своей жизни, на самой короткой в городе улице – из трех мно-гоэтажек, но с самым длинным названием – Индустриальная.

С этим домом, этой уютной двухкомнатной квартиркой навсегда останется часть моей души…

Когда мне было два года, мой папа умер. Помню день похорон. Полупустой зал с гробом посередине комнаты. Лавки и стулья. Какие-то люди. Помню, что спрашиваю у мамы: "Можно я возьму цветочек"… Лицо живого отца, к которому я прыгаю на колени, сливается с образами из снов и фотоснимков, из рассказов близких.

Помню, как вместе с соседом Алексеем Егоровичем посадили липку под балконом – в память о моем папе Володе. А с внуком Егорыча Никитой берегли и лелеяли саженец (дворовые мальчишки нещадно обламывали деревце). Позже высадили и три вишни. Наступало лето, и деревья поливали из шланга, прямо с балкона. Кто-нибудь из взрослых направлял струю воды сначала на газон, потом веером разбрызгивал ее по всей округе. А я, вместе с соседской детворой, скакала под этим искусственным дождем, визжа и смеясь от счастья.

Мало кто был на свадьбе у своих родителей, а вот я была. Ну, как это забудешь?! Память рисует снежный зимний вечер в канун Рождества. Мама второй раз выходит замуж. Единственный свидетель и гость на регистрации – я. Мой новый папа, офицер десантных войск, в ЗАГС надел военную форму с орденами и медалями. Мама в длинном синем платье с белым воротником-пелериной – красива и счастлива. Я подетски радуюсь за нее. Прямо из ЗАГСа мы едем к бабушке и дедушке: для них это был сюрприз. Я бегу впереди родителей и кричу: "Мама вышла замуж!" Когда узнаю, что у отчима есть взрослый сын, радуюсь вдвойне: у меня теперь есть еще и старший брат – мечта всей моей жизни.

Никогда не забуду, как пыталась тренироваться дома: растягивалась, садилась на шпагат, делала мостики и крутила колесо. Четыре года я занималась художественной гимнастикой, и мои спортивные снаряды – мяч, лента, обруч и булавы разбили не одну люстру, вазу в квартире и бабушкины очки.

Еще помню концерт группы "На-На", на который дружно собирались всей семей. Прошлое проходит перед глазами, как кадры кинохроники. Вот я нарядная и взволнованная слушаю живые голоса любимых певцов. Вот поднимаюсь из зала на сцену. Вручаю любимцу публики Левкину плюшевую игрушку. Вот меня целует в щеку настоящая поп- звезда и дарит кассету с автографом. Такой был восторг!

Была и ревность, вперемешку с одиночеством. Когда родилась сестра Василинка, в какие-то мгновенья мне казалось, что все забыли обо мне: у мамы и папы (теперь я так называю Анатолия Ивановича) с малышкой много хлопот. Но все равно, я обожаю ее. За две косички, огромные васильковые глаза и счастливую улыбку. Даже капризы сестренки кажутся чем-то естественным и родным.

Помню детскую обиду на родителей: очень люблю животных, но мне не разрешают завести даже кошку – гуляю с соседской Муркой. Вывожу ее во двор на ленточке-поводке, как собачонку. Кошка нервничает, рвется на свободу, тянет меня за собой куда-то за дом, в степь. А я бегу за ней, спотыкаясь, пыхтя. Какой же смешной и нелепой я кажусь себе сейчас. Но что было, то было…

Даже если мне придется уехать из города, я никогда не забуду мою маленькую Родину. Мой первый дом и квартиру на третьем этаже. Этот уголок детства всегда будет связан с чем-то далеким, но светлым, мягким и добрым. Он останется в сердце, как мамины руки, бабушкины пирожки и песни группы "На-На".

Читайте также: