Мои права и мои обязанности в школе 2 класс

Обновлено: 08.07.2024

обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.

формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности

Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем, люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

Декларация о правах ребенка. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании,. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция ; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон , по которому мы живем.
- Как называется этот закон?

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

3.Работа в группах

- Вспомните, какие права вам гарантированы государством?

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Давайте вспомним эти произведения..

5. Обязанности. Анализ ситуаций. Разыгрываются ситуации.

Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

6. РЕФЛЕКСИЯ

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов – ты Молодец! Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: словарь Ожегова; музыка для конкурса, презентация.

Подготовила: учитель начальных классов Жукова В. П.

Ход классного часа.

Организационный момент.

Наш классный час мне бы хотелось начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить,

Иметь уютный дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любимым

Он на свете не один

А кто же в государстве обязан защищать права детей? На этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (ответы детей)

Ребята, вы знаете, что все люди и взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и т.д.

А сейчас я вам расскажу какие права и обязанности имеют все дети.

1. Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права.

Дети имеют право на воспитание в семейном кругу или находиться на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание.

Дети имеют право на медицинскую помощь и уход.

Дети имеют право на досуг, имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Каждый ребенок имеет право на отдых

Дети имеют право на бесплатное образование

Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. Право на защиту от физического и психологического насилия.

Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы.

Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Дети-инвалиды имеют право на заботу об их физическом и психологическом состоянии.

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Обязанности школьника. (слайд)

Каждый школьник обязан соблюдать устав своей школы

Бережно относится к имуществу школы

Уважать честь и достоинство других школьников и работников школы.

Выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Соблюдать правила поведения на уроке и перемене.

Во время перемены навести порядок и чистоту на своем рабочем месте.

1.Вот в углу мальчонка,

Бить, наказывать ребенка СТРОГО (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

2.С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить- Это(РАЗРЕШАЕТСЯ)

3.Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают – Это (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

4.Рисовать и петь, учится,

Если заболел – лечится, Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)

5. Этот трудиться ребенок,

Мало у него силенок,

В детстве тяжкая работа Это- (ЗАПРЕЩАЕТСЯ)

6.Вместе дружно жить ,

С разными детьми дружить Это-(РАЗРЕШАЕТСЯ)

Молодцы, ребята! Все правильно ответили. Следующее задание тоже очень интересное закончить нужно предложение.

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений

- В школе я должен…

-В школе я имею право…

-Дома я имею право…

- На улице я должен…

- На улице я имею право…

Вывод: вот мы с вами уже сколько узнали и дальше будет еще интереснее……

Ситуации из литературных произведений.

5.Приключения Буратино. Попал в плохую компанию и не дошел до школы. (Право на образование)

6. Гадкий утенок. На птичьем дворе все его обижали. ( право на защиту чести и достоинства)

7. Три медведя. Маша зашла в чужой дом и начала там брать вещи ( право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь)

Правильно ребята! И с этим заданием мы справились. Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается так как жизнь человека или сказочного героя это самое дорогое что есть.

А сейчас ребята прочитают стихи которые подготовили к теме нашего урока.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить, и обидеть.

Не отнимешь у ребенка

Право вечного на отдых

Есть в Конвенции об этом

Папа, мама, ты и я

И для нас Семейный Кодекс

Подведение итогов.

У вас на столе есть листочки, вам необходимо написать на одном листочке кратко одно право и мы на доске составим солнышко, где лучики и будут права. А затем и второе солнышко где лучики будут обязанности. (на доске 2 солнышка)

На классном часе дети знакомятся с основыми правами и обязанностями ребёнка. В игровой форме рассматривают и обсуждают различные ситуации.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_vo_2_klasse_na_temu_my_izuchaem_prava_i_obyazannosti.docx 22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2 классе на тему:

Учитель начальных классов

Кочешкова Наталья Евгеньевна

обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.

формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности

Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.

- И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.

- Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.

- Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).
(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).
- Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:

- Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)

3. Вступительное слово учителя

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? ( Слайд 2).

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей ( Слайд 3 ).

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” ( Слайд 4).

В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны ( Слайд 5).

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

4. Беседа по теме

- Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).

- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

- уважение своей личной жизни, своего достоинства (слайды 6-14)

- на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)
общение и дружбу со сверстниками

- права на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)
благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность

- Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).

Работа в группах. (обсуждения)

(класс разделился на 5 групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены) (вспоминаем правила работы в группах)

- Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.

6. Изучение обязанностей учащихся.

- Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.

Работа в парах ( на столах карточки)

1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.

2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.

3.Успевать по всем предметам школьного курса.

4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.

5.Соблюдать культуру внешнего вида.

6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

- И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

- Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

- Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

- Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

- Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на обще с твенных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).

- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

- Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).

- Хотите жить без друзей (Нет).

- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.

- Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

7. Практическое задание (индивидуально)

( на парте листочки зелёного цвета с тестом )

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? (смайлики)

  • Добросовестно учись.
  • Соблюдай дисциплину
  • Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
  • Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
  • Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
  • Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
  • Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
  • Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
  • В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Итог занятия:
- Спасибо за работу! Считаю, что мы плодотворно и с пользой работали над этой темой.
- Молодцы! Все были активными!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у.

Родительское собрание в 1 классе по теме "Ваш ребёнок - первоклассник. Новые обязанности - первые трудности"

Знакомство родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению. Научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребёнку в первые дни в школе.

Классный час на тему: Я первоклассник.Права и обязанности ребенка.

Направлен на ознакомление детей со своими правами и обязанностями.


Классный час на тему: "Я выбираю сам. Мы изучаем права и обязанности детей"

Классный час на тему: "Я выбираю сам. Мы изучаем права и обязанности детей".


Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не им.


Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как изучали земной шар. Путешествия"

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как изучали земной шар. Путешествия".

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.

Право на получение бесплатного среднего образования

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.

Право не посещать кружки и факультативы

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.

Добросовестно учиться

Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.

Следовать распорядку школы

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.

Беречь школьное имущество

Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы

Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.

Не приносить в школу опасные предметы

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Какие права и обязанности у ребёнка в школе

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Igra_Yuridicheskaya_konsultaciya.doc

Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)

Снежная Королева похитила Кая. Кай…

Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон …

Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица …

Выбранный для просмотра документ мои права и обязанности.doc

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Ход мероприятия

Введение в тему беседы.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить тему нашего разговора.

Сценка (разыгрывают учащиеся класса)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Артем: Давайте поиграем в войну!

Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.

Дима: А я не хочу.

Артем: Чего не хочешь?

Дима: Играть в войну.

Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Дима: Я не хочу.

Артем: Захочешь.

Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? (Дима) Почему? (Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступили Артем и Влад? Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Давным-давно,тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

1. Что люди могут делать и чего не могут?

2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?

3. На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Что такое Декларация?

Декларация - это международно-правовой документ. В ней говорится, что все люди должны знать свои права и обязанности.

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А у вас, у детей, есть свои права?

Конечно, есть. Существуют документы, где прописаны права ребенка. И записаны они в "Конвенции о правах ребенка", принятой Государственной Ассамблеей ООН.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе, которые вы должны знать.

Послушайте стихотворение и скажите, какое главное право имеет каждый человек?

Вовочки и Леночки,

Андрюшки и Аришки -

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней правами своими -

Ведь с пеленок, человек получает имя.

В Конвенции о правах ребенка записано, что "главное право каждого человека - право на жизнь". А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие.

А еще, какое право? (Право на имя)

семья новорожденного дает ему фамилию, придумывает имя. Полное имя человека включает Ф.И.О. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.

Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны.

Гражданами, какой страны являетесь вы?

Правительство России заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей.

Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они хлопочут о том, чтоб детки отлично обучались, росли грамотными, умелыми, воспитанными, любящими.

- О каком праве идет речь?

Как вы думаете, нужен ли каждому из вас дом?

Иметь собственный дом очень важно, потому что это место, где человеку комфортно, тепло. Потому в Конвенции прав ребенка записано: "Каждый ребенок имеет право на достойное жилье".

А вот еще одно право ребенка. А какое послушайте.

Я расту на радость маме,

Но приходиться признать,

Чтоб я вырос лучшим самым,

как мне много нужно знать!

Подросла, взяла я книжки,

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

О каком праве идет речь?

Каждый ребенок имеет право на образование.

Следующее право ребенка

если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То врача позвать на помощь

Тоже право детворы.

Верно. В конвенции о правах ребенка говорится о бесплатной медицинской помощи.

И еще человек имеет право -

Не отнимать у ребенка

Права вечного на отдых,

Есть в конвенции об этом

У каждого есть право на труд и на отдых.

Также в Конвенции о правах ребенка есть:

Право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

На безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокости ли небрежное обращение.

Право говорить на своем языке .

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Если кто того не знает:

Мать с ребенком разлучает.

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

Если трудится ребенок,

Мало у него силенок,

В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).

Да, я согласна с вами, что мно­гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува­жают детей, поэтому не соблюдают их прав.

4. Наши обязанности

Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

- Помой посуду, сынок.

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

- Это проявление жестокости, папа.

Нарушали права Пети мама, папа, бабушка? Как можно назвать Петю? (Лентяем)

Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности. Каждому праву соответствует обязанность. Обязанности бывают разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

В данной сценке назовите обязанности Пети.

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.

Перечислите обязанности детей.

5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности. Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации. (см. Приложение 4.) (Заслушиваются комментарии детей к предложенным ситуациям).

6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец это какая-то позиция, раскрасьте, те пальчики, которые больше всего соответствуют вашей позиции на уроке.

Большой – на классном часе было интересно, познавательно.

Указательный - эту тему я усвоил очень хорошо.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – я был активен, хорошо участвовал на классном часе.

Мизинец – для меня тема классного часа была не понятна.

http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г.

Читайте также: