Модель информационной среды школы

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Яровая Любовь Ивановна

Населенный пункт: Белгородская область, п.Ровеньки

Введение

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

Сегодня во всем мире пересматриваются задачи образования. Главной целью является развитие творческой личности, становление человека, который учится всю жизнь и для которого этот процесс становится интересным, поскольку он умеет учиться. Информационно-библиотечные центры становятся важным ресурсом образования, а педагог-библиотекарь - ключевой фигурой в обучении и консультировании учащихся при работе с новыми информационными технологиями.

Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных форм и видов, информационно-библиотечный центр помогает в воспитании квалифицированного читателя, обладающего критическим мышлением, умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации.

Школьный информационно-библиотечный центр занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности, включающей в себя:

• навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

• умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

• умения перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

• умения использовать современные информационные технологии.

И перед нами стоит задача не только передать определённый набор знаний и умений, но и развить у обучающихся стремление к саморазвитию. С помощью поиска новой информации, ее использования, актуализации и умения творчески применять полученные знания на практике. На первый план выходит умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию. И в этом первым помощником является информационно-библиотечный центр.

1. Паспорт проекта

Школьный информационно-библиотечный центр — центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса

Фактический адрес, телефон, электронный адрес, сайт, директор

Адрес: 309740, Белгородская область,

Ровеньский район, п. Ровеньки, ул. Ленина, д. 147.

Директор: Киселёв Эдуард Николаевич

Нормативноправовая база проекта

Конвенция ООН о правах ребенка;

Руководства Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) для школьных библиотек, 2015 г.;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 04.10.2010г. № 986);

Директор школы Киселев Эдуард Николаевич

Администрация школы, сотрудники ИБЦ Яровая Любовь Ивановна,учителя, технические специалисты учащиеся, родители

Модернизация школьной библиотеки в Информационно-библиотечный центр (ШИБЦ), формирование единой образовательной среды, способствующей информационному обеспечению образовательного процесса, и обеспечивающей необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как ключевого инструмента новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

1. Создание нового уровня информационных ресурсов и материально-технической базы, соответствующих современным требованиям образовательного процесса.

2. Организация открытого доступа к информационным ресурсам, обеспечение комфортных условий для их использования всем участникам образовательного процесса.

3. Формирование учебного и методического фонда, соответствующего Федеральному перечню учебников.

4. Комплектование документального фонда библиотеки классической и детской литературой, энциклопедически

5. Внедрение информационных технологий в области библиотечных услуг в деятельности ИБЦ.

6. Формирование информационной культуры учащихся: обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации.

7. Взаимодействие усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению школьников

Этапы реализации проекта

  1. Организационный (2021-2022г.) Создание рабочей группы -изучение лучшего опыта и перспективных направлений развития ИБЦ общеобразовательных организаций России;
  2. Этап реализации (2023-2025.) Обновление нормативной базы, пересмотр видов деятельности и спектра услуг. Подготовка кадров формирование ресурсной и материально-технической базы. Освоение новых технологий информационного обслуживания.
  3. Обобщающий (2026) Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальней развития Библиотечно-Информационного центра (ИБЦ) школы
  1. Создание ИБЦ на базе школьной библиотеки
  2. Повышение качества организации библиотечно –информационного обслуживания читателей.
  3. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам.
  4. повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания учащихся, учителей и родителей.
  5. Повышение читательской компетенции детей и подростков
  6. Улучшение комплектования библиотечного фонда.
  7. Укрепление материально- технической базы.

2. Обоснование актуальности проекта

3. Миссия ШИБЦ:

Информационно-библиографическая поддержка всех школьных образовательных проектов и программ.

ведущей целью деятельности школьного информационно-библиотечного центра является обеспечение доступности и удовлетворение информационно-образовательных потребностей субъектов образовательной практики школы, организация коллективного выстраивания нового знания и освоения новых способов работы с информацией, формирование инновационных практик организации образовательного процесса в условиях информатизации..

  1. Задачи проекта:
  1. сбор, организация хранения и обеспечение сохранности и доступности для пользователя;
  2. создание условий для организации работы по формированию и развитию информационной культуры и читательской компетентности.
  3. предоставление пользователям возможности доступа к информационным ресурсам электронной библиотеки;
  4. Создание условий для популяризации чтения;

Образовательная - способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности, способствует формированию предметных иметапредметных универсальных учебных действий.

Информационно-методическая - как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию навыков метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Культурно- просветительская – способствует формированию личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.

7 . Основные направления ИБЦ

  1. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ;
  2. Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания для всех категорий пользователей, обеспечение их безопасного, свободного доступа и информации, идеям, знаниям, культурным ценностям.
  3. Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
  4. Воспитание гражданского самосознания, развитии их творческих способностей, помощь в социализации обучающихся,
  5. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, особенностей обучающихся.
  6. Совершенствование номенклатуры представляемых ИБЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.

8. Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация мероприятий Проекта позволит создать условия для обеспечения достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) за счёт преобразования библиотеки в информационно – библиотечный центр, который позволит:

- заниматься образовательной деятельностью в комфортной среде, обеспечивающей условия для индивидуальной и групповой работы за счет использования различных зон пространства ИБЦ;

- иметь доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов;

- использовать компьютерную технику в ИБЦ для, тиражирования, сканирования, копирования образовательных ресурсов;

- бесплатно пользоваться беспроводным интернетом как с использованием ноутбуков ИБЦ, так и собственных персональных гаджетов с безопасным доступом во всемирную сеть;

- пользоваться ресурсами ИБЦ (печатными, электронными, консультативными) в плане профессионального самоопределения;

Ожидаемые результаты реализации Проекта повлияют на улучшение качества новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), что обеспечит повышение уровня социализации, конкурентоспособности и мобильности выпускников школы.

  1. Информационная справка о школьной библиотеке

Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение, которое включает в себя две комнаты площадью 95 кв.м.

Структура библиотеки: абонемент, книгохранилище

Библиотека оборудована: стеллажи для книг(10 шт.); шкафы (7 шт.); столы для читателей (10 шт.); стулья (18 шт.); компьютер (2шт.); многофункциональное устройство: принтер, сканер и ксерокс, стол библиотекаря (1 шт.); круглый стол – столы - трансформеры, на колесиках.

Организует работу библиотеки один работник – заведующая библиотекой Яровая Любовь Ивановна, работающая на 1,5 ставку. Образование высшее, общий стаж – 36 лет, библиотечный стаж – 36 лет, стаж работы в данном учреждении – 18 лет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_mf8ce1ff.jpg
hello_html_428ec7f5.jpg

Рис. 2. Технико-технологический компонент ИОС

Ключевым аппаратным средством этого компонента ИОС является компьютер – универсальное средство и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, и самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования.

hello_html_m48449ec8.jpg

О бучающие программные средства и набор информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов, методических ресурсов Базы Знаний КМ-Школы. База знаний КМ-Школы объединяет в себе около 160 Гигабайт уникального образовательного мультимедийного контента в цифровом формате: медиауроки, тесты, тренажеры, медиатеки по всем учебным предметам, модели экспериментов и опытов, энциклопедические и справочные коллекции, словари, обучающие и развивающие курсы, библиотеки текстов и музыки, интерактивные сказки, обучающие игры.

Энциклопедии и электронные библиотеки наглядных пособий по различным учебным предметам школьного курса, учебные электронные пособия и учебники, которые находятся в свободном доступе в медиатеке, организованной на базе школьной библиотеки.

Средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Педагоги школы используют как готовые программные продукты и сетевые универсальные тестовые комплексы, так и разрабатывают свои средства с помощью офисных приложений.

Коллекцию методических материалов педагогов и учащихся школы, которая постоянно пополняется новыми материалами и электронными образовательными ресурсами.

Банк учебных ситуаций и методик эффективного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС (приложение 3).

организовать документооборот и делопроизводство;

осуществлять планирование образовательного процесса, распределение учебной нагрузки;

фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения программ;

осуществлять педагогический, социологический, психологический и медицинский мониторинг в школе;

осуществлять контроль качества результатов образования;

использовать аналитические, статистические и другие данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью.

hello_html_m2eaeb5a4.jpg

hello_html_540a1b28.jpg

hello_html_59f522f5.jpg

Рис. 6. Система разноуровневого поддерживающего обучения

hello_html_m27b558f9.jpg

hello_html_m330020c6.jpg

В предполагаемом проекте реализуется школьная инновационная программа, направленная на реализацию одного из ведущих направлений Программы развития МОУ СОШ № 14 до 2010 года, решающая задачу внедрения и развития информационных технологий в системе школьного образования.

Основная идея проекта

Развитие образовательно-информационной среды школы, основанной на новейших инфотехнологиях, максимально содействующих социализации обучающихся, развитию возможностей системы образования, интеграции всех субъектов образования в единое информационное пространство.

Нормативно-правовая база

SWOT-анализ

I. Информационно-техническое обеспечение(характеристика)

  • обученные в области ИКТ педагоги школы
  • педагоги с опытом разработки и проведения медиауроков;
  • введена информатика, как отдельный курс в рамках основной школы (7-9 класс);
  • введены элективные курсы и факультативы по информатике и ИКТ;
  • участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах.
  • низкая информационная культура родителей обучающихся;
  • недостаточный уровень технической оснащенности школы современными ИКТ средствами;
  • недостаточное использование средств ИКТ для управленческих целей;
  • невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
  • нехватка специалистов в области информатизации;
  • проблемы интеграции ИКТ с учебными предметами.

В связи с вышеизложенным для реализации программы нам необходимо решить следующие подготовительные задачи:

  • Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИКТ подавляющего большинства педагогов.
  • Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
  • Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные инфопродукты.

IV. Анализ уровня готовности участников образовательного процесса к внедрению ИКТ в УВП

Основные цели и задачи проекта:

Цель: СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.

Задачи:

  1. образовательные:
    • освоение и использование ИКТ обучающимися и учителями- предметниками;
    • внедрение ИКТ в УВП;
    • обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к школьным информационным ресурсам;
  2. управленческие:
    • формирование нормативной базы;
    • разработка программы создания и развития единого информационного пространства;
    • автоматизация документооборота всех участников образовательного процесса;
    • создание эффективной образовательной программы школы на основе применения ИКТ;
  3. кадрово-методические:
    • обеспечение оперативного доступа педагогических кадров к научно-методической информации;
    • повышение профессиональной компетенции администрации и педагогических кадров школы в области ИКТ;
    • проведение компьютерного всеобуча среди педагогических работников;
  4. материально-технические:
    • техническое оснащение школы;
    • обновление имеющегося компьютерного парка школы с учётом данной программы.

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап: подготовительный: 2007-08 уч.год.

Цель: Создать единое информационное пространство.

Задачи: Обновление и пополнение компьютерного парка школы, установка соответствующего стандартам программного обеспечения, создание школьной локальной сети.

Цель: Автоматизация УВП.

Задачи: Автоматизация управления школой и документооборота, расширение школьной локальной сети, создание медиа - класса.

III этап: аналитический- 2009-2010 уч.год.

Цель: Использовать возможности информационного пространства школы как способа повышения качества образования.

Задачи: Реализация ИКТ через сеть специализированных кабинетов; создание школьной медиатеки; создание сети дополнительного образования на базе школьной информационной среды; содержательная корректировка образовательных программ; создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы.

2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация проекта будет содействовать использованию Интернет-технологий в рамках формирования единой информационной, социо-культурной образовательной среды школы, стимулировать использование ИКТ в организации учебно- воспитательного процесса, предоставит дополнительные возможности для развития талантливой творческой молодежи, содержательной корректировке образовательной программы школы, учитывающей возможности эффективного взаимодействия обучающихся, педагогов и администрации с ИКТ и информационным обществом, росту качества образования, повысит возможности всех участников образовательного процесса в использовании Интернет-ресурсов.

3. МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из четырех крупных направлений в работе, которые включают в себя комплекс мероприятий.

Информатизация управления, где необходимо решить задачи:

  • Создание локальной административной сети школы;
  • Обеспечение всех компьютеров административной сети специальным программным обеспечением;
  • Техническое и методическое оснащение школьной медиатеки;
  • Создание банка данных по различным направлениям.

Совершенствование курса информатики, где необходимо:

  • Разработать программу непрерывного курса информатики;
  • Систематически повышать учителям информатики свой профессиональный уровень;
  • Проводить разнообразные внеклассные мероприятия по информатике.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предусматривает:

  • Курсовую подготовку учителей-предметников для работы на компьютерах;
  • формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся;
  • Проведение учителями-предметниками компьютерных уроков;
  • Использование электронных учебников по предметам школьного курса;
  • Создание школьного образовательного сервера с различной информацией для учителей и учащихся;
  • Компьютерные тестирования учащихся.

Технология открытого образования необходима для решения задач:

  • Дистанционное дополнительное образование учителей и учащихся;
  • Участие учителей в дистанционных семинарах, педагогических советах, конференциях;
  • Участие учащихся в сетевых образовательных проектах.

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок

Мероприятие

Исполнители

Ресурсы

Показатели реализации

Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс

Наличие современных компьютерных классов, подготовленные специалисты

Анализ учебного плана, анализ учебных программ

Обучение учителей ИКТ

Директор школы, МО

МОИПКРО, ПГУ, ОЛАиМР, кабинет информатики

Использование ИКТ в учебном процессе

Создание общешкольной локальной сети

Директор школы, заместитель директора по АХЧ

Средства бюджета, привлечение спонсорских средств

Обеспечение оперативных информационных связей

Компьютер в сети, мультимедийный проектор, доска, сканер, принтер,

Повышение качества обучения

Создание школьного сайта

Зам. дир., отв.за информатизацию

Сервер, модем, выход в Интернет

Расширение инфопространства школы

Л.Г.Масько- учитель начальных классов

Сертификаты, персональный профиль в Сети

Разработка электронного каталога, имеющихся в ОУ образовательных информационных ресурсов

Учителя информатики, библиотекари

Внедрение информационных технологий в УП

Информатизация деятельности администрации школы

Директор школы, заместитель директора по УВР

Наличие компьютеров и программ АСУ

Высвобождение временных ресурсов

Утверждение квалификационных требований к уровню владения ИКТ

Создание электронной библиотеки исследовательских работ учащихся и педагогов

Заместитель директора школы по УВР

Выход в Интернет, сайт школы

Аттестация обучающихся и учителей

Размещение на сайте школы публичного доклада

Участники ШИП, заместитель директора по ВР

Наличие электронной почты у обучающихся

Обеспечение оперативной связи

Организация дистанционной психологической помощи семье и ученику на сайте школы

Заместитель директора школы по УВР

Наличие компьютеров у учащихся, выход в Интернет

Проведение компьютерного всеобуча для родителей

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

Директор школы, учителя предметники

Средства федерального бюджета, привлечение спонсорских средств

Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Использование телекоммуникаций в учебном процессе
Проведение уроков в медиа-классе
Электронное тестирование обучающихся

Кабинет информатики, медиа-кабинет предметника, электронные учебники, программы

График проведения уроков в компьютерном кабинете и медиа- кабинете предметника
Результаты диагностики

Публикация на сайте школы теоретических материалов и практических результатов деятельности учащихся и учителей школы.

Директор школы, учителя информатики

Выход в Интернет, учителя информатики

Анализ работы школы

5. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В 2006–2008 ГОДАХ

№ п/п

Показатель реализации

2006–2007 уч. год

2007–2008 уч. год

Увеличение компьютерного парка

+ 13(всего: 42)
0.06на одного обучающегося

+6(всего: 48)
0.08 на одного обучающегося

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

100%

Создание общешкольной локальной сети

В сети: 16 компьютеров

Создание школьного сайта

Обучение учителей ИКТ

+15(всего 46.5%)

+2(всего 48.2%)

Внедрение непрерывного курса информатики и ИКТ с 7 по 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Городская дистанционная научно-практическая конференция

Черёмин Павел Юрьевич

Аннотация

Актуальность

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Единое информационно-образовательное пространство может предоставить учащемуся возможность пользоваться широчайшим набором образовательных контентов (электронных учебников, видеокурсов и т.п.), с помощью интерактивных технологий компенсировать пробелы в образовании, реализовывать свои творческие способности через участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях. Пользоваться системой дополнительного образования не прерывая обучение из-за разных факторов: по состоянию здоровья, по напряжённой военной ситуации, по неблагоприятным погодным условиям.

Цель статьи – помочь организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.

1.Компоненты информационно-­образовательной среды в школе

аппаратно-программные и аудиовизуальные средства,

электронные информационные ресурсы,

электронные образовательные ресурсы, и иные технологические средства, необходимые для организации образовательной деятельности.

Технологические средства – это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС.

2.Функции информационно-­образовательной среды в школе.

Можно выделить следующие функции, реализуемые ИОС:

дидактические – хранение и агрегация учебного содержания (контента);

Организационно-­управленческие – администрирование деятельности образовательной организации в целом;

Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:

система управления обучением (Learning Management System, LMS);

система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).

Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.

Организационно­-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования образовательной организации как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, финансового управления, бухгалтерия, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и прочее.

К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.

3.Направления развития инновационно-­образовательной среды в школе для эффективного функционирования

Рассмотрим, какие меры необходимы для эффективного функционирования ИОС. Для этого выделяют следующие направления развития:

разработка нового содержания (контента);

разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;

организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).

4. Контент и методики преподавания в рамках инновационно­образовательной среды в школе

Разработка нового содержания (контента) – это длительное дело, требующее финансовых затрат. Часто бывает так, что материал устаревает уже к моменту публикации. И приходится начинать следующий цикл обновления, без возможности использовать наработки предыдущего. В рамках отдельной образовательной организации сложно разработать содержание новых курсов с нуля, не применяя готовые наработки. Поэтому вполне оправдано получение готового контента для образовательного процесса из разных источников, как открытых (бесплатных), так и закрытых (платных).

Однако бывают случаи (проектная или исследовательская деятельность учащихся, различного рода практики), когда контент генерируется в результате образовательного процесса. Например, появляются планы уроков, учебные пособия, видеокурсы, пояснительные записки, рефераты и прочее. В этом случае содержание не было целью, а готовые материалы являются дополнительным продуктом применяемой методики, но могут быть использованы в дальнейшем.

Опыт показал, что простой перенос старого содержания в онлайн ­среду не приносит ожидаемого эффекта и повышения качества образовательного процесса. То есть просто скопировать конспект урока в систему управления обучением (Learning Management System, LMS) – недостаточно. Нужно еще переработать методику образовательного процесса, чтобы эффективно использовать новые технологии.

5. Инфраструктура инновационно­-образовательной среды в школе

Рабочие места пользователей делятся на категории:

-Рабочие места для администрации. Вероятнее всего, с ними уже ни у кого не возникает проблем: у заместителей руководителя школы уже давно есть персональные компьютеры (далее – ПК);

-Рабочие места для учеников могут предоставляться учебным заведением, или учащиеся используют личные гаджеты.

Для использования в работе личных устройств обучающихся необходимо подготовить инфраструктуру зданий и помещений. Требуется беспрепятственный доступ к Wi­Fi сетям и сети Интернет. Необходимо обеспечить возможность зарядки устройств, возможность временного хранения на тех уроках, где устройства не нужны.

Важно выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы устройства были востребованы. Следует учитывать наличие личных гаджетов при разработке методик и выборе ИКТ­инструментов для обучения.

6. Разработка и использование программного продукта в инновационно­образовательной среде в школе

Остановимся на одном из программных продуктов собственной разработки – это автоматизированная информационная система (АИС) мониторинга и групповой работы над учебными проектами – электронное портфолио проектов. Ученики 7­-9­х классов ежегодно выполняют индивидуальные и групповые проекты на различные тематики. Работа над проектом начинается в сентябре, а заканчивается в декабре публичной защитой. В процессе подготовки проекта ведется самостоятельная работа гимназистов в малых группах под контролем консультанта проекта. Все портфолио проектов хранятся в электронном виде в открытом доступе. АИС мониторинга и групповой работы над учебными проектами оперирует несколькими сущностями данных, среди которых следующие:

1. Проект – это основной объект в системе. На проект ссылаются почти все остальные объекты. На карточке проекта можно посмотреть всю необходимую информацию о проекте и списки связанных с ним объектов (график проекта, список задач, проектную группу, список консультаций и т. д.).

2. Объекты, моделирующие процесс управления проектом. Задача проекта – это конкретное задание участнику проекта, сформулированное руководителем проекта или самими участниками. Задачи должны быть сформулированы по принципу SMART: быть конкретными (Specific); измеряемыми (Measurable); достижимыми (Achievable); реалистическими (Realistic); ограниченными по времени (Time­related).

3. Объекты, моделирующие пользователей. Пользователи делятся на участников проекта (ученики), руководителей проекта, консультантов и экспертов (рецензентов). Роль пользователя в ИОС и объекта в проекте, который создает этот пользователь, взаимосвязаны.

4. Объекты, моделирующие результаты и материалы проектной деятельности. Продукт проекта – это объект, моделирующий продукт проектной деятельности. Любой созданный участниками проекта продукт можно добавить в систему. Продуктом может стать: реклама проекта, итоговая презентация, реферат, отчет, таблица, опросник, обзор, модель физическая или историческая (в виде описания и фотографий), схема и т. д. Источник информации – это объект, содержащий информацию об источнике, в котором проектная группа ищет информацию при реализации проекта. Введение ИОС несколько лет назад позволило упорядочить проектную деятельность, сделать ее массовой в нашей школе.

Читайте также: