Многофункциональные дидактические пособия своими руками времена года для детского сада
Обновлено: 04.07.2024
Цель: наблюдение за изменениями, происходящими с деревьями в разные сезоны года в младшей группе детского сада.
- развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
- формирование базисных представлений об окружающем мире.
- развитие мелкой моторики.
Пособие используется как часть календаря природы. Такое чудо – дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей :
- зимой на дереве поселяются снегири и на нем снежинки.
- весной на нем листочки, под деревом расцветают цветы.
Летом дерево покрыто зеленой листвой, вокруг порхают бабочки,
- осенью на дереве появляются разноцветные листья, появляются хмурые тучи.
Помимо этого, пособие находит применение в различных направлениях развития детей и организации дидактических игр. Например, познавательно – речевое развитие:
Рассматривание и обсуждение произошедших изменений;
Знакомство с окружающим миром, природой;
Ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
Ознакомление с сезонными изменениями в природе;
Ознакомление детей с цветом, формой величиной; осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый); материалами; развития умения выделять свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким признакам;
Формирование элементарных математических представлений;
Привлечение внимания детей к оформлению помещения.
Данное пособие рекомендовано для детей младшего дошкольного возраста.
- изучение детьми времен года: зимы, весны, лета, осени.
- закрепления признаков и примет времен года.
Данное пособие способствует развитию:
- способствует развитию речи, обогащению словарного запаса.
Материалы, используемые при изготовлении дидактического пособия:
- фетр (коричневый, зеленый, оранжевый, белый, розовый, желтый, синий, красный);
- атласная ткань (белая, синяя, зеленая, желтая);
- плотная ткань, типа бязь;
- текстильная застежка – липучка;
- кнопки, пуговицы, крючки;
Данное дидактическое пособие может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Данное дидактическое пособие состоит из четырех блоков: зима, весна, лето, осень.
Блоки соединены между собой тесьмой, что делает пособие мобильным и трансформируемым.
На каждом блоке изображен силуэт дерева (ствол, крона). Крона дерева поделена на сегменты. Собирая крону дерева, ребенок закрепляет такие понятия, как : целое – части. Сегменты крепятся при помощи липучек, по типу пазлов. Это способствует развитию внимания, мышления, памяти, речи.
К каждому блоку имеется набор мелких предметов с признаками времен года, которые крепятся при помощи кнопок, пуговиц, крючков, липучек. Со временем можно добавлять новые признаки и приметы времен годадля детей старшего дошкольного возраста.
Зимой деревья покрываются снегом. Весной природа пробуждается и все цветет.
С наступлением лета, на дереве появляются плоды.
Лето сменяет осень, и природа вспыхивает золотыми красками.
И снова зима – дерево спит под снежным одеялом.
Каждое время года прекрасно по-своему.
Литературная гостиная
Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.
Стеклодувная фабрика
Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.
Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет
Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это.
Исследовательский, творческий проект по самообразованию «Русские народные костюмы и их…
Комментарии
Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .
В блогах
НОД в старшей группе " Расходы и доходы семьи"
игра Доктор
Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.
Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем. С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за которым закреплен наставник, воспитатель Терехова Юлия Михайловна. Взаимодействие наставника и.
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников
Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Основные виды дидактического материала в ДОУ
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
-
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
- Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
-
материал в картинках;
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие
Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.
Дидактический материал для детского сада своими руками
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:
В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных
- Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
- Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
- Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
- Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
- Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными
С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.
Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.
Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики
Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией
Фотогалерея: дидактические материалы по математике
Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов
Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира
Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов
Видеоматериалы по теме
Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.
Для создания поделки понадобится:
- 2 листа плотного картона;
- старая газета (для шаблона);
- простой карандаш;
- ножницы;
- клей ПВА;
- белые салфетки;
- краски и кисточка.
- Сделать из газеты шаблон будущего макета.
- Обвести выкройку на двух листах картона и вырезать детали.
- Провести посередине каждой заготовки вертикальную линию и разделить ее на две равные части.
- Сделать прорези по намеченной линии: на одной детали от верха до середины, а на другой – от низа (как на фото).
- Вставить заготовки одна в другую.
- Вырезать из картона круг-основание и установить на него фигурку. Обратите внимание! Для прочности можно проклеить все вертикальные и горизонтальные стыки полосками тонкой бумаги.
- Развести клей ПВА водой и обклеить поверхность макета салфетками. При этом важно аккуратно обвернуть все срезы картонных заготовок. Чтобы получить рельефную структуру кроны, ствола и лужайки под деревом, влажную бумагу следует слегка сминать при наклеивании.
- Когда поделка высохнет, покрасить каждую ее сторону в цвет, соответствующий определенному времени года, и приступить к украшению.
При раскрашивании поделки необходимо соблюдать последовательность времен года, чтобы при поворачивании макета они правильно сменяли друг друга.
Шаблоны и картинки для распечатки
Шаблоны можно распечатать для детей и использовать как основу для объемной поделки, панно-аппликации или раскраски.
Читайте также: