Многофункциональные дидактические пособия своими руками времена года для детского сада

Обновлено: 04.07.2024

Цель: наблюдение за изменениями, происходящими с деревьями в разные сезоны года в младшей группе детского сада.

- развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

- развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

- формирование базисных представлений об окружающем мире.

- развитие мелкой моторики.

Пособие используется как часть календаря природы. Такое чудо – дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей :

- зимой на дереве поселяются снегири и на нем снежинки.

- весной на нем листочки, под деревом расцветают цветы.

Летом дерево покрыто зеленой листвой, вокруг порхают бабочки,

- осенью на дереве появляются разноцветные листья, появляются хмурые тучи.

Помимо этого, пособие находит применение в различных направлениях развития детей и организации дидактических игр. Например, познавательно – речевое развитие:

Рассматривание и обсуждение произошедших изменений;

Знакомство с окружающим миром, природой;

Ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;

Ознакомление с сезонными изменениями в природе;

Ознакомление детей с цветом, формой величиной; осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый); материалами; развития умения выделять свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким признакам;

Формирование элементарных математических представлений;

Привлечение внимания детей к оформлению помещения.

Данное пособие рекомендовано для детей младшего дошкольного возраста.

- изучение детьми времен года: зимы, весны, лета, осени.

- закрепления признаков и примет времен года.

Данное пособие способствует развитию:

- способствует развитию речи, обогащению словарного запаса.

Материалы, используемые при изготовлении дидактического пособия:

- фетр (коричневый, зеленый, оранжевый, белый, розовый, желтый, синий, красный);

- атласная ткань (белая, синяя, зеленая, желтая);

- плотная ткань, типа бязь;

- текстильная застежка – липучка;

- кнопки, пуговицы, крючки;

Данное дидактическое пособие может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

дидактическое пособие

дидактическое пособие

Данное дидактическое пособие состоит из четырех блоков: зима, весна, лето, осень.

дидактическое пособие

Блоки соединены между собой тесьмой, что делает пособие мобильным и трансформируемым.

дидактическое пособие

дидактическое пособие

дидактическое пособие

На каждом блоке изображен силуэт дерева (ствол, крона). Крона дерева поделена на сегменты. Собирая крону дерева, ребенок закрепляет такие понятия, как : целое – части. Сегменты крепятся при помощи липучек, по типу пазлов. Это способствует развитию внимания, мышления, памяти, речи.

дидактическое пособие

дидактическое пособие

К каждому блоку имеется набор мелких предметов с признаками времен года, которые крепятся при помощи кнопок, пуговиц, крючков, липучек. Со временем можно добавлять новые признаки и приметы времен годадля детей старшего дошкольного возраста.

дидактическое пособие

Зимой деревья покрываются снегом. Весной природа пробуждается и все цветет.

дидактическое пособие

С наступлением лета, на дереве появляются плоды.

дидактическое пособие

Лето сменяет осень, и природа вспыхивает золотыми красками.

дидактическое пособие

И снова зима – дерево спит под снежным одеялом.

дидактическое пособие

Каждое время года прекрасно по-своему.

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.

Стеклодувная фабрика


Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это.

Исследовательский, творческий проект по самообразованию «Русские народные костюмы и их…

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

НОД в старшей группе " Расходы и доходы семьи"

игра Доктор

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем. С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за которым закреплен наставник, воспитатель Терехова Юлия Михайловна. Взаимодействие наставника и.

Мальчик играет с дидактическим пособием

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактический круг по изучению разных сфер жизнедеятельности

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал в виде автомобиля и светофора с навинчивающимися цветными крышками

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Дошкольники рассматривают коллекцию минералов

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

Игровой макет проезжей части с машинками, дорожными знаками и светофором

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

      материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

    Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

    Фланелеграф с изображением нот, ёлочек, птичек, листочков и др

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

    С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

    Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

    Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

    Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

    Фотогалерея: дидактические материалы по математике

    Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

    Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

    Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

    Видеоматериалы по теме

    Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

    Книги и поделки “Времена года” делаем с детьми

    Дерево времена года

    Дерево времена года

    Для создания поделки понадобится:

    • 2 листа плотного картона;
    • старая газета (для шаблона);
    • простой карандаш;
    • ножницы;
    • клей ПВА;
    • белые салфетки;
    • краски и кисточка.

    Дерево времена года

    1. Сделать из газеты шаблон будущего макета.
    2. Обвести выкройку на двух листах картона и вырезать детали.
    3. Провести посередине каждой заготовки вертикальную линию и разделить ее на две равные части.
    4. Сделать прорези по намеченной линии: на одной детали от верха до середины, а на другой – от низа (как на фото).
    5. Вставить заготовки одна в другую.
    6. Вырезать из картона круг-основание и установить на него фигурку. Обратите внимание! Для прочности можно проклеить все вертикальные и горизонтальные стыки полосками тонкой бумаги.
    7. Развести клей ПВА водой и обклеить поверхность макета салфетками. При этом важно аккуратно обвернуть все срезы картонных заготовок. Чтобы получить рельефную структуру кроны, ствола и лужайки под деревом, влажную бумагу следует слегка сминать при наклеивании.
    8. Когда поделка высохнет, покрасить каждую ее сторону в цвет, соответствующий определенному времени года, и приступить к украшению.

    При раскрашивании поделки необходимо соблюдать последовательность времен года, чтобы при поворачивании макета они правильно сменяли друг друга.

    Шаблоны и картинки для распечатки

    Шаблоны можно распечатать для детей и использовать как основу для объемной поделки, панно-аппликации или раскраски.

    Читайте также: