Мир природы и человека 4 класс школа 8 вида по фгос осень

Обновлено: 07.07.2024

Цель: закрепление имеющихся и формирование новых представлений о зиме, пополнение словарного запаса прилагательными

Задачи:

• закрепить и обогатить знания о зиме

• формировать умение подбирать признаки предметов

• учить устанавливать связь слов в предложении

• формировать умение чётко отвечать на вопросы

• отрабатывать навык чтения

• активизировать и пополнять словарный запас через применение прилагательных и в процессе знакомства с новыми словами;

• корригировать и развивать устойчивое внимание и память

• воспитывать интерес к предмету, усидчивость, любовь к природе;

• формировать адекватное поведение

Методическое оснащение урока: карточки, рисунки, снежинки, компьютерная презентация

Ход урока:

1. Введение в тему.

Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

2. Речевая разминка. (проводится на каждом уроке)

Да – да – да – наступили холода

Да – да – да – превратилась в лёд вода

Ду-ду-ду- по сугробам я иду.

Ды – ды – ды – на снегу видны следы.

Узнай и покажи картинки, на которых отображены предложения. (Слайд1)

3. Повторение знаний. Беседа о зиме.

Выбери картинку, на которой изображена зима. (Слайд2)

Как можно назвать зиму ласково?

Назови зимние месяцы. (Если не называет, предлагается выбрать из карточек)

О каком месяце сказано:

Году начало, зиме середина.

Год кончает, зиму начинает.

Назови признаки зимы. (Используем картинку)

4. Соотнесение признаков и предметов

Выбери из предложенных слов те,которые относятся к зиме: (карточки)

Слова: белый, морозный, холодная, ледяная, трескучий,

снежный. Лишние: жаркий, дождливый, зеленые, пёстрые.

Подумай, о чём можно сказать:

Повтори по памяти, какие словосочетания ты запомнил? (Добиваемся чёткого проговаривания слов на протяжении всего урока)

5. Введение понятий.

Зимой часто идет снег. Иногда он идёт очень сильно. Это называется снегопад. (Снег падает). (Слайд3. Отработка чёткого произношения и понятия)

Если идёт снег и сильный ветер - это называется вьюга. (Слайд4. Отработка чёткого произношения и понятия)

Снегопад и вьюга – это явления природы.

Что такое явления природы? (Понятие отрабатывалоь ранее. Явление природы – изменения, происходящие в природе)

Какие ты знаешь не зимние явления природы (листопад, гроза, ветер)

Какие явления природы показаны на картинках? (Слайд5)

6. Соотнесение признаков

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

В природе нет одинаковых снежинок. (Слайд6)

7. Физкультминутка.

Найди в комнате 6 снежинок. Постарайся дуть на снежинку, чтобы она улетела как можно дальше.

8. Активизация внимания. Задание на карточке. Проследи, какая снежинка куда упадёт.

9. Активизация словаря и согласование слов в предложении.

Задание: вставь пропущенные слова в текст о зиме.

Зима – самое ___ время года. Земля покрыта ___ снегом.

Зимой дни ___, а ночи. Деревья стоят. Реки и озёра покрыты.

(Можно использовать слова)

10. Развитие мышления.

Что перепутал художник? (Работа с картинкой)

11. Физкультминутка.

• Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто.

• Серый зайчик прыгает по снегу.

• Белка собирает грибочки.

• Медведь спит в берлоге.

• Дни короткие, солнце светит мало.

• Солнце светит ярко, греет сильно.

А теперь наоборот. Ты называешь, а я отвечаю.

13. Закрепление.

Назови явления природы (по слайду 5)

Подбор признаков. Развитие памяти.

Вспомни, какие мы составляли словосочетания в начале урока.

Снег (какой) белый

День (какой) морозный

Погода (какая) холодная

Горка (какая) ледяная

Мороз (какой) трескучий

Сугроб (какой) снежный

14. Домашнее задание

Дорисовать снежинку на заготовке. Записать признаки в таблице

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа

Лужецкая А.В. __________

Заместитель директора по УВР Одринская Е.Е._____________

ЧижиковаВ. Д. ___________

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В-1

4 класса

Педагогическим советом Лужецкая Алла Викторовна

Протокол № 1 Высшая квалификационная категория

Сроки реализации программы:

4 класс – 2020/2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 4 класс

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования МБОУ Ревенская СОШ.

Программа реализуется через учебники:

Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова.- М.: Просвещение, 2014.-128с.: ил

Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Возможны уменьшения количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные

описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует знания учащихся о природе своего края;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей

бережному отношению к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для детей с умственной отсталостью не может быть единого стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Освоение обучающимися программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:

Личностные результаты освоения программы включают:

социальные (жизненные ) компетенции обучающейся

социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты формируются за счет реализации программ отдельных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности, так и программ формирования базовых учебных действий, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы.

Личностные результаты освоения программы:

Требования ФГОС образования обучающихся с УО

(интеллектуальными нарушениями) к личностным результатам

Индикаторы достижения требований личностных результатов

(содержание показателя)

- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучение, занятиями.

- Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу России.

- Положительное отношение к урокам русского языка.

- Формирование средствами литературных произведений уважительного отношения к иному мнению истории и культуре своего народов.

-Уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа,

готовность признавать возможность существования точек зрения и права каждого иметь свою.

- Представления о многообразии окружающего мира.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, уметь выслушать иное мнение.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях

- Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома).

- Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях.

- Знать и соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах.

- Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

- Выполнять насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.).

- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

- Участвовать в повседневной жизни класса и школы.

- Уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

- Уметь корректно привлечь к себе внимание.

- Уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:

- Участвовать в процессе обучения в соответствии со своими возможностями.

- Формирование мотивации к обучению.

- Знать и выполнять правила учебного поведения.

- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:

- Уметь работать в группе сверстников: принимать и оказывать помощь, адекватно высказывать свое мнение и выслушивать чужое.

- Адекватно оценивать свою работу и работу других.

- Уметь сотрудничать со взрослыми: принимать помощь, адекватно общаться и реагировать на замечания.

- Проявлять в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:

- Развитие этических чувств, доброжелательности.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:

- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

- Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством.

- Бережное отношение к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу.

- Знать и соблюдать правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности.

Предметные результаты освоения программы определяет два уровня:

Достаточный уровень не является обязательным.

Предметные результаты освоения с учетом особенностей и возможностей обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни

усвоения предметных результатов по предмету

Уровень освоения предметных результатов

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам;

- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

- составление повествовательного или описательного рассказа из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану;(с направляющей помощью учителя)

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его;

- особенности жизни растений, животных, человека;

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных;

- называть и показывать органы человека, объяснять их назначение;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- знание отличительных существенных признаков групп объектов;

- знание правил гигиены;

- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- выполнение доступных природоохранительных действий;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

- бережно относиться к природе и людям;

- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время года.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 7 ч.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (ВРЕМЕНА ГОДА) – 20 ч.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года.

Дикие и домашние животные в разные времена года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Живая природа -39 ч.

1. Растения.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

2. Животные.

Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

3. Человек.

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

ПОВТОРЕНИЕ – 2 ч.

Закрепить понятия живой и неживой природы, их признаков. Закрепить признаки различных времен года, названий месяцев, особенностей животного и растительного мира в различные времена года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробное знакомство учащихся с основными признаками осени.

Образовательная:

Закрепить представление о осени, ее основных признаках.

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие мышления и речи(активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Введение в тему урока.

Слайд 2.

Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Слайд 3.

Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях

показались цветы.

Слайд 4.

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Слайд 5.

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер,

посыпался частый дождь, залегли туманы.

Слайд 6.

Следом за летом осень идёт. Жёлтые песни её ветер поёт. Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

О чем эта сказка? Что это были за птицы, которых выпускал старик – годовик?

Слайд 7.

Прочитайте и отгадайте загадку.

Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила все листья.

Слайд 8.

Работа по учебнику.

Работа по вопросам на стр. 4.

Рассмотрите рисунок. Найдите и назовите признаки осени.

Вспомните, почему осенью становится холоднее. Почему осенью день становится короче, а ночь – длиннее?

Найдите схему лета. Расскажите о том как солнце светит летом.

Найдите схему осени. Расскажите о том, что происходит осенью.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради. Запишите число, тему урока.

Слайд 9.

Работа с текстом.

Запишите осенние месяцы.

В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Первый снег ложится. Рябина.

Слайд 10.

Сидит - зеленеет,

Падает-желтеет,

Лежит – почернеет. Лист.

Слайд 11.

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить –

Землю с небом хочет сшить? Дождь.

Слайд 12.

Это явление неживой природы, при котором

температура воздуха понижается ниже 0 в тёплое

время года. Верная примета этого явления – лёд

лужах. Чаще всего оно бывает осенью и весной. Заморозки.

Слайд 13.

Это явление природы бывает только осенью.

Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а

затем сбрасывают листву. Что это? Листопад.

Слайд 14.

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. Туча.

Слайд 15.

Слайд 16.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, стр. 3.

Домашнее задание.

Впиши пропущенные времена года:

____________, осень, ________________.

Расскажи, как изменяется деятельность солнца осенью.

Запиши названия осенних месяцев:

Прочитай текст на стр. 5. Учебника. Заполни таблицу используя слова для справок

школы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ресурс предназначен для проверки знаний обучающихся по теме "Осень".

Предмет: "Мир природы и человека"

Время выполнения: 30 минут

Проверочная работа состоит из 10 вопросов.

Цель: обобщить и проверить знания и умения по теме "Осень"

- проверить знания по теме "Осень"

- проверить уровень владения обучающимися таких универсальных способов деятельности, как наблюдение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка;

- проверить умения делать выводы на основе анализа конкретной учебной ситуации.

- развивать память, внимание, мышление, письменную речь, самоконтроль. самостоятельность;

- воспитывать любовь к природе, положительную мотивацию к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие умения читать вопросы и задания правильно и осознанно; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретение целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные .

Критерии оценивания знаний :

Оценка "5" ставится за 80%- 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 50% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются

1 Напиши свою фамилию и имя.

2 Каждый вопрос читай внимательно, не спеши. Если не понял, прочитай еще раз.

3 Не можешь выполнить задание, переходи к следующему.

4 Записи делай аккуратно.

5 Когда выполнишь все задания, проверь. Если при проверке заметил ошибку - исправь ее карандашом.

Читайте также: