Мир информатики кружок информатики в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Составитель: Медведева Елена Александровна, первая квалификационная категория

Паспорт рабочей программы

Программа общеобразовательного учреждения

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Обучающиеся 4 класса

Сроки освоения программы

Объём учебного времени

Пояснительная записка

Целью изучения программы кружка в начальной школе является приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные) , а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

В основе системы оценивания лежит критериальный принцип, участие в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки.

Общая характеристика учебного предмета

В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Кроме того, изучение информатики в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования.

Содержание пропедевтического курса информатики строится на основе шести содержательных линий: линии информации и информационных процессов, линии представления информации, алгоритмической линии, линии компьютера, линии моделирования, линии информационных технологий.

Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.).

связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора

Кружок «Мир информатики реализуется в 4 классе 1 час в неделю, то есть 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания

Основными задачами курса информатики в начальной школе являются:

– формирование представлений об информационной картине мира;

– формирование логического и алгоритмического мышления;

– обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

– обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;

• ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;

• развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;

• установка на здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность

Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;

• вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение и классификацию объектов.

Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.

В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что – нет.

Выпускник получит возможность научиться : с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Выпускник научится :

• устанавливать истинность утверждений;

• читать и заполнять несложные готовые таблицы;

• читать несложные диаграммы;

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться : сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Содержание учебного предмета

Информация и информационные процессы

В четвёртом классе основное внимание уделено информационно-коммуникационным технологиям: более подробно (с опорой на полученные ранее первичные знания и умения) изучаются устройство и принципы работы с компьютером, в том числе работа с файловой системой, программные и аппаратные средства обмена информацией и общения посредством компьютерных сетей, обработка текстовой и графической информации, защита компьютера от вредоносных воздействий и несанкционированного доступа к личной информации. Тем самым учащиеся подготавливаются к применению компьютера и основных средств информационно-коммуникационных технологий в ходе дальнейшего обучения в средней школе.

Практика работы на компьютере

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Соблюдение гигиенических условий работы, в том числе выполнение зарядки для глаз и пальцев рук.

Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.

Организация информации на компьютере (система файлов и папок). Создание системы папок для хранения собственной информации на компьютере. Простейшие приёмы поиска информации в электронных словарях, файловой системе, Интернете: по ключевым словам, каталогам.

Работа с простыми информационными объектами. Обработка числовой информации на компьютере.

Создание и обработка текстов, рисунков (в том числе из готовых фрагментов). Создание звука. Использование библиотек готовых объектов (рисунков, звуков).

Создание компьютерной анимации. Моделирование объектов и процессов и управление ими с использованием визуальной объектно-ориентированной среды программирования.

Работа с электронными образовательными ресурсами (работа в интерактивной среде).

Основные изучаемые темы:

Компьютер: устройство и программы( 8 ч) (разновидности современных персональных компьютеров, их аппаратное и программное обеспечение, организация хранения информации на компьютере, файлы и папки, работа с файлами и папками);

Информационная деятельность человека. Компьютерные сети ( 8 ч) (сферы применения компьютера человеком, поиск информации, компьютерные сети и Интернет, компьютерные вирусы и защита от них, информационная безопасность личности)

Технология работы с графической информацией ( 8ч ) (графический редактор, создание и редактирование растровых изображений, добавление текста к рисунку; создание слайд-шоу из фотографий и рисунков в программе редактирования видео).

Электронные образовательные ресурсы ( презентации, ЦОР, электронные материалы к учебнику) используются на каждом уроке при объяснении учебного материала, на этапе закрепления и проверки знаний

Кружок по информатике для учащихся начальной школы

· Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.);

· Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

4.2. Область применения

4.3. Направленность

4.4. Тип программы

4.5. Целевая направленность программы

4.6. Возраст учащихся по программе

4.7. Продолжительность обучения

5. Рецензенты и авторы отзывов:

к образовательной программе дополнительного образования

В наши дни информатизация коснулась всех сторон общественной жизни. Ее результаты отслеживаются практически в любой сфере человеческой деятельности. Готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Начальная школа как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В раннем детстве человек осваивает родовые способы осуществления своей деятельности. В ходе овладения ребенком специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, вкладывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который опосредствует ориентировку ребенка в условиях достижения целей его действий.

Необходимость создания данной программы дополнительного образования вызвана тем, что навыки работы с современным персональным компьютером и использования компьютерной техники в образовательном процессе учащимися становятся необходимы в процессе обучения в средней общеобразовательной школе. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая текстовые редакторы, графические редакторы и другие программные средства.

Актуальность данной Программы состоит в том, что учащиеся учатся использовать компьютерную технику не только в качестве инструмента для игр и развлечений, но и как средство для обучения, применения компьютера не только в школе, но и своей последующей профессиональной деятельности, так как компьютерные технологии внедряются во все сферы общественной деятельности современного общества.

Направленность программы – техническая

Педагогическая целесообразность программы направлена на развитие интереса и познавательной активности в сфере естественных наук: математики, информатики и др.

Новизна данной программы состоит в том, что она полностью построена на использовании функций компьютерного класса и электронных ресурсов школы и Интернета. Принцип работы компьютерного класса состоит в следующем: учебно-воспитательная работа ведется с учащимися в режиме повышения компьютерной грамотности, развития творческих способностей в различных предметных областях, с широким использованием функциональных качеств современного персонального компьютера.

Цель Программы – научить практическим навыкам использования современного компьютера в повседневной жизни, способствуя формированию личности, успешно адаптированной к жизни в современном информационном обществе.

Задачи Программы:

· познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера и принципами работы в текстовом и графическом редакторах;

· сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах.

· развивать познавательный интерес и мышление младших школьников;

· развитие творческих способностей учащихся;

· воспитывать культуру общения между учащимися;

· формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Особенность данной программы

Программа является модифицированной, так как она разработана на основе Программного комплекса КиМ "Мир информатики", соответствующего инструктивным письмам Министерства образования Российской Федерации о преподавании информатики в начальной школе, проекту федерального образовательного стандарта и дополнена разделами курса предмета информатики.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 8 до 11 лет

Срок реализации программы – 1 год

Формы занятий:

1. Занятие – объяснение

2. Занятие – путешествие

4. Занятие - игра

5. Защита творческих работ

7. Виртуальная экскурсия

При проведении, занятий учитывается:

Ø уровень ЗУН учащихся, их индивидуальные особенности

Ø самостоятельность ребенка

Ø индивидуальные особенности

Ø особенности мышления, познавательные интересы.

По данному курсу обучается одна группа детей

Занятия требуют от учащихся концентрации внимания, терпения, а педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной Программы группа состоит из 10 – 12 человек.

В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, которые имеют желание заниматься по данному профилю.

Режим занятий:

36 рабочих недель, 72 часа в год, из расчета 2 раза в неделю по 40 минут.

Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми разных возрастных групп: 8 – 11 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по данной Программе учащиеся должны

правила техники безопасности при работе с компьютером;

название и назначение основных устройств компьютера;

области применения компьютерной техники.

правильно включать и выключать компьютер

пользоваться клавиатурой и мышью компьютера.

приобрести навыки:

работы на компьютере, используя изученное программное обеспечение.

Виды и формы контроля ЗУН учащихся:

· Итоговый контроль (итоговая и промежуточная аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.

Способы проверки ЗУН учащихся

· Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень ЗУН, которые имеют дети.

· Промежуточная аттестация проводится в конце первого, второго учебного года (май).

· Итоговая аттестация проводиться в конце третьего учебного года. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.

Формы подведения итогов реализации

· участие в конкурсах

· участие в выставках работ

· защита творческих работ и проектов

Условия реализации

· заинтересовать детей содержанием программы и ее конечным

· организация процесса обучения в интересной доступной форме.

Материально – техническое обеспечение Программы

Для реализации данной программы необходим компьютерный класс, укомплектованный современной компьютерной техникой:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белорецкая коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы

______________ __________________ ______________

протокол № ____ Шагарова Р.Н. Исмагилов Т.З.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

МИР ИНФОРМАТИКИ

Программа формирования базовых учебных действий……..…………………………..…..7

Календарно - тематическое планирование………………..…..…………………. …. …..9

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования .…….……….…………. …10

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…. 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;

- Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., допущенной МО РФ.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., допущенной МО РФ.

- Устава ГБОУ Белорецкая коррекционная школа.

Перед учащимися школы, которые занимаются в кружке стоят следующие задачи:

Образовательные задачи:

Научить правилам работы на компьютере и правилам поведения в компьютерном классе.

Формировать навыки работы с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами: Microsoft PowerPoint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом редакторе Paint и др.

Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.

Научить выполнять практически значимые работы: изготовление визиток, поздравительных открыток.

Коррекционные задачи:

Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и умозаключения, выявление главной мысли.

Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.

Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умения работать в мини группе, культуру общения, ведение диалога.

Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.

Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Программа кружковой работы ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

Демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

Фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Творческий проект – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий.

Коррекционная направленность предмета заключается в усвоении учениками элементов логического мышления, в обогащении устной речи, получении новых социально значимых для самостоятельной жизни знаний. Большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков, т.к. обучение информатике в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся с проблемами интеллектуального развития, их успешной интеграции в общество.

Основным предназначением обучения является получение учащимися представлений о сущности информационных процессов, рассмотрении примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификации информации и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться.

На кружковом занятии обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Программа составлена таким образом, что формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся уровне.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Направленность курса – развивающая. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Содержание программы по кружковой работе базируется на принципах коррекционно-развивающего обучения. Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка, какими знаниями по информатике владеет учащийся, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в его развитии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Курс кружкового занятия в коррекционной школе опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Рабочая программа по кружку рассчитана на 33 занятия.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; роли информационных процессов в современном мире;

готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

основы правовой культуры в области использования информации;

навыки создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыки обеспечения защиты значимой личной информации, чувство ответственности за качество личной информационной среды;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий;

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-­исследовательской, творческой деятельности;

способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Предметные результаты

выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе,

организовывать рабочее место в компьютерном классе, участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать ТБ;

выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер;

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов;

определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

основным навыкам и умениям использования компьютерных устройств.

Обучающийся получит возможность научиться:

умениям формализации и структурирования информации, умениям выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

навыкам и умениям безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ

Информация и информационные процессы

Что такое информация. Действия с информацией.

Информационно – психологическая безопасность личности в имеющемся обществе. Психическое здоровье как ценность

Информационно – психологическая безопасность (1 ч).

Что такое компьютер

Рисуем на компьютере

Word. Работа с текстом

Что такое Интернет. Структура. Подключение. Explorer. Opera. Google. Заходим в Интернет. Поиск в интернете. Сохраняем картинки из Интернета. Активный рабочий стол. Просмотр Web- страниц (2 ч). Электронная почта. Создание письма. Отправление письма. Получение письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная образовательная программа предназначена для учащихся начальной и средней школы (7-15 лет) и является первым звеном в цепи обучения информационным технологиям. Она направлена на научно-техническое и творческое развитие личности учащихся. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Ученики, используя возможности компьютера, знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления информации. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики: сначала в программе Paint, а затем в графических редакторах Photoshop, CorelDraw, и мультимедийной программе Flash.

Структурное подразделение – отделение дополнительного образования детей

ПРОГРАММА КУРСА

Преподаватель: Шишкина Нина Бруновна

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для учащихся начальной и средней школы (7-15 лет) и является первым звеном в цепи обучения информационным технологиям.

Информатизация общества является объективным и закономерным процессом. В информационном обществе одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Использование новых информационных технологий и ресурсов позволяет человеку увереннее чувствовать себя в жизни.

Направленность программы – научно-техническая.

Данная образовательная программа направлена на научно-техническое и творческое развитие личности учащихся. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Ученики, используя возможности компьютера, знакомятся с разнообразными способами изложения и наглядного оформления мыслей, с идеями и способами мышления людей разного возраста, разной социальной принадлежности. Акцент делается на собственной деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса познания, руководитель творческих устремлений учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Актуальность и новизна.

Особенностью данной программы является обучение компьютерной графики: сначала в программе Paint, а затем в графических редакторах CorelDraw, Photoshop, и мультимедийной программе Flash. С этими программами учащиеся старших классах знакомятся на уроках, а обучение могут пройти только на элективных курсах. На отработку элементов рисования в данных программах отведено мало времени. Моя программа учитывает этот недостаток и отводит много времени на отработку элементов рисования, на компьютерный рисунок.

Для реализации этой программы необходимо материально-техническое обеспечение (компьютеры, мультимедийный проектор, периферийное оборудование, различные программные средства).

В программу включена теоретическая часть, которая реализуется следующими принципами и методами:

Принципы: научности, доступности, систематичности, динамичности, взаимодействия теории с практикой.

Методы: поэтапных открытий, диалогический, сравнения, метод отчетных, организационно-выставочных занятий, метод активизации деятельности и мышления, метод привлечения эмоционального, визуального и бытового опыта учащихся.

Формирование информационной культуры обучающегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера.

Ознакомить обучающихся детей с основными понятиями информатики (компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, файл, и др.)

Формировать первоначальные представления о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера;

Дать знания по применению компьютера как инструмента практической деятельности (Работа со стандартными программами, текстовым редактором, графическими редакторами)

Развивать логическое и образное мышление, фантазию, внимание, память, творческий и познавательный потенциал обучающегося, расширять кругозор с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Формировать алгоритмичный подход к решению задач;

Осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению;

Воспитывать художественный вкус, аккуратность, добросовестность работе при выполнении заданий, ориентировать обучающихся на соблюдение правил о собственном здоровье и здоровье окружающего;

Воспитывать потребность к самообразованию.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

I год обучения 6 – 7 лет

II год обучения 8 – 9 лет

III год обучения 10 – 11 лет

IV год обучения 11 – 12 лет

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация поставленных целей возможна при индивидуально-групповом обучении. Группы строятся по возрастным критериям. План рассчитан на всю группу, после первого этапа работы, охватывающего всех детей, начинается индивидуальная работа с каждым в отдельности. При этом более подготовленные дети успевают выполнить больший объем работы. Здесь желателен и возможен дифференцированный подход к обучающимся детям (задания разного уровня сложности).

Программа рассчитана на 4 года обучения 1 раз в неделю по 2 часа. Итого 72 часа в год.

Занятия включают в себя теорию и практику. Каждый урок содержит разминку (логические, математические задачи, задачи на развитие внимания, логики), физкультминутки, упражнения на релаксацию, игры и работу на компьютере.

В конце каждого года проводятся соревнования и выставки работ детей. В конце 2 и 3 года обучения ребятам предлагаются темы для самостоятельной разработки: рисунки, открытки в программе Paint, оформление сочинений, объявлений в текстовом редакторе Word. В конце 4 года обучения ребята выполняют творческие работы: создание презентации в программе PowerPoint по выбранной ими теме, создание небольшого Flash-ролика.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Организационный момент-2-3- мин.

Разминка. Короткие логические, математические задачи, задачи на внимание- 5-7-мин.

Повторение пройденного материала на предыдущем занятии – 3-4 мин.

Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач – 10-12 мин.

Физкультминутка, игры на внимание – 2-3 мин.

Работа за компьютером – 10-15 мин, или 15-20 мин.

Релаксация – 1 мин.

Подведение итогов – 2-3 мин.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Педагог объясняет детям критерии оценки их работы, следовательно, обучающиеся приобретают опыт самостоятельного оценивания собственной работы.

Содержательный: глубина и полнота раскрытия темы, оригинальность замысла.

Технический: владение способом и техникой выполнения, применение возможностей графического или текстового редактора.

Общее впечатление: цветовое решение, композиция.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

Оценка проектной деятельности обучающихся детей.

Участие в школьных, районных и городских конкурсах.

Показ работ детей на родительских собраниях.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся должны знать:

Правила техники безопасности при работе с компьютером;

Основные инструменты графического редактора Paint.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

Работать с командами, открыть и закрыть меню, файл;

Создавать и редактировать простые графические изображения с использованием инструментального меню.

ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся должны знать:

Правила работы с компьютером и технику безопасности;

Что тексты и изображения – это информационные объекты;

Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком;

Основные инструменты текстового редактора;

Обучающиеся должны уметь:

Осуществлять поиск, простейшие преображения, хранение информации и данных;

Работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

Использовать компьютер для решения простейших практических задач, для этого: уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, хранение, поиск, запуск программы);

Создать элементарные проекты (в текстовом и графическом редакторе).

ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся должны знать:

Правила работы с компьютером и технику безопасности;

Назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;

Знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;

Знать способы хранения и организацию хранения информации;

Обучающиеся должны уметь:

Кодировать и декодировать информацию с помощью алфавита;

Выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы;

Вводить информацию с помощью клавиатуры;

Работать с информационными объектами;

Создавать элементарные проекты (в текстовом редакторе (MSWord) и графическом редакторе (Photoshop), в мультимедийной программе PowerPoint).

ПРОГНАЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся должны знать:

Правила работы с компьютером и технику безопасности;

Историю развития компьютерной техники, роль компьютера в жизни общества.

Знать периферийные устройства (принтер, сканер, цифровые фото – и видеокамеры;

Знать виды информации, способы создания, передачи, принятия, хранения и обработки информации;

Обучающиеся должны уметь:

Составлять несложные алгоритмы;

Создавать несложные графические объекты в программе Flash;

Вводить информацию с помощью клавиатуры;

Работать с информационными объектами;

Создавать элементарные проекты (в текстовом редакторе (MSWord) и графическом редакторе (CorelDraw), в мультимедийных программах PowerPoint и Flash).

Читайте также: