Мир древности далекий и близкий 4 класс краткое содержание

Обновлено: 13.04.2024

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

- Мы продолжаем путешествие по истории, перенесёмся в Древний мир. Тема урока “Мир древности: далёкий и близкий”.

2. Проверка домашнего задания.

Проверяется задание в рабочей тетради № 4 с.4

Учащиеся рассказывают, какие интересные предметы видели в краеведческом музее.

Нескольким ученикам предлагаются письменные задания по карточкам:

1. Опиши, как выглядел древний человек.

2. Чем занимался первобытный человек?

Остальные слушают пересказы, проверяется задание в тетрадях.

- А сейчас мы подведём итог и узнаем, куда поведём нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

2. Люди научились… глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети.

4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

5. Освещение первобытных художников.

6. Основное занятие древнейшего человека.

(Ответы: 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4.Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.) (слайд2)

- Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме.

3. Новая тема. (слайд3)

- Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (На берегах реки Нил. )

- Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

- Найдите на карте материк Африка и реку Нил. (Дети работают с картой.)

- Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.)

- Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? (Нет.)

Жизнь в долине Нила.

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12- летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений ). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово “Египет” означает “чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льётся из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

- Иероглифами – древние рисуночные знаки египетского письма. Что ещё вам показалось интересным? ( Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.)

- Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких? (Пирамиды Тутанхамона, пирамида Хеопса.)

В Древнем Египте.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальней фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мёртвых. В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской ( длина – 57 м, высота – 20 м) “Большой сфинкс” в Гизе, высеченный из скалы ( 1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. (слайд4)

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

5. Работа по теме.

1. Продолжение новой темы.

- Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте.

Учитель рассказывает о древней Греции.

Древняя Греция. (слайд5)

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровителя искусства). А когда Гефест – кузнец стал заступаться за свою мать – богиню Геру, которую обидел Зевс, бог – громовержец так толкнул бога кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым. Как видим, религия древних греков отражала и природу, от которой зависела жизнь людей, занятия, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, “морскими делами” занимался Посейдон. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки ( их ещё называют маслинами ) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год… Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и “ то самое “ оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. А город Афины живёт и сегодня. Он – столица современной Греции.

- Найдите на карте столицу Греции – город Афины. (Дети сами находят этот город на карте.)

- А теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

- Прочитайте текст на с.10-13

Учитель дополняет материал учебника о Древнем Риме.

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула. Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе – государстве Альта – Лонга правил царь Нумитор. Его свёрг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки – служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына – близнеца. Она говорила, что их отец – бог Марс. Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору. Братья не остались в Альта – Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом ( по – латински Roma ) и стал его первым царём. Легенда говорит, что было это в 375 году до н.э. Больше двух тысячелетий стоит город Рим, ещё в древности его прозвали за долгую жизнь “ вечным городом”. (слайд 6)

Работа в рабочих тетрадях.

С.4, № 1

- Какое название истории Древнего мира можно подобрать? Придумайте название. Запишите его.

С.4, №2

- Вспомните историю Древнего Египта. Что не относится к ней в первой строчке? Докажите. (Акрополь – это сердце Афин. Греция.)

- Отметьте правильный ответ знаком “+”.

- Какое слово из второй строки является названием древнего города? Докажите. (Помпеи. Карнак – это храм, Колизей – это амфитеатр в Риме.)

- Отметьте правильный ответ знаком “+”.

- Что не является архитектурным сооружением? Докажите. (Везувий – это название вулкана.)

- Найдите среди этих слов географическое название. (Нил – это река.)

- Отметьте правильный ответ знаком “+”.

- А в какой стране древности был бог пустыни и песчаных бурь Сет?

Докажите. (Древний Египет. Если посмотреть на физическую карту мира, то увидим, что Египет расположен в пустыне.)

- Отметьте правильный ответ знаком “+”. (Сет, в древнеегипетской мифологии бог пустыни и чужеземных стран, брат и убийца Осириса.)

С.5 №3

- Придумайте и нарисуйте “визитную карточку” одной из древних стран.

Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.

С.6, №3

- Найдите буквы древнегреческого алфавита. Обведите их красным кружком. Используйте подсказку.

- А буквы латинского алфавита обведите, синим кружком.

С.13

- Продолжаем заполнять таблицу.

- Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (История Древнего мира).

- Впишите в таблицу название этой эпохи.

- Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (она насчитывает несколько тысячелетий.)

- Впишите в таблицу.

- Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдёт к этой эпохе? (Изображение египетских пирамид.)

- Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.

6. Закрепление изученного.

- На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

- Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

- Легко ли было научиться такому письму? (Научиться такому письму мог не всякий, один иероглиф мог означать несколько согласных звуков, а знаков для обозначения гласных звуков в египетском письме не было. Поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел мудрёной грамотой.)

- Что вы знаете о богах Ра, Себек,Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счёта и письма.)

- Кто такой фараон? Фараон – царь Египта.)

- Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? Храмы и пирамиды.)

- Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

- Назовите столицу Греции. (Столица Греции – Афины.)

- Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)

- Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь – сердце Афин.)

- Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон – самый знаменитый храм.)

- Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум – был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон – храм всех богов. Колизей – амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.)

- Какой город был погребён под слоём пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей.)

- Назовите художника и картину, на которой изображено это трагическое событие. (К.П. Брюллов “Последний день Помпеи”.)

Учитель показывает репродукцию картины, рассказывает о изображённых на ней событиях.

Последний день Помпеи.

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственный силы, достоинства и мужества, обречённые на гибель жители Помпеи,

Думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешит вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг.

А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: “Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колон кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождём и воспалённым прахом, толпами стар и млад бежит из града вон”.

- Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

7. Подведение итогов урока.

- Назовите государства Древнего мира.

- Назовите замечательные древние постройки.

8. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (с.14)

Древний мир — период в истории человечества, который последовал после доисторического периода и продолжался вплоть до Средневековья. Он продолжался несколько тысячелетий, оставив после себя большое культурное наследие. В эту эпоху существовали такие сильные и могущественные государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.

Мир древности далекий и близкий – кратко для детей (4 класс, окружающий мир)

Древний Египет

Одним из самых древних государств на нашей планете был Древний Египет, история которого насчитывает около 40 веков. Оно возникло на северо-востоке Африки, вдоль нижнего течения реки Нил.

Основные поселения Древнего Египта располагались на берегах реки, которая во время разлива хорошо увлажняла близлежащие земли и удобряла их речным илом. Такая почва приносила хорошие урожаи, и на полях круглый год работали крестьяне, чтобы обеспечивать продовольствием крупные города.

Культурным наследием Древнего Египта являются пирамиды — единственное чудо света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды, высота которых превышала 100 метров, служили усыпальницами для фараонов. Над строительством одной пирамиды тысячи людей трудились много лет. В качестве стражника выступала гигантская статуя сфинкса — фантастического существа с телом льва и головой человека.

Мир древности далекий и близкий – кратко для детей (4 класс, окружающий мир)

Рис. 1. Пирамиды в Египте.

Египтяне верили, что всем на земле заправляют боги, многие из которых совмещали в себе черты человека и животных. Например, главный бог — бог солнца Ра — изображался человеком с головой птицы, а бог воды Себек имел вид человека с головой крокодила.

Древний Рим

Древний Рим — одна из могущественных цивилизаций Древнего мира. Античное государство получило название по главному городу (Roma — Рим), который, в свою очередь, был назван в честь своего легендарного основателя — Ромула.

Согласно легенде, Рим был основан двумя братьями-близнецами, Ромулом и Ремом. Они были сыновьями одного из латинских царей. После коварного убийства царя братьям лишь чудом удалось выжить. От верной смерти их спасла волчица, вскормившая своим молоком. Повзрослев, Ромул и Рем основали на месте своего спасения город Рим.

Мир древности далекий и близкий – кратко для детей (4 класс, окружающий мир)

Рис. 2. Столица Италии — Рим.

Древний Рим располагался на территории современной Италии. Это было очень могущественное государство, которому удалось покорить себе немало соседних поселений.

Римляне очень любили развлечения, среди которых особой популярностью пользовались театры, спортивные состязания и гладиаторские бои — сражения профессиональных бойцов друг с другом или с дикими животными.

Древняя Греция

Древняя Греция или Эллада — общее название комплекса городов-государств, которые населяли древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы.

Это государство, уникальное по своей красоте, истории и культуре, располагалось на Балканском полуострове, на юге Европы. Крупнейшим городом и столицей Греции является город Афины, основанный в VII веке до н. э.

На севере Греции расположена гора Олимп, которая, согласно древнегреческой мифологии, служит местом обитания богов. Главным среди них считался Зевс-громовержец, которому подчинялись бог морей Посейдон, бог подземного царства Аид, и прочие боги. Все они имели человеческое обличье и наделялись волшебными качествами.

В Древней Греции много внимания уделялось спорту. В большом почёте были спортивные праздники, которые со временем трансформировались в знаменитые на весь мир Олимпийские игры.

Мир древности далекий и близкий – кратко для детей (4 класс, окружающий мир)

Рис. 3. Олимпийские игры в Древней Греции.

Древняя Греция подарила миру множество выдающихся учёных, поэтов и философов. В этот период были заложены основы практически всех известных в настоящее время наук.

Что мы узнали?

Самые выдающихся государства Древнего мира — это Древняя Греция, Древний Рим и Древний Египет. Они существовали не одну тысячу лет и за это время смогли существенно обогатить мировую культуру.

1) Выберите для изучения одно из древних государств. Познакомьтесь с ним по учебнику.

Цивилизация в Египте возникла примерно 5 тысяч лет назад на берегах реки Нил. Нил считался священной рекой, ведь вся жизнь египтян строилась вокруг этой водной артерии. Когда река разливалась, она затапливала окружающую местность. Приносила плодородный ил, и на полях зрели урожаи.

Правили Египтом фараоны, которые считались наместниками богов. А богов в Египте было много и все они изображались в виде людей с головами животных. Египтяне считали священными многих животных. Фараоны строили огромные пирамиды, в которых помещались гробницы и саркофаги. Каждый фараон стремился построить пирамиду более высокую, чем строили до него.

В Египте придумали особое письмо — иероглифы. Каждый иероглиф обозначал одно слово, но мог также указывать и на согласную букву. Для гласных букв обозначений у египтян не было. Грамотных людей в Египте было немного и все они пользовались большим уважением.

Древнегреческая цивилизация возникла позже древнеегипетской и её центром стали города материковой Греции. Самым известным городом Греции были Афины. Но Греция в те времена не была единым государством, в отличие от Египта. Она была разделена на множество мелких государств, каждым из которых управлял центральный город — полис.

Греки любили науку и искусство. Они сделали много великих открытий, создавали красивые статуи и храмы, большинство из которых оказалось разрушенными. Так, в городе Афины на центральном холме возвышался величественный Акрополь, где стоял храм Парфенон. Там находилась статуя богини Афины, покровительницы города. Сейчас на этом месте находятся развалины храма.

Именно в Греции придумали Олимпийские игры. Греки создали и свой алфавит, более удобный, чем египетский. Они писали буквами, и у них были букву для обозначения гласных звуков.

Ещё позже, чем в Греции, возникла цивилизация в Древнем Риме. Этот город был основан в 750 году до нашей эры. Римляне стали завоёвывать окружающий мир, и вскоре покорили всю Италию, а потом и почти всю Европу. Они считали себя наследниками культуры Греции и использовали все достижения науки этой страны.

Но римляне и сами создавали много прекрасных творений. Они строили величественные храмы и красивые города, они придумали канализацию. В Риме также было много богов и одним из главных храмов города был Пантеон. Его иначе называли храмом всех богов.

Римляне использовали свой собственный алфавит и систему счёта. Мы до сих пор пользуемся римскими цифрами, если нужно отметить главу или параграф.

Обсудим!

1) Сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?

Историю Первобытности и мир древности изучать сложнее.

Об этой эпохи свидетельствуют только найденные на раскопках орудия труда, утварь и рисунки в пещерах.

Об истории Древнего мира сохранились гораздо больше свидетельств и источников.

Это памятники архитектуры и даже письменные свидетельства, ведь люди в то время уже умели писать.

Проверь себя

1) Какие государства Древнего мира ты знаешь?

2) Приведи примеры знаменитых сооружений Древнего мира.

Египетские пирамиды, Акрополь и Парфенон в Греции, Пантеон, Форум и Колизей в Риме.

3) Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

  • В Египте писали иероглифами. Гласных букв у египтян не было.
  • В Финикии писали буквами. Но букв для гласных звуков ещё не было.
  • В Греции также писали буквами. Были буквы для согласных и гласных звуков.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик:

  • Древний мир — период античности.
  • Иероглифы — система письма специальными знаками.
  • Пирамиды — исторический памятник, гробницы фараонов Египта.

Визитная карточка Древнего Египта для 4 класса.

Уважаемый гость! Ты прибыл в страну божественного Нила, Древний Египет! Здесь тебя ждёт множество чудес и сокровищ. Ты сможешь увидеть огромные пирамиды и Сфинкса, который стережёт вход в эти усыпальницы фараонов. Ты можешь посетить наши прекрасные храмы, в которых люди почитают многих богов. Ты можешь полюбоваться на разливы Нила, которые дарят жизнь и процветание нашей стране.

Нашим правителем является фараон. Его помощниками являются жрецы. Мы пишем иероглифами на папирусе. Мы плаваем по Нилу на лодках. Мы почитаем священных животных. Уважай наши законы и путешествие по Египту будет для тебя приятным и познавательным.

Вот тебе на память наша карточка, на которой указаны все достопримечательности Египта — пирамиды, Нил, фараон, иероглифы, боги.

 мир древности, визитка Древнего Египта

визитка Древнего Египта

На визитной карточке Греции изображены Акрополь, богиня Афина, Олимпийские игры, древнегреческий алфавит.

Визитка Древней Греции для 4 класса

визитка Древней Греции

визитка Древней Греции

На визитной карточке Рима изображены Пантеон, Колизей, Помпеи, Форум и римские цифры.

Визитка Древнего Рима для 4 класса

визитка Древнего Рима

визитка Древнего Рима

На следующем уроке

Вспомни, какие города и государства Европы тебе известны.

Мне известны Франция, Италия, Германия, Великобритания.

Столицами этих стран являются прекрасные и древние города Париж, Рим, Берлин и Лондон.

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, дополнительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Раз — читаем летопись,

Два — идем в музей,

Узнаем о первобытном времени

И станем мы мудрей.

(Одни ученики демонстрируют картинки с изображением занятия первобытных людей, другие называют это занятие. Затем меняются ролями.)

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.

— Как подписали данные предметы в задании 3?

— Почему именно так расставили цифры в задании 4?

— Какие интересные предметы видели в краеведческом музее? , (Рассказы детей.)

III. Самоопределение к деятельности Кроссворд

— Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведет нас дорога истории дальше.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.) 2. Люди научились . глиняную посуду. (Изготовлять.) 3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.) 4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.) 5. Освещение первобытных художников в пещере. (Факел.) 6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.) (Ключевое слово в выделенных клетках: Египет.) Речь сегодня пойдет о мире древности: о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

— Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности может быть близким 7)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

IV. Открытие нового знания Работа в группах

— Нам сегодня надо побывать в трех древних государствах и получить новую информацию. Как будем работать? (В группах.)

(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе государство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)

— Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы/затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.

(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы.)

Карточки для работы

Когда появилось Египетское царство?

Примерно 5000 лет назад

Где возникло Египетское царство?

На берегах реки Нил

По мнению египтян, кто управлял миром?

По мнению египтян, миром управляли боги

На кого были похожи боги египтян?

Боги египтян были похожи на животных

Как называли бога солнца?

Как изображали бога солнца Ра?

Бога солнца Ра изображали человеком с головой птицы

Как называли бога воды?

Бог воды и разлива Нила Себек

Каким представлялся Се-бек?

Себек представлялся в виде человека с головой крокодила

Как называли бога мудрости, счета и письма?

Богом мудрости, счета и письма был бог Тот

Как обычно изображали Тота?

Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса

Что еще относят египтяне к дарам Тота?

Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счет времени. Также к дарам Тота относятся арифметический счет и письмо

Как писали египтяне?

Египтяне писали особыми знаками — иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было

Что умели возводить древние египтяне?

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки — храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутан-хамона, Хеопса

В честь кого строили храмы?

Храмы строили в честь богов

А что такое пирамиды?

Пирамиды — это гробницы царей Египта — фараонов

Древняя Греция (с. 10—11)

Какой город является столицей Древней Греции?

Столица древней Греции — Афины

Что является сердцем Афин?

Сердцем Афин является Акрополь

Что такое Акрополь?

Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря

Что происходило на Акрополе?

На Акрополе происходили главные события праздника

Назовите самый знаменитый храм Акрополя.

Самый знаменитый храм Акрополя — это Парфенон

Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м

Древний Рим (с. 12—13)

Назовите дату основания Рима.

Датой основания Рима считается 753 г. до н. э.

Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней.

Римский форум — центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей

Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла?

Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий

V. Первичное закрепление

(Один учащийся из группы выходит и рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп (см. дополнительный материал к уроку).)

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задания 1, 2 на с. 5. (Работа в парах. Коллективная проверка.)

— Сделайте подписи к фотографиям, выполняя задание 5 на с. 6. (Парфенон — главный храм в древних Афинах (Греция). Пантеон — храм всех богов в Риме. Древнеегипетский храм. Колизей — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима.)

2. Творческое задание

(Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.)

1. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.)

2. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

3. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра — бог солнца, Себек — бог воды, Тот — бог мудрости, счета и письма.)

4. Кто такой фараон? (Фараон — царь Египта.)

5. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.)

6. Назовите столицу Греции. (Афины.)

7. Столицей какого государства является город Рим? (Рим — столица Италии.)

8. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь — сердце Афин.)

9. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)

10. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум — был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон — храм всех богов. Колизей — амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50тыс. зрителей.)

11. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)

VIII. Подведение итогов урока

— Достигли мы цели урока?

(Оценивание работы группы.)

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал работе группы?

1. Прочитать текст на с. 8—14 учебника.

2. Выполнить задания 3, 4 на с. 6 рабочей тетради.

Жизнь в долине Нила

Древние египтяне еще не могли объяснить многие явления природы, в том числе и разливы Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льется из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

В Египте, неподалеку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира, и весит она около 7 млн т. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, ее высота 148 м. Пирамиды Гизы - одно из чудес света. Они были построены без помощи каких-либо машин или механизмов.

Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности растительное масло, и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мертвых.

Все, что должно было понадобиться умершему в царстве мертвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы.

На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми.

Главным среди греческих богов считался Зевс-громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса - в виде прекрасного юноши, богиню-любви Афродиту представляли прекрасной девушкой.

Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается — дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровитель искусств). А когда Гефест-кузнец стал заступаться за свою мать — богиню Геру, которую обидел Зевс, бог-громовержец так его толкнул, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

А город Афины живет и сегодня. Он — столица современной Греции.

Древний Рим, Римская империя — это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связано с именем его основателя — Ромула. Мы не знаем, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так.

На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе-государстве Альта-Лонга правил царь Нумитор. Его сверг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора нe смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой.

Весталки - служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына-близнеца. Она говорила, что их отец — бог Марс.

Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица — она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем — так назвал пастух мальчиков — выросли, они узнали тайну своего рождения, убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Братья не остались в Альта-Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по-латински Roma), и стал его первым правителем.

Читайте также: