Минута покоя пьеса краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Главное действующее лицо драмы Ибсена - молодой крестьянский парень Пер, мечтатель и фантазер. Он любит морочить односельчан небылицами о своих приключениях, подолгу пропадает в горах, любит отлынивать от работы. Все его поведение противоречит привычному укладу крестьянской жизни.

На деревенской свадьбе Пер из озорства склоняет к побегу чужую невесту Ингрид и на другой же день оставляет её. Он никогда не любил Ингрид и ее богатое приданое ему ни к чему. Сердцем Пера завладела прекрасная, светлая девушка Сольвейг (её имя означает “Солнечный путь”).

Опасаясь суровой расправы со стороны негодующих односельчан, Пер уходит в глухие горные леса. Однако в Рондских горах его подстерегает другая опасность: он попадает под власть троллей - фантастических жителей подземного царства. Неожиданно ему встречается женщина в зеленом, за которой он не прочь приволокнуться. Он не знает, что это дочь самого Доврского деда - хозяина здешних гор.

И вот Пер в подземных чертогах, где собралась вся лесная и горная нечисть: уродливые тролли, гномы, лесовики. Мрачная и грозная музыка (“В пещере горного короля”) великолепно воспроизводит фантастические образы обитателей гор. Толпа чудовищ готова растерзать пришельца.

Но вмешивается Горный король. “Времена теперь плохие, - говорит он, - не следует пренебрегать дружбой с людьми”. Пер поневоле соглашается принять облик тролля и разрешает подвязать себе хвост. Но когда Горный король хочет вынуть ему один глаз, а другой подскоблить, чтобы он видел все вкривь и вкось, Пер выходит из себя: он все-таки хочет остаться человеком. От расправы разъяренной нечисти Пера спасает отдаленный звон церковных колоколов. Наваждение рассеивается.

На горном склоне, поросшем хвойным лесом, Пер построил себе избушку, чтобы жить вдали от людей. С ним прекрасная Сольвейг, ради него покинувшая родительский дом. Однако Перу не суждено счастье с любимой. На его совести лежит груз недостойных поступков. Из родной деревни по решению сельской общины его изгнали, в горах же над ним тяготеет проклятие троллей. Выйдя из избушки за дровами, он с ужасом видит знакомую женщину в зеленом с уродливым младенцем на руках. Она грозит, что не оставит его. Пер понимает, что единственный выход для него - бегство, отъезд в чужие края. Остается проститься с матерью.

В убогой хижине Пер находит свою старую, измученную горем и болезнями мать Озе. Чтобы отвлечь ее от тяжелых дум, Пер начинает рассказывать ей занятную историю. Однако во время этого рассказа в оркестре звучит тихая, скорбная музыка, полная глубокого сердечного чувства (“Смерть Озе”). С ее последними затухающими звуками уходит из жизни Озе. Номер “Смерть Озе” - своего рода похоронное шествие большой драматической силы. Пьеса исполняется одними лишь струнными - самыми теплыми и мягкими инструментами симфонического оркестра. Музыка постепенно нарастает, доходя до трагической кульминации. Вторая часть пьесы построена на нисходящих мотивах, изображающих скорбные вздохи. Звучность постепенно угасает. Завершается пьеса тончайшим пианиссимо.

Пер долго путешествовал по далеким восточным странам. Там он повстречал красавицу Анитру (“Танец Анитры”), но счастья так и не нашел.

Уже глубоким стариком, чудом спасшись от кораблекрушения, возвращается Пер на родину. Все кругом изменилось, никто его не узнает, но память о его злых и лихих проделках жива в народе. В лесной глуши он видит избушку из толстых бревен. Слышится прекрасная песнь о верной и преданной любви. Сольвейг уже много лет ждет своего далекого странника. Ее прекрасный голос глубоко волнует Пера. Он понял, что потерял свое счастье, а жизнь прожита напрасно. Со слезами бросается он перед Сольвейг на колени. Занимается новый день. Под колыбельную песню на коленях у Сольвейг Пер умирает.

Из своей театральной музыки Григ оставил две оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения в филармонических концертах. За короткий срок эта музыка завоевала огромную популярность во всем мире.

Составляя сюиты, композитор выбрал из 23 музыкальных номеров лишь некоторые, напрямую не связанные со сценическим действием номера, и выстроил их последовательность, сообразуясь с логикой музыкального развития. В первую сюиту вошли номера “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”. Во вторую сюиту Григ включил номера “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта на родину”, “Песня Сольвейг”. Обе сюиты организованы по принципу контраста. В первой светлые и радостные чувства пробуждающейся природы (“Утро”) сопоставляются с трагедией конца жизни (“Смерть Озе”); изящная жанровая зарисовка (“Танец Анитры”) сменяется мрачной фантастикой (“В пещере горного короля”).

Музыка Грига к драме Ибсена далеко выходит за рамки простой иллюстративности. Она лирически обобщает философскую концепцию драмы, заставляет слушателей и зрителей по-новому ощутить Норвегию и воспринять драму Ибсена в ее национальном звучании.

Огромный успех музыки к “Перу Гюнту” способствовал мировой славе Грига. После 1880 года Григ начинает свои артистические гастроли по Европе, выступая как пианист и дирижер. В январе 1888 года в Лейпциге Григ знакомится с П.И. Чайковским. В короткий срок Чайковский и Григ подружились, позже между ними возникла переписка. Чайковский восхищается поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля. Чайковский написал о Григе несколько восторженных статей и посвятил ему симфоническую увертюру - фантазию “Гамлет”. В 1893 году оба композитора были удостоены звания доктора Кембриджского университета.


Последние годы жизни Грига были годами мучительных страданий и борьбы с астмой. Это неизлечимое тогда заболевание было следствием перенесенного еще в консерваторские годы плеврита. 4 сентября 1907 года Григ скончался в своем родном городе Бергене. День похорон Грига стал днем национального траура в Норвегии.

Музыка Грига - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Своеобразие ее в том, что яркая творческая индивидуальность органически сочетается в ней с колоритом национальной музыкальной культуры.

Григ тяготел к конкретности музыкальных образов. Именно поэтому в его музыке большое значение приобрела программность, основанная на воплощении поэтических образов природы, народного быта. Сам композитор писал: “По стилю и форме я остаюсь немецким романтиком шумановской школы. Но в то же время я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство”.

Григ является автором увертюр, небольших оркестровых произведений, знаменитого фортепианного концерта, инструментальных сонат, фортепианных пьес, норвежских танцев “Халлингов” и большого количества песен и романсов.

Григ, по примеру западно-европейских романтиков, объединял свои песни в циклы. Таковы “Норвегия” (1893), “По скалам и фиордам” (1886), “Девушка с гор” (1898). Из фортепианных пьес в России наиболее известны “Лирические пьесы”, изданные Григом в разное время в 10-ти тетрадях. Они входят в обязательный педагогический репертуар детских музыкальных школ и музыкальных училищ.

Норвежская классическая музыка не закончилась со смертью Грига. Композитору удалось создать национальную композиторскую школу, плодотворно развивающую музыкальные идеи, заложенные основоположником норвежской музыкальной классики.

Контрольные вопросы по теме

“Творчество Э. Грига”

1. Классиком какой национальной музыки стал Э. Григ?

2. Где Григ получил высшее музыкальное образование?

3. Как назывался первый союз норвежских композиторов?

4. Кто из знаменитых композиторов и литераторов оказал Григу поддержку?

5. К какой драме Григ сочинил музыкальные иллюстрации?

6. Кто такие Сольвейг, Ингрид, Озе, Анитра?

7. Назовите наиболее популярные номера из сюиты Грига “Пер Гюнт”.

8. Что такое халлинг?

9. С кем из русских композиторов был дружен Григ?

10. Кто, по словам самого композитора, был лучшим исполнителем его песен и романсов?

Европейский музыкальный театр XIX века

В 20-е годы во французской музыке сложилась особая разновидность оперы - большая опера (гранд опера). “Большая опера” представляла собой монументальное музыкально-драматическое действие. Сюжет был обычно историческим, герои переживали и социальную, и личную драму. Для солистов писались большие развернутые арии с хором, мелодические речитативы, вокальные ансамбли. В действие вводились большие хоровые и балетные сцены. Постановки отличались необычной роскошью декораций и костюмов.

Просуществовав на сцене чуть больше 30 лет, жанр французской большой оперы обнаружил черты кризиса и перерождения. Спектакли превращались в пустое, бессодержательное, хотя и эффектное зрелище.

В середине XIX века молодые французские композиторы Ш. Гуно, Ж. Массне и Л. Делиб создают новую разновидность оперного жанра - лирическую оперу. Публике стал интересен внутренний мир обычного человека, а не преувеличенно романтические страсти исключительных личностей. В лирической опере усилилось влияние реализма, на смену драматическому пафосу и героической прозе пришли простота и искренность. Композиторы стремились в своих операх воплотить чувства, которые в течение жизни испытывает каждый человек - радость и печаль, любовь и ревность.

Основоположником лирической оперы считают композитора Шарля Гуно. Славу ему принесла опера “Фауст”, поставленная в 1859 году. Опера написана по мотивам первой части одноименной трагедии Гете.

В основе трагедии лежит предание о докторе Фаусте, который ценой бессмертия своей души заключил договор с дьяволом о вечной молодости и постижении сокровенных тайн природы. У Гете отношения Фауста и Маргариты лишь эпизод на сложном пути героя. Маргарита у Гете - “игрушка”, которую Мефистофель дает Фаусту. Композитор же сделал историю их любви центральным событием оперы. В опере Гуно Фауст всего лишь герой-любовник, впечатляющий публику высокими нотами и красивыми мелодиями. Самой выразительной в опере оказалась партия Мефистофеля. Композитору удалось показать и разрушительную силу, и в то же время обаяние этого героя, заставляющего других персонажей подчиняться ему. Выдающимся исполнителем этой партии был замечательный русский певец Ф.И. Шаляпин. Наиболее популярным номером оперы являются знаменитые куплеты Мефистофеля “На земле весь род людской. ”

Из французских опер прошлого века наиболее значительна “Кармен” Жоржа Бизе. Пожалуй, нет другой оперы, музыка которой пользовалась бы такой любовью во всех странах мира.

П.И. Чайковский писал о финале оперы: “Я не могу без слез играть последнюю сцену. С одной стороны, народное ликование и грубое веселье толпы, смотрящей на бой быков, с другой стороны - страшная трагедия и смерть двух главных героев, которых злой рок столкнул и через ряд страданий привел к неизбежному концу”.


Ж. Бизе - крупнейший французский композитор второй половины XIX века. В историю мировой музыкальной культуры он вошел как создатель реалистической музыкальной драмы - оперы “Кармен” и музыки к драме Альфонса Доде “Арлезианка”. Ему удалось решить задачу, которую в условиях других национальных культур решали его современники: Дж. Верди, Р. Вагнер, М.П. Мусоргский и П.И. Чайковский.

Музыкальные произведения Бизе отличаются точностью и ясностью композиционного замысла, новизной и оригинальностью выразительных средств, законченностью и изяществом формы. По остроте психологического анализа человеческих чувств и поступков Бизе можно поставить в один ряд с его великими соотечественниками писателями О. Бальзаком, Г. Флобером, Г. Мопассаном.

У Бизе было тонкое чувство сцены, он понимал ее специфические законы, умел метко и ярко обрисовывать человеческие характеры рельефными запоминающимися мелодиями. Он был непревзойденным мастером оркестровки. Эти качества сделали Бизе великим оперным композитором.

Родился будущий великий композитор в 1838 году в Париже, в музыкальной семье. Его одаренность проявилась очень рано.

В 10 лет Бизе поступил в Парижскую консерваторию по классу фортепиано и теории музыки. Среди учеников Бизе занимал блестящее положение. За время обучения в консерватории Бизе получил 7 премий по различным дисциплинам. В 19 лет он оканчивает консерваторию и сразу же завоевывает авторитет блестящего музыканта.

В год окончания Бизе был удостоен Большой Римской премии, дающей музыканту государственную стипендию и право на трехлетнее пребывание в Италии для художественного совершенствования.

С возвращением в Париж для Бизе начались годы интенсивной творческой работы. “О, музыка, - говорил Бизе, - какое прекрасное это искусство, но какое жалкое ремесло”. Бизе мечтает сделать карьеру оперного композитора.

Оперный театр Франции к 60-ым годам XIX века утратил свое былое передовое значение. Буржуазной французской публике милей всего была новомодная оперетта с бесконечными канканами, блестящими нарядами и фривольным сюжетом. В этой обстановке Бизе и начал путь оперного композитора.

В 1862 году он пишет оперу “Искатели жемчуга” на “индийский” сюжет. Ее появление можно расценивать как результат увлечения молодого композитора модной в то время экзотикой Востока.

Через три года появляется большая пятиактная опера на “русский” сюжет под названием “Иван Грозный”. Опера эта провалилась.

Последние пять лет жизни композитора являются самыми плодотворными годами его творчества. Именно в это время он создает сочинения, сделавшие его знаменитым. Прежде всего, это музыка к драме “Арлезианка” и бессмертная опера “Кармен”. Рождение этих произведений композитора совпало по времени с крупнейшими событиями в жизни Франции: франко-прусской войной и Парижской коммуной (1871). Идеалы Коммуны и ее преобразования были Бизе глубоко чужды. Он считал их утопией. Как художник и музыкант он не видел своего места в новом обществе.

Сценические герои Бизе - смелые и гордые люди с сильными страстями, борющиеся за свое счастье. Судьбы своих героев Бизе показывает в их тесной связи с жизнью народа. Он нашел оригинальный метод характеристики героев - через жанрово-бытовую народную музыку, через песни и пляски. Именно так и создан музыкально-сценический образ Кармен - один из ярчайших во всей оперной литературе XIX века.

Сюжет оперы заимствован из третьей главы новеллы Проспера Мериме (1803-1870) “Кармен”, написанной им в 1845 году. Через 28 лет драматурги А. Мильяк и Л. Галеви переделали эту новеллу в оперное либретто. Они драматизировали повествовательный сюжет, создали яркие и запоминающиеся образы действующих лиц, во многом отличавшихся от своих литературных прототипов.

Разбойник Хозе превратился в крестьянского парня, ставшего драгуном, а позже разжалованного в рядовые и ставшего из любви к Кармен контрабандистом и убийцей.

Воровка Кармен превратилась в работницу табачной фабрики, обладающую сильным и независимым характером, способную идти до конца, повинуясь чувству любви. Для ее косвенной характеристики драматургами был придуман образ невесты Хозе Микаэлы - нежной и ласковой девушки, олицетворявшей дом и родину. На фоне этой простой “голубоглазой” девушки образ “темпераментной” цыганки приобретал черты роковой женщины-вамп.

Либреттисты ввели в оперу образы тореадора Эскамильо, цыган, контрабандистов, придумали и мастерски разработали колоритные народно-массовые сцены, отсутствующие в новелле. В результате Бизе получил первоклассное либретто, что в значительной степени определило мировой успех этой оперы.

В первой сценической редакции музыкальные номера оперы связывались между собой живыми разговорными диалогами, которые во второй редакции были “омузыкалены” и превратились в речитативы.

Помимо увертюры (вступления ко всему спектаклю) Бизе написал и замечательные по музыке симфонические антракты к каждому из действий оперы. Эти антракты - звуковые картины природы и быта Испании; именно они в значительной степени придают опере специфически испанский колорит.

Краткое содержание 1 действия

Известная актриса Ирина Николаевна Аркадина приезжает погостить в поместье к своему брату — Петру Николаевичу Сорину. Вместе с ней приехал её любовник — знаменитый писатель Борис Тригорин. Он сильно моложе неё, но актрисе это только нравится: она ведёт яркую, бурную жизнь в обществе.

У Аркадиной есть 25-летний сын — Константин Треплев. У него непростые отношения с матерью: он не разделяет её взглядов, а ей не нравится, что сын подчёркивает её возраст. Треплев написал пьесу и готовился поставить её для гостей и жителей поместья.

Главную (и единственную) роль Константин отдал Нине Заречной — девушке из богатой семьи. Она увлечена театром, но родители против этого. Поэтому Константин, влюблённый в Нину, устраивает для неё театр в местном парке.

Начинается спектакль. Кроме Аркадиной и Тригорина зрителями оказались Сорин, управляющий его поместьем Илья Афанасьевич Шамраев с женой Полиной Андреевной и дочерью Машей. Посмотреть пьесу пришли местный врач Евгений Дорн и учитель Семён Медведенко, безответно влюблённый в Марию.

На сцену выходит Нина и играет спектакль. Аркадина во время действия критикует работу сына. Треплев не выдерживает давления, прекращает спектакль и уходит из сада. В это время Аркадина хвалит игру Заречной и знакомит её с Тригориным.

Дорн объясняет Треплеву, что ему понравилась пьеса, но тот ищет Нину и уходит. К Дорну заходит Маша и признаётся, что влюблена в Константина.

Краткое содержание 2 действия

Спустя несколько дней герои снова сидят во дворе усадьбы. Каждый занимается своим: Тригорин рыбачит, Дорн читает вслух Аркадиной и Маше. В имение приезжает Заречная. После знакомства с Тригориным девушка влюбилась в него и стала избегать Треплева.

Когда Нина осталась одна, к ней пришёл Константин. Он положил перед ней застреленную чайку и сказал, что скоро так же поступит с собой. Треплев понял, что Нине интересен Тригорин, поэтому устроил сцену ревности.

Ссоре помешал вошедший Тригорин. Константин ушёл, и Нина говорит Тригорину, что восхищается его жизнью. Писатель отвечает, что для него жизнь — мучительный труд. Увидев убитую птицу, он говорит, что придумал сюжет для нового произведения. Молодую девушку, свободную, как чайка над озером, случайно губит мужчина.

Краткое содержание 3 действия

Маша разговаривает с Тригориным. Она объясняет, что решила избавиться от любви к Константину, поэтому выходит замуж за Медведенко. Заходит Нина, чтобы попрощаться с Тригориным и подарить ему на память медальон.

Треплев переживает из-за отношений с Ниной. Он попытался застрелиться, но этого не вышло. Тогда он вызвал Тригорина на дуэль. Аркадиной не нравится поведение сына, и она решает вернуться в Москву.

Борис объясняется с Аркадиной и признаётся в любви к другой девушке. Актриса умоляет его уехать с ней. Мягкосердечный Тригорин соглашается. Перед их отъездом Нина рассказывает, что собирается в Москву, учиться на актрису. Молодые люди договариваются о встрече там.

Краткое содержание 4 действия

Четвёртое действие происходит спустя два года. Маша замужем за Медведенко и родила от него ребёнка. Несмотря на это, она по-прежнему не любит мужа из-за Константина. Константин стал знаменитым автором, но всё ещё жил в поместье у Сорина.

Дорн интересуется судьбой Нины Заречной. Треплев рассказал, что девушка сошлась с Тригориным, и у них был ребёнок. Ребёнок умер, а Тригорин вскоре вернулся к Аркадиной. Нина действительно стала актрисой, но играла безвкусно и переигрывала. Поэтому в Москве её карьера не сложилась, и она уехала в провинцию.

Поначалу Заречная не хотела видеть Константина, но спустя время стала писать ему письма. Никогда не жаловалась, но Треплев чувствовал, как она страдает. Во время действия она жила рядом с поместьем Сорина в городе, но в усадьбу не приходила.

К Сорину приехали Аркадина и Тригорин, они решили навестить брата. Гости собираются играть в лото. В это время Константин уходит. Он пишет рукопись в другой комнате, когда в окно стучат. Во дворе он встречает Нину.

Девушка плачет на груди у Треплева и рассказывает, как с ней поступил Тригорин. Она признаётся, что чувствует себя чайкой. Константин упрашивает Нину остаться или позволить ему поехать вместе с ней. Нина отказывается и уезжает одна.

Треплев рвёт свои рукописи и выходит из комнаты. Аркадина и остальные гости заходят к нему и решают играть там. Выясняется, что Тригорин попросил Шамраева сделать для него чучело из убитой чайки. В соседней комнате раздаётся выстрел. Это убил себя Константин Треплев.

Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе — словно её ждут на коктейль или на чашку чая светские знакомые из аристократического района. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы её давно уже на пределе — Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски.

В доме Ковальских Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоём с больной матерью. Митч, чьё сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится её хрупкость, беззащитность, нравится, что она так непохожа на людей из его окружения, что преподаёт литературу, знает музыку, французский язык.

Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш, напоминая зверя, готовящегося к прыжку. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем, почти животным и советует Стелле уйти от него, он затаивает зло. А таких, как Стэнли, лучше не задевать — они жалости не знают. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о её прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным. После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях, о чем Стэнли и рассказал заезжий коммивояжёр, тоже какое-то время пользовавшийся ee милостями.

У Митча и Бланш происходит последний разговор — рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повёз жену в больницу. Уязвлённый в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у неё не тот, что она называла, — недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, — и не такая уж она недотрога, какую из себя строила, — он сам наводил справки, и все, что рассказал Стэнли, подтвердилось.

Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорблённая Бланш прогоняет его.

Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли её рассеянны, она не вполне в себе — ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти её на море. Стэнли поначалу добродушен — у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идёт хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает, что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается. Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врёт она все! Нет ни роз, ни миллионера. Единственное, на что она ещё годится, — это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает её у дверей и несёт в спальню.

Пересказала В. И. Бернацкая. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Судьба русской интеллигенции

История создания

Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.

Итак, октябрь 1920 года. Северная Таврия. Идет бой между красными и белыми. Молодой питерский интеллигент Голубков скрывается от шальных пуль и гранат в притворе монастыря с Серафимой Корзухиной, дамой из Петербурга. Вместе с ним она бежит в Крым, чтобы там встретиться со своим мужем. Голубков недоумевает, откуда красные в этой местности, ведь она вся была в руках белых.

Тут в монастырь заехал отряд кавалеристов Буденного, чтобы проверить у людей документы. Священники и монахи молились перед образами, в церкви находилось много и другого люду, среди них и беременная Баранбанчикова, у которой внезапно начались схватки. Когда обитель покинули красные, за ними следом появились солдаты во главе с белым командиром Де Бризаром и Люська, походная жена генерала Чарноты. Как оказалось потом, в образе беременной дамы скрывался сам генерал Чарнота, который, услышав голоса своих, не передать словами как обрадовался. Он обнял их всех и стал рассказывать, как вместо поддельных документов его друг Барабанчиков в спешке все перепутал и подсунул ему документы беременной жены.

Теперь все они начинают обсуждать план побега, предложенный Чарнотой. Но вскоре обнаруживается, что у Серафимы начинается тиф, и Голубков от нее не отходит. Все разъезжаются.

История создания

Многие герои пьесы имеют прототипов . Прототип Хлудова действительно страдал сильнейшей неврастенией, а в 1929 г. был застрелен

в своей квартире родственником одной из жертв.

Литературное направление и жанр

Принадлежность произведений Булгакова к реалистическому или модернистскому направлению — спорный вопрос в булгаковеденье. Пьеса, имеющая такое количество прототипов и основанная на реальных событиях, как будто относится к реалистическому направлению в литературе, хотя Булгаков подчеркивает нереальность и даже невозможность происходящих событий .

В ней есть и гротеск, и трагедия.

Проблематика

Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ — отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.

Одна из социальных проблем пьесы — объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.

Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею , цены их крови и их жизней.

Важнейшая проблема пьесы — проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестает являться призрак Крапилина, им повешенного.

Конфликт

У большинства героев внешний конфликт, заставляющий их бежать , накладывается на внутренний. У Хлудова внутренний конфликт с совестью приводит к возникновению осуждающего его молчаливого призрака.

Сюжет и композиция

Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму.

Булгаковым было написано несколько финалов. Наиболее сильный в художественном смысле тот, где Хлудов, мучимый раскаянием, возвращается на родину, соглашаясь с любым возможным наказанием. В других вариантах Хлудов стреляется, предварительно расстреливая тараканьи бега.

Неоднозначна также судьба Серафимы и Голубкова. В одних вариантах они уезжают во Францию и становятся изгоями, в других — возвращаются на родину.

Поганым паскудным царством, тараканьими бегами в финале Хлудов называет любое общество в целом.

Герои

Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчеркивает, что Хлудов болен.

Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре.

Хлудов — предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но все равно за ним последует моральное наказание.

Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно.

Он подобен тонущему свинцу.

Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным.

Голубков — почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от нее только в начале 30-х.

Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека.

Серафима — жена миллионера. Она чем-то напоминает Белозерскую времен ее эмиграции.

Приват-доцент Сергей Голубков наделен чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом.

Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков.

Генерал Чарнота — симпатичный образ. В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч.

Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдет. В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега.

Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя.

Стилистические особенности

В пьесе большую роль играет звуковое сопровождение. Звучат монастырь и конные отряды, Россия и Константинополь. С помощью звуков Булгаков расширяет художественный мир до эпических масштабов, проблема русских эмигрантов становится общемировой.

Особое значение приобретает Константинополь, по словам Голубкова, ужасный, нестерпимый, душный город. Это символ ненавистной чужбины.

Хлудов

Основная идея

Арест

Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.

Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.

Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее. Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового. Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.

Главные герои и их характеристика

Эмиграция

Проблемы

  1. Война
    – писатель показывает войну, как нечто страшное и бессмысленное, не несущее людям ничего, кроме страданий и смерти, оставляющее глубочайшие раны в душах выживших.
  2. Революция
    – никак не оценивая саму революцию, Булгаков показывает её печальные последствия для той части общества, которая оказалась не на той стороне и потеряла всё, что ценила.
  3. Эмиграция
    – Булгаков показывает трагедию русских эмигрантов, которые вынуждены были уехать из страны, и вести зачастую бедственное существование за рубежом, где многие из них так и не смогли вернуться к полноценной жизни.
  4. Анархия
    – последние дни существования Белого движения показывают нам анархию, царящую в стране, где каждый борется только за своё выживание и готов пойти на что угодно ради своих целей.
  5. Социальная несправедливость
    – на примере Корзухина Булгаков показывает, что негодяи и мерзавцы уехали из России богатыми и обеспеченными, а по-настоящему благородные люди, целиком отдавшие себя борьбе, остались ни с чем.

Люся и Чарнота

Чарнота возвращается домой и ссорится с Люсей, потому что врет ей, что ящик с игрушками и газырями у него украли. Она понимает, что на бегах он проиграл последнее. С ними живет и Серафима. Люська признается ему, что вынуждена заниматься проституцией из-за того, что им уже нечего есть и нечем платить за комнату. Она упрекает его за то, что тот разгромил штаб контрразведки, потом сбежал из армии и теперь они живут в нищете далеко от России. Чарнота же постоянно возражал и оправдывался тем, что спасал Серафиму. И тут вдруг Люся заявляет, что уезжает с одним знакомым французом в Париж. Серафима же, услышав же весь этот разговор, решается больше не сидеть ни у кого на шее, а тоже идти зарабатывать на панель.

В этот же день Чарнота на улице встречает Голубкова, играющего на шарманке. Он ищет Серафиму, которая уже нашла себе клиента-грека и идет с ним в номер. За ними следом вбегают Чарнота и Голубков и прогоняют грека. Голубков признается в любви Серафиме, но она отказывает ему, так как не хочет портить ему жизнь.

Тут появляется Хлудов. Его разжаловали из армии, и теперь ему поручается смотреть за Серафимой. Он дает Голубкову медальон и две лиры, потому что тот отправляется в Париж, чтобы просить денег у Корзухина, у которого больная жена. Чарнота решает ехать с ним.

Критика

Пьеса, хоть и не увидела сцены при жизни Булгакова, не была не замечена и попала на стол даже Иосифу Сталину, который остался не доволен тем, что писатель не показал классовую природу гражданской войны, эксплуататорскую суть интеллигенции и офицерства.

Противоположное мнение было у Максима Горького, который очень симпатизировал Булгакову. Он считал, что пьеса представляет из себя сатирическую комедию, которая через образы Чарноты и Хлудова жестоко высмеивает Белое движение.

Автор: Михаил Щепин

Корзухин

Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.

Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.

Надо о (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.

Чему учит?

Несмотря на довольно пессимистичный настрой пьесы, читатель может вынести из неё и полезные нравственные уроки о том, что в любой ситуации у человека остаётся надежда на то, что всё изменится к лучшему. Теряя ее, мы обрекаем себя на проигрыш, хотя бой еще не закончен. Вывод автора прост: бег от родины и от себя не ведет к счастью, но все же является жизнью, противопоставленной смерти, войне и вездесущей подлости.

Серафима

Действие четвертое

Сон седьмой

Происходит осенью 1921 года в Париже.

Голубков приезжает в Париж, находит мужа Корзухиной и просит у него тысячу долларов для Серафимы. Тот отказывает, мотивируя свой поступок тем, что на Серафиме он не был женат, а в скором времени собирается предложить руку и сердце своей русской секретарше. Голубков говорит Корзухину, что он бездушный человек. Сергей Павлович уже собирается уйти, но в этот момент заходит генерал Чарнота. Он сообщает Корзухину, что с радостью бы записался к большевикам, чтобы расстрелять его.

Чарнота видит карты и предлагает Корзухину сыграть. Он продает сопернику медальон Хлудова за десять долларов. После игры генерал становится обладателем 20 000 долларов. За 300 он выкупает медальон назад. Корзухин хочет вернуть все проигранные деньги. Он кричит от досады, и на его рев выбегает Люся. Генерал в шоке, но не выдает, что знаком с проституткой. Люся презирает мужа Серафимы. Она считает, что Корзухин сам виноват в проигрыше.

Все расходятся. Люся высовывается в окно и тихонько говорит Голубкову, чтобы он берег Корзухину, а генерал, наконец-то купил себе новые штаны. Темнота.

Развязка

Серафима и Хлудов возвращаются на родину. Хлудов остается в комнате один и, подойдя к окну, застреливается.

Направление и жанр

Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.

Читайте также: