Мезенская роспись в доу

Обновлено: 16.05.2024

Цель: способствовать освоению детьми специфики северного прикладного искусства народного промысла Архангельской области.

Программное содержание:

  • закрепить знания детей об особенностях народного декоративно-прикладного искусства (промысла) Архангельской области - Мезенской росписи;
  • упражнять в составлении узора, знать и называть элементы мезенской росписи: спираль, штрихи, крест, конь;
  • развивать чувство композиции, умение передавать цветовую гамму.

Материалы: видео презентация "Мезенская роспись", игра "Составь узор", изделия мезенской росписи, фотоаппарат, компьютер, шаблоны разделочной доски на каждого ребенка, кисти, баночки с водой, краски.

Предварительная работа: знакомство с декоративно-прикладным искусством, беседа о разнообразии промыслов; познакомить с историей возникновения северного народного промысла "Мезенская роспись", дать понятие "ярмарка", чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассматривание изделий, элементов росписи Мезенской росписи, прорисовка отдельных элементов росписи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, на этой неделе мы с вами говорим о нашем Северном крае, Архангельской области. Мы знаем, что наш край богат красотой северной природы, достопримечательностями, известными людьми, но еще у нас очень яркие и разнообразные орнаменты и узоры, северные росписи, которыми славится наш край.

- Один из таких промыслов, мезенская роспись. У нее есть свои особенности и в цвете, и в элементах, и в исполнении. Мы с вами уже знакомились с Мезенской росписью и пробовали нарисовать ряд элементов узора. Как они называются? (ответы детей)
- Какие цвета использует мастер при выполнении рисунка Мезенской росписи?

- Какие предметы домашнего обихода могут быть расписаны Мезенской росписью и из какого материала они сделаны?

Изделия с мезенской росписью

Изделия с мезенской росписью

- Да, это могут быть прялки, разделочные доски, ложки, тарелки и т.д. и делали их из дерева, но чтобы они были особенно красивыми их расписывали росписями. Наши северные мастера использовали местную, мезенскую роспись. Давайте посмотрим и вспомним, что это за роспись.

Дети смотрят видео презентацию "Мезенская роспись", рассматривают изделия, в том числе разделочные доски, украшенные мезенской росписью. Воспитатель сопровождает кадры комментариями. Обращает внимание на элементы росписи, их цвет, размер, расположение и т.д.

После чего воспитатель предлагает попробовать стать мастером мезенской росписи и расписать свою разделочную доску. (через игру "Составь узор"). Дети делятся на пары, подходят к столу, где лежит набор элементов и украшают свою доску. Между собой договариваются, называют элементы, соблюдают последовательность, чередование и т.д. (то, что является спецификой данной росписи)

Воспитатель проходит вдоль столов, фотографирует полученные расписные доски и выводит картинки на экран телевизора. Дети смотрят варианты росписи разделочной доски, сделанные своими руками. Определяются с вариантом оформления своего изделия и готовят свое рабочее место, как настоящий мастер: краски, кисти, воду, шаблон доски и т.д. Предлагает занять места за столами и приступить к оформлению своей разделочной доски мезенской росписью.

- А теперь посмотрите на свои работы и скажите, какое настроение вызывает Ваша украшенная разделочная доска?! (Радостное, веселое)
- Да, такую доску можно подарить маме или бабушке. Мезенские узоры вызывают положительные эмоции, радость, наша роспись показывает красоту северного края и яркость красок.
- Вы отлично поработали! Молодцы!


Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания учащихся.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые вещи. Работу ребят, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Целью изучения северной росписи является воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков графического письма, воспитание чувства коллективизма, патриотизма, приобщение к общественно полезной деятельности, а также повышение ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.

Полезно проводить занятия с учащимися в Музее изобразительного искусства и Краеведческом музее, чтобы дети соприкоснулись с истинно историческими музейными экспонатами и смогли поработать, копируя росписи прялок, туесов, коробов.

Наибольший эффект дают занятия, построенные на принципах повтора, вариации, импровизации.

Прялка. конец XIX века. Мезенская роспись.


Прялка. конец XIX века. Мезенская роспись. Село Палощелье. Архангельская область

Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельской области в конце XIX века. Она носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда, украшали избу.

Мастерством росписи в Палощелье славились пять фамилий: Аксеновы, Новиковы, Шишовы, Федотовы и Кузьмины.

Мезенская прялка называлась по-местному прялицей-кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катаний на санях.

↑ Рисование элементов мезенской росписи

Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Мезенская роспись для детей — учимся рисовать

Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии.

Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.

Элементы росписи мезенской прялки


Элементы росписи мезенской прялки. Палощелье. Мезенский район. Архангельская область, 1926 г. Федотов Григорий Филиппович

На рисунке 2 помещены элементы росписи прялки, выполненной Г. Ф. Федотовым - одним из мастеров Мезенской росписи в 1926 г.

Рассмотрим композицию некоторых из них:

    в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. По диагонали расположен большой красный лепесток, имеющий форму удлиненного овала с заостренными кончиками. Симметрично лепестку расположены черные спиральки, маленькие кружочки и по две небольшие дуги в уголках квадрата. Эти элементы выполняются более тонко, кисточкой или пером (в старину - глухариным пером);

Элементы росписи мезенской прялки.


Элементы росписи мезенской прялки. Палощелье. Мезенский район. Архангельская область. Федотов Василий Клементьевич

Только один из Федотовых удостоился среди односельчан славы большой и заслуженной - это Василий Клементьевич, более известный под именем Васи Климовича. Расписанные им прялки он почти всегда помечал своими инициалами: ВКФ. Таким образом, авторство его достоверно.

Рисовал Климович не попросту, не следуя только традиционному рисунку, а по-своему - затейливо, с выдумкой. Этот мастер не спешил, расписывая, не делал кое-как, лишь бы быть на ярмарке: он обязательно на лицевой стороне лопасти прялки помещал в два ряда оленей и коней и не скупился - по четыре и по пять, а не по три в ряд. Иногда на всех коней сажал всадников.

У Климовича узорочье более русское, чем у кого-либо из местных мастеров-художников. Он не дает, как некоторые, однообразные клетки с наименьшим числом красных пятен и черных штрихов. На одной прялке у него восемь разных узоров клетки. Затейливые узоры делят квадраты на большие и маленькие треугольники, ромбы, квадратики. Оживляют узор черные кружочки, черточки, звездочки, дуги, скобки, сеточки. Узоры поражают своим многообразием и оригинальностью.

Подобных узоров сделано сотни. Все прялки похожи, но нет двух точно повторяющихся. Особенно интересны у него вольные композиции на оборотной стороне прялки, где мастер свободен от обязательных узоров и может дать волю фантазии.

Так щедро тратить свой талант мог только настоящий художник, для которого создание прялки - не ремесленная поделка, а произведение искусства, в которое вкладывают все способности, весь творческий опыт, все горение души.

Примеры геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи:

Примеры геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи

Примеры геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи

Примеры геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи

Примеры геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи

Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края.

Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т. д.

Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделялись горизонтальными полосами, заполненные геометрическим повторяющимся узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке.

Эффект достигался тем, что каждый раз мастер сочетал элементы геометрического орнамента по-разному.

Геометрические ряды, разделяющие мезенские прялки на три части, рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах прялок, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объемное и округлое и уподоблялась древу жизни.

↑ Рисование фигуры мезенского коня и оленя

Рисование фигуры мезенского коня

Данные упражнения необходимы для того, чтобы дети по принципу повтора рисования отдельных элементов фигуры коня отработали все элементы и натренировали свою руку. Упражнения можно сначала выполнять карандашом, затем кистью:

    горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;

Последовательность рисования фигуры коня


Последовательность рисования фигуры коня

Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понятна и легко усваивается учащимися:

    определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

Последовательность рисования фигуры оленя


Последовательность рисования фигуры оленя

Последовательность рисования фигуры оленя аналогична последовательности рисования фигуры коня, но с небольшими изменениями:

    определяем высоту фигуры оленя и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: бизонов, коней, быков.

Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей - четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду. Остальное дорисовывалось уже тонкими черными штрихами: десяток черточек, изображающих гриву, четыре длинные черточки хвоста, странные ноги, сделанные единым росчерком, более похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и узда с двумя черточками повода.

Все отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы черной же краской над спинкой рисовался один разветвленный рог.

На рисунке 11 изображены варианты фигур коней и оленей мезенской росписи.

Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи


Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи

А вот красных коней, которые в среднем ряду, мезенские мастера рисовали на обеих сторонах лопасти прялки.

В нижнем ряду - красные олени. Они отличаются друг от друга различными разветвлениями рогов.

↑ Последовательность рисования мезенского лебедя

Последовательность рисования мезенского лебедя

Рисунок 12 помогает учащимся быстро запомнить последовательность рисования лебедя:

    определяем высоту фигуры лебедя и посередине проводим горизонтальную линию (все линии проводим очень тонкие, так как это линии построения, и в конце работы убираются);

↑ Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи

На рисунке 13 изображены различные варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи.

Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи

Здесь причудливые летящие черные птицы в полосочку, клетку, с крыльями и хвостами, напоминающими веточки деревьев.

И, наконец, красивые, горделивые, грудастые красные лебеди с шикарными хвостами. Птицы, уточки и лебеди мезенской росписи многообразны, оригинальны и необычны.

↑ Композиция в полосе

После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе.

На рисунке 14 композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.

Композиция в полосе

Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки за-полнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

↑ Композиция в квадрате

Композиция в квадрате

Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки.

Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

↑ Композиция в круге

На рисунке 16 изображены две композиции в круге.

Композиция в круге

Другая композиция в круге - современного мастера.

Прялка. конец XIX века.


Прялка. конец XIX века. Мезенский район, Архангельская область

Силуэты коней и оленей в росписи прялки легки и изысканны, а распустившиеся хвостики уточек напоминают пушистые комочки весенней вербы.

Соединенные в бесконечно текущие горизонтальные ряды, эти фигуры превратились в гармонический орнамент, напоминая узоры вышивки или тягучие напевы северных песен.

Волнистые линии, черточки, росчерки и завитки заполнили все оставшееся пространство, объединили отдельные полоски узора в единое декоративное панно.

Короб современного мастера


Короб современного мастера

На круглых коробах роспись сочетается с их формой.

Ободья крышки украшены косыми красными и черными полосками. На поверхности крышки орнамент располагается по кругу.

В центре изображена розетка в виде солнышка, вокруг которого плывут уточки.

Вся композиция в круге обрамлена геометрическим орнаментом.

На стенках короба изображены кони, олени, а между ними стоят высокие деревца. Все свободное пространство заполняют солярные знаки.

Композиция современного мастера поражает своей красотой и оригинальностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс был проведён для педагогов. Мезенская роспись - малоизвестная, но очень интересная , довольно загадочная роспись.

Автор: Лобова Мария Евгеньевна

Тема: Мезенская роспись

Вид творчества/ техника/ стиль: художественная роспись по дереву.

Цель: познакомить коллег-педагогов с росписью мезенских мастеров;

- выполнить роспись изделия в Мезенском стиле.

Задачи:

-познакомить с особенностями мезенской росписи;

- научить некоторым приемам мезенской росписи;

-развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на заготовке;

-воспитать интерес к народным промыслам.

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические.

Наглядные пособия: презентация Power Point по теме мастер-класса, изделия, расписанные в технике мезенской росписи, педагогический рисунок, наглядный материал, материал для упражнений.

Материалы и инструменты: , гуашь красная и черная, баночка для воды, карандаш,листы бумаги.

Организационная часть.

Подготовительный момент.

Практическая часть.

Итог мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Организационная часть.

Подготовительный момент.

Тема нашего мастер-класса – мезенская роспись. Сегодня мы выполним роспись изделия в этой необычной и загадочной технике. Хотелось бы зачитать такое стихотворение:

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудес

Мезенская роспись по дереву

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.


Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски [1] .

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор.

Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье Мезенского уезда, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал ещё в 1920-е годы, в период угасания промысла.

Мы знаем много народных промыслов. И во всех их мы видим красоту… Человек всё создает своими руками.

(презентация Power Point по теме мастер-класса)

Мезенская роспись, является одной из самых древних росписей, она зародилась еще в 19 веке. Существует легенда, по которой название свое роспись получила от местности, в которой зародилась. Эта деревня называется Палащелье, и стоит она на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Река Мезень протекает между двумя самыми крупными реками Северной Европы. Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством.

В современном мире, изделия, выполненные в этой росписи, изготавливаются многими мастерами. И даже у детей, получаются причудливые идеи создания элементов росписи. Её узоры напоминают наскальные рисунки и содержат огромное количество символов.

(демонстрация изделий, расписанных в мезенском стиле).

Для росписи в мезенском стиле используется поэтапное рисование. Обратите внимание на изделия выполненные в этой росписи.

(демонстрация наглядного материала)




Рассмотрим наиболее часто встречающиеся символы мезенской росписи:

Волнообразные линии, зигзаг –изображают воду.

Движущийся крест, свастика - движения солнца.

Для Мезени характерно и использование растительного орнамента.



Эта роспись отличается от других росписей, тем, что используются только две краски: красная и чёрная, и необычный орнамент.

Подробнее об этапах рисования в мезенском стиле

Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.

Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.


Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:

Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.

Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.

Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).

Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.

Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.

Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.

(педагогический рисунок)

1.Рисунок должен быть нанесен на предмет карандашом, как эскизный рисунок.

2.Как я уже сказала, для выполнения мезенской росписи требуется краска всего лишь двух цветов – красная и черная.

Мезенская роспись выполняется в несколько ярусов. Ярусы символизируют три мира – подземный (скрытый), средний (наш мир) и верхний (мир богов). На верхнем ярусе - используется изображения птицы, а для среднего и нижнего мира – конь или олень. Мы знаем, что подкова от коня признак удачи, а конь, это источник жизни у русского народа в давние времена. Олень, у северных народов признан переносить на своих рогах солнце в те места, где оно больше всего необходимо.

- Первый уровень -это земля, красные прямые линии символизируют земную твердь, а волнистые черные – воду, которая эту землю питает.

- Второй уровень росписи -люди, то есть мезенская деревня, причем спирали в орнаменте рисуются определенным образом – если справа налево, они символизируют энергию прибавления, если же наоборот – энергию отдачи.

Необходимо все уровни разделять разными орнаментами.

Символ всего живого на земле -это Солнце. Оно дает тепло. На этом этапе нужно прорисовать все необходимые элементы земли. Под ногами у коней травы и растения, вверху по центру – символ семьи, а над ними птицы, символизирующие души живых людей. Между полем и землей проходит витая веревочка, которая символизирует взаимосвязь всех явлений на земле.

- После, идет небесный уровень.

После того, как выполнен весь мотив росписи, необходимо обвести края красным цветом- это считается защитой любого предмета от темных сил.


Практическая часть.

Итак, мы сейчас с Вами немного потренируемся в кистевой росписи и выполним упражнения, состоящие из элементов в Мезенском стиле.

(наглядный материал, материал для упражнений)


Прорисовываем и закрашиваем фигуры.

Оформляем боковины красным цветом.

Итоги занятия.

Рефлексия: Все мы сегодня отлично поработали! И если мастер-класс Вам понравился, и Вы довольны своими работами, я предлагаю поапплодировать себе.

Список литературы:

Костина Г. Н. Мастерская Мезенской росписи (учебно – методическое пособие). - Новосибирск: Книжица, 2005.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство детей с изяществом мезенской росписи.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с красотой и изяществом северной росписи – мезенской.

2. Продолжать учить детей осваивать элементы мезенской росписи:

-различные виды лини: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные;

-овалы, круги, крестики, звёздочки.

3. Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом.

4. Продолжать учить детей изображать стилизованных животных: уточек, коней, оленей, опираясь на опорные схемы.

5. Продолжать учить детей самостоятельно составлять орнамент на выбранной форме: прялка, разделочная доска, солонка, бочоночек.

6. Продолжать учить составлять целое из частей: досочку из элементов мезенской росписи. Использовать метод преднамеренной ошибки (элементы из других видов росписи).

7. Продолжать учить детей делать лёгкий набросок простым карандашом.

Упражнять в умении рисовать кистями разных размеров (№ 1, 2).

8. Продолжать учить детей видеть в росписи труд взрослых людей и видеть результат своего труда.

9. Воспитывать интерес к северной росписи и желание осваивать родную северную роспись.

Словарь:

сажа, смола, мезенская роспись, искусство, город Мезень, деревня Палащеево.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: плоскостное изображение прялок, досочек, солонок, бочонков. Простой карандаш, кисти №1, 2, гуашь: красная, чёрная, баночка с водой, деревянная зубочистка.

Предварительная работа:

Цель: знакомство детей с изяществом мезенской росписи.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с красотой и изяществом северной росписи – мезенской.

2. Продолжать учить детей осваивать элементы мезенской росписи:

-различные виды лини: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные;

-овалы, круги, крестики, звёздочки.

3. Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом.

4. Продолжать учить детей изображать стилизованных животных: уточек, коней, оленей, опираясь на опорные схемы.

5. Продолжать учить детей самостоятельно составлять орнамент на выбранной форме: прялка, разделочная доска, солонка, бочоночек.

6. Продолжать учить составлять целое из частей: досочку из элементов мезенской росписи. Использовать метод преднамеренной ошибки (элементы из других видов росписи).

7. Продолжать учить детей делать лёгкий набросок простым карандашом.

Упражнять в умении рисовать кистями разных размеров (№ 1, 2).

8. Продолжать учить детей видеть в росписи труд взрослых людей и видеть результат своего труда.

9. Воспитывать интерес к северной росписи и желание осваивать родную северную роспись.

Словарь:

сажа, смола, мезенская роспись, искусство, город Мезень, деревня Палащеево.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: плоскостное изображение прялок, досочек, солонок, бочонков. Простой карандаш, кисти №1, 2, гуашь: красная, чёрная, баночка с водой, деревянная зубочистка.

Предварительная работа:

Цель: знакомство детей с изяществом мезенской росписи.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с красотой и изяществом северной росписи – мезенской.

2. Продолжать учить детей осваивать элементы мезенской росписи:

-различные виды лини: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные;

-овалы, круги, крестики, звёздочки.

3. Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом.

4. Продолжать учить детей изображать стилизованных животных: уточек, коней, оленей, опираясь на опорные схемы.

5. Продолжать учить детей самостоятельно составлять орнамент на выбранной форме: прялка, разделочная доска, солонка, бочоночек.

6. Продолжать учить составлять целое из частей: досочку из элементов мезенской росписи. Использовать метод преднамеренной ошибки (элементы из других видов росписи).

7. Продолжать учить детей делать лёгкий набросок простым карандашом.

Упражнять в умении рисовать кистями разных размеров (№ 1, 2).

8. Продолжать учить детей видеть в росписи труд взрослых людей и видеть результат своего труда.

9. Воспитывать интерес к северной росписи и желание осваивать родную северную роспись.

Словарь:

сажа, смола, мезенская роспись, искусство, город Мезень, деревня Палащеево.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: плоскостное изображение прялок, досочек, солонок, бочонков. Простой карандаш, кисти №1, 2, гуашь: красная, чёрная, баночка с водой, деревянная зубочистка.

Предварительная работа:

Цель: знакомство детей с изяществом мезенской росписи.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с красотой и изяществом северной росписи – мезенской.

2. Продолжать учить детей осваивать элементы мезенской росписи:

-различные виды лини: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные;

-овалы, круги, крестики, звёздочки.

3. Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом.

4. Продолжать учить детей изображать стилизованных животных: уточек, коней, оленей, опираясь на опорные схемы.

5. Продолжать учить детей самостоятельно составлять орнамент на выбранной форме: прялка, разделочная доска, солонка, бочоночек.

6. Продолжать учить составлять целое из частей: досочку из элементов мезенской росписи. Использовать метод преднамеренной ошибки (элементы из других видов росписи).

7. Продолжать учить детей делать лёгкий набросок простым карандашом.

Упражнять в умении рисовать кистями разных размеров (№ 1, 2).

8. Продолжать учить детей видеть в росписи труд взрослых людей и видеть результат своего труда.

9. Воспитывать интерес к северной росписи и желание осваивать родную северную роспись.

Словарь:

сажа, смола, мезенская роспись, искусство, город Мезень, деревня Палащеево.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: плоскостное изображение прялок, досочек, солонок, бочонков. Простой карандаш, кисти №1, 2, гуашь: красная, чёрная, баночка с водой, деревянная зубочистка.

Предварительная работа:

Комплексное занятие по изодеятельности

В подготовительной группе

Возраст детей: 6-7 лет

г. Северодвинск Архангельская область

Цель: знакомство детей с изяществом мезенской росписи.

1. Продолжать знакомство детей с красотой и изяществом северной росписи – мезенской.

2. Продолжать учить детей осваивать элементы мезенской росписи:

-различные виды лини: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные;

-овалы, круги, крестики, звёздочки.

3. Продолжать знакомить детей с линейным геометрическим орнаментом.

4. Продолжать учить детей изображать стилизованных животных: уточек, коней, оленей, опираясь на опорные схемы.

5. Продолжать учить детей самостоятельно составлять орнамент на выбранной форме: прялка, разделочная доска, солонка, бочоночек.

6. Продолжать учить составлять целое из частей: досочку из элементов мезенской росписи. Использовать метод преднамеренной ошибки (элементы из других видов росписи).

7. Продолжать учить детей делать лёгкий набросок простым карандашом.

Упражнять в умении рисовать кистями разных размеров (№ 1, 2).

8. Продолжать учить детей видеть в росписи труд взрослых людей и видеть результат своего труда.

9. Воспитывать интерес к северной росписи и желание осваивать родную северную роспись.

сажа, смола, мезенская роспись, искусство, город Мезень, деревня Палащеево.

Материалы и оборудование:

На каждого ребёнка: плоскостное изображение прялок, досочек, солонок, бочонков. Простой карандаш, кисти №1, 2, гуашь: красная, чёрная, баночка с водой, деревянная зубочистка.

Предварительная работа:

Содержание организованной деятельности.

Педагог приглашает детей рассмотреть волшебный сундучок, стороны которого расписаны разными росписями: дымковская, филимоновская, хохломская и мезенская.

-Дети, а сундучок то непростой он с загадками. Посмотрите внимательно и найдите сторону, которая расписана элементами мезенской росписи. (Дети находят). Но тут, какая- то проблема – исчезли некоторые элементы. Мы с вами должны помочь вернуть на наш волшебный сундучок все недостающие элементы. Посмотрите внимательно на наши иллюстрации, и давайте решим – какие элементы необходимо вернуть.

Дети рассматривают, обговаривают и находят необходимые элементы.

(Воспитатель стирает слой белой гуаши и рисунок восстанавливается).

-Молодцы! У нас всё получилось!

- Как называется эта роспись?

Ответы детей: мезенская роспись.

- Да, это удивительная мезенская роспись, которая зародилась в деревне Палащеево. Чтобы изготовить красивые предметы с мезенской росписью мастера прилагали много усилий, усердно трудились. Мы тоже с вами учились рисовать некоторые элементы мезенской росписи и даже животных и птиц. Каких?

Ответы детей: Мы учились рисовать уточку, коня, оленя.

-А какие цвета использовались и используются до сих пор в мезенской росписи?

Ответы детей: Красный и чёрный.

- На каком фоне изображаются элементы мезенской росписи?

Ответы детей: на жёлтом, это цвет дерева.

-А где же раньше брали кисти и краски?

Ответы детей: Красную краску готовили из красного кмня и смолы, а чёрную – смешивая сажу и смолу. Вместо кисточек брали палочки и перья птиц.

-А для чего расписывали домашнюю утварь?

Ответы детей: для красоты, чтобы доставить радость людям, для подарков, для праздников.

-Дети, а вы хотите тоже доставить радость людям – украсить своими работами выставку. Мы свой труд подарим людям, взрослые и дети будут любоваться нашими работами, и как вы думаете, какое у них будет настроение?

Ответы детей: весёлое, радостное.

-Да, дети, труд наших рук будет радовать всех. Мы с вами разделимся на три группы, которые будут трудиться в разных мастерских.

-Вика, Надя, Катя……. будут работать в мастерской, где занимаются росписью красками.

-Вика, Рита, Ира, Даша….. будут в своей мастерской составлять и придумывать орнамент, делая набросок простым карандашом.

-Ну, теперь занимайте места в своих мастерских и приступим к работе.

1 группа: работает самостоятельно. Помощь при необходимости, по просьбе детей.

2 группа: работает с опорными схемами, который дети выбирают себе самостоятельно. Помощь в обговаривании чередования геометрического орнамента.

3 группа: работает с разрезными элементами разделочной доски. Создание преднамеренной ошибки – использование частей с элементами других видов росписи. Помощь при необходимости последовательность рисунка.

Во время работы педагог подходит ко всем группам.

Рефлексия: Собираются дети всех рабочих групп. Начинаем с третьей группы.

-мальчики замечательно отремонтировали досочки. Мы можем назвать их реставраторами. Они справились со своим заданием, и можем с вами нарисовать такую досочку на нашу выставку.

А тут наши девочки нарисовали эскизы, по которым можно работать красками. Рита, что тебе показалось самым трудным? Даша, а какой элемент тебе нравиться больше всего?

Теперь давайте подойдем к работам наших девочек из первой мастерской А тут уже готовые прялки, их так и хочется взять в руки начать прясть. Вика, каой элемент ты повторила несколько раз? Катя, а как называется этот элемент? Надя а как ты нарисовала такие изящные ножки у коня?

Все наши великолепные произведения мы оформим на стенде. Родители, дети других групп, воспитатели, гости нашего детского сада с удовольствием полюбуются результатами нашего труда. А давайте заглянем в наш сундучок. Он же у нас волшебный.

Дети заглядывают в сундук и находят там шаблоны ковша и уточку.

Это нам задание на следующий раз. Ковш мы ещё с вами не расписывали. Вы хотите его расписать?

Читайте также: