Методическое технологическое и программное обеспечение в школе

Обновлено: 05.07.2024

ОО имеет необходимые средствадля достижения результатов образования (учебники и учебные пособия, хрестоматии, наглядные и методические пособия, справочники, атласы, макеты, образцы поделок, схемы моделей, алгоритмы их создания, карточки раздаточного материала, специализированные кабинеты, технические средства обучения (компьютерная техника, приборы, лабораторные установки, аудио-, видеоаппаратура, инструменты) и обладает современной материально-технической базой:

· оборудованные кабинеты географии, физики, биологии, русского языка, математики, информатики, ОБЖ, музыки, изобразительного искусства;

· функционируют два спортивных зала;

· школьная библиотека с читальным залом, оборудованная компьютерами с выходом в интернет;

Компьютерный парк образовательного комплекса насчитывает 159 компьютеров, из которых в образовательном процессе используется 143.

В школе имеется 3 компьютерных класса на 33 ученических рабочих места. Вообще из 68 учебных кабинетов в 62 установлен хотя бы один компьютер (90%).

Обеспечение мультимедийным оборудованием:

Количество мультимедиа проекторов (не учитывая проекторы, идущие в комплекте с интерактивными досками) в ОУ, всего
Количество комплектов интерактивная доска + проектор в ОУ, всего
Количество документ-камер
Количество систем интерактивного голосования
Количество кабинетов, используемых в начальной школе
Количество кабинетов, используемых в начальной школе, оснащенных интерактивными досками
Количество кабинетов, используемых в начальной школе, оснащенных проекторами с экранами
Количество кабинетов, используемых в основной и средней школе
Количество кабинетов, используемых в основной и средней школе, оснащенных интерактивными досками
Количество кабинетов, используемых в основной и средней школе, оснащенных проекторами и экранами
Количество кабинетов, используемых в основной и средней школе, для которых существует потребность в оснащении интерактивными досками
Количество кабинетов, используемых в основной и средней школе, для которых существует потребность в оснащении проектором и экраном

Количество компьютеров, подключенных к локальной сети
Количество административных кабинетов, в которых обеспечена возможность подключения к локальной сети
Количество учебных кабинетов, в которых обеспечена возможность подключения к локальной сети

Доступ в Интернет

В работе школы используются следующие программные продукты: Аттестат-Экспресс, 1С: Зарплата и кадры, 1С: Школьная библиотека, система психологического сопровождения Эффектон.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой, периодическими изданиями для педагогических работников и учащихся, методической литературой, учебниками. Создан фонд медиатеки, который состоит из набора CD-ROM дисков: образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия, практикумы.

Состояние библиотечного фонда

Основная школа
- общий фонд – 33212экземпляров; - художественной литературы – 13 050 экземпляров; - фонд учебников – 19 737экземпляров; - брошюр – 350 экземпляров; - аудио-, видеоматериалов – 75 экземпляров.
Общееколичество читателей – 647 Из них: • учащихся 5-11 классов – 593 чел. • педагогических работников - 38 чел. • прочих читателей – 16 чел.

Фонд библиотеки укомплектован:

- научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей младшего школьного возраста и для детей старшего школьного возраста;

- педагогической и методической литературой для педагогических работников;

- периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса;

- учебниками и учебными пособиями.

На сегодняшний день учащиеся школы обеспечены учебниками на 100 %.

7. Реализация образовательной программы

7.1. Планируемые результаты

Уровень обучения Ожидаемый результат
Основное общее образование - Положительная (на допустимом уровне) динамика учебных достижений: уровень обученности, качество знаний, средний балл, успешность при освоении дисциплин учебного плана Образовательной программы; - высокая результативность (отсутствие отрицательной динамики) участия в предметных олимпиадах, конкурсах, получение социально-значимых достижений; - положительная динамика результатов промежуточной и итоговой аттестации; - достаточный уровень развития ключевых и предметных компетенций, позволяющих продолжить образовательную деятельность; - реальные возможности свободного выбора учащимся: направление предпрофильного обучения, форм внеклассных занятий по интересам; - высокий уровень сформированности гражданского правосознания, патриотизма, социальной активности, соответствующий возрасту учащихся; - достаточная степень развития нравственных идеалов и нравственного поведения, экологической культуры личности; - отсутствие правонарушений; - достаточная степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей); - отсутствие правонарушений; - отсутствие отрицательной динамики показателей психического и физического здоровья.

7.2. Управление процессом реализации образовательной программы

Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы.

Критерии реализации Образовательной программы

Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых обучающимися.

Области оценки можно классифицировать следующим образом:

- индивидуальные результаты учащихся (результаты психолого-педагогического мониторинга);

- предметные результаты - результаты, полученные в процессе оценивания

учителями на предметном уровне;

- результаты внутреннего мониторинга - результаты, полученные в ходе диагностики обученности по предметам, промежуточной аттестации учащихся;

- результаты внешнего мониторинга - результаты итоговой аттестации учащихся, итоги олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований;

- неформализованная оценка - портфолио (возможность определения собственных результатов образовательной деятельности предоставляется учащимся в рамках работы школьного научного общества учащихся, а также в участии в научно-практических конференциях и интеллектуальных состязаниях различного уровня).

Вышеперечисленные формы оценивания учебных результатов составляют основу рейтинговой системы оценки достижений учащихся.

Система образовательного контроля

В школе осуществляется внутришкольный мониторинг по следующим направлениям:

· качество материально-технической и научно-методической базы;

· уровень здоровья учащихся;

· качество педагогического состава;

· отбор содержания образования;

· качество обучения и образования

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса являются:

· состояние преподавания учебных предметов;

· качество ЗУН учащихся;

· качество ведения школьной документации;

· подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основного общего образования;

· выполнение решений Педагогических Советов и совещаний.

7.3. Мониторинг и оценка качества реализации

образовательной программы

осуществляется по следующим критериям:

· удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образования, наполняемость и сохранность контингента, актуальность и результативность программ дополнительного образования, психологический климат в творческих объединениях, др.;

· результативность участия в олимпиадах и творческих конкурсах, динамика показателей уровня развития и воспитанности личности, темпа усвоения знаний, умений и навыков, др.

осуществляется по следующим показателям:

· численный состав учащихся;

· количественный состав классов по ступеням;

· коэффициент уровня обученности и коэффициент качества образования по всем предметам, ступеням, учреждению в целом;

· результативность участия учащихся в олимпиадах и Школьной научно-практической конференции ;

· уровень воспитанности учащихся;

· уровень физического развития и здоровья учащихся;

· уровень квалификации педагогических кадров;

· состояние библиотечного фонда;

· соответствие содержания образовательной программы обязательному минимуму и государственному образовательному стандарту 2004 года;

· уровень травматизма учащихся.

Формами определения степени достижения целей и задач образовательной программы являются:

· внутришкольных контроль за выполнением рабочих программ курсов и дисциплин;

· текущий и промежуточный контроль успеваемости, срезы знаний;

· степень удовлетворения запросов населения на образовательные услуги;

· сравнительный анализ состояния травматизма в период образовательного процесса;

· количественный и качественный анализ библиотечного фонда.

Формы аттестации

Образовательной программой предполагается осуществление диагностической, прогностической, коррекционной функций, которые позволяют изучить стартовые возможности и динамику развития ребенка в образовательном процессе.

Для реализации этих функций измерения администрация использует ШСОКО как форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о процессе школьного образования, которая не только позволяет администрации получать достоверную и полную информацию о состоянии качества образования, причинах, влияющих на его уровень, обеспечивать контроль за качеством образования, совершенствовать управление ими, но и даёт информацию об эффективности работы по развитию творческого потенциала личности ученика.

В основу определения уровня личностного развития положены следующие критерии:

· способность ученика к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности;

· степень ответственности за себя, свои поступки, адекватное реагирование на окружающий мир;

· самостоятельность в принятии решений, умение объяснить и доказать свой выбор;

· умение прогнозировать возможные варианты, степень зависимости в принятии решений и поступков от взрослых.

Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний и навыков учащихся. Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в содержание контроля всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по каждому предмету, проверку не только предметных знаний, но и освоение специальных и общеучебных умений и навыков. При организации контроля и учета результатов обучения педагогический коллектив исходит из многофункциональности контроля, что, в свою очередь, и обеспечивает результативность обучения. Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ в течение учебного периода) отражается в журнале. Журналы проверяются заместителем директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с графиком внутришкольного контроля. При оценке знаний и умений учащихся используется пятибалльная система.

По всем предметам используются методы устного и письменного контроля.

В преподавании предметов естественного цикла используется лабораторно-практический контроль. В старших классах применяются следующие методы контроля: защита рефератов, выступление на семинаре, административные контрольные работы, защита творческого проекта. В практику организации контроля внедрено тестирование, основанное на базовом уровне развития ЗУН по предметам.

Таким образом, педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторин­га с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне необходимо для ОО, работающей в режиме личностно ориентированного образования. Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации, сложившихся взглядов педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости (способности к обучению), познавательных интересов, мотивов учения, а также на уста­новление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетво­ренности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоциональ­ного состояния учащихся, характера внутришкольных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.

Такой подход, дающий возможность осуществить анализ, диагности­рование, прогнозирование и проектирование дидактических процессов, от­крывает возможности для педагогического мониторинга эффективности обучения. Контроль качества обучения, т.е. получение качественных характеристик учебного процесса по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта – наиболее традиционный тип мониторинга.

Ступени обучения Формы аттестации
II уровень 6-9 классы Аттестация осуществляется по четвертям и в конце учебного года. Тематические контрольные работы на основе пятибалльной системы оценивания. Самостоятельные, лабораторные и практические работы. Тестовые работы. Промежуточная аттестация (формы определены учебным планом, а сроки ГКУГ) · 9 классы – государственная итоговая аттестация выпускников в форме ОГЭ и ГВЭ.

8. Самооценка инновационной деятельности ОО, связанной с обновлением содержания предоставляемого образования

Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Чтобы приобрести способность максимально точно и адекватно отве­чать и соответствовать требованиям современности, школа должна сделать следующий шаг в своем поступательном движе­нии.

Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательном учреждении.

Предназначение инновационного процесса – развитие школы как педагогической системы и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования, повышение конкурентоспособности ОО.

Приоритетными направлениями инновационной и экспериментальной деятельности в школе являются:

· изменение условий и организации учебно-воспитательного процесса;

· изменение содержания учебно-воспитательного процесса;

· изменения в управлении учебно-воспитательным процессом;

· изменение технологии обучения и воспитания.

Основные задачи инновационной и экспериментальной деятельности школы:

· организация инновационной педагогической деятельности, связанной с обновлением и развитием образовательной практики в современных социально-экономических условиях, направление на удовлетворение запросов личности учащихся и потребностей общества;

· использование творческого потенциала педагогических кадров;

· создание условий для продуктивного и эффективного внедрения достижений педагогической науки в практику работы школы;

· развитие практико-ориентированной, научно-педагогической деятельности, направленных на повышение качества образования и создание новых моделей образовательного процесса в школе.

Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

учебно методическое обеспечение

Определение

Вам будет интересно: Шестиугольная призма и ее основные характеристики

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.

Вам будет интересно: Кто такой эмир? И правитель, и мужское имя

Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Вам будет интересно: Что такое бескорыстие? Значение слова

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

учебно методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических "копилок" – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта "входного" контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

Вам будет интересно: Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика

учебно методическое обеспечение дисциплины

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

учебно методическое обеспечение программы

Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

Сборник "Итоговая аттестация"

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект "Дипломное проектирование или дипломные работы". Он включает в себя:

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект "Самостоятельная работа обучающихся" – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

Вам будет интересно: Пополняем словарный запас: дебош — это.

информационно методическое обеспечение учебного процесса

Учебные материалы

В этот комплект входят:

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

учебно методическое и информационное обеспечение

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

учебно методическое обеспечение определение

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, - это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Гост

ГОСТ

Понятие и сущность методического обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, реализуемого впоследствии на практике.

Методическое обеспечение образовательного процесса представляет собой комплекс, являющийся дидактическим средством по управлению подготовкой педагогического работника, посредством включенной в него учебно-методической информации. Именно методическое обеспечение задаёт структуру образовательному процессу и отображает его основные элементы.

Основные требования к содержанию методического обеспечения образовательным процессом, вне зависимости от того, на то он направлен (изучение темы, раздела, дисциплины, курса и т.д.):

  1. Полностью отражать содержание по подготовке учащихся по конкретной учебной дисциплине, курса, модуля, раздела и т.д.
  2. Обязательно содержать весь необходимый дидактический материал, позволяющий учащимся достичь необходимо уровня усвоения.
  3. Предоставлять каждому учащемуся возможность в удобное время самостоятельно проверить собственные знания и откорректировать свою учебную деятельность.
  4. Включение в комплекс наиболее объективных и эффективных методов контроля качества предоставляемого образования.

Таким образом, система методического обеспечения образовательного процесса, должна охватывать всё содержание учебного материала, предусмотренного программой и образовательными стандартами.

Основными целями формирования комплекса методического обеспечения образовательного процесса являются:

  1. Цель для педагога: отражение реального положения обеспеченности необходимыми средствами обучения, анализ уровня раскрытия учебной дисциплины в рабочих программах и введение их в практическую образовательную деятельность.
  2. Цель для учащегося: качественное получение теоретических знаний и практических навыков в рамках изучаемой учебной дисциплины.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные средства обучения, включаемые в методическое обеспечение образовательного процесса

К основным средствам обучения, которые обязательно должны быть включены с комплекс методического обучения образовательного процесса, относятся:

  1. Учебно-методическая литература, представленная: учебниками, учебными пособиями, конспектами, справочниками, альбомами, методическими пособиями и т.д. Учебно-методическая литература может быть представлена как печатными изданиями, так и в виде электронных носителей.
  2. Учебно-наглядные пособия, которые представлены в виде плакатов, схем, рисунков, фотографий, чертежей, графиков, таблиц и диаграмм. Могут быть в печатном виде, а также средствами мультимедиа.
  3. Натуральные средства, которые представлены макетами или непосредственно реальными приборами, механизмами, инструментами, моделями и образцами. Кроме того, к данным источникам учебной информации относятся разнообразные карточки с заданиями, дидактические задания для проведения лабораторных, практических, курсовых и самостоятельных работ, а также для решения ситуационных задач.
  4. Технические средства обучения, представленные аудиовизуальными средствами (магнитофоны, проигрыватель, телевизоры, Интернет и т.п.) и техническими средствами программирования.

Содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Формирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса требует от педагога профессионального и ответственного подхода. Он должен включать в себя все обязательные пункты по каждому разделу методического обеспечения.

Организация работы по разработке методического обеспечения осуществляется на основании учебного плана по учебной дисциплине (курсу, предмету, модулю). В разработке принимает участие не только педагог, но и методические работники образовательного учреждения и специально созданная цикловая комиссия.

Основную ответственность за создание и внедрение методического обеспечения в образовательный процесс, а также за его содержание несет преподаватель-разработчик.

Все материалы, которые педагог предполагает включить в методическое обеспечение образовательного процесса, предварительно проходят обсуждение на заседании цикловой (предметной) комиссии. Контрольно-оценочные и рабочие программы предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебной и методической работе. Комплекты контрольно-оценочных средств и программ промежуточной аттестации предварительно проверяются и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Учебные материалы, входящие в содержание методического обеспечения образовательного процесса, представлены:

Для того, чтобы содержание методического обеспечения образовательного процесса было содержательным и эффективным при применении на практике, необходимо соблюдать ряд правил:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке показана роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования. Указаны преимущества и недостатки информатизации образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Вигантс Яна Валентиновна

1. Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………………………………4

1.1. Роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования…….….4

1.1.1. Проблемы информатизации образования ………………………………..…..7

1.1.2. Преимущества информатизации образования……………………………..…9

1.2. Роль учебно-методических пособий в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (на примере преподавания физики в МБОУ Центр образования г.Певек)…….…………………..10

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно:

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

1. Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы основного общего образования

1.1. Роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования

Учебно-методическое и информационное обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

При этом в ФГОС ООО отмечается, что учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;

научно-популярную и научно-техническую литературу;

издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

справочно-библиографические и периодические издания;

литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий:

компьютеры и иное ИКТ оборудование;

систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде (далее ИОС).

Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее: системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (Ильченко О. А., Организационно-педагогические условия сетевого обучения) [5, с.4].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

мониторинг здоровья обучающихся;

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т. п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Эффективное использование ИОС предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

1.1.1. Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье обучающихся. Немецкий ученый Х. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

опасность подавления межличностного общения;

опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, модернизацию нашего образования, можно отнести:

неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным.

отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;

отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

бесплановость, случайность применения ИКТ;

перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации обучающимися, нерационально тратится учебное время.

1.1.2. Преимущества информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

во время проведения урока;

в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;

в процессе создания и передачи общешкольной информации;

в процессе научной деятельности;

при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для обучающегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

для более глубокого восприятия учебного материала;

в проектной деятельности;

при создании мультимедийных сочинений;

в презентационной деятельности;

в локальной и глобальной сети.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

повышать у обучюащихся интерес к предмету;

облегчить формирование основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

выявлять и развивать способности;

овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

интеллектуально развивать обучающихся.

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

1.2. Роль учебно-методических пособий в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (на примере преподавания физики в МБОУ Центр образования г.Певек).

учебник с приложением на электронном носителе;

В основу методического аппарата учебников по физике положен принцип предметной деятельности обучающихся.

Задания построены таким образом, что способствуют развитию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью. К примеру, наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей; умение участвовать в дискуссиях, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных условий для развития устной и письменной речи обучающихся, их способности грамотно излагать свои мысли.

Задания, имеющиеся в сборниках задач и упражнений и рабочих тетрадях, также дифференцированы по уровню сложности. Этому же требованию отвечают и задания тематических контрольных работ.

Большую роль в изучении физики играют ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). На уроках используются следующие диски (медиатека):

Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум.

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение в 9 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс.

Применение ИКТ дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос. Они помогают обучающимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. Таким образом, средства ИКТ являются необходимыми в условиях современного образования (конкретно – на уроках физики).

Жизненной необходимостью стала информатизация образовательной среды школы, где созданы условия для развития информационной культуры педагогов, обучающихся и родителей, создания единого информационного образовательного пространства школы: сайт школы, электронный журнал, электронный дневник, электронная библиотека. Электронный документооборот стал основой управленческой деятельности.

Инновационные процессы в школе:

реализация новых образовательных стандартов в начальной школе;

введение новых образовательных стандартов в основной школе;

дистанционное обучение английскому языку детей из отдаленного поселка;

продолжение изучения и применение современных образовательных технологий;

широкое использование на уроках интерактивного оборудования, в том числе внедрение в программу урока интерактивной доски.

Внедрение инноваций в школе обеспечено методическим сопровождением и способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика.

Основная цель, которая стоит перед учителями – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Читайте также: