Методическое пособие физкультура в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей, Учебно-методическое пособие, Колосова Е.В., 2018.
Оздоровительные задачи.
Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления
здоровья определяются в конкретной форме по каждой системе : помогать формированию изгибов позвоночника; укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию правильного соотношения частей тела(пропорций); развивать все группы мышц; особое внимание уделять слабо развитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу; укреплять дыхательную мускулатуру; способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др).
Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.
Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
- развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
- предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
- формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
- приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
- воспитание заинтересованности спортом.
Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту
Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста
Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ
Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Павлодар қаласының білім беру бөлімі
МКҚК № 5 сәбилер бақшасы.
«Методическое пособие по физическому воспитанию
Инструктором по физической культуре:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура для детей с общее недоразвитие речи дошкольного учреждении т является составной частью всей системы работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава дошкольников в старшей группе по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации дошкольника в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
У многих детей имеются нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка;
Знать причины, вызвавшие умственную отсталость;
Уровень развития двигательных возможностей;
Характер двигательных нарушений.
Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.
Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.
Сущность общеразвивающей и коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности.
Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей.
Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.
Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.
Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
ОНР, общее недоразвитие речи
Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна. Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием. Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического ифонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. 20 14 г. нас пришли дети с нарушением речи у нас в саду открылась логопидическая группа, группа состовляет из 6 человек .
Физическое развитие детей
Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы, выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит свой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы и др. Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально- волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обученности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта). В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития . Важнейший принципы организации занятий физической культуры дошкольников с ОНР заключаеться в: реализации у детей потребности двигательной активности и учете индивидуальности каждого ребенка, а также характера отклонения в развитии в обеспечении физического и психологического благополучья.
Общее развитие детей.
Цель программы.
Цель программы — создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений. Целью является сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики детей старших групп а также их воспитанию.
Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.
Укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.
Содействовать формированию у дошкольников правильной осанки
Готовить дошкольников к выполнению Обще развивающих и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.
Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.
Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:
Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.
Закаливание организма с целью укрепления сердечнососудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей(психологических, физических и физиологических).
Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
Формирование широкого круга игровых действий.
Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Дошкольники , отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля старших группах проводится мониторинг два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Содержания программного материала
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Программа состоит из следующих основных разделов:
упражнения в течение дня
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха (дыхательные упрожнения) ;
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики игры на развитие пространственной ориентации.
игры включают в себя п одвижные игры, двигательно-речевые игры ,оздоровительно-развивающие игры
Массаж с детьми ОНР
Раздел дыхательные упражнения — это насыщение организма кислородом, в результате чего улучшается работа всех органов, в том числе налаживается и обмен веществ, что ведет к более быстрому выведению шлаков и жидкости из организма.
Раздел игры : Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.
Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.
Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.
В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.
Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно - поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.
Изготовленное красочное многофункциональное пособие, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми, вызывает интерес к занятиям, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.
Материал: пластиковые ведерки из-под майонеза, шпагат, обрезки металлопластиковых труб, бумага самоклеющаяся для оформления.
Новизна пособия состоит:
- в нетрадиционном использовании пластиковых ведерок в работе по физическому воспитанию дошкольников;
- самодельное авторское пособие имеет многоцелевую направленность и многофункциональность.
Цель: пособие способствует развитию равновесия, ловкости, координации движения рук и ног, тренировке всех групп мышц тела.
Авторское спортивно – игровое нестандартное пособие призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного пособия в самостоятельной деятельности;
* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Участники игр с пособием: дети от 5 до 7 лет.
Вариативность использования пособия:
- для индивидуальных занятий с ребенком (ходьба прямо, между предметами, перешагивание, прыжки);
- в спортивных соревнованиях и эстафетах;
- в разнообразных видах двигательной деятельности для развития координации движений, совершенствования двигательных умений и навыков в соответствии с замыслом ребенка;
- в подвижных играх со счетом.
Пособие рекомендуется для использования педагогами дошкольного образования в работе с детьми, а также родителями для игр с детьми дома.
Цель : Физическое развитие ребенка.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
· закрепить умение ориентироваться в пространстве;
. формировать элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
· закрепить порядковый счет (в зависимости от возрастной группы);
. закреплять знания детей основных цветов и цифр.
· развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;
· побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
2. Принести определенную цифру, заданного цвета.
3. Встань на цифру на один больше, (меньше) чем я сказала.
4. Послушать хлопки и встать на ту цифру сколько хлопков услышал.
Усложнение: Во 2 задании дети бегают между кеглями.
Цель : Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
· формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
· развивать выразительность двигательных действий;
· формировать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
· закреплять знания детей основных цветов и цифр.
· развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
· формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
2. На протяжении всего маршрута расставлены кегли и ребенок должен идти змейкой, чтобы их обойти и дойти до контрольной метки, назад он также возвращается бегом.
3. На протяжении всего маршрута разложены крышки с цифрами, ребенок должен шагать по ним.
Усложнение: 1. Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит.
2. Ребенок должен переступать через крышку.
3. Наступать только на определенные цифры.
Цель : Физическое развитие ребенка.
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
· закрепить умение ориентироваться в пространстве;
. формировать элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
· развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;
· побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Читайте также: