Методическое пособие физкультура в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей, Учебно-методическое пособие, Колосова Е.В., 2018.

Оздоровительные задачи.
Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепление здоровья. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления
здоровья определяются в конкретной форме по каждой системе : помогать формированию изгибов позвоночника; укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию правильного соотношения частей тела(пропорций); развивать все группы мышц; особое внимание уделять слабо развитым группам мышц-разгибателей; способствовать усилению тока крови к сердцу; укреплять дыхательную мускулатуру; способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение, слух и др).

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Павлодар қаласының білім беру бөлімі

МКҚК № 5 сәбилер бақшасы.

«Методическое пособие по физическому воспитанию

C:\Users\Home\Desktop\фото ОНР\IMG-20150223-WA0032.jpg

Инструктором по физической культуре:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физическая культура для детей с общее недоразвитие речи дошкольного учреждении т является составной частью всей системы работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Разнородность состава дошкольников в старшей группе по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

коррекция и компенсация нарушений физического развития;

развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации дошкольника в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

коррекционная направленность обучения;

комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

У многих детей имеются нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка;

Знать причины, вызвавшие умственную отсталость;

Уровень развития двигательных возможностей;

Характер двигательных нарушений.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Сущность общеразвивающей и коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности.

Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей.

Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.

Кроме этого успешность коррекционно-развивающей работы с такими детьми возможна при правильном подборе учебного и дидактического материала.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

ОНР, общее недоразвитие речи

Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна. Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием. Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического ифонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. 20 14 г. нас пришли дети с нарушением речи у нас в саду открылась логопидическая группа, группа состовляет из 6 человек .

Физическое развитие детей

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы, выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит свой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы и др. Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально- волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обученности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта). В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития . Важнейший принципы организации занятий физической культуры дошкольников с ОНР заключаеться в: реализации у детей потребности двигательной активности и учете индивидуальности каждого ребенка, а также характера отклонения в развитии в обеспечении физического и психологического благополучья.

Общее развитие детей.

Цель программы.

Цель программы — создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений. Целью является сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики детей старших групп а также их воспитанию.

Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.

Укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.

Содействовать формированию у дошкольников правильной осанки

Готовить дошкольников к выполнению Обще развивающих и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.

Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.

Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.

Закаливание организма с целью укрепления сердечнососудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.

Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей(психологических, физических и физиологических).

Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.

Формирование широкого круга игровых действий.

Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Дошкольники , отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

В целях контроля старших группах проводится мониторинг два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Содержания программного материала

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Программа состоит из следующих основных разделов:

упражнения в течение дня

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха (дыхательные упрожнения) ;

игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики игры на развитие пространственной ориентации.

игры включают в себя п одвижные игры, двигательно-речевые игры ,оздоровительно-развивающие игры

Массаж с детьми ОНР

Раздел дыхательные упражнения — это насыщение организма кислородом, в результате чего улучшается работа всех органов, в том числе налаживается и обмен веществ, что ведет к более быстрому выведению шлаков и жидкости из организма.

Раздел игры : Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно - поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.

Изготовленное красочное многофункциональное пособие, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми, вызывает интерес к занятиям, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, интерес к упражнениям.

Материал: пластиковые ведерки из-под майонеза, шпагат, обрезки металлопластиковых труб, бумага самоклеющаяся для оформления.

Новизна пособия состоит:

- в нетрадиционном использовании пластиковых ведерок в работе по физическому воспитанию дошкольников;

- самодельное авторское пособие имеет многоцелевую направленность и многофункциональность.

Цель: пособие способствует развитию равновесия, ловкости, координации движения рук и ног, тренировке всех групп мышц тела.

Авторское спортивно – игровое нестандартное пособие призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

* обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

* приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

* приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного пособия в самостоятельной деятельности;

* пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Участники игр с пособием: дети от 5 до 7 лет.

Вариативность использования пособия:

  • для индивидуальных занятий с ребенком (ходьба прямо, между предметами, перешагивание, прыжки);
  • в спортивных соревнованиях и эстафетах;
  • в разнообразных видах двигательной деятельности для развития координации движений, совершенствования двигательных умений и навыков в соответствии с замыслом ребенка;
  • в подвижных играх со счетом.

Пособие рекомендуется для использования педагогами дошкольного образования в работе с детьми, а также родителями для игр с детьми дома.

Цель : Физическое развитие ребенка.

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;

· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.

· закрепить умение ориентироваться в пространстве;

. формировать элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;

· закрепить порядковый счет (в зависимости от возрастной группы);

. закреплять знания детей основных цветов и цифр.

· развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;

· побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

2. Принести определенную цифру, заданного цвета.

3. Встань на цифру на один больше, (меньше) чем я сказала.

4. Послушать хлопки и встать на ту цифру сколько хлопков услышал.

Усложнение: Во 2 задании дети бегают между кеглями.

дети бегают между кеглями

дети бегают между кеглями

Цель : Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;

· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.

· формировать у детей представление о здоровом образе жизни;

· развивать выразительность двигательных действий;

· формировать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;

· закреплять знания детей основных цветов и цифр.

· развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;

· формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

2. На протяжении всего маршрута расставлены кегли и ребенок должен идти змейкой, чтобы их обойти и дойти до контрольной метки, назад он также возвращается бегом.

3. На протяжении всего маршрута разложены крышки с цифрами, ребенок должен шагать по ним.

Усложнение: 1. Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит.

2. Ребенок должен переступать через крышку.

3. Наступать только на определенные цифры.

Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит

Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит

Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит

Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит

Ребенок называет цвет и цифру на которой стоит

Цель : Физическое развитие ребенка.

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;

· создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.

· закрепить умение ориентироваться в пространстве;

. формировать элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;

· развивать у детей интерес к физическим упражнениям с использованием нетрадиционного спортивного оборудования;

· побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

Читайте также: