Зачем в школе нужно изучать словообразование

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Калинина Татьяна Николаевна

Организация: КСОШ №4

Населенный пункт: г. Кондрово

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается совместно с морфемикой, поскольку секрет особых обучающих возможностей словообразования заключается в том, что оно имеет дело с первой, самой маленькой (а потому и не всегда заметной) значимой единицей языка – морфемой. Именно морфема участвует в процессе образования новых слов [Львова 1991: 11].

Морфемика изучает систему морфем языка и морфемную структуру слов. Словообразование же направлено на освоение способов образования новых слов. [Литневская 2006: 237].

Знакомство учащихся со значимыми частями слова начинается с начальной школой. Так, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже владеют понятиями корня, приставки, суффикса, окончания, умеют производить морфемный разбор, подбирать родственные слова, образовывать новые с помощью словообразовательных приставок и суффиксов, указывать, от какого слова они образованы [Сабаткоев 2005: 126].

При изучении словообразования выделяются следующие цели:

  1. Дать представление об основных способах словообразования.
  2. Дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.

При обучении словообразованию используются следующие принципы:

  1. Системный принцип (выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования)
  2. Синхронический (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова).

Раздел словообразования сложен и вызывает наибольшие затруднения у школьников:

Во-первых, словообразование изучается в средней школе сравнительно в небольшом объеме (в сравнении с морфологией).

Во-вторых, словообразование изучается только в 5 и 6 классах, то есть достаточно рано для полного понимания и осмысления.

В-третьих, даже в пределах одного учебно-методического комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий словообразования [Литневская 2006: 237].

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается в следующих комплексах:

1 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.

В комплексе 1 изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, этимология слов, словообразовательный разбор слова [Баранов, Ладыженская 2011: 57].

2 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Разумовской М.М., Леканта П.А.

Раздел ограничивается всего одной темой: как образуются слова в русском языке [Разумовская, Лекант 2012: 100]

3 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Львова С.И.

В 3 комплексе изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, словообразование имен существительных, словообразование имен прилагательных, словообразование глаголов, образование слова и его морфемное строение [Львов 2012: 4].

Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех комплексах, но в разном объеме.

Рассмотрим представление тем в разных комплексах.

В комплексе 1 и в комплексе 2 не дается информация по способам образования слов разных частей речи. В учебнике 6 класса Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.[Баранов, Ладыженская 2011: 57] и в учебнике 5 класса Разумовской М.М., Леканта П.А. [Разумовская, Лекант 2012: 100]дается общее представление о способах образования слов в школьном курсе русского языка.

В комплексе 3ставится вопрос об образовании имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Таким образом, в 1 и во 2 учебном комплексе вопрос полностью не раскрывается. 3 комплекс раскрывает данную тему, но недостаточно полно. Словообразование – одна из интереснейших тем в русском языке. Задача учителя познакомить детей и сообщить им всю необходимую информацию по данной теме, используя разные методы работы, в том числе и наглядные средства обучения. Необходимо научить детей извлекать нужную лингвистическую информацию о слове из наличия одной из его морфем.

Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов;

- определите способ образования слова;

- подберите однокоренные слова к данному слову.

Словообразовательные упражнения применяются для более прочного усвоения словообразовательных понятий и совершенствования умений школьников использовать теоретические сведения на практике [Сабаткоев 2005: 130]. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования орфографических навыков.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке [Сабаткоев 2005: 128].

Словообразовательный разбор призван обобщить знания учащихся об образовании слов современного русского языка.

Комплекс 1 предлагает следующую схему словообразовательного разбора:

  1. дать толкование лексического значения слова (например: слуша­тель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь),
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным(слушательслушать); выявить ту часть (части) слова, с помощью которой оно об­разовано (-тель),
  3. определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образец письменного разбора: слушатель —> слушать[ Баранов, Ладыженская 2011: 78 ].

Таким образом, словообразовательный разбор в комплексе 1 отлича­ется от морфемного, базируется на критерии мотивированности значе­ния производной основы значением производящей основы и содержит только один шаг — подбор к исследуемому слову его производящего.

Комплекс 2 предлагает следующую последовательность словообразовательного анализа:

  1. записать слово в начальной форме
  2. установить лексическое значение слова и определить как оно образовано: записать слово, от которого оно образовано, обозначить в нем исходную основу и указать словообразующую морфему.
  3. Определить способ образования слова [Разумовская, Лекант 2012: 106].

Таким образом, 2 комплекс взаимосвязан с морфемным анализом слова.

Комплекс 3 словообразовательного анализа не содержит.

Таким образом, словообразование – это один из важных разделов в русском языке, поскольку он взаимосвязан с лексикой, орфографией. Изучая словообразование, соприкасаешься с историей, и начинаешь понимать и ценить русский язык. Этот раздел помогает делать нашу речь правильной, уместной и выразительной.


Существующие федеральные образовательные стандарты и руководящие принципы гласят, что коммуникативная компетентность является одной из целей преподавания языка. Студенты филологических факультетов и кафедр могут развивать его, используя интегративную модель исследования. Среди особенностей этой модели — схематические формы представления, акцент сместился от общего знания языка к специальным языковым навыкам, новых информационных и коммуникационных технологий и сотрудничества между преподавателями.

Чтобы улучшить знание языка учащимися, инструкторы должны реализовать принцип межуровневых лингвистических отношений. В нашей практике преподавания русского языка мы применяем этот принцип к сфере словообразования. Проблема формирования русского слова никогда не была достаточно изучена в методическом аспекте.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что, с одной стороны, роль словообразования в учебном процессе недооценена, а с другой стороны, необходимо развивать навыки словообразования у студентов. Цель нашего исследования — выявить методологический потенциал производных и значение русского словообразования в процессе обучения путем определения основных областей актуализации принципа словообразования в преподавании русского языка. Объектами исследования являются методологические аспекты компетентности словообразования в филологических специальностях.

Методы исследования. Исследование основано на интегративных, комплексных подходах к изучению языкового материала, в которых учитывается принцип интегрального описания языковых единиц на разных уровнях, в частности взаимодействие между производными и единицами других уровней в языковой системе и вербальная коммуникация.

Производные того же типа характеризуются определенной семантической эфирностью, выраженной общим аффиксом, и определенной семантической разницей, выраженной индивидуально стеблями. Диапазон типов словообразования, их производительность и деривационная активность определяются спецификой лексической базы данных.

Семантически организованные лексемы, как правило, имеют частично или полностью совпадающий набор производных и типов словообразования, т. е. Имеют относительно равный потенциал словообразования. Это позволяет создавать слово в соответствии с шаблоном (модель словообразования), которое облегчает усвоение словарного запаса: моделей, словообразования ограничены и воспроизводимы, а человеческая память может записывать большой словарь, который необходим для общения. Кроме того, новые производные входят в системные (синонимичные, антонимический или одноименные) отношения с другими словами, уже существующими на языке. Важна также системообразующая роль деривационных типов в формировании грамматических классов слов. Выравнивание новой производной со словами одного и того же дизайна аффикса помещает ее в определенную грамматическую категорию, что также способствует более эффективному обучению русскому языку. Деривационные семейства обладают наиболее заметными системными способностями. Значение их использования в процессе преподавания русского языка было отмечено А. Н. Васильева, В. А. Кондратьева, А. И. Кузнецова, И. Г. Милославский, Р. М. Нефедова, А. Н. Тихонов, Л. Б. Трушина и другие.

Их данные показывают, что освоение словаря русского языка с помощью метода деривационных семейств является самым коротким и наиболее рациональным путем. Деривационное семейство разных частей речи имеет типичный набор производных, поэтому ученик может предсказать их формирование. Деривационное семейство имеет как внутренние связи между его составными членами, так и внешние связи между семьями, а также внешние семантические связи, которые проявляются в различных отношениях со словами, относящимися к другим структурным и семантическим ассоциациям. Производные, отражающие антонимы, синонимы или омонимы произношения слов, являются двойными системами: они действуют как элементы лексических и словообразовательных языковых систем. Деривационные семейства сокращают расстояние между семантикой слова и включают его в активную речь, потому что слова, введенные таким образом, не ассимилируются механически, а не изолированно, а вместе с другими словами, что помогает открыть смысл нового слова, Такая ассимиляция более эффективна, поскольку она включает логические рассуждения и лингвистические догадки. Ассоциативные связи играют важную роль в этом процессе. Формирование ассоциативных связей слов у студентов является необходимым предварительным условием для обогащения их активного словаря. Группировка слов по принципу словообразования реализует структурный и семантический способ запоминания, который соответствует природе ассоциативных связей. Систематическая работа с деривативными семействами слов помогает создать навык распознавания связанных слов как формальным критерием (общей корневой морфемой), так и общей семантикой. Процесс изучения семейств дериваций — это процесс накопления в памяти определенного набора аффиксов, способных модифицировать первичный (исходный) стебель, т. е. Процесс получения речевых механизмов. Деривационные аффиксы добавляют определенный смысл словам. Функция словообразовательных средств обобщается на основе определения общего значения в словах с одинаковыми аффиксами. Зная значение стебля и деривационного аффикса, студент может угадать смысл всего слова, и, таким образом, слово происходит от его структуры.

Освоение производных целыми семействами слов не противоречит основам человеческой памяти и процесса запоминания. Следовательно, методисты и психологи рекомендуют разделить материал на крупные информационные единицы.

Формирование слов и стилистика. Стилистический потенциал словообразования занимает особое место в учебном процессе. Выразительность речи студентов достигается за счет использования функциональных стилистических и выразительных ресурсов словообразования. Изучение словообразования в стилистическом аспекте системы способствует обогащению речи студентов и помогает гарантировать ее значимость (то есть адекватную речевой ситуации, цели словесного выражения и т. Д.) И правильное построение. С одной стороны, ресурсы на основе перевода в этом подходе рассматриваются учениками как средство эстетического воздействия на слушателя. С другой стороны, деривационные языковые ресурсы помогают развить эстетическое отношение к языку.

Формирование слов и орфография. Деривационные особенности важны в практике обучения орфографии. Морфологический принцип хорошо известен как основной в русской орфографии. Следовательно, овладение навыками грамотного письма невозможно без знания структуры слов. Чтобы правильно называть русские корневые морфемы, префиксы и суффиксы, ученикам нужно отметить их сознательно, а не механически. Деривационный анализ помогает делать морфемный анализ, обеспечивает точный и быстрый выбор значимых частей в слове, помогает определить, как сформировалось слово, а также понимать правила прикрепления аффиксов. Механическое разделение слов на определенные морфемы не дает истинного представления о связях и отношениях между морфологическими частями, составляющими слово. Неспособность различать морфемы, понимать деривационные отношения между словами, часто приводит к ситуации, когда правила орфографии изучаются и, кроме того, используются ненадлежащим образом.

Выводы. Покрывая только подмножество областей, где может применяться принцип словообразования, мы показали очевидную необходимость его актуализации в практике преподавания русского языка. Учения по формированию слов являются основой для организации других языковых навыков в соответствии с способностью выполнять структурные и семантические особенности слова. Необходимо максимально использовать потенциал формирования слов в усвоении лексических данных (поскольку это помогает количественному и качественному обогащению словарного запаса студентов), в преподавании морфологии (закладывая основу для более сознательной ассимиляции грамматических элементов), написание (путем установления условий для сознательного формирования навыков написания) и стилистики русского языка (поскольку это повышает выразительность речи студентов). Более того, мы должны учитывать тот факт, что изучение формирования слова помогает развивать логическое мышление, а также способность анализировать и синтезировать.

  1. Адамс, V. (2001). Сложные слова на английском языке. Харлоу: Лонгман.
  2. Барыкина А. Н. & Добровольская В. В. (2015). Как составить прилагательные. Москва: Златоуст.
  3. Ефремова Т. Ф. (2000). Новый словарь русского языка: объяснительный и деривационный. Москва: русский язык.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, формирование слов, выразительность речи студентов, деривационное семейство, изучение лексики, практик преподавания, принцип словообразования, учебный процесс, человеческая память.

В школьной программе подробно представлен морфологический способ образования слов в основных его разновидностях.

Приставочный: вянуть – завянуть; плыть – подплыть; когда – никогда; кто – кое-кто; громкий – негромкий; дорогой – предорогой; смотреть – недосмотреть.

Суффиксальный: вялый – вялость; дорогой – дороговизна; клиент - клиентка; смотреть – смотреться; пароход – пароходный; льдина – льдинка.

Приставочно-суффиксальный: лес – перелесок; дружеский – по-дружески; луна – безлунный; стол – настольный.

Бессуффиксный: глухой – глушь; синий – синь; допросить – допрос; отрывать – отрыв; бегать – бег. Этим способом образуются отвлеченные существительные от прилагательных и глаголов. Это наименее продуктивный способ.

  • сложение основ (с соединительной гласной О, Е или без них) или целых слов: пешеход, самосвал, глазомер, северо-запад, микроорганизм, грязеводолечебница;
  • сочетание начальных звуков: ЦУМ, вуз, ТЮЗ;
  • сочетание начальных букв: РСФСР, ЛДПР, КВН, ЭВМ;
  • сочетание начальных слогов: универмаг, местком, профком.

Возможно также сложение с суффиксацией: железнодорожный, картофелекопалка, правобережный, самолетостроение; приставочно-суффиксальный способ с постфиксацией: шутить – перешучиваться; сложение с префиксацией: мир – умиротворить.

Школьные учебники знакомят также с морфолого-синтаксическим способом, однако называют его переход из одной части речи в другую. Этот способ особенно продуктивен у прилагательных, которые приобретают свойства существительных: столовая, заливное, булочная; в существительные могут переходить и причастия: заведующий, учащиеся, трудящиеся; наречия и деепричастия переходят в предлоги: вокруг театра, мимо сквера, несмотря на ненастье; существительное с предлогом – в предлог: в течение недели, в продолжение месяца.

Третий способ – сращение, или лексико-синтаксический, - это образование слов из словосочетаний, которые при объединении создают новое слово: сейчас – из сей+час, сегодня – сего+дня, тотчас – тот+час, сумасшедший – с ума+сшедший; малоупотребительный – мало+ употребительный, труднодоступный – трудно+доступный и др.

К четвертому, лексико-семантическому, способу относится появление новых слов-омонимов в результате того, что изменилось значение уже существующих в языке слов: лайка (собака) и лайка (сорт кожи); прапорщик (знаменосец) и прапорщик (воинское звание); долг (обязанность) и долг (взятое взаймы).

Задача словообразовательного анализа – установить ближайшее слово, от которого образовано анализируемое. При этом возможно построение словообразовательной цепочки. Однако следует иметь в виду, что есть слова непроизводные, поэтому у них нельзя указать способ образования; а от одного и того же слова могут параллельно появляться производные слова. Например: год – годовой; год – годик; год – ежегодный – ежегодник.


В словообразовательных словарях слова размещены по гнездам. Гнездо – это совокупность однокоренных слов. Возглавляют гнезда исходные слова, которые являются непроизводными. Все производные размещаются в определенном порядке с учетом ступенчатого характера морфологического способа образования. От исходного слова могут быть образованы слова первой, второй, третьей и т.д. ступени. Например:


Если при морфемном анализе мы выделяем все части слова, учитывая живые связи современного русского языка и при этом слово может стоять в любой форме, то при словообразовательном анализе слово сначала надо поставить в начальную форму. Это поможет избежать смешения словообразования с формообразованием. Например, если глагол стоит в форме прошедшего времени, можно ошибочно принять суффикс –Л- за словообразующий, тогда как он образует только форму слова: выдохнул – выдохнуть ← дохнуть (приставочный способ образования); пролистал – пролистать ← листать.

Выстраивая словообразовательную цепочку, мы точнее определяем и структуру слова. Эти два вида анализа тесно взаимодействуют, хотя задачи у них разные. Так, если в слове несколько суффиксов, то в образовании конкретного слова участвует один: доходность ← доходный ← доход. Если кажется, что в слове два суффикса, но при отделении части выясняется, что промежуточного слова нет в языке, значит, суффикс не делится. Так, слово готовность образовано от основы слова готовый с помощью суффикса –НОСТЬ, поскольку сегодня в языке отсутствует слово готовный. А вот в слове честность иная картина: честность ← честный ← честь.

Помогает в проведении словообразовательного анализа знание способов образования той или иной части речи. Так, причастия и деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом: щебечущий ← щебечут, управляемый ← управляют, пронизанный ← пронизать, возвратясь ← возвратятся, завидуя ← завидуют, скрыв ← скрыть.

- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.

Зачем нужно знать способы словообразования.

Как часто с друзьями мы спорим о том, нужно ли так подробно изучать русский язык. Зачем, к примеру, знать все способы образования слов в русском языке? Может быть, можно обойтись и без информации о приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном и других способах образования слов.

Оказывается, эти знания нам просто необходимы, ведь два раздела русского языка – орфография и словообразование – неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано.

• Ведущие задачи курса - развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи;

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные и программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Все задания представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность принять во внимание индивидуальные психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивания учениками, за исключением правил орфографии и пунктуации. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик. Содержание учебного материала дается поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности .

Читайте также: