Методический театр в доу

Обновлено: 05.07.2024

1. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

2. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

3. Обязанности педагога:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

4. Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость.

5. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И. Зимина) :

1. Содержание и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М. В. Ермолаева) :

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э. Г. Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Н. Ф. Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером, в остальные дни недели – одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э. Г. Чурилова).

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей : театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Методические рекомендации по организации конкурсов художественного творчества Организация конкурса требует тщательного планирования и подготовки. Кульминационным моментом каждого конкурса является награждение победителей.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации пропедевтического курса со сказочными персонажами Мною предлагается перечень сказочных персонажей, которые помогут развивать коммуникативные компетенции у дошкольников на занятиях по английскому.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группе Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группеНастоящий интерес к театрализованной игре появляется.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.








Есть свой авторский материал? - опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство ! ( подробнее ).

№ 2712 "Методический театр. Активная форма повышения квалификации педагогов".

Трошина Елена Борисовна
Детский сад "Вишенка" город Бронницы, Московская область.
Должность: Старший воспитатель


"Методический театр. Активная форма повышения квалификации педагогов".

В данном файле размещен конспект семинара. Дополнительный материал представлен в следующих файлах.Рекомендован старшему воспитателю при проведении методических мероприятий.

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ

Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом, творческом развитии дошкольников.

План семинара.

2. Вступительное слово. –2мин.

5. Упражнения на снятие мышечного напряжения - 3 мин.

7. Разминка.Упражнения на три вида выдыхания - 3 мин.

8. Упражнения на развитие интонационной выразительности -7 мин.

11. Театральные этюды – 5-7мин.

15. Подведение итогов. Релаксация. – 5 мин.

Время, затраченное на семинаре – 1,5 часа.

Ход семинара:

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача развития детской инициативы, детского творчества. Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

- Что такое, на ваш взгляд, творчество?

Ответы педагогов. Записываются на мольберте.

Вывод ведущего: Творчество – это:

§ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Ответы педагогов. Записываются на мольберте.

Вывод ведущего: Творческая деятельность -это:

§ деятельность, рождающая нечто новое;

§ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них деятельности.

Для развития детского творчества необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Огромную помощь в развитии творчества дошкольников оказывает приобщение детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Дети дошкольного возраста любят участвовать в инсценировках, сценках, в театрализованных постановках. Они с увлечением поют, танцуют, сочиняют сказки и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Работу по театрализованной деятельности надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Сегодня я хочу вам напомнить, о роли театрализованной игры, её своеобразии и педагогической ценности для дошкольников.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Своеобразие театрализованных игр заключается в следующем:

1. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: худо­жественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

2. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литератур­ному, драматическому, театральному.

3. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера.

4. Игры строятся на основе литературного произведения , имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.

5. От детей требуется понимание хода событий, образов героев , их поведения, представ­ление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными осо­бенностями.

6. Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.

7. Передача образов требует от детей использования раз лич н ы х средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения про­никнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

8. Состоят из 2-х частей: подготовки к игре и самой драматизации .

Театрализованные игры содержат в себе огромную педагогическую ценность :

1. формируют у детей чувство партнерства;

2. развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

3. интеграция нескольких видов художественно- творческой деятельности детей оказыва­ет благотворное влияние на их эстетическое воспитание:

4. способствуют умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатления­ми, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

5. тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность , которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

6. содействуют физическому развитию детей: совершенству ютс я движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

7.способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

В работе с дошкольниками используют множество различных видов театров и театрализованных игр. Вспомним некоторые из них.

К стендовым театрализованным играм можно отнести театр на фланелеграфе, стенд-книжку, теневой театр.

К играм –драматизациям относятся пальчиковый театр, театр би-ба-бо, кукольный театр, игра-драматизация с использованием элементов театральных костюмов, импровизация (игры без предварительной п од готовки), платковый театр.

Подготовка к театрализованной деятельности заключается в трёх основных этапах.

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

II - реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.);

III - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

При организации театрализованной деятельности необходимо продумать используемое оборудование Условно театральное оборудование можно поделить на:

а)театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

б)дополнительный реквизит: плоскости, стол, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

з)декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты, юбочки и др.);

л)информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Оборудование должно соответствовать отдельным требованиям.

а)оно должно соответствовать возрастным возможностям детей;

б)быть прочным, безопасным, гигиеничным;

з) быть доступным, простым по конструкции, нести условный характер, многофункциональным при использовании; г) долно выглядеть привлекательно, иметь эстетический вид, материал должен соответствовать форме и конструкции.

Спасибо за внимание!

На нашей планете

Есть доброе солнце.

Которое звонко смеется,

С тропическим ливнем,

С полярною ночью

И ветром пустыни.

Которое с песней проснется,

И песней веселой

По свету несется.

У солнца — веснушки,

У солнца — игрушки,

Автоматы и пушки.

Мечтает о счастье оно

На асфальте рисует,

Это доброе солнце,

Ведущая: И сейчас я приглашаю вас окунуться в мир детского театра. Для того чтобы правильно, весело организовать театрализованную деятельность воспитатель должен сам обладать азами театрального искусства, иметь представление об этом виде деятельности. Поможет нам это сделать Волшебная книга.

1. Перечислите виды театра, используемого в детском саду при организации театрализованной деятельности в ДОУ? (пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, плоскостной, би-ба-бо, на фланелеграфе, ростовые куклы и т.д.);

2. В чём различия между сюжетно-ролевой игрой и театрализованной игрой ?

( в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной игре -берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной - может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка);

3. Какие средства двигательной активности используют в театрализованной деятельности для передачи художественного образа?

(мимика, жесты, пластические и ритмические этюды, имитация движений и т.д)

4. Какие виды искусств включает в себя театр?

(театр включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства)

5. Что такое театр?

( Это место зрелищ, однако театр — это само зрелище, которое включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства);

Ведущая: Предлагаю немного расслабиться.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

1. Участники двигаются свободно под весёлую музыку.

Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.

2. Участники ходят вокруг обруча под музыку.

Задание: на акцент в музыке быстро запрыгнуть в обруч.

3. Участники стоят в кругу. На счёт от одного до семи они должны построиться в шеренгу по росту.

Ведущая: Молодцы! Поаплодируйте себе!

Жить со сказкой интересно и весело потому, что с ней нас ждут необыкновенные приключения. Сказка учит нас быть добрыми, смелыми, ловкими, умелыми. Следующая страница нашей волшебной книги откроет нам тайны сказочных вещей.

Волшебная книга ч.2

Внимание на экран:

1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована?

2. С помощью какого предмета, можно смастерить самые разные вещи и можно убить страшного злодея - персонажа русских сказок? (Игла);

4. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества.

5. Какой предмет Лиса обменяла на Курочку? (Скалочку);

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Ведущая: Здорово! И с этим заданием справились отлично!

-Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?

- Как это возможно?

- Можно при помощи голоса можно передать настроение?

- Правильно, нужно изменить интонацию.

Что же такое интонация?

Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон. Режиссёр Станиславский умел говорить слово, используя 120 интонаций. И мы сейчас попытаемся повторить его рекорд. Но предварительно проведём разминку.

Упражнения на три вида выдыхания :

1. Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…

2. Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

3. Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Упражнение 2 : Задание из шапки. Каждый из воспитателей достаёт записку с заданием из шапки. Задания могут быть следующими:

Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

2. как будто сильно мёрзнешь,

3. как будто тебе наступили на ногу,

4. как будто тебе очень смешно,

6. как клоун-скоморох,

7. как беззубая древняя бабуся,

8. как президент страны,

9. как военный рапортует,

10. как колдунья колдует,

11. как иностранец с акцентом.

Засиделись мы до бесконечности,

Пора размять наши конечности.

У ведущего двухсторонние цветные карточки. На одной стороне изображены схемы (картинки), которые участники должны изобразить. Другая сторона карточки просто цветная (без изображения). Сначала ведущий показывает карточки с изображением, затем чередует с карточками без изображений. Участники семинара воспроизводят цветовое обозначение ритмических карточек звучащими жестами, движениями своего тела.

Ведущая: Вы знаете, что с помощью жестов можно показать предметы, действия, передать эмоции. Приглашаю актёров на сцену.

Перед вами лежат смайлики с заданиями, не показывая и не озвучивая задание изобразить то, что указано в задании, а остальные попробуют отгадать.

Воспитатели берут смайлик, на обратной стороне которого записано задание

1. Изобразить тряпичную куклу.

2. Изобразить цветочек

3. Изобразить деревянных солдатиков

4. Изобразить роботов

5. Изобразить бабочек

6. Изобразить курочку Рябу, несущую золотое яйцо

7. Изобразить, как Вы пьёте горячий чай. И т.д.

Ведущий: Очень хорошо! Искупаем наших артистов в аплодисментах!

- Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене. Одним из способов выяснить возможности своего "аппарата воплощения" может явиться этюд. Театральный этюд - это упражнение для развития актёрской техники. Этюды - необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. Следующим упражнением будет показ театрального этюда.

Театральные этюды

(задание выполняют все участники одновременно)

2. Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. (По ходу можно дополнять образ бабушки).

3. Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы. (По ходу можно дополнять образ мужчины)

5. Представить себя лемуром, который нежится на ветке дерева. и т.д.

Ведущая: А теперь попробуем себя в качестве режиссёра. Вам необходимо составить план подготовки и проведения игры-драматизации по предложенному произведению. Для этого объединимся в подгруппы. Чтобы объединиться в группы, и узнать над каким произведением будете работать, нужно собрать картинку из частей.

Воспитателям предлагаются предметные картинки с изображением сказочных персонажей, разрезанные на 3-4 части (в зависимости от количества участников),например: репка, колобок, лисичка со скалочкой, гуси лебеди и др.

После выполнения задания каждая группа презентует свой план.

Ведущая: Всем спасибо за работу! А теперь прошу вас пройти в нашу импровизированную костюмерную.

ИТОГ.

Какие приёмы, упражнения, игры используемые в процессе семинара, можно использовать с дошкольниками?

Актуальность
Развитие у дошкольников творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пони-мания произведений искусства является одним из требований ФГОС ДО, направленных на обеспечение качества образования.

Театральное искусство - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщения его к духовному богатству, важнейшее средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Однако изучение передового педагогического опыта в данном на-правлении позволяет констатировать следующее:
- прослеживается снижение внимания к развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию воображения и творчества в связи с по-вышенными требованиями к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства, поскольку приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по причине недооценки взрослыми необходимости ознакомления с ним;
- наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком.

С другой стороны в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Т.С.Комаровой и др.) ученые объективно доказывают, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Это обусловило организацию деятельности творческой группы педа-гогов по созданию в нашем детском саду условий для ознакомления де-тей дошкольного возраста с театром.

Принципы отбора и структурирования содержания
- принцип доступности – соответствие содержания возрастным осо-бенностям детей;
- принцип развития – ориентация содержания на стимулирование и поддержку художественно-эстетического,
- социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития и саморазвития ребенка, на
- создание условий для проявления само-стоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в
- различных видах деятельности;
- принцип гуманитаризации содержания – придание особого значения предметам гуманитарного и
- художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;
- принцип интеграции – связанность взаимопроникновение и взаимо-действие образовательных областей,
- обеспечивающие целостность образовательного процесса;
- принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культурного наследия.

Цели и задачи
Цель: развивать у детей интерес к театральному искусству, потребность обращаться к театру как к источнику особой радости и эмоциональных переживаний.

Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, классифицировать и обобщать объекты по различным признакам.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на театрально-музыкальные произведения.
3. Развивать способность понимать, что характер музыки выражает-ся средствами музыкальной выразительность.
4. Развивать координацию движений через элементарную имитацию движений.

Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения в театре.
2. Воспитывать доброжелательность, эмоционально-положительное отношение друг к другу.

Яркое оформление, четкая структура помогают ребенку быстро и эф-фективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занима-тельно-игровой форме.

Предполагаемый результат
1. У детей развит интерес к театральному искусству.
2. У детей сформированы:
- элементарные представления и опыт восприятия сценических ви-дов искусства балет и опера;
- элементарные представления о творчестве П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, умение узнавать музыку этих композиторов;
- культура поведения в театре.
3. Дети знают элементарную театральную терминологию и слова, обозначающие, названия профессий и трудовые действия людей, работающих в театре оперы и балета
4. Дошкольники эмоционально откликаются на театрально-музыкальные произведения, используя диалогическую и монологическую речь как средство коммуникации со сверстниками и взрослыми

Список литературы
1. Березина В.Г. Детство творческой личности. - М.: Просвещение, 2001
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. №11/2002
3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2000
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001
5. Ендовицкая Т.О. О развитии творческих способностей //Дошкольное воспитание. № 12/ 2007
6. Зимина И.В. Театр и театрализованные игры в детском саду // До-школьное воспитание. №4/2005
7. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, куль-турного, активно-творческого. - М.: Владос, 2004.
8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно-сти. - М.: Просвещение, 2001.
9. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. - М.: Институт повышения квалификации работников образования, 2005
10. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании старших дошкольников. - М.: Знание, 2005
11. Солнцева О. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. №10/2015
12. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.- М.: Знание, 2005.

Читайте также: