Методические рекомендации по сольфеджио для муз школы

Обновлено: 06.07.2024

Я – теоретик со стажем: 45 лет веду сольфеджио в музыкальной школе. Сама я всегда любила этот предмет, да и с учителями мне повезло. В школе любовь к сольфеджио привили мне замечательные педагоги – Вера Александровна Садовская и Наталья Ивановна Лурье. А в музыкальном училище мне посчастливилось заниматься по сольфеджио у великолепного профессионала – Елены Владимировны Савинцевой. Всегда подтянутая и доброжелательная, она и внешним обликом и качеством преподавания являла нам пример Педагога (с большой буквы), внушала уважение к предмету и оптимистичное отношение к жизни.

Правило первое: каждую учебную четверть начинать с разучивания и подбора новой впечатляющей песни. Это правило распространяется на все классы – от первого до седьмого. Помнится, в детстве мои подружки, которые не учились в музыкальной школе, обожали разучивать на фортепиано мелодии популярных песен (под моим руководством). Кстати, они не забыли их до сих пор! Нынешние дети тоже с удовольствием подбирают или разучивают понравившиеся песни. Мы можем извлечь из этого немало полезного: любовь к музицированию, навыки подбора, приобщение к фортепиано, активное усвоение ладовых и ритмических оборотов в заданной тональности. Приведу несколько примеров.

Первые снежинки на землю летят.

Два маленьких гусенка в соломе сидят:

- Ох, больше не бегать по травке гуськом,

Ох, холодно по снегу бродить босиком.

Правило второе: ролевая игра на уроке сольфеджио помогает активному усвоению материала. Элементы игры можно вводить в различные разделы урока и в любом классе – от подготовительного до выпускного. Игра эмоционально раскрепощает детей и позволяет легко преодолевать неизбежные трудности.

Например, разучивая ступеневую попевку с текстом в 1-ом классе, можно предложить детям перевоплощаться в разных персонажей (белочку, лису, медведя и др.) и пропевать ее от имени этих животных: детям интересно – они и не заметят, что повторяют одно и то же, закрепляя интонацию.

Или слуховой анализ гармонических интервалов в 3-ем классе. Один ученик играет 4 чистых интервала, другой – 4 несовершенных консонанса, третий – 5 диссонансов. Группа записывает. Дети в роли учителя стараются сыграть четко и быстро (с условием – использовать не только белые, но и черные клавиши). В результате дети хорошо усваивают теорию, учатся строить интервалы на фортепиано и определять их на слух.

10 вопросов учителя

Ответы учащихся

Записать интервальный состав Д7


м.3

Назвать обращение Д7, разрешающееся в Т6

Какие созвучия строятся на II ступени лада?

II5/3 , SII7, Д6/4, Д4/3

Какой аккорд имеет интервальный состав м.3+б.2+б.3?

При разрешении каких септаккордов II ступень идет в III?

ДVII7, SII7


Какой септаккорд состоит из 3х одинаковых интервалов?

Определить аккорд


Ре b

Соль b

Какой септаккорд разрешается в Т5/3 с удвоенной терцией?

ДVII7

В старших классах с домашним заданием становится сложнее – дети перегружены в общеобразовательной школе. Приходится больше успевать делать на уроке. Например, выучивать по голосам 2х-3х голосный пример: все поют каждый голос наизусть, а один из учеников в это время играет этот голос (или два голоса) на фортепиано. Пока вся группа сыграет, задание будет выучено, можно переходить к следующему этапу. Многие дети любят петь дуэтами перед группой – прекрасная возможность помузицировать.

В заключении хочется пожелать молодым преподавателям сольфеджио находиться в постоянном поиске нового качественного музыкального материала (чтобы и самим не было скучно), а также разнообразных приемов, способствующих любви к сольфеджио, а значит – и качественному обучению.

Автор: Зеленюк Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ №16"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ и формы домашних заданий по сольфеджио для развития музыкального слуха"
Раздел: дополнительное образование

«Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

учащихся ДМШ и ДШИ

и формы домашних заданий по сольфеджио

для развития

преподаватель МАУДО

Зеленюк Татьяна Геннадьевна

г. Красноярск

«Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ и формы

домашних заданий по сольфеджио для развития музыкального

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том,

чтобы научить ребенка работать самостоятельно.

деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность,

трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной

работы, которая позволяет значительно активизировать учебный

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы по сольфеджио

Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания составляет

от 1 часа в неделю, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные

теоретические задания, творческие задания и др.).

домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это

Татьяна Мохнаткина

Сольфеджио и музыкальная литература — важнейшие дисциплины в программе детских школ исскусств, способствующие интеллектуальному росту, развитию гибкости мышления и нравственных основ личности. Разнообразие форм работы на уроках музыкально-теоретического цикла стимулирует креативность, побуждает к творческому самовыражению, расширяет музыкальный кругозор учащихся.

В настоящее время существует множество методических работ, посвященных творческому развитию учащихся музыкальных школ и детских школ искусств. Особый интерес представляет большой спектр функций художественного теоретического и музыкального материала, используемого в процессе обучения. Расширение пространства музыкальной фантазии на уроках, творческого поиска, сотворчества ученика и учителя становится основополагающим принципом обучения на предметах музыкально-теоретического цикла.

Актуальность работы на взгляд автора определяется широким спектром её функций:
— обучающая;
— развивающая;
— познавательная;
— воспитательная;
— рекреативная.

Методические рекомендации

Теоретические объяснялочки-запоминалочки.

Теоретические считалки

Данный материал изучается в младших и средних классах. Важно сохранить игровые формы, так как сухое изложение теоретического материала выхолащивает творческую составляющую музыкального обучения.
Преподаватель может использовать стихи в различных формах:
— показывать ступени по столбице;
— играть звукоряды в разных тональностях;
— пальчиковые игры-скороговорки;
— ритмическая работа;
— сочинение песен;
— импровизация у инструмента.

Считалочки-распевалочки

Материал в данном разделе использован конструктивный, но включающий много интонационных, ритмических и гармонических задач. Рекомендуется транспонировать считалочки в разные тональности с игрой на инструменте. Развивающей формой также может быть сочинение продолжения. В средних классах − подбор аккомпанемента в разных жанрах.

Скороговорки-загадки

Развивающие формы работы:

— логопедические − с детьми при работе над дикцией;
— развитие внимания − преподаватель быстро проговаривает загадки, а дети отгадывают, сколько одинаковых нот спряталось в прочитанном фрагменте;
— знакомство с клавиатурой (карточки с картинками перемещаются с нотоносца на клавиши).

Темповые запоминалочки.

Удобная форма для изучения итальянских терминов. Стихи рекомендуется проговаривать в соответствующем темпе. Преподаватель может импровизировать под речитацию детей.

Поучительная история.

Частушки и страдания

Теоретические песенки

Кроссворды

Хорошо зарекомендовавшая себя форма проверки знаний. Кроссворд может даваться как домашнее задание, создание его можно предложить самим учащимся, дома в этом увлекательном занятии могут участвовать родители. Кроссворд, как весёлая игра, может быть составлен, или решён совместно детьми и педагогом в классе и т. д. В качестве примера предлагается кроссворд Ёлочка.

Таким образом, пробуждение творческой фантазии детей, стимулирование их на создание своих разнообразных вариантов и способов освоения, запоминания материалов, изучаемых в курсе теоретических дисциплин, совместное творчество даёт плодотворный результат и позволяет сделать процесс лёгким и нескучным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Методическая разработка

ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
в ДМШ и ДШИ

Бобров 2020 – 2021 уч. год

Формы работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ

1.Цели и задачи сольфеджио.

3.Сольфежжирование, чтение с листа.

4.Работа над метроритмом.

Сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в ДШИ и ДМШ. Эти дисциплины изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях.

Основная задача сольфеджио – организация музыкального слуха учащегося и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике.

Средствами для правильной организации слуха являются:

-воспитание у учащихся чёткой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки;

-развитие точного чувства ритма;

-обучению живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом;

- воспитание и развитие чувства стиля.

Вся учебная работа по сольфеджио должна органически сочетаться с работой над активизацией внутреннего слуха, обеспечить реалистическую направленность музыкального вкуса учащихся и обогатить их память ценными художественными образцами музыки.

Нельзя считать единственной целью сольфеджио только обучению чтению нот с листа и чистому интонированию. Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.

В итоге прохождения курса сольфеджио учащийся должен уметь :

1. чисто, выразительно, ритмично интонировать мелодику музыки в разной фактуре (одноголосной, двухголосной ит.д. );

2. записать нотами завершённую часть музыкального произведения или небольшое произведение вокальной и инструментальной музыки;

3. определять на слух элементы музыки как изолированно, так и в музыкальном произведении, ориентироваться в смысловой расчленённости музыкальной формы;

4. различать и выявлять в исполнении ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки данного стиля.

Прохождение курса сольфеджио должно сочетаться с твёрдыми знаниями теории музыки.

Формы работы на уроках сольфеджио

1.Интонационные упражнения – чистое пение каждой ноты. Ознакомление, разучивание, слушание, запоминание путём многократного повторения, умение точно воспроизвести то или иное упражнение. Для приобретения навыков их пения требуются регулярные занятия.

Интонационные упражнения – пение гамм, тетрахордов, ступеней гамм, попевок, распевок, настроек, интервалов, аккордов, секвенций. Пение в ладу и от звука. Цель упражнений – создать базу для воспитания навыков с листа. Интонационные упражнения помогают узнаванию этих элементов при анализе на слух и при записи диктантов.

2.Сольфеджирование, чтение с листа.

Пение по нотам занимает центральное место в практических занятиях по сольфеджио. Имея непосредственной целью научить чистому и беглому интонированию по нотам, это занятие обязательно требует участия внутреннего слуха и основано на развитии чувства ритма и лада. Пение по нотам является комплексным навыком. Этот навык сольфеджио называют чтением или пением с листа.

Для пения с листа необходимы развитый слух, чувство метроритма, теоретические знания, вокальные навыки, понимание музыкальной формы. Многое зависит от индивидуальных особенностей учащихся и поэтому не следует ставить непосильные задачи. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.

Педагогу следует систематично и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Прежде чем учащийся начнёт петь вслух звуки мелодии, он должен их мысленно услышать. То, что хорошо внутренне прослушано, будет чисто и выразительно звучать в интонировании.

Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента, уметь мысленно представить себе звуки, понимать нотный текст, умение охватить в целом музыкальную мысль. Мелодии на уроке разбираются, анализируются, разучиваются. Определяем тональность, размер, длительности нот, ритмические особенности, типы движения мелодической линии.

Формы чтения с листа:

- пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в разных октавах;

- пение мелодии с тактированием под гармонический аккомпанемент;

- пение без поддержки аккомпанемента;

- пение мелодий с транспонированием в другие тональности;

- пение мелодии с текстом и на нейтральный слог;

-групповое и индивидуальное пение.

3.Работа над метроритмом.

Ритмическое воспитание в целом охватывает развитие чувства темпа, размера и чёткого восприятия соотношения длительностей. Главное внимание в деле ритмического воспитания следует уделять выработке навыка точного интонирования соотношения длительностей, их выразительного объединения во фразе.

Первоначальной работе над метроритмом отводится существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученикам трудно воспроизвести ритмический рисунок, сольфеджировать музыкальные номера из учебников сольфеджио, писать различные виды диктантов. На основе знаний, полученных учащимися на уроках, оформляются правила – длительности нот, сильные и слабые доли, акцент, размер, паузы, ритмические группировки, дирижёрский жест в разных размерах и др.

Первоначальные упражнения – ученикам предлагаются тексты поговорок, прибауток, небольших фрагментов стихотворений, на которых они учатся ощущать сильную долю, по слогам определять границы такта, осознавать длительности и письменное закрепление этого материала при помощи расставления акцентов, определение и записи размера, деление мелодии на такты.

Затем можно перейти к следующим упражнениям – ритмические каноны, ритмические двух-, трёхголосные партитуры, воспроизведение ритмического рисунка или мелодии, задания на группирование длительностей и др. Запись ритмических диктантов, в которых учащиеся должны определить размер, расставить тактовые черты, выполнить правильную группировку длительностей.

4.Слуховой анализ.

Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Слуховой анализ – это развитие музыкального слуха. Работа над слуховым анализом должна проводиться на каждом уроке.

На первоначальном этапе обучения большое внимание уделяется определению ступеней, выделению сильных и слабых долей, определению размера, лада, типам движения мелодии (поступенное или скачкообразное). По мере ознакомления, новый теоретический материал включается в слуховой анализ и ведётся параллельная работа над его освоением. Это работа над простыми интервалами, мажорным и минорным трезвучиями, позднее над тритонами и характерными интервалами, уменьшенным и увеличенным трезвучиями и Доминантсептаккордом. Определяем ладовую функцию ( T S D D 7), функции и их обращения. Интервалы и аккорды определяем в мелодическом и гармоническом видах. Определяем интервальные и аккордовые цепочки вне лада и в ладу с указанием ступеней на которых они построены. Параллельно ведётся работа над определением гармонического и мелодического видов минорных позже мажорных ладов и ладов народной музыки.

Работа над слуховым анализом имеет большое значение при записи диктантов и пении с листа.

Музыкальный диктант. Запись музыки на слух. Запись может происходить по памяти (например, знакомой песни) или после пропевания, проигрывания мелодии на музыкальном инструменте.

Форма диктанта наиболее полезна для закрепления тех или иных теоретических понятий, навыков приобретённых с помощью других форм работы на уроках сольфеджио (интонационно-слуховые упражнения, анализ на слух, пение по нотам). Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио, - это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.

Записанные диктанты полезно выучивать наизусть и транспонировать в пройденные тональности. Транспонирование помогает усвоению тональностей и способствует более прочному закреплению изучаемого материала.

Проверить уровень знаний можно и в творческих заданиях, которые являются своеобразной формой диктанта. К ним можно отнести: подбор к диктанту второго голоса или аккомпанемента, дописать музыкальный ответ, сочинить ритмическую вариацию на основе мелодии диктанта и др. В таких заданиях правильная запись изучаемого интервала, аккорда или ритмической группы свидетельствуют об усвоении изучаемой темы.

Теоретический материал.

Элементарная теория музыки включает нотную грамоту и начальные сведения о музыке, её элементах, средствах музыкальной выразительности (музыкальные звуки, мелодию, типы мелодического движения, интервалы, аккорды, лад, тональность, метр, ритм, темп и т.д.).

Работа по освоению теоретического материала строится в соответствии с программой.

Полученные на уроке знания по той или иной теме, так же используются при выполнении творческих заданий (например, при подборе аккомпанемента - вводится D 7, а при сочинении мелодии, используется пунктирный ритм).

Знания теоретического материала помогают учащимся по специальности сознательнее усваивать текст и правильно раскрыть содержание музыкального произведения при исполнении.

При гармоническом анализе возникает также возможность установить связь между сольфеджио и музыкальной литературой – в тех случаях, когда разбирается произведения, знакомого по курсу музыкальной литературы, или неизвестного учащимся произведения композитора, творчество которого они изучают. Такие взаимосвязи способствуют более углублённому подходу к анализу произведений на уроках музыкальной литературы и одновременно расширяют сферу практического применения знаний полученных в классе сольфеджио.

Список используемой литературы:

В настоящее время одной из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Сольфеджио призвано развить мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о тембре, о некоторых элементах музыкальной формы.

В современной педагогической практике преподавания сольфеджио выделились четыре основных формы работы:

  • интонационно-слуховые упражнения,
  • анализ на слух воспринимаемой музыки,
  • пение по нотам,
  • музыкальный диктант.

Все эти формы, выполняя одну и ту же задачу — формирование и развитие музыкального слуха детей — взаимно связаны и дополняют друг друга. На занятиях по сольфеджио каждая тема прорабатывается во всех четырех формах, что служит ее глубокому усвоению и закреплению на практике.

Цель данной работы — рассказать о некоторых формах внеаудиторных занятий, которые могут проходить не только на уроках сольфеджио, но и в любую свободную минуту в течение дня, а также в виде домашнего задания.

Данная методическая рекомендация поможет педагогам дополнительного образования организовать, сформулировать и разнообразить формы домашних заданий по сольфеджио.

Читайте также: