Методические рекомендации для дефектолога в школе

Обновлено: 08.07.2024

2 класс: Моро М. И. М. Просвещение. 3 класс: Моро М. И., Бантова М. А. М. Просвещение.

4 класс: Моро М. И. М. ПросвещениеОкружающий мир1,2,3,4 класс автор Плешаков А. А. М. ПросвещениеЛитературное чтение1 класс: Азбука Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградсккая Л. А. и др. 2,3,4 класс: Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г.

• На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

• В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

• Индивидуальный режим написания контрольных работ

• Увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий;

• Адаптация трудных заданий, их упрощение

• Использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы) Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно (прямые) без логического контекста; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

• С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

-дополнительные наводящие вопросы;

• Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

• Помощь в выполнении определенных операций;

• Образцы решения задач;

• Поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

• Разбивать тексты на части

Рекомендации учителя-дефектолога педагогам по обучению детей категории 2.1

• Посадить ребенка не дальше 3 парты.

• Не поворачиваться спиной к обучающемуся;

• Чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;

• Разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

• Широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала

• Здоровой стороной сидеть к учителю.

• На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

• В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

• Индивидуальный режим написания контрольных работ

• Увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий;

• Адаптация трудных заданий, их упрощение

• Использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы) Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно (прямые) без логического контекста; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

• С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

o -дополнительные наводящие вопросы;

• Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

• Помощь в выполнении определенных операций;

• Образцы решения задач;

• Поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Рекомендации учителя-дефектолога педагогам по обучению детей с РАС

• Разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной);

• Разрешать переписывать контрольные работы;

• Принимать работу позже установленного срока;

• Создавать ситуации успеха на тех предметах, где ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.

• На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

• В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

• Индивидуальный режим написания контрольных работ

• Увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий;

• Адаптация трудных заданий, их упрощение

• Использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы) Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно (прямые) без логического контекста; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

• С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

o -дополнительные наводящие вопросы;

• Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

• Помощь в выполнении определенных операций;

• Образцы решения задач;

• Поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Рекомендации учителя-дефектолога педагогам по обучению детей категории ТНР

• На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

• В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

• Индивидуальный режим написания контрольных работ

• Увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий;

• Адаптация трудных заданий, их упрощение

• Использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы) Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно (прямые) без логического контекста; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

• С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

-дополнительные наводящие вопросы;

• Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

• Помощь в выполнении определенных операций;

• Образцы решения задач;

• Поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

• Разбивать тексты на части

Рекомендации учителя-логопеда педагогам по обучению детей категории ТНР

• Особое внимание уделять при изучении звуковой стороны речи.

• Следить за четким произнесением звуков и точностью выполнения артикуляторных движений ребенка.

• Многократный повтор педагогом слов с правильным образцом артикуляторного уклада (медленное проговаривание педагогом).

• Четкость пересказа при организующей помощи педагога (вопросы).

• Не учитывать при оценивании работы специфические ошибки на письме:

o Перестановки букв и слогов (онко-окно)

o Недописывание слогов в слове

o Замены букв по акустическим и артикуляционным признакам

o Искажение слова (наотух-на охоту)

o Наращивание слова лишними буквами и слогами

o Аграмматизмы (катались на санки, пять белые грибы)

o Замены и смешение оптически сходных букв (с-о, с-е)

o Замены и смешение кинетически сходных букв (о-а, л-м, х-ж)

Рекомендации учителя-логопеда педагогам по обучению детей категории 2.1

• Особое внимание уделять при изучении звуковой стороны речи.

• Следить за четким произнесением звуков и точностью выполнения артикуляторных движений ребенка.

• Многократный повтор педагогом слов с правильным образцом артикуляторного уклада (медленное проговаривание педагогом).

• Четкость пересказа при организующей помощи педагога (вопросы).

• Не учитывать при оценивании работы специфические ошибки на письме:

o Перестановки букв и слогов (онко-окно)

o Недописывание слогов в слове

o Замены букв по акустическим и артикуляционным признакам

o Искажение слова (наотух-на охоту)

o Наращивание слова лишними буквами и слогами

o Аграмматизмы (катались на санки, пять белые грибы)

o Замены и смешение оптически сходных букв (с-о, с-е)

o Замены и смешение кинетически сходных букв (о-а, л-м, х-ж)

Рекомендации учителя-логопеда педагогам по обучению детей категории ЗПР

• Четкость пересказа при организующей помощи педагога (вопросы).

• Не учитывать при оценивании работы специфические ошибки на письме:

o Перестановки букв и слогов (онко-окно)

o Недописывание слогов в слове

o Замены букв по акустическим и артикуляционным признакам

o Искажение слова (наотух-на охоту)

o Наращивание слова лишними буквами и слогами

o Аграмматизмы (катались на санки, пять белые грибы)

o Замены и смешение оптически сходных букв (с-о, с-е)

o Замены и смешение кинетически сходных букв (о-а, л-м, х-ж)

o Ошибки в сложно-слоговом составе слова.

Аналитический отчет учителя-дефектолога Павленко Н. П. За 2017–2018 учебный год Свою работу провожу в подготовительной инклюзивной группе и группе кратковременного пребывания.

Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога. В современном мире активно решается вопрос адаптация детей инвалидов и детей.

Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка.

Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС Цель: Специализированная помощь учителя-дефектолога обучающимся с ОВЗ в освоении образовательной программы. Задачи: • Изучение психологических.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Практические материалы)

Содержание работы учителя-дефектолога (специального педагога) в общеобразовательной школе определяется целью деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического развития, которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализированных условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение , которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы специального педагога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку – в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы – в форме рекомендаций. В перечисленных ниже направлениях работы специалиста отражается комплексный подход к ее организации: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое . Помимо традиционных направлений, дополнительно выделено аналитическое , которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Представленные материалы раскрывают практические аспекты организации деятельности специалиста по перечисленным направлениям.

Рекомендуемая документация
учителя-дефектолога

1. Протокол первичного обследования учащегося.

2. Журнал учета обследуемых учащихся (табл. 1).

3. Карта динамического развития ребенка:

3.1. Протокол обследования.

3.2. Дефектологическое представление на учащегося.

3.3. Лист наблюдений за учащимся. (Отражает этапы и результативность коррекционной работы, динамику занятий).

4. Список учащихся, нуждающихся в занятиях у специального педагога.

6. Журнал посещаемости занятий.

7. Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению).

8. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.

9. Журнал движения ребенка (табл. 2).

10. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом).

11. График работы специалиста.

Заключение
и рекомендации

Специфические трудности формирования учебных навыков;

зачислить на занятия в коррекционную группу

Направление коррекционной работы

Форма коррекционной работы (групповая, индивидуальная)

Формирование приемов умственной деятельности

Отмечена положительная динамика, требуется продолжение коррекционной работы
в следующем учебном году

Дефектологическое представление на учащегося 1 класса

(первое полугодие)

Фамилия, имя, отчество ___________________________________

Дата рождения ________ __________________________________

Школа № ____________ класс ______________________________

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) _______________________________________________

Развитие общей и мелкой моторики __________________________

Понимание инструкции, воспринятой на слух (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) _______________________

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь) _________________________________

– способность переноса на аналогичные задания _______________

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность / инертность действий, самоконтроль _____________________

Темп работы (на учебном и неучебном материале) ______________

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) __________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация _______

Сформированность пространственно-временных представлений __________________________________________________________

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) ______________________________________

Особенности внимания ____________________________________

Особенности памяти ______________________________________

– уровень развития наглядных форм мышления ________________

– сформированность предпосылок словесно-логического мышления __________________________________________________________

Особенности конструктивной деятельности ___________________

Общая характеристика речевого развития _____________________

Уровень готовности к школьному обучению ___________________

Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу) ________________________________________________

Планируемые мероприятия специалиста ______________________

Дата обследования ________Подпись специалиста _____________

Дефектологическое представление на учащегося
(1–4 классы)

Фамилия, имя, отчество ___________________________________

Дата рождения ___________________________________________

Школа № ____________ класс ______________________________

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) ______________________________________________

Развитие общей и мелкой моторики _________________________

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) _________________________________________________________

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь) ________________________________

– способность переноса на аналогичные задания ______________

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль) ______________________

Темп работы (на учебном и неучебном материале) ______________

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) __________________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация _______

Сформированность пространственно-временных представлений _________________________________________________________

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) _____________________________________

Особенности внимания ___________________________________

Особенности памяти _____________________________________

Особенности мышления: __________________________________

уровень развития наглядных форм мышления _________________

словесно-логическое мышление ____________________________

Особенности конструктивной деятельности __________________

Общая характеристика речевого развития ____________________

Сформированность учебных навыков:

– сформированность понятий числа, числовой последовательности _________________________________________________________

– вычислительный навык _________________________________

– навык решения задач ___________________________________

– характерные ошибки ___________________________________

– навык каллиграфического письма _________________________

– навык орфографического письма под диктовку ______________

– списывание текста _____________________________________

– выполнение грамматических заданий ______________________

– характерные ошибки ____________________________________

– темп чтения ___________________________________________

– способ чтения _________________________________________

– понимание прочитанного ________________________________

– навыки работы с текстом ________________________________

– характерные ошибки ____________________________________

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) ___________________________________________

Планируемые мероприятия специалиста ______________________

Дата обследования _______Подпись специалиста _____________

Дефектологическое представление на учащегося
(5–9 классы)

Фамилия, имя, отчество ___________________________________

Дата рождения ___________ школа № ____ класс ______________

Поведение в ситуации обследования, особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность) ________________________________________________

Характер деятельности и работоспособность (целенаправленность и организованность деятельности, способность сосредоточенно работать длительное время, общий темп и продуктивность деятельности, время проявления признаков утомления, способность к волевому усилию при возникновении трудностей, самоконтроль) ________________________

Общая характеристика обучаемости (понимание инструкции к заданию, осознание учебной задачи, способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию активного внимания, стойкость учебного интереса, потребность в помощи) ______________________

Уровень познавательной активности в соответствии с учебными интересами (высокий, средний, низкий, избирательная познавательная активность) ____________________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация _______

Гнозис (зрительный, слуховой, тактильный, пространственный) __________________________________________________________

Особенности внимания ____________________________________

Особенности мнестической деятельности _____________________

Особенности мыслительной деятельности (сформированность понятийного мышления, интериоризация, владение операциями мышления, умение их использовать в учебной работе)

Особенности речевого развития _____________________________

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, уровень активности и самостоятельности в учебной работе) ________________

Сформированность общеучебных умений и навыков, способов учебной работы (умения и навыки восприятия и переработки информации, выбор и использование рациональных способов действий, осознанность обучения) ____________________________________________________

Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности (умение проверить правильность выполненной учебной работы, соответствие полученного результата поставленной учебной задаче) __________________________________________________________

Характерный уровень сформированности знаний, умений, навыков по предметам в соответствии с программными требованиями __________________________________________________________

Планируемые мероприятия специалиста ______________________

Дата обследования _______ Подпись специалиста ______________

Планирование работы на год

Цель проведения
мероприятия

1. Диагностическое направление: изучение уровня умственного развития

2–4 КРО, 5, 6 КРО, 1 классы – по запросу

Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы в процессе обучения учащихся реальным возможностям ребенка. Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи

Определение особенностей познавательной и учебной деятельности

2–4, 5, 6 КРО, учащиеся, находящиеся под наблюдением дефектолога
2–4 КРО

Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Составление рекомендаций для проведения индивидуальных коррекционных занятий педагога с детьми, определение приемов индивидуальной работы в процессе учебной деятельности

– динамическое наблюдение за развитием учащихся;

Учащиеся, посещающие занятия 2–4 КРО

Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста

Октябрь, январь, май

Продолжение табл.

наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности

Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особенностей развития эмоционально-волевой сферы

– изучение программных знаний, умений и навыков (по основным предметам)

п о запросу администрации, учителя класса КРО

Определение и уточнение причин и квалификация трудностей ребенка в процессе усвоения ЗУНов по различным предметам

– выявление учащихся, не подлежащих обучению в классах КРО

Учащиеся классов КРО

Рекомендация обучения в соответствующей нарушению учащегося коррекционной школе (II, IV, V, VI, VIII видов). Организация углубленного обследования ребенка на ПМПК округа

II. Составление по результатам анализа полученных данных индивидуальных карт динамического развития учащегося, планирование коррекционных мероприятий

Учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи

Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения

Октябрь, январь, май

III. Коррекционное направление:

– сенсорное и сенсомоторное развитие

– формирование пространственно-временных представлений;

– нормализация деятельности школьника;

у чащиеся начальных классов КРО, зачисленные на занятия к дефектологу

Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся.

Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Продолжение табл.

– формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

– формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

– формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы

Учащиеся классов КРО среднего звена

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлены для учителей-дефектологов, преподавателей начальной школы, педагогов работающих по адаптированным программам с детьми с ОВЗ, умственной отсталостью (в легкой, умеренной степени).

Автор-составитель: учитель-дефектолог, 1 категории, МКОУ Имисской СОШ № 13, Е. В. Герасименко.

Центр непрерывного повышения профессионального

мастерства педагогических работников

Красноярский институт повышения квалификации

Методические рекомендации

к занятию по формированию умений ФГВЗ

(Здоровьесберегающая грамотность), учитель-дефектолог МКОУ Имисской СОШ № 13,

Методические рекомендации к проведению занятия по формированию умений ФГВЗ, организации формирования умения оценивать состояние среды как ЗС, умения организовать среду как ЗС и умения применять ЗСТ как составляющую образа жизни, состоят из аннотации, сведения об авторе, пояснительной записки, содержания, заключения, списка рекомендуемой литературы по данной теме, приложения.

Составлены для учителей-дефектологов, преподавателей начальной школы, педагогов работающих по адаптированным программам с детьми с ОВЗ, умственной отсталостью (в легкой, умеренной степени).

Автор-составитель: учитель-дефектолог, 1 категории, МКОУ Имисской СОШ № 13, Е. В. Герасименко.

1. Пояснительная записка 4

2.1 Общие сведения 5

2.2 Основная часть 6

2.3 Методические рекомендации 8

3. Заключение 12

4. Литература 13

Приложение 1. 14

Приложение 2. 16

Приложение 3. 17

Ценность жизни и здоровья ребёнка является приоритетной для каждой семьи, для общества и государства. Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере здорового образа жизни.

Цель составления методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам в разработке и проведении занятий по ФГВЗ.

Ожидаемый результат: овладение педагогами опытом проведения занятий и уроков из области ФГВЗ.

Актуальной является разработка дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности младших школьников, а также умственно-отсталых школьников (лёгкая или умеренная степень) основного звена в сфере здорового образа жизни, так как структура конспекта занятия из области ФГВЗ отличается от традиционных форм написания конспектов.

В качестве примера таких занятий предлагается данная разработка, конспект занятия и технологическая карта.

Занятие направлено на ознакомление с правилами здорового образа жизни, отработку здоровье-сберегающих технологий, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Современное общество уже не удовлетворяет традиционная система образования, в которой критерием оценки эффективности образовательной деятельности служит только обученность и воспитанность детей.

В условиях современной организации образовательно-воспитательного процесса здоровье - цель, объект и результат деятельности. Забота о здоровье участников образовательного процесса становится фактором повышения инвестиционной привлекательности и условием выживания школы.

Основной целью образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, должно стать формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, использование здоровьесберегающих технологий. Это должно стать целью деятельности не отдельных педагогов (например, психологов, дефектологов, учителей физкультуры или валеологов), а всего педагогического коллектива школы.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная система приемов, методов, технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в условиях конкретной образовательной среды, формирование у них культуры здоровья.

Среда как здоровьесберегающая - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на здоровье.

Школьная среда как здоровьесберегающая - это мероприятия по снижению влияния неблагоприятных внутришкольных факторов, связанных с инфраструктурой школы и организацией учебного процесса, применение ЗСТ.

Способ, лежащий в основе умения: анализ факторов среды, влияющих на здоровье (СанПиН, SACERS, модель ЗСС).

2.2 Основная часть

При подготовке к занятию (уроку) с использованием здоровьеформирующего компонента мы:

1. Проанализировали содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни школьников.

2. Подобрали, в соответствии с профилем учебного предмета, конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников.

3. Разработали сценарный план занятия (урока) в соответствии с задачей приобщения учащихся к культуре здоровья (См. приложение № 1.)

Моделируя занятие (урок) здоровья, учитывали различия между традиционным занятием (уроком) и занятием (уроком) здоровья.

Традиционный урок (занятие)

Урок здоровья (занятие)

Тема урока (имеет отношение к ребенку)

Цели и задачи урока

образовательные

развивающие (память, речь, мышление)

воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм)

Цель урока (имеет отношение к ребенку)

формирование функциональной грамотности в области здоровья.

отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму)

представления (сформировать убеждение о…)

способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены…)

Мотивация (детям сообщается цель урока)

Проверка домашнего задания

Мотивация (на протяжении всего занятия прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей)

Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей)

Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения)

Объяснение нового материала

Вводная часть (актуализация представлений учащихся, их отношения, стратегий и технологий)

Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей)

Первичное закрепление (упражнения на новую тему)

Самостоятельная работа на новую тему

Итог урока (чем мы занимались? что изучили?)

Заключительная часть (отработка личной стратегии)

Итог урока (обобщение)

Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых)

2.3 Методические рекомендации

Перед тем как составлять конспект занятия в области ФГВЗ нами была поставлена цель занятия: формирование функциональной грамотности в области здоровья.

Далее необходимо было продумать шаги реализации данной цели, то есть задачи. В задачи мы решили поставить умения ФГВЗ (14, 15 и 16). Мы считаем, что научив детей умениям ФГВЗ мы достигнем нашей цели.

Планируемые задачи:

- научить оценивать среду как ЗС;

- научить организовать среду как ЗС;

- научить применять ЗСТ как составляющие образа жизни;

- дать знания о факторах, укрепляющих здоровье, гигиена рук;

- оценить своё эмоциональное состояние в конце занятия.

Вид занятия: ознакомление.

Форма занятия: беседа.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

создание проблемных ситуаций – постановка проблемных вопросов;

формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций – высказывание предположений о причинах явлений, о связях между событиями.

Словесный метод – это беседа, рассказ, объяснение.

Проблемно-поисковые методы обучения базируются на:

- обеспечении достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

- обеспечении посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами;

- значимости информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;

- необходимости доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися.

Алгоритм формирования навыков имеет следующую структуру:

- Анализ окружающей обстановки;

- Оценка полученной информации;

- Обработка поступившей информации;

- Действие согласно обработанной информации.

- Проба: реальная или смоделированная ситуации, где путем воспроизведения по памяти или в воображении проигрывается ситуация аналогично сложившейся.

- Вывод. О том, что несложными манипуляциями в действительности можно формировать окружающую среду как здоровьесберегающую.

Так как занятие рассчитано на умственно отсталых школьников или учеников 1-2 класса, все термины мы рекомендуем заменить на понятные для данной категории детей слова. Например, здоровьесбережение заменить словом здоровьесохранение. Дети понимают слово здоровье и слово сохранить, поэтому термин здоровьесохранение им будет более понятен, чем здоровьесбережение. Здоровьесберегающая среда мы рекомендуем заменить на термины: место сохраняющее здоровье или здоровьесохраняющее место.

Способы взаимодействия необходимо продумывать с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к занятию учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Перед занятием проверить ручки окон, в какой мере легко открываются окна, не сломаны ли рычаги, ставящие окно на проветривание. Приготовить заранее необходимый методический материал: кружки, диаметром 5 мм, пустые кружки для смайликов (оценивание эмоционального состояния в начале занятия и в конце), клей карандаш, изображения смайликов для наглядности на каждый стол с обучающимися, изображения (карточки) этапов занятия, карточки-задания с предложением.

Фразу про нормальных грамотных в вопросах здоровьесохранении людей мы рекомендуем повторять на каждом этапе занятия, в начале или в конце этапа. В сознании детей должно закрепиться понятие, о том, что здоровье сохраняют все нормальные, грамотные люди. В этом моменте мы предполагаем, что данная фраза будет стимулировать мотивацию обучающихся к становлению грамотными в области здоровьесбережения.

Занятие должно проходить в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. В конспекте в каждом этапе занятия прописано время проведения. (См. приложение № 1)

Домашнее задание в конце занятия не задаётся, но можно предложить дома продемонстрировать родителям полученный навык открывания окон на проветривание (для тех, кто не умел этого делать до этого занятия), показать родителям одно из упражнений гимнастики для глаз.


Ахламова Ирина Владимировна

Педагогический стаж работы: 8 лет, в должности учителя-дефектолога – 6 лет

Образование: Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского. Дефектологический факультет.

Основные цели и задачи работы учителя-дефектолога


Направления деятельности учителя-дефектолога


Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;

5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей. Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, воспитателями.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога


1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

  • развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
  • развитие тонкости и целенаправленности движений;
  • развитие кинестетических основ движений;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие слухо-моторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

2. Развитие когнитивной сферы учащихся

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти;
  • развитие объема кратковременной зрительной и кратковременной слуховой памяти;
  • развитие логичности и гибкости мышления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие внимания (переключение, устойчивость, распределение, концентрация).

3. Нормализация ведущей деятельности возраста

· формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

· формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

· формирование желания довести работу до конечного результата;

4. Формирование пространственно-временных представлений

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

· развитие представлений об основных свойствах предметов;

· формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

· формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

· обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

· формирование понятия числа;

· формирование понятия числовой последовательности;

· формирование вычислительных навыков;

· формирование навыка решения задач разного типа;

· формирование понятия о геометрических формах и построениях.

7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

8. Обучение грамоте, чтению и письму

· заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;

· актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;

· развитие фонематического слуха и восприятия;

· развитие навыка копирования;

· развитие навыка работать по заданному образцу;

· формирование навыков чтения и письма;

· учить исправлять деформированные предложения.

Средства: различные игры и упражнения на заучивание букв, соотнесение буквы и звука; слуховые диктанты; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

9. Обогащение словаря и развитие связной речи

· формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

· формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

· формировать умение узнавать предмет по описанию;

· учить составлять предложение-описание;

· формирование умения составлять рассказ-сравнение по предметной картинке;

· формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Формы работы учителя-дефектолога


Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Документация учителя-дефектолога

• Годовой план работы учителя-дефектолога (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)

• Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий с учениками (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)

• Журнал учёта проведённых индивидуальных коррекционных занятий

• Журнал учёта проведённых групповых коррекционных занятий

• Журнал консультаций с педагогами и воспитателями

• Поурочные планы коррекционных занятий

• Материалы обследований (протоколы обследования учеников)

• Индивидуальные папки учеников, куда вносятся все данные о детях

• Материалы, отражающие динамику развития ребёнка (индивидуальная карта динамического развития ребенка)

• Аналитический отчет о проведенной работе за год

Кабинет учителя-дефектолога


Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность.

В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка – обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:

А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону



Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.


Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).


Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).


Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)


Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .


Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.

def_7_w220_h124.jpg

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

© Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", 2017 – 2022

Читайте также: