Дмитрий данилов описание города краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дмитрий Данилов. Описание города

Поставлена задача: описать город.
Не маленький и не большой, у реки или водоёма, без достопримов (но чтоб что-то было), с промышленностью и профессиональным спортом (футбол, хоккей), в пределах одной ночи ехать от места постоянного проживания (по умолчанию это место - Москва, хотя в книге нет ни одного топонима, автор тщательно избегает имён собственных, проставляя вместо них их штемпелёванные атрибуты). Описать за 12 поездок - по одной в каждом месяце.

Признаться, мне такая чёткая, не смотря на абстрактность и отсутствие имён, постановка вопроса в начале книги оч понравилась.
Я люблю приступать к проекту, имея на руках грамотное ТЗ (техническое задание), в котором нет указаний, какие бренды надлежит использовать.
Такое начало романа невольно вовлекает читателя к соучастию в дерзском замысле автора, хотя бы на уровне отгадывания его намерений - при том, что книга его не детектив, а сам автор не убийца.

Какой же город был выбран для описания?

Автор, интригуя читателя, сразу говорит, что это не город на букву В. (Стало быть, Вологду отбрасываем, и уж тем более Владимир, где достопримы заслоняют всё).
И не на букву К, хотя в нём есть хоккей с мячом. (Сразу вопрос: что за город был отвергнут? Казань? слишком большая. Курск? но разве там есть бенди? Кострома? Краснотурьинск?)
И не на букву И. (так, Ижевск отпадает, Иваново тож)
Город на букву П автору тоже не подходит. (Пензу вычёркиваем, Псков, где достопримы заслоняют всё, тем более)
И не на букву С. (вычёркиваем Самару, Смоленск)

Остаётся ещё много букв, и я почему-то подумал о Рыбинске (блистательная кандидатура для поставленной задачи, одних только переименований у него было сколько!), о Тамбове, о Муроме (хоть там и много достопримов, но они все новодельные), о Липецке, Белгороде, Орле.

Я вычислил описываемый город, как только автор в первой же своей поездке в описываемый город наткнулся на овраг, пересекающий центральный проспект описываемого города. Я был в этом городе проездом, часа три, и овраг запомнился больше всего.

Гораздо позднее я вычислил выдающегося русского писателя, который жил в описываемом автором городе, когда осознал, что описание описываемого города есть описание выдающегося русского писателя, когда-то жившего в описываемом городе, и от которого в описываемом городе осталось лишь пустое место под номером 47. Автор в каждую свою поездку посещал это место в надежде увидеть его заполненным, что ли, и это, в конце-концов, ему удалось. Текст романа "Описание города" заполнил пустое место №47, где когда-то жил выдающийся русский писатель.

Перед тем, как поставить понравившийся мне фрагмент текста, несколько пояснений. В описывамом городе помимо кромешной железнодорожности (так у автора) есть два аэродрома, один заброшенный, другой хоть и обитаемый (живут охранники), но тоже заброшенный.

Взлётно-посадочная полоса покрыта бетоном, но покрытие давно утратило свою ровность, тут и там оно повреждено и разрушено, много кочек, ям и прочих неровностей. Бетонные плиты, которыми покрыта взлетно-посадочная полоса, - местами прямоугольные, местами шестиугольные.
Бескрайность и тишина. Вдали - маленькое здание аэропорта с приземистой вышкой. Бескрайность и тишина. Вдали - ангар, в который может уместиться небольшой самолёт. Бескрайность и тишина. Вдали, если смотреть в северном направлении, виднеется лес. Бескрайность и тишина. Человек тихо моет небольшую красную машину. Бескрайность и тишина. Какая-то женщина, судя по всему, учится водить, медленно ездит из конца в конец взлётно-посадочной полосы на небольшом джипе. Бескрайность и тишина. Табличка на палке, воткнутой в землю: "Территория находится под охраной. Въезд на территорию участка воспрещён. Свалка мусора, выемка грунта запрещены." Бескрайность и тишина. Над взлётно-посадочной полосой повисло облако, напоминающее оргомную линзу, выпуклой стороной обращённую к земле, а если посмотреть в южном направлении, то там висит точно такое же облако, две линзы зависли над территорией заброшенного аэропорта описываемого города.
Бескрайность и тишина.

И ещё один фрагмент текста.

Постепенно на трибуне расселось человек сто болельщиков. На соседнем ряду расположилась компания дядек, типаж - "советский болельщик из рабочих". Таких было очень много на советских стадионах в период примерно 40-х по 80-е годы ХХ века. Советские болельщики принесли с собой бутылку водки, бутерброды, огурцы, стали разливать и закусывать.
Другие болельщики тоже приносят с собой алкоголь (как правило, водку и/или пиво) и демонстративно его употребляют.
За порядком следит 1 (один) полицейский.
Футбольный марш (музыка Матвея Блантера), выбегание команд на поле, бросание жребия (кому выбирать сторону поля, кому начинать), свисток, игра.
Одна передача, вторая передача, потеря.
Одна передача, вторая передача, потеря.
Одна передача, вторая передача, потеря.
Одна передача, вторая передача, потеря.
Одна передача, вторая передача, потеря, нарушение, свисток, штрафной удар, неточно.
Одна передача, вторая передача, потеря.
Одна передача, вторая передача, потеря.
Одна передача, вторая передача, третья передача, обалдеть, четвёртая передача, ну надо же, нарушение, свисток, пенальти, гол

Данилов Описание города Большая Книга 2013

Вторая жертва нашего книгомарафона по шорту Большой книги!

О чем эта книга: эксперимент длинною в год - узнать незнакомый до этого город, а заодно и себя
Кто автор: "киберпочвенник", журналист и писатель, переведенный на английский, итальянский и нидерландский.
Автор "Горизонтального положения", пропавшего в 2010-11 в шорты НацБеста, Большой книги и премии "НОС"
Премии и судьбы: шорт Большой книги 2013, лонг НацБеста 2012

"Описание города" - самое неоднозначное произведение в списке "Большой книги" этого года.
Автор ставит целью загнать "описываемый город" себе в печенки. И загоняет. Причем, не только себе, но и читателю. И не только город.

Начнем с того, что Данилов, безусловно, стилист. Он выстраивает предложения и описания, как карту Африки или проспекты иного провинциального города - под линейку. Все приезды в "описываемый город" (автор не пользуется именами собственными), построены по определенному шаблону. Отчего конструкции эти, "спицы" текста выглядят так:

"Несколько минут ходьбы – и вот бывшая взлетно-посадочная полоса. Она тянется параллельно рулежной дорожке, валу и рву, вернее, рулежная дорожка, вал и ров тянутся параллельно взлетно-посадочной полосе, потому что взлетно-посадочная полоса главнее рулежной дорожки и тем более вала и рва. Между взлетно-посадочной полосой и рулежной дорожкой – просто голая коричневая земля."

Таким тоном написана вся книга. 256 страниц. 3 предложения, 4 раза "рулежно-посадочная полоса", 4 раза "рубежная дорожка". На наш ушастый взгляд проблемы у книги две. Первая - это заигрывание с языком.
Лучшие результаты этой игры выглядят так:

"В поселке есть образовательное учреждение, называется “школа”. Рядом со школой устроена аллея с элементами торжественности. В конце аллеи – скульптурная композиция, изображающая двух мужчин. Один взрослый, другой – подросткового возраста. Взрослый опирается на палочку, у него, судя по всему, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. У подростка проблем с опорно-двигательным аппаратом, наверное, нет, он стоит прямо, вытянувшись, а может, и есть, но он просто их скрывает, или они не мешают."

Но таких проблесков в книге, ну может быть 10. Основная же масса текста так и остается в стиле: "на том же такси в Такой-то район, рядом со станцией -I, туда, где выдающийся русский писатель жил до переезда в дом 47 по улице, названной в честь одного из месяцев."

Вторая проблема книги, это реализация самой идеи. В основе лежит и правда очень интересная история, мысль, приходящая в голову каждому, между условными 14 и 30 годами жизни. Уехать! Иметь тайную жизнь. Романтика чужих городов. Жажда путешествий в конце-то концов. Так вот
Тут, конечно, можно много сказать про "обыкновенность", про "обыденность", которые автор исследует. Мол, не нужно нам искусственных поводов, даешь серые будни, ведь из них-то и состоит жизнь! И все хорошо, и все понятно, но читать это, особенно под конец, становится просто невыносимо скучно. Я даже подозреваю, что автор целенаправленно добивался такого эффекта. "В печенки".
Это книга без экшена. Ну то есть совсем. Она - дистиллирована, как жизнь самого скучного человека в вашем окружении. ". еще удалось совершить интересный поступок – опоздать ночью на поезд". Она катастрофически асоциальна: город - как архитектура, массив зданий и лесопарков, дорог и спорткомплексов. И хотя мы по достоинству оценили языковые игры, нам с Ушастым все-же думается, что Город, каким бы он ни был - это еще и речь, всегда немного отличающаяся, это люди, это истории, с ними связанные, - рассказанные и подслушанные. Это случайные встречи и знакомства.
Потому что та самая мысль, приходящая в голову между условными 14 и 30, прекрасна именно предчувствием приключений.
Которых в книге совсем нет.

"На скамейку почти тут же прилетел голубь кофейно-белого цвета, неожиданно красивый. Ходил по скамейке, вспархивал на ее спинку, пристально смотрел. Что это за голубь, интересно. Голубь ли это мира, или войны, или голубь дипломатического конфликта, или голубь контртеррористической операции, или голубь эскалации ядерных вооружений. Наверное, все-таки мира. Потому что как-то вокруг мирно."

Описание города

Я это, собственно говоря, к чему? К тому, что Данилов, он, наверное, не для всех. Не в том смысле, что для избранных, или там для особо тонких ценителей. Но его надо почитать, и если не проникнешься, то, значит, не попало, и уж извините тогда рецензента. В меня, скорее, попало, но я тут не показатель. Я вообще про другие города читать люблю. И про путешествия. Вот как раз такие описания – обыденности. В конце концов, когда мы ездим по улицам своего города, то есть когда мы не туристы, мы же не замечаем достопримечательностей. Просто живем и все.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Купила книгу потому что увидела её в списке "Большая книга".
Основное впечатление, которое осталось от прочтения. очень быстро читается, картина описываемого города остаётся в памяти. И одиночество. Сама архитектоника произведения очень необычна, пустынна. Повествователь - это очень абстрактный человек без семьи, без увлечений, без корней, без каких-то координат. Ощущение одиночества и открытого космоса. Но при этом он честно вживается в безродственность, чужесть. Он смахивает на Робинзона, только вокруг него люди, гостиница, транспорт и даже некоторая история.
Книга запомнилась этой необычностью, но не более того. Ещё запомнилась тем нежеланием быть на месте повествователя, быть таким одиночеством.

Книга очень своеобразная. Очень скучная, но имеет одно необычайное свойство - когда начинаешь читать, перестаёшь замечать как перелистываешь страницы. Это книга рефлексивная, созерцательная, не навязывает мнение, а дает "лишь" описание.

Дмитрий Данилов (р. 1969, Москва) - автор книг "Горизонтальное положение" (шорт-лист премий "Большая книга" и "НОС"), "Черный и зеленый" (шорт-лист премии Андрея Белого). Тексты переводились на английский, голландский, итальянский языки. Книга "Описание города" родилась из эксперимента. "Можно ли чужой город сделать "своим", вжиться в него, полюбить? Достаточно ли ездить в него каждый месяц в течение года, всматриваться в жителей, разглядывать дома, бродить по улицам? Мне трудно судить о том, каким получился текст, но эксперимент я считаю полностью удавшимся". (Дмитрий Данилов). "Энди Уорхол ставил в своей "Фабрике" на Манхэттене кинокамеру на вечную запись и фиксировал на пленку всё, что попадало в объектив камеры. Проза Данилова схожа с этим процессом"
Александр Етоев

Читайте также: