Методическая разработка фольклор в доу

Обновлено: 05.07.2024

Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Автор: Иванова Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Детский фольклор как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Исполнитель:

воспитатель МКДОУ «Детский сад №3

Иванова Лариса Юрьевна

Русский народный фольклор ……………………………………………………4

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду……….8

Сказка как фольклорный жанр…………………………………………… . .. . .12

Посмотрите, пожалуйста, требования к оформлению

итоговой работы (на сайте дистанционного обучения в разделе Итоговая

литературы в соответствии с образцом.

Лариса Юрьевна! В требованиях к оформлению итоговой работы дается

пример, как оформить содержание, там указывается , что первый параграф

начинается со слов: Теоретические основы…..

Почему Вы формулируете по другому?

Исходя из темы Вашей итоговой работы, СОДЕРЖАНИЕ может и должно

2.Детский фольклор: сущностная характеристика. Виды. Значение в развитии

д о ш к о л ь н о г о

3. Система работы по развитию творческих способностей детей дошкольного

возрастапосредством детского фольклора…………………………………….16

Список используемых источников

В первом вопросе надо описать какие есть исследования в области

проблеме, назвать фамилии учёных. Кто исследовал проблему, какие выводы

исследования, то есть то, с помощью чего Вы хитите развивать творческие

способности детей дошкольного возраста, это детский фольклор. Ему надо

характеризуются? Какое значение оказывают на развитие детей? И т.д. (Это

то, что у Вас написано в 1 и 3 пункте содержания).

использованию детского фольклора для развития творческих способностей

детей дошкольного возраста (основой данного параграфа может стать пункт 3

Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду).

Жду исправленный вариант работы!

занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой

радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию

специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и

психического развития ребенка. В дошкольной педагогике имеется много

конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства, с

первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного возраста –

определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет –

богатейший по способности ребенка быстро и жадно познать окружающий

мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этом возрасте

дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями

педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые

ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она

включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров

любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью

эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие

радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Незатейливые по содержанию и простые по

народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются

оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в

играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку

познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти

произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.

Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная

Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким

– то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.

Я на собственном опыте убедилась: организовать режимные моменты,

расходившихся забияк и т.д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,

взрослым хорошо известны потешки, небылицы, скороговорки, дразнилки,

считалки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На

самом же деле без этих веселых смешных стишков, без словесной игры,

которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком

Все жанры детского фольклора, от колыбельных песен до подвижных игр,

можно найти в нашей групповой картотеке. Расположен материал так, чтобы

было удобно им пользоваться, по разделам.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как

источнику культуры и развития ребенка.

познания окружающего мира.

Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.

Способствовать активному использованию детьми устного народного

творчества в повседневной жизни.

Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами

приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно,

как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так

и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и

детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и

чувствует каждого ребенка.

Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с

образовательного процесса в детском саду.

Основные принципы:

познавательную сферу дошкольника.

динамичности заключается в постановке таких

развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись,

приводя к активизации внимания и интерес детей.

полезности предусматривает

формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.

сотрудничества позволяет

доброжелательности, эмоционального раскрепощения.

занимательности позволяет

Ожидаемые результаты

Своевременное развитие фонематического слуха;

готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;

Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять

Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;

Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к

Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;

Получить первоначальное представление о труде.

Русский народный фольклор

В начале XIX века перед мыслящей Россией остро

значимости народной жизни.

Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа.

Не случайно в последующие годы интерес к детям и его творчеству привел

в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и др.

место отвел скороговоркам, загадкам, считалкам, игровым приговоркам.

детского фольклора, от колыбельных песенок и пестушек до больших песен и

игр из репертуара подростков.

Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф.

Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышова, и многих других.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым

средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нем

формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как

правило, это жанры детского городского фольклора.

Сегодня не много детских садов отважится ввести фольклор в число

обязательных дисциплин. Связано это не только с отсутствием специалистов,

Попытаемся серьезно отнестись к ситуации потери психического и

физического здоровья наших детей уже в раннем возрасте (наследственность,

проблемы в семье, экология и многие другие причины).

Л.Д. Назарова на основе всех элементов фольклора предлагает проводить

психокоррекционную работу, а также работу по самопознанию и развитию

личностных качеств в самых различных по составу группах.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – другому, многое для себя

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень

поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские

традиции? О чем они мечтали? Ответить на все эти вопросы – значит,

необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются

носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных

традициях. Для этого я обратилась к истокам русской культуры и, в первую

очередь, к фольклору.

Детский фольклор – явление уникальное по своему разнообразию: в нем

сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той

или иной стороной жизни ребенка, практически со всеми ее проявлениями. У

каждого жанра – своя история и свое назначение: какие-то появились в

глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать,

сориентироваться в большом мире… Каждый из них по своему ценен и

интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором

вырастает ребенок, формируется его личность.

Малые жанры детского фольклора:

Пословицы и поговорки;

В основу моей работы были положены научные достижения А.П. Усовой

Знакомство детей с русским народным творчеством

До прихода в детский сад, ребенок уже адаптировался к жизни в среде

своей семьи, где родители играют главную роль в создании того образа мира,

окружавшими его близкими людьми.

Трудно и страшно ребенку впервые отпустить мамину руку и сделать

первые шаги самостоятельной жизни, переступив порог детского сада. Готов

ли малыш принять новый мир, незнакомых взрослых и сверстников? Ведь с

приходом в детский сад, жизнь ребенка существенным образом меняется:

отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное помещение,

болезни, страхи, отказ от еды и другое). И оттого как встретят малыша в

первый день в детском саду, зависит его эмоциональное состояние. И если

малыша встретит улыбающийся воспитатель, говоря такие слова:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Малыш без страха отпустит мамину руку и подаст свою воспитательнице.

Он поверит вам. И мама будет уверенна, что ее малыша никто не обидит в

детском саду и сделает все, чтобы ему было хорошо: уютно, комфортно,

От боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы.

«Не плач, не плач детка,

Прискачет к тебе белка,

Для Мишиной потешки.

Если будешь плакать

А кто слово скажет

Дневной сон детям необходим, но как помочь им уснуть, а после сна

наша картотека, где есть потешки на сон грядущий:

Стали крыльями махать,

Дети встали, впереди умывание и кормление. Не хочется, а надо. Какой

малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят

потешки. Ведь на много интереснее умываться, когда тебе говорят:

Умоет Саше личико, Танечке – ладошки,

Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают:

«Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

При организации игр использую игровые потешки:

«Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Потешки, главными героями, которых являются животные и птицы,

высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,

любоваться их красотой! Об этом позаботились наши далекие предки.

«Сосна, сосна, от чего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком

«Ой, ты радуга – дуга,

«Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик припусти,

А вот малыш уже подрос, пора приучать его к труду, воспитывать

«Ну, теперь за дело дружно,

В мозгу ребенка центры, которые отвечают за речь, и те, что управляют

движениями пальцев рук, находятся в тесном контакте. Они связаны между

собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело

сказать: чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Очень

хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Да и Матвей приди,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те

дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

«Травка - муравка со сна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капуску,

Мышка - за корку,

При дефектах речи с детьми полезно проводить подвижные игры с

дети на слово умывается, производят необходимые движения рукой.

Практикую и упражнения с использованием словесных игр по мотивам

действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей.

В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.

А долгие длинные вечера, чем их занять? Можно провести « Вечер

маски и костюмы) – после драматизации рисуем полюбившихся сказочных

Спортивный досуг, с использованием потешек, загадок, чистоговорок и

т.д., тоже доставит радость детям и воспитателям.

нужно вспомнить произведение народного творчества. Эта игра помогает

закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать

особенности действий различных персонажей.

Материал в картотеку я подбираю и оформляю не один год. В ней можно

найти игры, потешки, стихи и т.д. для развития всех сторон речи: звуковой,

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Егорова Елена Валерьевна

Организация: МДОУ Детский сад № 207

Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль

Вступление

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть.

Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Целью моей работы является изучение использования фольклора как средства в развитии речи детей раннего возраста.

- рассмотреть фольклор как средство развития речи детей;

- выявить приемы ознакомления детей раннего возраста с фольклором;

- экспериментальным путем выявить эффективность влияния фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

1.1.Фольклор, как часть народной педагогики

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.

А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

1. 2. Влияние фольклора на развитие речи

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Мельников М.Н. пишет: «Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Как отмечает Романенко Л.Ю., народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Но и в этих программах не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития детей раннего возраста средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

2. Практическая работа

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Для Маминой потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их. Какой радостной улыбкой встречает малыш.

Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Всеми эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.

Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими потешками как:

Умой мое личико …

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием.

Ешь кашу сладеньку,

Использование потешек во время кормления помогло научить самостоятельно есть разнообразную пищу.

Травка - муравка, со сна поднялась

Птица - синица за зерно взялась,

Зайка за капустку , мышка за корку,

Детки - за молоко!

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

На ней шубка аленька,

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.

В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

На фольклорно-игровых занятиях стараюсь использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

В самом начале учебного года проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей; Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексе, изучаемые звуки.

Как огонь горячи

Для кого печены?

Для Галочки калачи

Для Галочки горячи.

Мышка в кружке зеленой

Наварила каши пшенной.

У ж, ты, котенька - коток,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.

Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад.

Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли

Всем нам нравятся они.

Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой цепью, обыгрывая малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан, ложки).

Для малоподвижных детей, использую потешки, которые побуждают их двигаться

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

На столе вкусны.

Ни густа, ни редка

До великого хвоста.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

Описание их не только, но и образно: курочка - рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; сорока- белобока кашу варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горелку лижет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Хорошо известны детям потешки, я использовала в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания.

Таким образом, я убеждена, что русский народ­ный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в вос­питании детей в целом и в развитии речи в частности.

Работая, с детьми раннего возраста я увидела, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать четверостишия и даже небольшие роли.

Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Автор: Микляева Резеда Сиреневна, музыкальный руководитель
Место работы: СОШ №1231, дошкольное отделение ул. Погодинская д.20/3 стр.1
Цели музыкального воспитания: сформировать у малышей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора.
Задачи:
- установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми
- воспитание художественного вкуса
- развитие творческих способностей детей
- развитие координации движений
- воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству
Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.


1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)


1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

2.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:
В рученьки хватушки,
В ноженьки ходушки, в роток - говорок,
А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,
В наших ручках хватунки.
В маленькой головке разумок.
В славном ротике говорок.


1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.

2. Потягушечки – потягушечки, Дети стоят врассыпную,
От носочков до макушечки. Поднимают руки вверх, потягиваются.
Мы тянемся – потянемся Прыгают на месте
Маленькими не останемся
Мы уже растем, растем. Хлопают в ладоши
Утром песенки поем.


Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

2.Вместе с солнышком встаю, Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою.
С добрым утром! Опускают руки, хлопают в ладоши
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

3.Солнышко, солнышко, Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

4.Солнышко, солнышко, Хлопают в ладоши
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

5.Дождик, дождик, посильней - Прыгают на месте
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки Выполняют пружинку
На нашем лужочке.

6.Дождик, дождик, Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять - Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз, Грозят пальчиком
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, Топают на месте
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - Опускают руки
Самокаточки.



1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)




7.Ах ты, радуга-дуга, Хлопают в ладоши
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка, Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко, Хлопают в ладоши
Колоколнышко!

9. По дорожке, на порожке Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.


2.Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки? Дети держатся за руки, идут по кругу
- По летней дорожке,
С бугра на бугор Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Читайте также: