Методическая проблема над которой работает школа

Обновлено: 07.07.2024

Школьные методические объединения

Положение о школьном методическом объединении

В течение года функционировало 3 методических объединения:

- МО учителей гуманитарных дисциплин;

- МО естественно-математического цикла;

- МО учителей начальных классов;

Коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

Темы методических объединений соответствуют методической теме школы и задачам, стоящим перед ней.

Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания.

Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме школе, а также утвержденным темам методических объединений.

Не происходят качественные изменения в содержании работы МО, преобладают традиционные формы работы, недостаточно четкое и продуманное планирование работы МО, ослабление контроля со стороны НМС.

Однообразие дидактических форм методической работы, используемых руководителями МО в течение года.

Внести качественные изменения в содержание работы методических объединений. Использовать новые и модернизировать традиционные формы и методы организации НМР.

Усилить практическую направленность работы МО.

Тщательно планировать работу каждого методического объединения.

МО строить свою деятельность на основе данных мониторинга результативности образовательного процесса в школе.

Школьный методический кабинет

Положение о школьном методическом кабинете

Формирование банка информации, создание условий для оптимального доступа учителя к необходимой информации

На базе методического кабинета собран материал по обеспечению нормативно-правовой базы организации методической работы в школе.

Систематизация и оформление в папках материалов из опыта работы каждого нашего учителя.

Организация планирования методической работы:

Степень выполнения планов

Важным направлением работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и самообразование. В этом учебном году 6 человек прошли курсовое обучение.

Участие в районных семинарах, педсоветах, заседаниях методических объединений, информационных совещаниях. Школа участвовала в методической работе района.

Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации.

План выполнен в полном соответствии с графиком аттестации.

Эпизодичность эффективных, плодотворных периодов работы учителей предметников на повышение уровня педагогического мастерства;

Недостаточная проработка формы портфолио.

1.Стимулировать участие педагогов школы в районных семинарах, конференциях, педагогических чтениях, а также участие в проектах по различным направлениям образовательной деятельности.

2. Способствовать раскрытию авторских позиций педагогов посредством создания локальных печатных сборников, размещения их на сайте школы.

Изучить новое положение об аттестации. Внести изменение в положение о Портфолио в соответствии с современными требованиями и новым Положением об аттестации.

Обобщение и распространение опыта:

Самообразование учителей

Сопровождение профессионального роста педагогов, обобщения и представления педагогического опыта с целью изучения, обобщения, презентации и распространения передового педагогического опыта – создание условий для рефлексии педагогами своего профессионального пути, получения обратной связи.

В соответствии с методической темой школы и методической темой МО всеми педагогами были выбраны темы самообразования, работа над которыми продолжалась весь учебный год. Результатом самообразования стали открытые уроки, выступления перед коллегами на заседаниях МО, педсоветах, семинарах. Методическая самообразовательная работа учителя рассматривалась как целостная система, направленная на достижение конечных результатов – промежуточных и конечных. Её цель – повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование. Содержание деятельности: работа над учебным планом, программой, собственным вариантом содержания учебного курса, фрагмента

учебника, самостоятельные эксперимента по апробированию нового варианта содержания и внесение в него соответственных корректив. В качестве методов использовалось изучение литературы, самостоятельное проведение опытной работы по проверке нового

содержания, участие в эксперименте наряду с другими коллегами.

В ходе работы над темой каждый педагог определял круг вопросов для изучения, ставил две цели: исследовательскую (критерии, способы, методы, формы, принципы обучения) и практическую (методические рекомендации, сборник заданий, задач, упражнений,

программы), планировал изучение соответствующей литературы,

передового опыта своих коллег, творческое сотрудничество по теме, прогнозировал конечные результаты.

Педагоги школы поднимали своими научно-методическими разработками целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, развитие общих умственных способностей и учебных умений учащихся, их познавательных интересов, реализация творческого потенциала обучаемых.

Методической службой постоянно ведется работа по накоплению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. План выполнен.

Методический совет школы

2. Липовцина Лариса Васильевна — председатель ШМС, заместитель директора по УВР

3. Асеева Елена Анатольевна — секретарь ШМС, руководитель МО учителей иностранного языка

4. Аметова Елена Александровна — заместитель директора по ВР

5. Ковалева Маргарита Ивановна — заместитель директора по УВР

6. Макурина Вера Николаевна — заместитель директора по УВР

7. Игнатишина Валентина Евгеньевна — руководитель МО классных руководителей

8. Данченко Елена Владимировна — руководитель МО учителей ОБЖ, музыки, изобразительного искусства и технологии

9. Долженкова Марина Михайловна — руководитель МО учителей физической культуры

10. Буровникова Ирина Васильевна — руководитель МО учителей математики, информатики и физики

11. Мыльникова Татьяна Васильевна — руководитель МО учителей начальных классов

12. Сюрина Валентина Николаевна — руководитель МО учителей биологии, химии и географии

13. Шоренкова Инесса Васильевна — руководитель МО учителей русского языка и литературы

14. Лашина Елена Леонидовна — руководитель МО учителей истории, обществознания и права

Основные задачи методической работы:

1. Освоение новых требований к современному уроку. Выработка методических рекомендаций по проектированию современного урока.

2. Изучение затруднений учителей в подготовке и проведении современного урока.

3. Дальнейшая информатизация образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства педагогов школы.

4. Повышение качества образования учащихся и развитие их творческих способностей путем использования новых педагогических технологий на уроках.

5. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта.

Темы заседаний методического совета на 2020-2021 учебный год.

Август:

  • Согласование учебной нагрузки учителей.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Аттестация педагогических работников.
  • Согласование планов работы ШМО, календарно-тематическое планирование учителей предметников.
  • Организация проведения предметных недель.
  • Организация работы с молодыми учителями по их адаптации, профессиональному становлению.

Октябрь : Анализ результатов обучения за 1 четверть. Анализ результатов школьного этапа ВОШ. Организация работы с одаренными детьми.

Январь: Итоги мониторинга учебного процесса за 1 полугодие. Итоги работы ШМО за полугодие. Организация методического фестиваля в школе "Творчество, поиск, успех". Опыт работы ШМО учителей математики, физики, информатики "Особенности процесса профессионального развития педагогов в современной школе".

Март: Итоги методического фестиваля. Подготовка к ГИА. Организация и проведение школьной НПК. Весенняя ассамблея.

Май: Итоговая государственная аттестация выпускников школы. Анализ деятельности ШМО. Итоги работы и планирование методической работы на 2020-2021 год.

Тема методической декады

Тематика педагогических советов на 2020-2021 учебный год.

Январь " Воспитательный аспект урока. Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дозирование, дифференцированность. Предупреждение перегрузки обучающихся"

Февраль "Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования".

Май:

· Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год.

· О допуске обучающихся 9-х, 11-х классов к ГИА.

· О выпуске обучающихся 9-х, 11-х классов.

Темы самообразования учителей начальных классов на 2020-2021 учебный год

Агапова Лидия Федоровна

Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Бутылина Нина Александровна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Валикова Валентина Петровна

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Зуева Наталья Александровна

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока

Корехова Ирина Михайловна

Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Маленкина Валентина Григорьевна

Развитие проектных навыков у младших школьников

Мыльникова Татьяна Васильевна

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Першина Наталья Петровна

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО.

Пинаева Светлана Валентиновна

Использование дидактических игр на уроках письма и развития речи в коррекционном классе.

Полянская Людмила Сергеевна

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Почекаева Наталья Владимировна

Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе

Спевакова Ирина Борисовна

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка

Снигур Надежда Владимировна

Использование возможностей интерактивной доски Panabord на уроках в формировании познавательной активности учащихся

Тарасова Оксана Вячеславовна

Использование проблемных ситуаций на уроках математики

Шарова Валентина Васильевна

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.

Буденная Екатерина Владимировна

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Лоторева Вера Николаевна

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Ситникова Наталья Александровна

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через патриотическое воспитание в ГПД.

Темы самообразования на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Фамилия имя отчество учителя

Тема самообразования на 2020-2021 учебный год

Митрохина Марина Львовна

Использование информационных технологий на уроке математики.

Холодова Валентина Васильевна

Стимулирование познавательной деятельности обучающихся при помощи ИКТ технологий.

Холобцева Наталья Витальевна

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Будина Ольга Владимировна

Методы и приемы технологии проблемного обучения как средство повышения уровня мотивации в условиях ФГОС.

Игнатишина Валентина Евгеньевна

Использование современных образовательных технологий в преподавании математики.

Аметова Елена Николаевна

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования.

Буровникова Ирина Васильевна

Совершенствование качества математического образования через освоение компетентного подхода в обучении в условиях ФГОС.

Хорошилова Наталья Викторовна

Развитие профессиональной компетентности учителя физики, как фактор повышения качества образования в условиях ФГОС.

Полятыкина Анастасия Евгеньевна

Научно-исследовательская и практическая деятельность обучающихся.

Коростелева Наталья Павловна

Развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Макурина Вера Николаевна

Совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимопониманию.

Апалькова Нина Алексеевна

Системно-деятельностный подход к реализации учебных программ по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС.

Рой Елена Владимировна

Внедрение инновационных форм в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Селихова Светлана Александровна

Активные формы обучения школьников на уроках русского языка и литературы.

Темерева Анна Васильевна

Развитие коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Шоренкова Инесса Васильевна

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности на когнитивной и коммуникативнойосновах.

Сюрина Валентина николаевна

Формирование универсальных учебных действий на основе практико- ориентированных технологий в профильных классах

Захарова Галина Петровна

Использование инновационных технологий на уроках биологии

Жукова Наталья Алексеевна

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся

Хейлова Екатерина Николаевна

Индивидуализация и дифференциация при обучении химии

Липовцина Лариса Васильевна

Развитие способностей обучающихся, через овладение различными видами учебной деятельности.

Мотева Татьяна Васильевна

Личностно- ориентированное обучение на уроках географии.

Лашина Елена Леонидовна

Метод проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций на уроках истории.

Новикова Оксана Николаевна

Технология совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках истории по формированию и развитию познавательной активности.

Сеина Елена Алексеевна

Социализация личности через формирование компетенций исторического и гуманитарного познания по средствам познавательных игр.

Ярощук Елена Юрьевна

Факторы, повышающие положительную мотивацию в деятельности обучающихся на уроках истории.

Тема методического месячника

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2.1.docx

2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

2.1. Проблема над которой работает учреждение.

Работа методической службы была направлена на решение следующих задач:

- Обеспечение необходимых условий для внедрения новых Республиканских государственных стандартов начального общего, основного общего и общего среднего образования.

- Повышение теоретической, научно-методической и профессиональной подготовки педагогических работников путем организации работы предметных школьных методических объединений, творческих групп, мастер-классов, семинаров, проведения методических мероприятий в условиях реализации проблемы школы;

- Модернизация работы предметных методических объединений в условиях внедрения новых Республиканских, государственных стандартов.

- Оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников в учебных учреждениях, создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- Удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников;

- Повышение качества образовательных услуг путем внедрения инновационных технологий.

Выбранный для просмотра документ 2.2.docx

2.2. Работа школьных методических объединений.

Учителя школы объединены в предметные М/О, то есть, вовлечены в методическую систему школы. В 2015-2016 уч. году в школе согласно приказу функционировало четыре школьных методических объединений

ШМО учителей естественно-математического цикла. Руководитель Мирошниченко Тамара Саитовна;

ШМО учителей историко-филологического цикла. Руководитель Козлова Галина Францевна;

ШМО учителей начальных классов. Руководитель Дорощенкова Лариса Витальевна;

ШМО классных руководителей. Руководитель Афонина Наталья Николаевна.

Каждое методическое объединение имеет свою методическую тему и свой план работы, в соответствии с единой методической темой и целью методической службы школы, в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителю.

Совершенствование профессиональных знаний и умений учителей МО естественно-математического цикла.

Повышение педагогического мастерства, профессиональной подготовки каждого учителя посредством самообразования.

Обеспечение высокого методического уровня проведения учебных занятий.

Поддержание методического обеспечения учебных предметов в соответствии с требованиями нормативных документов в области образования, учебных планов, программ, ориентированных на ВГОС.

Активизация работы с учащимися по подготовке к олимпиадам

Координация деятельности педагогов МО.

В составе учителей естественно-математического цикла 6 человек.

1. Сенченко О.А. – учитель ОБЖ и ИЗО, специалист, директор школы, стаж работы 7 лет.

2. Сторчоус Н.В. – учитель математики, высшая категория, стаж 23 года;

3. Мирошниченко Т.С. –учитель физики, высшая категория, стаж 30 лет;

4. Кубряк Л.Ф. – учитель математики, высшая категория, стаж 42 года;

5. Чурбанова Л.А. – учитель математики, 1 категория, стаж 45 лет;

6. Лупешко Н.И. – учитель географии, высшая категория, стаж работы 32 лет.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.

Вся методическая работа была направлена на повышение качества обучения, создание комфортной образовательной среды для учащихся и учителей в школе. Основой всей работы являлись современные образовательные и педагогические технологии:

технология проблемного обучения;

технология разно уровневого обучения;

В этом учебном году учителя работают по следующим темам самообразования:

В текущем году заседания проводились в соответствии с планом работы, а также с учетом рекомендаций методического совета и завуча по учебной работе. Всего было проведено 5 заседаний. На них были рассмотрены следующие вопросы, которые способствовали решению поставленных задач: обсуждение и рассмотрение учебных программ по предметам естественно- математического цикла; их соответствие содержанию государственным стандартам, объемам практической части и графику прохождения учебного материала, нормативно-методическое обеспечение по предметам естественно- математического цикла, рассмотрение практического материала для проведения школьного тура олимпиад по предметам естественно- математического цикла, подготовка к итоговой аттестации, активизация работы с одарёнными детьми и организация целенаправленной работы со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания , обсуждение методов подготовки к ЕГЭ, анализ результатов школьных олимпиад по предметам естественно-математического цикла, работа со слабоуспевающими учениками по устранению пробелов в знаниях по предметам естественно-математического цикла. Практически все учителя были задействованы в подготовке к заседаниям МО. Учителя естественных дисциплин не только принимали участие в работе школьного МО, выступали на заседаниях, но и посещали районные МО по графику отдела образования.

Методическим объединением учителей естественных дисциплин велась работа и между заседаниями: проведение диагностических работ, сбор материала для школьного тура олимпиад и ее проведение, проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных, лабораторных и практических работ, работа с одаренными детьми и организация консультаций для слабоуспевающих учащихся по предметам естественно-математического цикла, подготовка учащихся к итоговой аттестации (стенды, уголки, консультации, папки), срезовые работы (в рамках классно-обобщающего контроля), организация консультаций для учащихся 9,11 классов по подготовке к ГИА и ЕГЭ, взаимопосещение уроков. Учителя Сторчоус Н.В., Кубряк Л.Ф., Мирошниченко Т.С., Чурбанова Л.А., Сенченко О.А. посетили уроки друг у друга, и коллег из других МО передавая свой полезный опыт и обогащаясь опытом коллег.

Проведение олимпиад, один из способов выявления одаренных детей и детей, проявляющих интерес к предмету. Победители школьных этапов олимпиад принимают участие в районных олимпиадах по предметам. В этом учебном году 2 ученика стали призерами районного тура олимпиады по предметам естественно-математического цикла: Ряднов Егор (ІІ-ІІІ место, математика, учитель Сторчоус Н.В.), Руденко Александр (ІІ место, физика, учитель Мирошниченко Т.С.). Работа с одаренными детьми в нашей школе имеет определенную схему, план.

Также учащиеся школы под руководством учителей стараются принимать участие в различных конкурсах.

Наряду с одаренными также ведется работа и со слабоуспевающими учащимися, которая имеет свою структуру и дает положительную динамику по повышению качества и обученности учащихся.

Согласно плану работы МО проводилась предметная неделя математики . Целью проведения этого мероприятия являлось развитие познавательного интереса к предмету, выявление учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Все мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, были продуманы, вызывали живой интерес ребят.

Данная неделя в основном решила поставленные перед ней задачи и в целом, прошла на удовлетворительном методическом уровне. При составлении плана учителя математики стремились вовлечь в проведение недели все классы и разнообразить формы проводимых мероприятий. Это дало возможность учитывать уровень общего развития, направленность интересов и черт характера обучаемого, т. е. его индивидуальных особенностей.

Мероприятия, которые проход или в дни недели физики, должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.

Такие мероприятия привлекают тем, что в их подготовке и проведении участвуют разные, в том числе, и слабые по успеваемости ученики. Талантливые, активные, коммуникабельные с гуманитарными способностями дети не остались в стороне во время проведения предметной недели по физике.

Учащиеся 7-11 классов приняли активное участие в неделе физики.

Согласно плану работы МО проводилась предметная неделя географии и биологии . Целью проведения этого мероприятия оказать влияние на формирование личности обучаемых, на развитие их самостоятельности, активности и творческих способностей; экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде; формирования ответственного отношения к природе; понимания современных проблем окружающей среды .

Данная неделя в основном решила поставленные перед ней задачи.

Повышение педагогического мастерства учителей осуществлялось через курсовую подготовку. В этом учебном году курсы прошли Лупешко Н.И., Чурбанова Л.А., Сторчоус Н.В., Мирошниченко Т.С.

Подводя итоги работы МО учителей естественно- математического цикла за 2015-2016 учебный год, работу МО нужно признать удовлетворительной, отметить хороший уровень подготовки отдельных мероприятий, работу учителей по самообразованию. В следующем году следует улучшить работу по более активному использованию новых технологий обучения, проводить уроки с использованием компьютера, обратить внимание на решение тех вопросов, которые в этом году не удалось решить полностью.

Ввиду вышеизложенного следует :

Обновить содержание учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочное время.

Серьезней и добросовестней относиться к своей работе.

Совершенствовать профессиональную компетентность учителя как условие развития компетентной личности.

Активнее принимать участие педагогам и учащимся в конкурсах, олимпиадах школьного, районного и других уровней.

С целью раскрытия талантов и способностей учащихся, привития интересов к предметам, каждому учителю вовлекать учащихся в предметные олимпиады разных уровней, разнообразить формы и методы проведения уроков.

ЦЕЛЬ: Обеспечение методических условий для эффективного введения временного государственного стандарта в основной школе, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения. Для достижения поставленной цели МО учителей гуманитарного цикла в течение года решало следующие задачи:

Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ВГОС.

Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, в том числе дистанционные курсы, обмен опытом, самообразование.

Содействие раскрытию творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

Организация системной подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку, иностранному языку, литературе, обществознанию, истории.

НАПРАВЛЕНИЯ:

Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проблемных методов обучения.

Разработка с последующим применением эффективных методик тестирования, анализа и подготовки к ЕГЭ и ИГА .

Повышение грамотности письменной и устной речи обучающихся, расширение словарного запаса.

Повышение результативность личностно-ориентированного образования.

Планирование и проведение заседаний МО в форме конструктивного диалога с целью обобщения и обмена опытом работы по переходу на ВГОСы.

Способствовать всестороннему развитию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.

Для решения поставленных задач в течение учебного года было проведено 4 заседания ШМО. Тематика заседаний соответствовала теме ШМО и поставленным задачам. Заседания были тщательно подготовлены и продуманы, выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать методические обобщения. Все заседания МО проводились согласно утвержденному плану. Были рассмотрены вопросы по внедрению новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла .

На первом заседании члены МО проанализировали деятельность МО за прошлый учебный год, результаты итоговой аттестации по русскому языку, а также представили на рассмотрение рабочие программы, программы элективных курсов по предметам гуманитарного ц икла на 2015-2016 учебный год; выбрали темы по самообразованию . Члены МО обсудили план проведения предметных недель , утвержден план работы МО на новый учебный год.

Заслушали и обсудили выступления учителей Хюринен Н.В. и Яковлева Ю.В.

Формирование профессиональной компетентности педагога через освоение современных образовательных технологий ( Хюринен Н.В).

Повышение эффективности и качества обучения в условиях реализации новых стандартов образования .( Яковлева Ю.В ).

На четвертом заседании была поднята тема организации и подготовки учащихся к ИГА и ЕГЭ, рассмотрена нормативно-правовая документация по организации и проведению экзаменов. Были рассмотрены вопросы по организации урочной и внеурочной деятельности учащихся по подготовке к экзаменам. С докладами выступили учителя: Хюринен Н.В., Яковлева Ю.В.,Проклов В.С.

Каждый учитель в течение года работал над выбранной темой самообразования , с которой выступал на заседании МО с целью обмена опытом:

В течение года учителями даны и проанализированы следующие открытые уроки:

Уже 17 лет я работаю в школе и вижу, как ребята теряют к учению, познаванию нового, чтению. Становится обидно, стыдно и даже страшно. Передо мной встал вопрос: как пробудить у учащихся этот интерес? Нужно было искать новые формы работы, методы и приёмы.

Как оказалось, велосипед был уже изобретён, оставалось лишь научиться на нём кататься. Для меня одним из эффективных способов повышения познавательной активности учащихся стала организация исследовательской деятельности на уроках.

Процесс организации исследовательской деятельности позволяет:

  1. Формировать регулятивные универсальные учебные действия (ставить цель, составлять план достижения этой цели, прогнозировать, регулировать свои действия в ходе работы, корректировать, проводить самоанализ и самоконтроль).
  2. Работать над формированием познавательных универсальных учебных действий (работать с информацией: собирать, обрабатывать, систематизировать, сравнивать, использовать её в практической деятельности).
  3. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия (слушать и понимать позицию другого, вести диалог).
  4. Продолжать работу по формированию личностных универсальных учебных действий (развитие самостоятельности, ответственности, способности к самореализации).

При организации исследовательской деятельности я использую разные технологии, в частности проблемно-диалогическую и проектно-исследовательскую технологии.

Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования проблемного диалога – коммуникативных , необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных . Отмечу, что данная технология универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

Урок с использованием технологии проблемного диалога состоит из нескольких этапов.

На этапе постановки учебной проблемы цель учителя- помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным для учителя, т.к требует последовательного осуществления четырех действий:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновением с которым вызывает у учеников реакцию удивления или затруднения. Существует несколько приемов создания проблемной ситуации:

1) учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения;

2) педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;

4) ученикам дается задание, не выполнимое совсем;

5) учитель предлагает задание, не сходное с предыдущим, т.е такое, с которым ученики до сих пор не сталкивались;

6) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Приведем приёмы создания разных проблемных ситуаций:.

Прием 1. Проблемная ситуация создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников создается вопросом или практическим заданием на новый материал.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Прием 5. Учитель предлагает задание, не сходное с предыдущим, т.е такое, с которым ученики до сих пор не сталкивались.

Прием 6. Учитель дает задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Поставив учебную проблему, переходим к следующему этапу- к организации поиска решения.

Побуждающий к гипотезам диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Он является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогический действий:

1. Побуждение к выдвижению гипотез;

  1. Принятие выдвигаемых учениками гипотез;
  2. Побуждение к проверке гипотез;
  3. Принятие предлагаемых учениками проверок.

При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во-первых, для выдвижения и проверки гипотез ученикам, как правило, необходим определенный материал. Во-вторых, количество решающих гипотез может варьироваться: либо одна, либо несколько. В- третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы. При одновременном варианте сразу выдвигаются все гипотезы(несколько ошибочных и одна решающая), а затем осуществляется либо отдельная проверка каждой гипотезы (начиная с ошибочных), либо общая проверка всех гипотез сразу.

Подводящий к знанию диалог как метод поиска решения учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляют собой систему вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, существуют три метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам. Различие методов- в характере учебной деятельности учащихся и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий диалог обеспечивает творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности. Подводящий диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Технология проблемного диалога является:

Результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, формирующей основы умений научно-исследовательской деятельности;

Здоровьесберегающей - позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации.

Второй технологией, которую я применяю в своей работе , является проектно-исследовательская технология. Проект – исследование –целенаправленная самостоятельная деятельность на получение уникального результата.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

К важным положительным результатам использования проектно-исследовательской технологии относятся :

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

Основными этапами организации проектно-исследовательской деятельности учащихся являются:

1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, распределение заданий, выбор темы и определение целей проекта; определение количества участников проекта).

2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы, определение источников информации, способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта; установление критериев оценки результатов)

3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).

4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал.

5. Презентация (итоговый отчет каждой группы).

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Исследовательскую технологию можно применять по-разному:

-на этапе введения нового материала;

-при изучении определённой темы, охватывая ряд уроков;

-при изучении творчества отдельного писателя, произведения которого изучаются на протяжении нескольких лет;

-исследование может быть самостоятельной деятельностью учащегося.

Использование проблемно- диалогической и проектно- исследовательской технологий позволяет получить практический результат. Он представлен в следующей таблице:

Читайте также: