Метаморфозы власти тоффлер краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

2 См., напр., Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 80.

3 Гидденс. Э. Социология. М., 1999. С.414.

4 См. обзор таких теорий в кн.: Назаров М. Массовые коммуникации в современном мире. М., 1994. С. 42-54 и др.

5 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С.25

6 Мэррилл Д., Дэннис Э. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С. 355.

7 Монахов В. СМИ и Интернет: Проблемы правового регулирования. М., 2003. С. 38.

8 Тоффлер О. Указ. раб. С. 447.

10 См.: Финансовые известия. 1996.18 января. С. 6.

11 См.: Коммуникативные стратегии на пороге XXI века (Материалы международной конференции) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология и политика. 1999. №3. С. 212.

12 Соколов А. В. Метатеория социальных коммуникаций. СПб., 2001. С. 17.

13 Социология. Основы общей теории. М., 2002. С. 514.

14 Сорокин П. А. Система социологии. Л., 1920. Т. 1. С. 16.

15 See: Vivian J. The Media of Mass Communication. Boston, etc. 1995. P. 19.

16 See: Communication in Modern Society. Urbana. 1948. P. 59.

17 Соколов А. В. Указ. раб. С. 19.

18 Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: Словарь-справочник. М., 2002. С. 40.

19 См.: Маклюэн М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003.

20 Соколов А. В. Указ. раб. С. 340.

21 See: McQuail. Communication Theory. SAGE, 2000. P. 130-132.

22 Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32.

23 See: McQuail D. Challenges for Communication Theory in the 21th Century // Changing Media and Communications. M., 1998.

25 Media, Audience and Social Structure. SAGE, 1986. P. 13.

26 Трушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.

27 Цит. по: Иванова Н. Пастернак и другие. М., 2003. С. 351-352.

28 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. С. 215-216.

29 See: Wirth L. Concencus and Mass Communication // Mass communications. Urbana, 1960.

30 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. С. 237-238.

31 Массовая информация в советском промышленном городе. С. 32.

32 См.: Массовая информация в советском промышленном городе. С. 29.

33 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. С. 251-258.

34 Понятие стереотипа введено У. Липпманном.

35 См.: Трушин Б. А. Массовое сознание. Гл. 7, 8.

36 Модель — упрощенный аналог оригинала, который воспроизводит интересующие его исследователя свойства.

37 Наиболее полное изложение см.: Lasswell H. Structure and Functions of Communications in Society // Mass Communications / Ed. by W. Shramm. Urbana, 1960.

38 See: Media, Audience and Social Structure. SAGE, 1986. P. 15.

39 Маклюэн М. Понимание медиа. С. 402.

40 НГ-Наука. 1999. Май. № 5.

41 Маклюэн М. Указ. раб. С. 101.

42 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 336.

43 Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. М., 2003. С. 6; см. также: Социология. Основы общей теории. М., 2002. Гл. 2, § 2; Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 1; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. Гл.1. Разд.1.

44 См.: Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М., 2005. С. 43-44.

45 Гудков Л., Дубин В. Общество телезрителей: массы и массовая коммуникация в России конца 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 2001. 2(52), март-апрель. С. 37.

46 См.: Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. С. 188, 199 и др.

Третья волна социального развития создала новую системы власти, основанную на информационных технологиях. Она сменяет власть эпохи индустриализации. Человечество ожидает битва двух систем власти.

За минуту

Знание опаснее силы и богатства, потому что позволяет манипулировать людьми больше, чем предыдущие источники власти. Знания вызывают к жизни новую технологию, влияют на рынок и способствуют созданию новой структуры отношений власти.

В результате возникает конфликт между субъектами власти, которые обрели ее в предыдущей системе и новыми лидерами, приходящими к власти на основании информационных технологий. Каждая из этих систем власти борется за контроль над будущим.

Авторы полагают, что знание является самым эффективным и качественным источником власти. За ним – будущее, оно позволяет приумножить силу и богатство.

Знаменитый социолог и футуролог Элвин Тоффлер известен своим видением будущего, и сейчас можно сказать, что его прогнозы чаще всего были верны. Ведь мы как раз находимся в том самом будущем, о котором он говорил, и можем воочию видеть, сбылись слова Тоффлера, или нет. Он написал "Метаморфозы власти" в 1990 году. С тех пор прошло более тридцати лет, а актуальность этой книги не исчезла.

Концепция власти, о которой Тоффлер писал в своем труде, основана на мысли, что грандиозная борьба за власть будет вестись, в первую очередь, за знание. Старые модели власти рушатся.

Если прежде основными источниками власти были физическая сила, деньги и насилие, то, как говорит Тоффлер, конфигурация меняется. Новый стиль власти будет опираться, главным образом, на интеллект. Когда развитые страны перевели свои экономики на интеллектуальные рельсы, это стало взрывной волной, приведшей эти страны к новому уровню конкуренции. Это была индустриальная революция, а сейчас идет информационная, которая еще больше основана на знании.

Власть традиционно опиралась на насилие, с первых шагов человечества господствовал культ силы.

Тоффлер пишет, что именно знание действует максимально эффективно, ведь оно четко видит цель.

Например, чтобы быть успешным в бизнесе, надо изучать общество, его законы, общественное сознание, маркетинг и т.д. Без этих знаний не будет денег, не будет и власти.

Он писал, что грядет всеобщее информационное столкновение и развитие всеобщего шпионажа, связанного с информационными технологиями. В таких условиях особенно опасна сверхконцентрация власти в одних руках.

По мнению Э. Тоффлера, нас ждёт глобальная битва за власть. Основа не насилие, не деньги, а знание. Такова новая концепция власти, которую обосновывает Э. Тоффлер. Прежняя система власти разваливается.

Крушение старого стиля управления убыстряется также в деловой и повседневной жизни.

Прежние рычаги воздействия оказываются бесполезными.

Современная структура власти зиждется уже не на мускульной силе, богатстве или

насилии. Её пароль — интеллект. Распространение новой экономики, основанной на знании, считает Тоффлер, оказалось взрывной волной, которая обеспечила новый этап гонки для развитых стран. Именно так триста лет назад индустриальная революция положила основу для грандиозной системы производства материальных ценностей.

Прежняя власть могла опираться на насилие. Всем известно, что история человечества во многом выглядит как летопись насилия. В первобытном нравственном сознании колоссальную роль играла месть.

Тоффлер считает знание самым демократичным источником власти. Однако сегодня в мире развертывается всемирная битва за власть. Новая система создания материальных ценностей целиком и полностью зависит от мгновенной связи и распространения данных, идей, символов. Нынешнюю экономику можно назвать экономикой суперсимволов. Фактор власти присущ сегодня всем экономикам. Власть — неизбежная часть процесса производства.

Монополизация власти — это первое стремление каждого правительства, едва только оно сформировано. За любым законом, хорошим или плохим, мы натыкаемся на ствол. Произошло фундаментальное изменение в соотношении насилия, богатства и знания, которые служат элите для управления и контроля.

Управление бизнесом в наши дни включает в себя изучение общественного сознания.

Бизнес не приступит к делам, пока не изучит язык, культуру, сознание людей, которые будут вовлечены в его сферу. Человечество продвигается к новому типу мышления.

Однако переход к новому мышлению драматичен. Тоффлер пишет об информационных войнах, о глобальных конфликтах, о парадоксе стандартов. Информационные войны ведутся теперь во всём мире, охватывая всё — от сканеров в супермаркетах и стандартов до телевизионных сетей и технонационализма. Назревает всеобщее информационное столкновение, начинается всеобщий шпионаж.

Сегодня во всём мире идёт также поиск новых способов организации. Бюрократия, как все понимают, никогда не исчезнет. Для некоторых целей она остаётся уместной. Однако сегодня рождаются новые организационные структуры. Современную организацию невозможно моделировать по меркам машины. Она требует более мобильного облика.

Конкуренция требует непрерывных инноваций, но иерархическая власть разрушает творчество. Нужна интуиция, но традиционная бюрократия заменяет её механическими правилами. Это означает, что бизнес будет перестраиваться через волну потрясений.

Управление огромным разнообразием гибкой фирмы потребует новых стилей лидерства, полностью чуждых менеджеру-бюрократу.

Демассификация экономики вынуждает компании и рабочие единицы взаимодействовать с большим количеством более разнообразных партнеров, чем раньше.

История то и дело показывает, что новые передовые технологии требуют по-настоящему новаторских методов и организации эффективной работы. По мнению Тоффлера, великая ирония истории в том, что появляется новый тип работника, который в действительности не владеет средствами производства.

Традиционные факторы производства — земля, труд, сырье, капитал — становятся менее значимыми, так как их заменяют символические знания. Средством общения становится электронная информация. Бюрократическая организация знаний заменяется информационными системами свободного потока. Новый социальный типаж, он же герой — уже не малоподготовленный рабочий, не финансист и не менеджер, а новатор, который

сочетает воображение и знание с действием.

Переход к экономике, основанной на знании, резко усиливает потребность в коммуникации и способствует гибели прежней системы доставки символов. Новая экономика прочно связана не только с формальными знаниями и техническими навыками, она не обходится также без массовой культуры и всё расширяющегося рынка образов.

Глобализация в трактовке Тоффлера — это не синоним гомогенности, однообразия. Тоффлер рассматривает процессы, ведущие к этой пестроте, многозначности. Здесь и экологические движения, и религиозный ренессанс. В итоге социолог показывает власть как наиболее значимый социальный феномен, который связан с самой человеческой природой.

Тоффлер приходит к выводу, что конфликт — неизбежное общественное событие. Но борьба за власть, по его словам, не обязательно является злом. Вместе с тем сверхконцентрация власти опасна. Но и недостаточная её концентрация — тоже не благо.

Рецензия на книгу Метаморфозы власти

Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой социальной философии - "Метаморфозы власти" Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки.
Итак, происходят ли "метаморфозы власти" лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами?
Двадцать первый век уже настал. Будущее уже наступило. Каким же будет новый облик нашей стремительно - возможно, слишком стремительно, - развивающейся цивилизации. Показать

Элвин Тоффлер - Капитан очевидность

До последней страницы не могла понять, почему эту книгу впихнули в категорию "Философия". Где она тут - неясно. Каким боком она соприкасается с философией-тоже непонятно. Но, на последней главе автор таки удосужился вставить свои размышления, буквально на 3 страницы из 574(. ).
Касательно категорий, ради таких книг я бы создала категорию "Книги К.О". Да, данный труд титаничен по содержанию и по смыслу. Да, чувствуется, что в него вложили немало сил и времени. Но она не актуальна! Да, в 90-е (когда собственно и была написана книга), это был взрыв! Непросто взрыв, а удар ядерной бомбы по фактам того времени. По реалиям того времени. Но не сейчас. Если кому-то интересно прочитать сводки за 90-е годы, прочтите эту книгу, людям же, которые осведомлены и знакомы с техническим прогрессом и ознакомлены с последними новостями - не советую терять время и силы.

Читайте также: