Ментальные карты в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются ментальные карты.

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга. Она, как и нейрон, имеет радиальную структуру.

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации и техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить её. А также лучше воспринять, запомнить её. Метод ментальных карт помогает ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.

В нашем дошкольном учреждении ментальные карты получили широкое применение, они просты и универсальны. Мы их используем в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно эстетическое. Так как я работаю учителем-логопедом, более подробно я хочу рассказать о применении ментальных карт на коррекционных занятиях по развитию речи. Ознакомление с таким методом запоминания информации можно начинать со старшего возраста. Наша цель на занятиях с использованием ментальных карт - это формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления. И добиваемся мы её через решение следующих задач:

Создание условий для овладения детьми технологией заполнения ментальной карты;

Развитие умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами;

Воспитание у детей навыка совместной деятельности.

При составлении ментальных карт необходимо соблюдение определённых правил:

В центре листа – основная идея;

Толстые ветви – от 3 до 7;

Использование цветных карандашей или фломастеров;

Применение картинок с реалистичным изображением или символами.

Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с картинками или символами. Мы их обязательно ламинируем, это придаёт им яркость и прочность, что позволяет нам использовать их многократно. Таким образом, у нас получилась достаточно большая коллекция карточек по разным лексическим темам. Ментальные карты можно составлять в горизонтальной (на столе) или в вертикальной (на мольберте) плоскости. Если мы работаем с мольбертом, то с обратной стороны картинок клеим магнитные полоски.

Цвет (цветные кляксы: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)

К концу занятия получается очень красивая яркая наглядная схема, в процессе составления которой у каждого ребёнка есть возможность придумать свой рассказ о любимом фрукте.

герои сказов и к ним подписи, у всех героев в сказах Бажова П.П. необычные интересные имена;

названия самоцветов, о которых упоминается в сказе (хризолиты, малахит и т.д.)

интересные пословицы, новые, ранее неизвестные слова.

Очень похожа на Землю по весу, размеру, наличию атмосферы («на чашах весов белый (Венера) и голубой (Земля) круг;

Аналогично проводилась работа по другим планетам.

При систематическом использовании ментальных карт можно отметить возросшую детскую активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определённые навыки по заполнению ментальных карт, планированию своей деятельности, совершенствовались коммуникативные навыки и умения. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.

Данная статья предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт Тони Бьюзена.
2. Познакомить с технологией построения и использовании ментальных карт
3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе.




Дети предлагали новые тропинки-веточки, основанные на неожиданных вопросах. На пути исследования шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.
Итак, в завершении хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. И самое главное – технологии интеллект-карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.
Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.
Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие. Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.
Литература
1. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М.: 2010
2. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.

Что такое ментальные карты?


Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Тони Бюзен говорит, что наш мозг и мыслит пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.


Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.

Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Примеры. Вот так педагог может в своей деятельности использовать ментальные карты.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста?


Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного

образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществлять, соотносить полученный результат с поставленной целью. Именно ментальные карты способствуют этому.


В детском саду праздник. Будет много гостей. Гостей принято угощать, но повар заболел. Я предлагаю вам стать поварятами.

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (компот, салат, торт). Составьте план приготовления блюда используя метод ментальных карт.

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с.

Использование ментальных карт в образовательной деятельности ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ. Консультация для воспитателей Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ. Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Сотникова.

Время информационных технологий, в котором мы живем, заставляет педагогов задумываться о том, как помочь нашим детям запомнить огромный объем информации, который обрушивается на них. Высокие темпы развития современного общества обуславливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций для повышения качества образования.

В связи с этим приходится осваивать новые технологии, новые понятия, новые термины, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п. Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту.

Такой процесс можно изобразить в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на дерево с кроной и корневой системой.

Этот метод показался мне интересным и достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.

Мыслительные карты придумал английский психолог Тони Бьюзен . Он разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для распространения этой технологии.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки:

  • Записанное трудно запомнить и восстановить в памяти
  • В конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря ключевым словам. Этих слов немного, но и они теряются в массе ничего не знающих, обычных слов. Время при записи расходуется не эффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а затем это перечитываем, пытаясь найти ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными технологиями.

Использовать такие карты можно с разными целями: чтобы прояснить для себя какой-либо вопрос, собрать информацию, запомнить сложный материал, определить объем предстоящей работы.

Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.

И сегодня я готова поделиться с вами опытом работы создания ментальных карт.

Для этого приглашаю на сцену 6 человек.

Для работы возьмем чистый лист бумаги не менее А 4.

В центре листа обозначена тема Она может быть обозначена словом, картинкой или рисунком, которая отражает основную идею.

Слайд 13- Понедельник

С чего бы вы начали изучение этой темы? Правильно с беседы, чтения литературы, т.е. коммуникативную деятельность.

Выберите соответствующую картинку и наклейте ее под первым днем недели.

Нарисуйте маркером стрелку к этой картинке - первую ветвь.

Слайд 14 - Вторник

Чтобы лучше познакомиться с предметом или объектом по теме, организуем познавательно – исследовательскую деятельность.

Найдите соответствующую картинку и наклейте ее под вторником.

Проведите маркером стрелку и к этой картинке.

Слайд 15 - Среда

Исследовав объект, мы можем приступить к продуктивной деятельности – лепке объемных форм.

Выберите соответствующую картинку и наклейте её.

Нарисуйте маркером стрелку к этой картинке.

Слайд 16 -Четверг

Закрепление знаний детей происходит в музыкальной детской деятельности, поэтому следующий день недели посвятим музыке.

Найдите соответствующую картинку и наклейте ее.

Проведите маркером стрелку и к этой картинке.

Все впечатления о увиденном и услышанном дети отражают в рисунках Поэтому следующий вид детской деятельности – изобразительная.

Найдите соответствующую картинку и наклейте ее под пятницей.

Проведите маркером стрелку и к этой картинке.

Как вы обратили внимание, от центра к дням недели отходят пять стрелок, обозначающие вид деятельности. Каждый вид деятельности нужно детализировать, нарисовав от каждой картинки более тонкие веточки – стрелки. А под ними конкретно написать, чем вы будете заниматься.

Пока делают воспитатели

К созданию ментальной карты желательно привлекать детей. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, а также приобретается навык субъектного мышления.

Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене в группе, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации рабочего места.

Приобретенные знания детей при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше. Кроме того, процесс построения интеллект – карт делают процесс обучения творческим и увлекательным.

Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д.

Ключевые преимущества - быстрота, простота, наглядность представления.

Может быть у вас тоже появятся новые веточки на вашей карте и она займет достойное место над вашим рабочим столом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое ментальная карта? Ментальная карта, или карты мышления (mind-maps).

История ментальных карт Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики зап.

История ментальных карт Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности . В работе с дошкольниками метод ментальных карт предложен к.п.н. Акименко Валентиной Михайловной, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института

Ментальные карты используются для решения следующих задач: развитие психическ.

Ментальные карты используются для решения следующих задач: развитие психических функций (внимание, память, мышление); стимулирование речевой активности, расширение пассивного и активного словаря; развитие познавательной активности, любознательности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие воображения и творческой активности; развитие мелкой моторики рук.

 Воображать и искать ассоциации

Воображать и искать ассоциации

Актуальность использования метода Ментальных карт Соответствие ФГОС ДО Содейс.

Актуальность использования метода Ментальных карт Соответствие ФГОС ДО Содействует реализации целевых ориентиров ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ, ОВЛАДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Позволяет осуществить Интеграцию ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

Направления создания ментальных карт Цель – сбор материала (информации) о пре.

Направления создания ментальных карт Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте. Цель – закрепление и обобщение материала . Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте. ДЕЙСТВИЯ: Создать карту в ходе обсуждения Расширять и пополнять словарный запас Развивать процессы мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение, ассоциация ДЕЙСТВИЯ: Учить последовательно и самостоятельно излагать свои мысли ДЕЙСТВИЯ: Создать карту как итог работы с детьми по теме Развивать у детей умение выделять главную мысль, припоминать изученное Активизировать словарь, совершенствовать связную речь

Алгоритм составления карты Используются только цветные карандаши, маркеры и.

Алгоритм составления карты Используются только цветные карандаши, маркеры и т.д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Читайте также: