Ментальная математика в детском саду пособия

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Пчёлина Алина Николаевна

Населенный пункт: Пикалёво

В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути дополнительного развития умственных способностей детей. Вот и для меня наиболее актуальным стал вопрос - «Как организовать дополнительную работу в условиях реализации ФГОС", чтобы она была наиболее эффективной? Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности.

Именно в этот период формируется преставления у ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет.

Тема актуальна, так как я наблюдаю, что предмет математики становится неинтересным детям. В то время, как вычисления необходимы каждый день, в самых трудных ситуациях в кратчайшее время находить хорошие, нестандартные решения. На практике видно, что дошкольники плохо владеют вычислительными навыками. Среди причин можно назвать низкий уровень мыслительной деятельности, неразвитое внимание и память.

Ментальная арифметика для детей – методика, которая направлена на развитие умственных способностей ребенка, логики, мыслительные процессов, мелкой моторики и запоминания, развитие межполушарного взаимодействия.

Левое полушарие отвечает за логику. Его задача заключается в том, чтобы задействовать больше в работу правое полушарие. Это стимулирует развитие памяти, воображения и визуализации, помогает достичь детям высоких показателей в различных сферах. В итоге дети становятся более уверенными в своих силах, легко решают задачи разного уровня сложности.

Ментальная Арифметика стара, как мир. Впервые придумана турком Шеном 5 тыс. лет назад. Позже японцами была ни раз усовершенствована, и сегодня мы используем –калькулятор, обработанный абакус, но калькулятор в отличие от абакуса (счёт) приносит только вред развитию умственных способностей. Известно, что у человека правое полушарие, отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работа двух полушарий даёт огромный потенциал для развития детей. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг.

Методика позволяет развить интеллектуальные способности ребенка, используя специальные счеты – абакус.

Доказано что, возраст детей 4-6 лет самый подходящий, чтобы начать заниматься ментальной арифметикой. Именно в этом возрасте мозг более гибкий в плане запоминания.

Занятия по проекту мы проводим не более двух раз в неделю в форме СОД, продолжительностью 25-30 мин. В них входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности.

Все занятия увлекательны для детей, потому что проводим их в игровой форме с помощью специальных предметов и абакуса. Часто задействуем предметы с яркой окраской, чтобы ребенок мог быстрее и легче запомнить нужную информацию. На занятиях у детей включается в работу оба полушария. Развитие левого полушария: заставляет работать мелкую моторику, воочию представив результат арифметического действия. Развитие правого полушария: арифметическое вычисление в уме, равномерное использование обеих рук.

Занятия носят групповой характер. Кроме обучения дети учатся и общаться. Задание даем как группе, так и индивидуально. Такой подход помогает заинтересовать ребенка и решить поставленную перед ним задачу. Обучение осуществляем в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты Абакус, решают арифметические задачи, перемещая деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. На втором этапе детей учим воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он может производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами)

Курс длится 2,5 года. Через год–полтора, в некоторых случаях – два, дети вполне способны самостоятельно вычислять в уме различные задачи.

Таким образом, эффективность программы обучения ментальной арифметике объясняется следующими факторами:

1. развитие способности к визуализации – обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти; 2. развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем; 3. развитие уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счёта; 4. учет деятельностного подхода в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного возраста интереснее и понятнее те знания, которые даются не в словесно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятие превращается в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

Программа обучения ментальной арифметике, основанная на системе устного счёта с помощью арифметических вычислений на Абакусе, может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, и сейчас повсеместно распространены такие объединения дополнительного образования, как объединения по легоконструированию.

Однако, необходимость постоянного обновления дорогостоящих конструкторов, объем учебного времени, отводимого на реализацию программ по легоконструированию, не позволяет говорить о комплексном развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Хотя концепция математического образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г, говорит о том, что особую роль приобретает создание сред, условий и ситуаций в дошкольном образовании, содействующем развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Процесс воссоздания среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, реализующей принципы современной педагогики, сейчас активно идет в России. И на сегодняшний день наиболее интересным и зарекомендовавшим себя решением данной задачи являются занятия ментальной арифметикой.

Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме.

В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Дети учатся работать и со стандартными способами подсчёта, комбинировать их удобным им способом и подбирать наиболее быструю стратегию в каждом из случаев.

Основной вид деятельности в ментальной арифметике — счет на абакусе.

Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступными для понимания детей. Абакус является самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия.

Методика ментального счета предусматривает определенное движение пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Если ребенок набирает одной рукой, то второй рукой должен держать абакус за края, так же двумя пальцами, не закрывая обзор. Все движения у детей должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.

Зачем это нужно ребенку?

Основным принципом ментальной арифметики является задействование в работе всего головного мозга в образовательном процессе.

Исходя из опыта работы, могу сделать вывод, что ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Цель данной программы - Гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка. Создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Обучение осуществляется в несколько этапов:

1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса. На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.

2. Дети учатся воспроизводить действия в уме – работа с воображаемым абакусом. Второй этап начинается параллельно с предыдущим: дети учатся представлять себе инструмент для счета и производить действия на этом воображаемом (ментальном) абакусе. Каждое занятие предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое - картинку косточек счетов. Так ребенок учится производить предполагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками.

Помимо этапов методики освоения программы, различают 10 уровней, каждый из них дети проходят за 3-7 месяцев. Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.

Занятия имеют одну и ту же структуру:

2. Новая тема или закрепление пройденного материала.

3. Работа с абакусом (набор чисел, решение примеров, ментальный диктант)

4. Работа с карточками (флеш-карты, таблица Шульте)

5. Работа в тетрадях (решаем примеры с помощью абакуса, также закрепляем материал пройденный на занятии)

6. Самостоятельная работа (Проводится в конце занятия, используются экстра-задания. Например, проверка фотографической памяти, рисование двумя руками одновременно, задания на развитие внимания, логических ассоциаций)

Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного. Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Идеи, разработки, задания и упражнения по ментальной арифметике для педагогов и родителей.

Ментальная арифметика - методическая копила

Ментальная арифметика - методическая копила запись закреплена
Ментальная арифметика

Новая игра к 23 февраля, для того, чтобы ваши уроки были еще интереснее
Счет на тему "Просто" т.е. без формул братьев и друзей

Екатерина Лазаренко

Идея- супер! для мальчиков- мотиватор счета)) Можно провести танковые учения, пересчитать патроны, боеприпасы, каски, сапоги и т.д.)))

Мастер-класс раскрывает пользу ментальной арифметики в интеллектуальном и творческом развитии детей дошкольного возраста.
На основе данной технологии разработана дополнительная образовательная программа, в рамках кружковой работы, которая проводится с детьми среднего возраста. (4-5 лет)

Поднимите, пожалуйста, руку, кто знает, какую технологию применяет этот мальчик во время счета? Что это за движения пальцами, которые он производит? (Ответы педагогов)

Сегодня пойдет речь о ментальной арифметике. Александр Сергеевич Пушкин писал: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Именно так и происходило зарождение арифметики, жизнь заставляла наших предков осваивать основы счета, выполняя простейшие вычисления и измерения, необходимые для выживания. Естественными "счетными устройствами" были пальцы рук и ног, их древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Со временем стали появляться более сложные приборы для вычислений.

Первым из них считается абак, придуманный в Древней Греции и Месопотамии более 5 тыс. лет назад. Он представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки, имевшие определенное числовое значение.

Древнегреческий абак

Древнегреческий абак

Китайцы превратили эту дощечку в привычную рамку со стержнями и косточками и назвали ее суаньпань. Японцы убрали дополнительную косточку сверху и назвали счеты соробаном (абакусом), что в переводе означает "вычислительная доска". Наши счеты тоже очень похожи на абакус, но имеют и большие отличия в количестве элементов и расположении.

На изучении принципов работы абакуса и основана уникальная методика развития интеллектуальных и творческих способностей детей - ментальная арифметика. Она используется в школах во многих странах. У нас в России первые образовательные центры ментальной арифметики появились в 2013 году, но только в коммерческих целях. В нашем городе, кстати, тоже существует такая школа, называется она "АйкьюШа".

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой мы "включаем" правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Главной целью методики является концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.

Задачи:

  • Привить навыки быстрого и правильного счета.
  • Совершенствовать слух и восприятие.
  • Быстро и рефлекторно выполнять нужные действия, таким образом, улучшая внимание и концентрацию.
  • Повысить умственный потенциал, чувство уверенности в себе, помогая тем самым личностному развитию.

Итак, давайте познакомимся с абакусом. (Демонстрирую абакус)

Как я уже говорила, по-другому его называют абак, соробан. Он представляет собой прямоугольную раму с рядами вертикальных спиц, которые справа налево обозначают разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На первой спице, разряд единиц, мы работаем правой рукой, на второй и последующей, левой.

На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделенных по всей длине перекладиной (расчетной линейкой). Косточки разделяют на "земные" и "небесные". "Земные" косточки смотрят вниз и имеют значение единицы. "Небесная" косточка смотрит вверх и имеет значение пятерки. Ее мы сравниваем с кулачком, т.к. в нем пять пальчиков.
При счете на абакусе необходимо правильно держать пальчики. Три пальчика зажаты в кулак, работают только два пальца руки – большой и указательный. Детям говорим, пальчики держим "крабиком".

Дети школьного возраста, умеющие писать, всегда держат карандаш в руке, зажимают тремя пальцами (показ), чтобы "крабик" был "свободным" и записывают результат вычисления. Так как мы не обучаем детей письму, я использую маленькие деревянные кубики с цифрами.

Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным. Если нам нужно добавить единицу, то мы поднимаем одну нижнюю косточку к перекладине. Если 2, то две косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их.

Верхние косточки добавляем и вычитаем только указательным пальцем. Чтобы показать или добавить число пять, то опускаем верхнюю косточку к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх.

В этом возрасте, как известно, у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Косточки на нем специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Абакус позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок воспринимает его как игрушку. Он учится, играя со счетами.

Обучение ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом этапе дети осваивают технику счета на косточках. На втором этапе, мы переходим на воображаемые счеты, т.е. представляем спицы, косточки и двигаем их в своем воображении. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.

Когда дети переходят к работе с "мысленным абакусом", задействуется правое полушарие головного мозга. В это же время синхронно работает и развивается левое полушарие. Таким образом, ребенок учится делать сложные вычисления в уме. Хочется отметить, что дети в процессе вычислений, могут одновременно читать стихотворения наизусть или прыгать на скакалке.

Согласно исследованию современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей от 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы.

Изучив все плюсы ментальной арифметики, я подумала, почему бы не попробовать внедрить ее в свою работу. В начале учебного года я выбрала тему самообразования "Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников".

Как следствие возникла идея о создании дополнительной образовательной программы, в рамках кружковой работы, "Быстрее всех", цель которой развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей посредством обучения счету на абакусе.

Исходя из цели, были определены задачи программы, которые представлены на слайде. Возраст детей, с которыми я работаю, 4-5 лет. В кружке занимается 12 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, по 20 мин.

Данная программа является адаптированной для детей этого возраста. Задания построены по принципу "от простого - к сложному". Сразу скажу, что мы немного опережаем программу по ФЭМП средней группы. До конца учебного года мы планируем познакомиться уже с цифрами до 9, с соответствующими числами и способами набора их на абакусе. Счет мы будем вести только в пределах 5, брать сложение "+1" и "-1".

За два с половиной месяца, мы не успели, конечно, достичь больших высот, но основа уже заложена. Дети проявляют интерес к счету на абакусе, стали активнее на занятиях по математике.

Занятие я строю 50/50, часть обязательно уделяю счету на абакусе, часть – творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

  • Мы начинаем с пальчиковых игр, так называемых пальцовок.
  • Используем "Гимнастику для мозга". (кинезиологические упражнения)
  • Счет на ментальной флэш-карте. (это графическое изображение абакуса)
  • Рисование двумя руками одновременно.
  • "Графомоторные дорожки".
  • Прохождение лабиринтов.

Также использую игры на закрепление арифметических действий на абакусе. Это пазлы, ментальное домино, "Сложи числовой ряд", кубики. Кроме того применяю игры на развитие вычислительных навыков, закрепление знаний о цифрах.

А сейчас я бы хотела показать на видео мою работу с детьми. Перейдем от слов к практике.

1. Как я уже говорила, наши занятия включают не только работу с абакусом, но и различные развивающие упражнения. Начнем с "Гимнастики мозга". Упражнение "Ухо – нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

2. Следующее упражнение "Цепочка", так называемые "пальцовки". Соединить указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Над первым "звеном" образовать второе - соединить указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Разорвать нижнее "звено" и снова соединить его над верхним. Продолжить составлять "цепочку", постепенно увеличивая темп. Можно сопровождать все словами: "Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки".

3. Пальчики размяли, теперь давайте попробуем самостоятельно порисовать двумя руками одновременно. (Раздать листы)

4. Настало время поработать с абакусом. Подготовим наши пальчики. Давайте вспомним стишок:

Чтобы правильно считать,
Надо пальчики размять:
Вверх – большой, вниз – указательный,
Вместе – крабик замечательный!

Подвиньте абакус к себе, можете покрутить его. На первом занятии мы тоже даем детям возможность поиграть с ним. Теперь положите его перед собой, так, чтобы небесная косточка была вверху.

Держат абакус левой рукой тремя пальцами большим, безымянным и мизинцем, остальные подняты вверх. Чтобы приготовить его к работе, по-другому очистить, или обнулить, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец "клювиком" и плавно провести по перекладине справа налево так, чтобы все косточки вернулись в свое исходное положение.

  • Потренируемся набирать числа, большим пальцем правой руки: 1, +1, +1. Сколько подняли косточек до расчетной линейки, давайте посчитаем: 1, 2, 3. Ответ 3. Очистили.
  • Еще задание: 2,+1,+1. Ответ 4. Минус 4. Опускаем одновременно 4 косточки указательным пальцем.
  • Поработаем с верхним сектором. Как я уже, говорила верхняя косточка равна 5, и мы с ней работаем указательным пальцем. Мы им и прибавляем, и вычитаем. Попробуем: +5, -5.
  • Покажем число 6. Одновременно двигаем "крабиком" две косточки: небесную и одну земную. +1,+1,+1. Ответ 9. Очистили. Число 10 (показ на абакусе) мы пока не берем, т.к. это уже разряд десятков, а мы учимся работать с единицами.

5. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание "Ментальной арифметике". Появился так называемый компьютерный тренажер - анзан. Сейчас на экране будут появляться примеры, вы должны будете посчитать их на абакусе. Готовы?
+1
+5
+2
Ответ: 8. Очистили абакус.

6. Поиграем в такую игру. Я показываю цифру, а вы выкладываете число на абакусе. (Одновременно демонстрирую на абакусе 5, 3, 7)

7. Игра "Угадай число на флеш-карте". Разложите перед собой карточки с цифрами. Я вам показываю вам флеш-карту, а вы поднимаете соответствующую карточку с цифрой. (2, 4, 5)

8. Теперь поработаем с флеш-картами самостоятельно. (Раздать карты). Определите число на абакусе и поставьте кубик с соответствующей цифрой.
Всем спасибо за участие. Можете отодвинуть материал в сторону.

Наш мастер-класс подошел к концу, и я надеюсь, что вас заинтересовала уникальная методика "ментальная арифметика" и вы будете использовать ее в своей работе. По окончанию нашей встречи вы можете ознакомиться с материалом, который я разработала и использую в своей практике. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.

Также, я бы хотела получить обратную связь. На этом листе три картинки: чемодан, мусорная корзина и мясорубка.


В России о ментальной арифметике заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, в крупных городах открываются центры обучения, на первом канале в программах А. Гордона, А. Малахова, М. Галкина выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.

Главным инструментом обучения быстрому устному счету является абакус.

Что б прилежно посчитать -

Нужно пальчики размять:

Вверх — большой, вниз — указательный,

Вместе — крабик замечательный.

Малыши изучают 4 уровня сложения и вычитания (всего в ментальной арифметике 10 уровней) — простое сложение и вычитание (просто), помощь брата (братья), помощь друга (друзья) и комбинированный метод (брат + друг). На помощь опять приходят стихотворные строки:


Рис. 1. Простое сложение: 237+ 252=489

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка.

Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее [4].

Сначала малыши знакомятся с арифметикой в игровой форме с помощью рисунков. Учатся писать числа и работать с абакусом. Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки.

После этого дошкольники переходят от решения примеров на счетах к использованию формул, затем — к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

Левое полушарие воспринимает числа, правое — картинку косточек на счетах. Так, ребенок учится устному счету. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.

В результате: ребенок учится одновременно считать в уме и читать по памяти стихотворения, и / или прыгать на скакалке (дальше программа усложняется).

Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается 2–3 года.

Как правило, обучение начинается еще до школы — в 4–6 лет. В этом возрасте дети очень быстро привыкают не только к подсчетам на абакусе, но и к счету в уме [3].

Кроме того, выбор именно этого возрастного периода обусловлен тем, что к школе мы становимся право- или левополушарными, а восстановить нейронные связи, гармонизировав работу обоих полушарий можно лишь до 10 (иногда до 12) лет.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ментальная арифметика, верхняя косточка, косточка, счет, число, простое сложение, перспективная методика образования детей, Россия, указательный палец.

Читайте также: