Мельников печерский гриша краткое содержание
Обновлено: 03.07.2024
К вопросу об интерпретации поведения персонажей
Старообрядец как олицетворение недостатков русского народа
«Так это что — предсказанная Вольтером символическая встреча дурака и подлеца?
Были и положительные отклики.
— искусственность ситуаций и характеров, обусловленная стремлением к карикатурности, к изображению негативного как типического;
— внимание к крайним проявлениям, отнюдь не характеризующим все старообрядчество
Между Евдокией и Евпраксией есть некоторые точки соприкосновения: сословная принадлежность, святость жития, любовь к нищим и странникам, наконец, фонетическое сходство имен. В рассказе нет мужского образа, подобного образу Иерофея. Однако так же, как Иерофей с Евдокией имели работницу, так и Гусятникова селит у себя Гришу, который прислуживает странникам, останавливающимся у купчихи, и желает угодить в святые.
[1] Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976. С. 333. Курсив А.А. Потебни.
[2] Потебня А.А. Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976. С. 333. Курсив А.А. Потебни.
[3] Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 72. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 72.
[4] Потебня А.А. Из записок по теории словесности. С. 342.
[6] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 314.
[7] Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. С. 240.
[8] Там же. С. 238–239.
[9] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 313–314.
[10] Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. С. 241.
[11] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 289.
[12] Аннинский Л.А. Три еретика. М., 1988. С. 179.
[15] Мельников П.И. Гриша // Мельников П.И. Собр. соч. Т. 1. С. 314.
[16] Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 59.
[19] Там же. С. 264–265. Курсив П.И. Мельникова.
[20] Лесков Н.С. С людьми древлего благочестия // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. М., 1996. Т. 3. С. 569.
[21] Герцен А.И. Письма 1860–1864 гг. // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1963. Т. 27. Кн. 1. С. 167.
[22] Лесков Н.С. Народники и расколоведы на службе // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1958. Т. 11. С. 37.
[23] Литературная летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1861. № 176 (10 авг.). С. 2.
[24] Денисов С. Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древле-церковное благочестие. М., 1906. С. 94.
[25] Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в. Казань, 1859. С. 282.
[26] Григорий (Постринов), архиеп. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядчеству. СПб., 1855. Ч. 2. С. 313–314.
[27] Щапов А.П. Русский раскол старообрядства . С.249.
[28] Володина В. Творческий путь П.И. Мельникова-Печерского. Дисс. к. ф. н. . Душанбе, 1965. С. 109.
[29] Дземидок. Б. О комическом. М., 1974. С. 105.
[30] Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15 т. М., 1947. Т. 3. С.18.
[31] Борев Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. С. 81.
[32] Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. Стб. 938.
[33] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 250.
…Закусочку подали. Изобильна была предложенная трапеза на утешение иноков: икра паюсная, стерлядь вислая, вязига в уксусе да тавранчук осетрий, грузди да рыжики, пироги да левашники, ерофеичу графинчик, виноградненького невеликая бутылочка.
— Благословите, отцы честные, откушайте, — потчует иноков гостеприимная вдовица.
— Можно, — порывисто молвил Мардарий и чинно, положив три поклона, принялся за вязигу,
— Водочки-то, отцы честные, водочки-то откушать?
— Не подобает, — так же порывисто ответил Мардарий. А Варлаам даже повесть от Пандока [Раскольничье новоставленное (в XVIII веке) сочинение, наполненное вздорами о картофеле, табаке, чае и пр.] рассказал, откуда взялось хмельное питие и как оно человека от бога отводит, к бесам же на пагубу приводит…
Мардарий вопрос предложил:
— Что есть, брате, стоит град на пути, а пути к нему нету; идет посол нем, несет грамоту неписаную?
— Град на пути — то Ноев ковчег, понеже плаваше по непроходному пути, сиречь по потопным водам: посол нем — то есть чистая голубица, а грамота неписана — то есть сучец масличный, его же принесе в ковчег голубица к Ною за уверение познания, что есть суша, и Ной праведный, зря той сучец, с сынами и дщерями, со скотом и со птицы и со всяким гадом, бывшим в ковчеге едиными усты и единым сердцем прославиша благодеющего бога.
— А осмелюсь, отец Мардарий, вас опросить, — вмешалась хозяйка: — всякие ли скоты были у Ноя в ковчеге?
— Всякие, матушка Евпраксия Михайловна, всякие были; одной твари не было…
— Какой же это, батюшка?
— Рыбы! — во все горло закричал Варлаам и, схватив обеими руками осетрий тавранчук, пошел уписывать его за обе щеки.
Все переглянулись. А отец Варлаам к ерофеичу десницу простирает.
— Прорвало! — сквозь зубы прошептал Мардарий и еще ниже опустил главу свою.
— Батюшка. Отец Варлаам! — с ужасом вскочив с лавки, вскрикнула одна из канонниц, — не сквернись ради господа!
— Не замай его, Матренушка, — молвила тихонько Евпраксия Михайловна, удерживая за рукав канонницу. — Не видишь разве? — Христа ради юродствует…
Мардарий пришипился — ни гу-гу, только лестовку перебирает. А отец Варлаам стаканчик на лоб, да еще, да еще. И псалму запел:
Прошу выслушать мой слог,
Что в печали сложить мог,
Во темныих во лесах…
А вот наша вся отрада:
Хлеб, вода — и вся награда —
Живи да не тужи…
— Да подтягивай же, Мардашка. Хвати стариной. А ты, раба божия Евпраксия, водочки-то подлей!
— Виноградненького не соизволите ли, батюшка? — отвечает Евпраксия Михайловна, наливая в рюмку сантуринского.
— Не подобает. Настойки давай. Мать твою как звать?
— Евдокией, отче, Евдокией.
— Ладно, я ужо по ней канон за единоумершего справлю… С поклонами. А водочки-то подлей… Ну, пой же, Мардашка; подтягивай и вы, красавицы-девицы, скитские белицы… Валяй! Валяй, матери. Катай, канонницы!
И певец сладкогласный, оглянуться не успели, как поел все пироги и левашники.
Вместо водок, сладких вин —
Поставляют квас един:
И то за гостя чти.
— Да подлей же настойки-то, Михайловна!
По обеде все по кельям
И как будто от безделья
Тогда с горя и досады
Поискать пойдешь отрады —
Во деревню, за лесок…
— А на деревне-то пташечки-сударушки! Вот такие ж красотки, как вы!
И пошел канонниц хватать да щупать.
— Юродствует, — шепчут они, — юродствует.
— А я ни капельки не пьян. Дьявол пьян, а инок никогда не бывает пьян: это бес…
Да как пустится в присядку.
И цап-царап молодую хозяйкину невестку за рукава беломиткалевые… Запустил десницу за ворот…
— Чтой-то за безобразие. Господи! — закричала невестка, недавно взятая из Москвы и еще не знавшая таких подвигов преподобных отцов.
— Юродствует, матушка, юродствует! — шепчут ей. — Это он плод чрева твоего благословляет.
Спровадили кой-как блаженного юроду в Гришину келью. Не обошлось без греха: дорогой на усаде двух работников искровянил. Добравшись до места, не разоблачась, повалился на пуховик и тотчас захрапел во всю ивановскую…
Рецепты некоторых вышеперечисленных блюд. Чтобы прочитать текст – кликните по ссылке:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Гриша: краткое содержание, описание и аннотация
Из раскольничьего быта. Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т. М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек"). Том 1, с. 249–288.
Павел Мельников-Печерский: другие книги автора
Кто написал Гриша? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Гриша — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
И долго-долго, бывало, тихим тоскливым напевом поет Гриша свою песню, глядя на синеву лесную. Спустится на землю вечерняя тень, черной полосой вытянется лес по закраю неба, а он все поет да поет любимую песню… Яркие звезды одна за другой загораются в небе, полный месяц выкатится из-за леса, серебристым лучом обольет он широкие луга и сонную речку, белоснежные песчаные берега и темные, нависшие в воду ракиты, а Гриша, ни голода, ни ночного холода не чуя, стоит босой на покрытой росой луговине и поет-распевает про прекрасную мать-пустыню…
Подвизался Гриша житием строгим; в великие только праздники вкушал горячую пищу, опричь хлеба да воды ничего в рот он не брал. Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его и слышно, когда распевает свои духовные псалмы… И что ни делает, где ни ходит, все молитву господню он шепчет.
На усадьбе Евпраксии Михайловны много жило народу: тут стояли заводы кожевенный, салотопный, свечной, клееварный, тут же кошму из шерсти валяли, овчины выделывали, — одних работников что тут жило? А кроме того, по торговой части приказчики да артельщики и другие наемные люди — и все-то жили в особых избах, каждый со своим семейством. Так устроила своих домочадцев добрая, заботливая обо всем Евпраксия Михайловна. По задворью, по огороду, по всему широкому усаду день-деньской народ так и снует, так и кишит, так и носится роем. С раннего утра до поздней ночи стоном стоят голоса… На таком-то великом многолюдстве, на такой-то суете шумной слова ни с кем не молвил Гриша-келейник… Ходит, опустя очи долу, ничего не видя, ничего не слыша, и беззлобно, безответно переносит злые насмешки рабочих, щипки да рывки мальчишек. Но глумленья, укоризн и всякой досады от них Гриша-келейник не боялся, все озлобленья суетных людей принимал с весельем, почитая их за благодеянья… Зато пуще огня, пуще полымя боялся он женского пола. Наслушался от перехожих старцев и сам в книгах начитался, что женская лепота горше всякого другого соблазна, что самых строгих подвижников враг человеческого рода, диавол, всегда иский кого поглотити, уловляет в геенские сети женской греховной красотою.
А молодые девчата — десятков до трех их жило на усаде — изловят, бывало, Гришу на огороде либо на всполье, хвать его за руки, да и ну — вкруг себя вертеть, тормошить, обнимать его белыми, как молоко, полными упругими руками… А сами звонкими, смеющимися голосами страстно, любовно ему напевают:
Монашек, монашек,
Купи нам калачик,
Мы тебя, монашек, поцелуем,
Под ракитовым кусточком побалуем…
Монашек, монашек,
Купи нам калачик.
Молитву за молитвой творит бедный Гришутка, крепко защурив глаза, чтоб не встретиться взором с светлыми, пуще огня палящими девичьими очами… Дня по два, по три после того искушенья бывал он сам не в себе… И накладывал он пост втрое строже, насыпал в каморке кремней и битых стекол, ходил по ним босыми ногами, клал тысячи по три поклонов, налагал на плечи железны вериги и прилежно читал книгу Аввы Дорофея. Хочется заглушить в душевном тайнике память о жгучем, томительном, захватывающем дыханье чувстве, что сладко-огненной струей пробегало по всем его суставам и, ровно пламенной иглой, насквозь кололо его бедное сердце, когда белолицые, полногрудые озорницы, изловив его, сжимали в своих жарких объятьях, обдавали постное лицо горячим, сладострастным дыханьем… Стоит Гриша на кремнях, на битых стеклах, перед книгой Аввы Дорофея, громким голосом истово и мерно ее читает, а все слышится ему звонкий хохот Дуняши, самой озорной изо всех усадских девок… Завсегда, бывало, эта Дуняша первая подустит на келейника девок, первая подманит подруг на всполье, первая затащит Гришу в круг девичий, первая заведет игры, первая успеет обвить шею постника жаркими руками и с громким, далеко разносящимся в вечерней тиши смехом успеет прижать отуманенную голову его ко груди своей лебединой…
Стоит Гриша, борзо, истово лестовку перебирая, бессчетно кладет земные поклоны, а потом читает "Скитское покаянье": "Согрешил есмь душею, и умом, и телом, сном и леностью, во омрачениях бесовских, в мыслех нечистых". Так шепчет Гриша, глядя в "Скитское покаянье", но слова звучат без участья ума — помыслы мятежного, полного прелестей мира восстают перед ним в обольстительных образах, и таинственный голос несется из глубины замирающего сердца… Сладко, соблазнительно он говорит ему: "Помнишь Дуню молодую. Помнишь, как глаза у ней горели. Помнишь, как грудь колыхалась. "
Из раскольничьего быта.Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").Том 1, с. 249–288.
Произведение Гриша полностью
Читать онлайн Гриша
Купить онлайн
Еще ничего не добавлено. Добавить похожее
Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").Том 1, с. 65–143.
Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").Том 1, с. 144–160.
Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").Том 1, с. 195–240.
Читайте также: