Мелье завещание краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Среди французских мыслителей XVIII в. выделяется яркая и самобытная фигура Жана Мелье. Скромный деревенский священник, вы­ходец из народа, он стал ярым атеистом, против­ником всякой религии и церкви и в начале XVIII в. создал последовательное материали­стическое учение.

Все люди равны по природе, утверждает Мелье. Все имеют равное право жить, пользо­ваться своей свободой и некоторой частью земных благ. Мелье критикует феодальные порядки во французской деревне. Крестьяне — рабы знат­ных. Нет человека более жалкого и несчаст­ного, чем французский крестьянин. Он рабо­тает на знатных; напрягая все свои силы, он едва зарабатывает на пропитание себе самому. Самый маленький дворянчик заставляет крестьян трепетать перед собой и старается урвать у них, что только сможет. Бедные люди были бы счаст­ливы, если бы их не терзали эти злые гады; бед­ные люди будут вечно несчастны, если не отде­лаются от господ.

Зло состоит в том, что за счет народа живет множество людей, совершенно для него беспо­лезных. К таким тунеядцам Мелье относит и духовенство. Все эти аббаты, каноники, монахи и монахини — какую пользу приносят они миру, какие услуги оказывают обществу? Какое безумие содержать их за счет чужого труда!

В своем протесте против угнетения человека человеком Мелье поднимается до критики частной собственности вообще. Люди, пишет он, ведут жестокую борьбу за богатство. Самые сильные, хитрые, ловкие, часто самые злые, недостойные побеждают в этой борьбе и захватывают все жизненные блага. Возникает вопиющее нера­венство: одни обжираются и опиваются, тогда как другие умирают от голода; одни ничего не делают, а другие изнемогают от труда, не имея отдыха ни днем ни ночью. Частная собствен­ность служит источником неисчислимых зол и страданий.

Сильные мира, конечно, пользуются пря­мым насилием для поддержания выгодного им порядка. Но главное, народы добровольно подставляют свои шеи под ярмо, одураченные хитрой ложью. Эта ложь — религия.

Частная собственность порождает неравенство и эксп­луатацию бедных богатыми; монархия охраняет порядок, основанный на неравенстве, и сама принимает участие в эксплуатации; религия своими нелепыми сказками усыпляет угнетен­ных, освящает существующее зло; учение о боге и бессмертии души, о будущей жизни служит средством держать бедных в покорности. Сделав эти выводы, Мелье последовательно отвер­гает частную собственность, монархию, хри­стианскую религию и приходит к революцион­ным и коммунистическим взглядам.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Краткое содержание "Завещание" Мелье.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 1

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 2

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 3

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 4

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 5

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 6

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 7

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 8

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 9

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 10

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 11

Краткое содержание Завещание Мелье Стр. 12

Завещание (фр. Le Testament ) — книга священника и утопического коммуниста Ж. Мелье.

…по мере сил моих открыть вам глаза, хоть поздно, на те нелепые заблуждения, среди которых мы все, сколько нас есть, имели несчастье родиться и жить. Я желал бы иметь мышцы и силу Геркулеса, чтобы очистить мир от всех пороков и несправедливости и иметь удовольствие убить всех этих гидр заблуждений и несправедливости, причиняющих столько страданий всем народам мира.

В книге содержится разбор и критика известных во Франции XVIII в. религиозных представлений, излагаются элементы материалистической философии и предлагается проект социального переустройства в духе утопического коммунизма.

Содержание

История написания

Публикации

Переводы на русский язык

Отец Жана – сельский ткач. Достаточно зажиточный, он имел возможность определить сына в духовную семинарию. В 23 года Жан Мелье получает сан священника. Некоторое время спустя ему дают самостоятельный приход, и он оказывается в деревне Этрепиньи. Здесь ему и предстояло провести сорок лет жизни – до последнего дня.

Мелье хорошо знал все, что касалось жизни крестьян. И не просто знал. Он разделял целиком все то, чем жили, о чем думали, к чему стремились его прихожане.

Однажды, в 1716 г., Мелье вместе со своими прихожанами выступил против их всемогущего сеньора: повинности, которые он наложил на крестьян, становились совсем уж непомерными. За это Мелье получил серьезные взыскания со стороны церковного начальства. Его приговорили к месяцу отсидки в монастырском карцере и к покаянной службе. Когда Мелье, отсидев месяц на хлебе и воде, вернулся в родную деревню, оказалось, что помещик только что скончался.

И если жизнь Мелье оказалась в общем-то тихой, то книге его была предначертана великая судьба. "Завещание" Жана Мелье выделяются изо всей литературы этого направления многими чертами произведения, его необычной судьбой и поразительной фигурой автора. Жан Мелье всю взрослую жизнь провел в качестве священника в Шампани. "Завещание" не было опубликовано автором и стало известно после его смерти в 1733 г. в списках и выдержках. Вольтеру и другим просветителям оно казалось интересным и привлекательным, но столь опасным, что они так и не отважились опубликовать его полностью. Целиком оно было издано только в 1864 г. в Амстердаме.

Главной отличительной особенностью "Завещания" является то, что у него собственно социалистическая концепция является лишь производной от основной идеи всего произведения - борьбы с религией. Мелье не видит в религии ничего, кроме ее социальной роли, которая заключается, по его мнению, в том, чтобы путем обмана и распространения суеверий закрепить насилие и социальное неравенство:

"Короче говоря, все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам. все это в сущности не что иное как иллюзия, заблуждение, обман, измышление и надувательство: их выдумали вначале хитрые и тонкие политики, повторяли за ними обманщики и шарлатаны, потом этому поверили невежественные и темные люди из народа и, наконец, это поддержано было властью государей и сильных мира, которые потворствовали обману и заблуждениям, суевериям и шарлатанству и закрепили их своими законами для того, чтобы таким путем держать в узде массы и заставлять их плясать под свою дудки".

Этими двумя страстями, ненавистью к Богу и ко всякому неравенству, иерархии, движется все "Завещание". Религия, считает Мелье, виновна в большинстве несчастий человечества. Она, в частности, сеет раздоры и религиозные войны. При этом сам он простодушно призывает к восстанию, убийствам королей, уничтожению всех, кого можно счесть более благополучными, зажиточными.

Не было, пожалуй, другого такого произведения во Франции XVIII в., где бы давалась такая яркая картина безысходного положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, такая сильная критика церкви и освящающей социальную несправедливость религии. Мелье ратовал за установление общества, где бы не было богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, он считал необходимым уничтожить частную собственность на землю, установить общность имуществ.

В XVIII в. книга Мелье многократно переписывалась, тайком передавалась из рук в руки. Ее списки уничтожали, тех, у кого их находили, привлекали к суду, и все же ее читали многие, и не только французы. Списки книги обнаружены в Голландии, Пруссии.

О завещании

В предисловии автор сообщает, что при жизни не мог открыто высказать свои мысли о способах управления людьми и об их религиях, поскольку это было бы сопряжено с очень опасными и прискорбными последствиями. Цель настоящего труда – разоблачить те нелепые заблуждения, среди которых все имели несчастье родиться и жить – самому же автору приходилось поддерживать их. Эта неприятная обязанность не доставляла ему никакого удовольствия – как могли заметить его друзья, он исполнял её с великим отвращением и довольно небрежно.

С юного возраста автор видел заблуждения и злоупотребления, от которых идет все зло на свете, а с годами еще больше убедился в слепоте и злобе людей, в бессмысленности их суеверий, в несправедливости их способа управления. Проникнув в тайны хитрой политики честолюбцев, стремящихся к власти и почету, автор легко разгадал источник и происхождение суеверий и дурного управления – кроме того, ему стало понятно, отчего люди, считающиеся умными и образованными, не возражают против подобного возмутительного порядка вещей. Источник всех зол и всех обманов – в тонкой политике тех, кто стремится властвовать над своими ближними или желает приобрести суетную славу святости. Эти люди не только искусно пользуются насилием, но и прибегают ко всякого рода хитростям, чтобы одурманить народ. Злоупотребляя слабостью и легковерием темной и беспомощной народной массы, они без труда заставляют её верить в то, что выгодно им самим, а затем благоговейно принимать тиранические законы. Хотя на первый взгляд религия и политика противоположны и противоречивы по своим принципам, они неплохо уживаются друг с другом, как только заключат между собой союз и дружбу: их можно сравнить с двумя ворами-карманниками, работающими на пару. Религия поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство в свою очередь поддерживает даже самую глупую религию.

Всякий культ и поклонение богам есть заблуждение, злоупотребление, иллюзия, обман и шарлатанство. Все декреты и постановления, издаваемые именем и властью бога или богов, являются измышлением человека — точно так же, как великолепные празднества, жертвоприношения и прочие действия религиозного характера, совершаемые в честь идолов или богов. Все это было выдумано хитрыми и тонкими политиками, использовано и умножено лжепророками и шарлатанами, слепо принято на веру глупцами и невеждами, закреплено законами государей и сильных мира сего. Истинность всего вышесказанного будет доказана с помощью ясных и вразумительных доводов на основании восьми доказательств тщетности и ложности всех религий.

"Завещание" Жана Мелье выделяются изо всей литературы этого направления многими чертами произведения, его необычной судьбой и поразительной фигурой автора. Жан Мелье всю взрослую жизнь провел в качестве священника в Шампани. "Завещание" не было опубликовано автором и стало известно после его смерти в 1733 г. в списках и выдержках. Вольтеру и другим просветителям оно казалось интересным и привлекательным, но столь опасным, что они так и не отважились опубликовать его полностью. Целиком оно было издано только в 1864 г. в Амстердаме.

Этими двумя страстями, ненавистью к Богу и ко всякому неравенству, иерархии, движется все "Завещание". Религия, считает Мелье, виновна в большинстве несчастий человечества. Она, в частности, сеет раздоры и религиозные войны. При этом сам он простодушно призывает к восстанию, убийствам королей, уничтожению всех, кого можно счесть более благополучными, зажиточными.

Читайте также: