Медведь на липовой ноге краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Жили-были старик со старухой. Посеяли они репку. Вот повадился медведь репку у них воровать. Старик пошел посмотреть и видит: много репы нарвано да разбросано кругом. Воротился он домой и рассказывает старухе. А она ему говорит:

– Да кто же репу нарвал? Если бы люди, так унесли бы. Наверно, это медведь проказит! Поди-ка, старик, покарауль вора!

Старик взял топор и пошел караулить на ночь. Лег под плетень и лежит. Вдруг приходит медведь и давай таскать репу – нагреб целое беремя (*) и полез через плетень.

Старик вскочил, бросил в него топором и отрубил ему лапу. Сам убежал, спрятался.

Заревел медведь и ушел на трех лапах в лес. Старик взял отрубленную лапу, принес домой: – На, старуха, вари.

Старуха ободрала медвежью лапу, варить поставила, шерсть с кожи общипала, на кожу села и начала шерсть прясть.

Старуха прядет. А медведь сделал себе липовую ногу и пошел к старику со старухой. Вот медведь идет, нога поскрипывает, он сам приговаривает: – Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке. Все по селам спят, По деревням спят, Одна баба не спит – На моей коже сидит, Мою шерсть прядет, Мое мясо варит. Старуха услышала это и говорит: – Поди-ка ты, старик, запри дверь, медведь идет… А медведь уже в сени вошел, дверь отворяет, сам приговаривает: – Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На березовой клюке. Все по селам спят, По деревням спят, Одна баба не спит – На моей коже сидит, Мою шерсть прядет, Мое мясо варит.

В те поры старик со старухой испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха – на печь, под черные рубахи.

Медведь влез в избу, стал искать старика со старухой, да и угодил в подполье. Тут собрался народ, и убили медведя.

Жили-были старик со старухой. Поехал однажды старик в лес за дровами. Видит, под деревом медвед дрыхнет. Вся жизнь у того деда перед взором мысленным промелькнула и подумалось ему тогда: "Вот легкоусвояемое мясо и шерстка бабке для прядения". Выхватил топор вострый, да отрубил медведову ногу, сам в сани и был таков.

Так и привез бабке своей цельну медведову ногу. Та обрадовалась несказанно, шкуру содрала, мясо в чугунок и на печь, шерстку прясть, а кожу под зад для сугрева постелила.
А медвед меж тем проснулся, ноги хватился. Поискал-поискал вокруг, ничего не нашел, заревел с горя, да липу поломал, из которой потом себе ногу новую изладил. А как изладил, так и пошел в деревню, старую свою ногу искать.

А деревня та спит, только у старика со старухой в хатке лучина горит. Бабка сидит и прядет в тишине, дед же на печи храпит. Идет-ковыляет медвед из леса и песенку поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!
Вся деревня спит, одна бабка не спит
Мою шерстку прядет, мое мясо варит, на моей шкуре сидит.
Пойду старуху съем!

Напугалась старуха: " Ой, старче, иди хоть овечку окаянному отдай. Пусть жрет и уходит восвояси!"
Овечка медведу, что чипсов пакет - съел и внове поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!
Вся деревня спит, одна бабка не спит
Мою шерстку прядет, мое мясо варит, на моей шкуре сидит.
Пойду старуху съем!

"Иди, старик, корову отдай ненасытному!" Пошел старик и отдал корову.
Вот сожрал медвед корову и косточек не оставил. Опять поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!
Вся деревня спит, одна бабка не спит
Мою шерстку прядет, мое мясо варит, на моей шкуре сидит.
Пойду старуху съем!

Взмолилась старуха: "Отдай, иди, старик, кобылу. Может лопнет!
Кобылу медвед слопал. И не лопнул. Опять поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!
Вся деревня спит, одна бабка не спит
Мою шерстку прядет, мое мясо варит, на моей шкуре сидит.
Пойду старуху съем!

Отдать нечего, решили спрятаться. Бабка в русскую печь залезла, а старик - в трубу. Зашел медвед в хату, воздух понюхал и бабку тут-же в печи сыскал. Только пожрать собрался - тут старик в трубе чихнул. Труба сразу рассыпалась, потом печка развалилась, а оттуда старик в саже перемазанный выскочил. Медвед напугался, в лес убежал. Вот и все. Завес.

Отличная стилизация, Евгений, улыбнулась
хотя, кобылу, конечно , жалко))

Здравствуйте Варвара. Благодарю за визит - очень рад! Про кобылу понимаю)) Мне всегда тоже из жалко было всех: медведя с ногой, бабку, умного деда, овечку, корову и кобылу, как водится. А так же было немного страшно. У нас часто не было света и бабушка рассказывала именно эту сказку.
А ныне я это все вспомнил и подумал: а как-бы я перассказал такую сказку сделавшись в одночасье дедушкой? Подумал и пересказал.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Академик Б. Рыбаков, убеждённый в глубочайшей древности славянской культуры, выдвинул смелое предположение, что часть неандертальских традиций была усвоена кроманьонцами и дожила до наших дней. Особенно наглядно это видно на феномене медвежьего культа, известного как у неандертальцев, так и у славян. Публикуемая ниже статья как раз и толкует о наличии в русском фольклоре реликтов сказаний людей древнекаменного века. Скромные сказания о Медведе-липовой ноге, Медведко на поверку оказываются драгоценными источниками знаний о нашей древнейшей истории.



НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

Они безраздельно царили на планете в течение 160 тысячелетий. Затем появились кроманьонцы, люди современного типа. Несколько тысячелетий два вида гуманоидов сосуществовали.

Неандертальцы научились изготовлять копья с каменными наконечниками, украшать могилы своих умерших сородичей, покрывать орнаментом орудия труда, пользоваться в качестве красителя охрой. Их вооружение состояло из дубин, рогатин, каменных рубил, копий. Они добывали пищу, загоняя стада животных к крутым берегам рек, в овраги и ямы-ловушки. Эти древние охотники не боялись нападать на мамонтов, носорогов, пещерных медведей.

Поразительные по схожести обряды почитания медвежьих голов и лап известны у восточных славян. Так, в одном из их городищ при раскопках обнаружили святилище, посреди которого стоял столб с медвежьим черепом. Это было капище Велеса, которому славяне приносили в жертву медведей, а их лапы и головы делали предметами особого почитания. В русских сказах часто медведям отсекают лапы, а у медведеобраз-
ного героя-богатыря архаичные черты выходца из каменного века.


Неандертальцы давно вымерли, но их предания частично уцелели. Образы русского Медведко, греческого Геракла, английского Беовульфа и других победителей чудовищ восходят к образу героя древнекаменного века, созданного гением первобытных людей.

ЛИПОВАЯ НОГА

Медведь-колдун своим заговором наслал сон на людей, но оказался бессильным перед обитателями избушки. Старикам удалось перехитрить непрошеного гостя. Они заманили его в глубокий подпол, созвали соседей и забили пленника.

Индоевропейские боги смерти были одновременно богами мудрости и плодородия, подателями жизни. У них хранились такие чудесные вещи, как эликсир бессмертия, живая и мёртвая вода, мёд поэзии и знаний. Герой вступал в смертельную схватку с загробными чудищами для того, чтобы получить магические знания, самому стать повелителем волшебных сил.

Сказочная старуха в ночной тишине варила медвежье мясо и что-то изготовляла из медвежьей шерсти и кожи. Медвежатина — ритуальная еда русских волкодлаков-волкомедведей. Эти кудесники могли превращаться в лесных зверей. Для их оборотнических обрядов требовались некий пояс и какие-то наузы. Богатырь Медведко вырезал пояса из кожи своих противников. Так как он боролся с подземными волкомедведями, то пояса эти были из звериной кожи. Но из чего делались наузы?


Трапеза с медвежатиной и ношение медвежьих талисманов наделяли героя силой и колдовским могуществом бурого царя зверей.

СОПЕРНИКИ

В сказках богатырь Медведко живёт в лесу в медвежьей семье. Возмужав, он отрывает своему родителю-медведю голову и убегает из берлоги в мир людей. В мифе, предшествовавшем сказке, Медведко отрывал противнику не только голову, но и лапу. Следы этой расправы находим в описании забав юного героя:

Спасённые от опасного гостя обитатели дворца радовались недолго. К ним ночным мстителем явилась мать Гренделя. Она похитила одного из воинов и лапу сына. Эта английская Баба Яга была ещё более ужасной и могущественной, чем Грендель. Беовульф отправился в подводные чертоги ведьмы и убил её. Затем он разыскал тело Гренделя, отсёк его голову и вернулся с ней к людям.

Лапа Гренделя, как и медвежья лапа русских крестьян, была чудесным талисманом. Повешенная над дворцом, она гарантировала его обитателям удачу. И, наоборот, как только лапу утратили, посыпались беды и несчастья.

Древний индоевропейский миф о похождениях героя-полузверя на Руси сохранился в виде сказок, а в Англии стал основой для рыцарской поэмы. Беовульф отрубил голову у мёртвого Гренделя. Лишившись лапы, русский медведь превратился в обитателя мира мёртвых и попытался сквитаться с обидчиком. У англичан не сохранилось описания второй битвы с покалеченным зверем. Наши предания позволяют его восстановить. Старик со старухой заманили Медведя-липовую ногу в глубокий подпол. В сказках о Медвежьем Ушке человек-медведь оказался на дне глубокого колодца и люди закидали его огромными камнями.

Убийство зверя камнями в яме-ловушке — охотничья традиция каменного века. Неандертальцы не знали металлических орудий. Поэтому героев их мифов можно было поразить только камнем, деревом, огнём либо победить врукопашную. Сами они также сражались врукопашную, камнями или дубинами. Одетый в звериную шкуру и вооружённый палицей Геракл, бросающие камни гигант Талое и циклоп Полифем, как и многие иные подобные персонажи мифов, восходят к образу богатыря-полумедведя неандертальских сказаний.


ПЕРВОПРЕДОК

Из сказок о Медведко мы знаем, что медвежий супротивник был его отцом. Первоначально Грендель также был отцом Беовульфа, но англичане забыли об этом родстве. Перед нами отголоски представлений неандертальцев о происхождении людей от медведей. Герой в жестокой борьбе порывал со звериным миром и становился человеком.


Медвежьи праздники известны у народов Севера и Дальнего Востока — обских угров, кетов, эвенков, нивхов, айнов. Сибирские охотники, как герои русских сказок и Беовульф, отрезали у убитого медведя голову и лапы. Голову помещали на помост, вокруг которого шли основные торжества. По завершении праздника голову и лапы хоронили в медвежьем амбаре на тайном медвежьем кладбище. Приносимого в жертву зверя величали отцом или дедушкой и старались его всячески задобрить.

Многие народы утратили память о медведе-первопредке, но мотив поединка отца с сыном вошёл в сокровищницу мировой культуры. С отцами сражались древнегреческие боги Крон и Зевс. Со своими сыновьями бились Одиссей, Рустам, Илья Муромец. Варианты этих сказаний находим в мифах пеласгов — древнейшего населения южной Европы.

Дедом пеласга Персея был царь Акрисий. Когда Акрисий узнал от прорицателей, что погибнет от руки своего внука, он заключил единственную дочь Данаю в темницу. Но у неё от Зевса родился мальчик. Напуганный царь посадил дочь и внука в ящик и бросил в море. Персею удалось спастись. Он вырос в отважного витязя и сразился с чудовищами — Медузой Горгоной и морским змеем. В конце концов Персей и Акрисий встретились в городе пеласгов Лариссе, где местный правитель устроил состязания в честь умершего отца. Персей метнул диск, случайно попавший в ногу Акрисия, от чего тот и скончался на месте.

В сказках о Медведе-липовой ноге иногда особо подчёркивается, что медведь был старым. Причём рядом с престарелым соперником-родителем находим либо пень, либо колоду — атрибуты оборотничества. Поединки
волкодлаков — битвы могучих волшебников.



ПЯТНИСТЫЙ МЕДВЕДЬ

Как-то раз повстречался сказочный старик с медведем, а тому захотелось стать пегим, то есть пятнистым. Старик согласился отпежить бурого щёголя, связал его, накалил на костре топор и давай прикладывать к шкуре. Медведь не выдержал такого испытания, завопил, порвал путы и пустился наутёк.

Медвежьи сказки — одни из древнейших в нашем фольклоре. Огонь часто присутствует в описаниях битв богатыря со змеем на Калиновом мосту. Это или поединок у огненной реки, либо чудище пышет жаром, пытаясь спалить героя, либо своим огненным пальцем приращивает отрубленные головы. С другой стороны, русские герои кидали в пасть змею раскалённые камни. Помощник Геракла прижигал Лернейской гидре горящими головнями шеи, чтобы не отрастали сбитые палицей головы. В поэме о Беовульфе вместо древней головни в руках героя находим уже огарок меча, обуглившегося от ядовитой крови убитой матери Гренделя.

В сказках орудием убийства чудищ-мамонтов были раскалённые камни. В битве с богами часть гигантов сражалась камнями и погибла также от камней. Гиганта Миманта убил бог-кузнец Гефест, метая в него пылающие от жара куски скал.

Гигантов завалили землёй и камнями. Мамонты, согласно легендам, ушли под землю, живут там, прорывая широкие ходы, а если случайно оказываются на поверхности, то погибают от солнечного света.

Сказки позволяют разгадать причину популярности медвежьих лап. Метание раскалённых камней в медведей и мамонтов голыми руками затруднительно. Следовательно, охотники надевали рукавицы. Из животных, шкуры которых годились на рукавицы, наиболее подходит медведь, чьё анатомическое строение близко человеческому. Умельцы, изготовившие из медвежьих лап первые рукавицы и научившиеся избегать ожогов, почитались за колдунов. Сами же медвежьи лапы стали предметом культа.

Потаённый характер святилищ с медвежьими лапами говорит о появлении среди неандертальцев тайных мужских союзов. Общества воинов-медведей накапливали знания об охотничьих и боевых искусствах, магических обрядах, хранили мифы о пер-вопредке-медведе. Позднее боевая культура неандертальцев стала достоянием кроманьонцев, у которых возросло значение волка. Так появились волкомедведи-волкодлаки.

Неандертальское почитание звериных лап оказалось живучим. У народов античности самой распространённой жертвой богам были бёдра быков, овец. Славяне сохранили более ясные воспоминания о давних традициях. Значит, они более прямые наследники культуры кроманьонцев и неандертальцев и ведут своё происхождение непосредственно от охотников на мамонтов.


Читайте также: