Медный всадник балет краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Балет в 4 актах (8 картинах, с прологом, эпилогом и апофеозом).

Композитор Р. Глиэр, сценарист (по мотивам одноименной поэмы А. Пушкина) П. Аболимов, балетмейстер Р. Захаров, художник М. Бобышев, дирижер Е. Дубовской.

Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

Действующие лица:

  • Евгений, мелкий чиновник
  • Параша, его невеста
  • Мать Параши
  • Петр I
  • Меншиков
  • Царица бала
  • Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, подруги Параши, английский, французский, голландский послы, голландцы

Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века и осенью 1824 года.

Пустынный берег. В туманной дали вырисовывается величественная фигура Петра. Он погружен в думу о будущем России, о создании могучего города на Неве.

1. Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля. Идут приготовления к торжественному спуску. К берегу пристает лодка. В ней Петр и Меншиков. Основатель русского флота, Петр с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Иностранные моряки и купцы восхищаются городом, любуются новым пополнением русского флота. Все готово для спуска. Петр разрубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей. Ликует, веселится народ, создавший корабль, строящий этот прекрасный город. Пляшут и купцы-голландцы.

В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темнозелеными садами
Ее покрылись острова.

Осень 1824 года. Сенатская площадь озарена солнцем. На площади, возле Медного всадника, — народное гуляние. Под звуки шарманки пляшет уличная танцовщица. Из балагана в толпу выбегают Арлекин и Коломбина. Гремит полковая музыка. Проходят гвардейцы. У памятника — молодой Евгений. Он ждет встречи со своей возлюбленной — Парашей. Наконец она приходит и трепетно выслушивает первые признания Евгения. Темнеет. Параша спешит домой.

2. Домик на берегу залива. Здесь живет Параша с матерью. В саду, под сенью плакучей ивы, Параша играет и танцует с подругами. Мать Параши показывает девушкам, как танцевали в старину. С любопытством следят они за величавым, медленным по движениям танцем. Незаметно входит Евгений. Первыми увидели его подруги Параши. Они убегают, не желая мешать влюбленным. Чистым, нежным чувством охвачены Евгений и Параша. В знак любви Евгений дарит ей колечко и получает от любимой медальон. Внезапно с залива подул резкий ветер. Зашумела старая ива. Надвинулись черные тучи. Евгений прощается с Парашей, уходит. Буря усиливается. Параша беспокоится за Евгения. Лучше бы он переждал непогоду в доме! Но Евгений уже скрылся из виду. Яростно бушует ветер. Мать уводит Парашу в дом.

3. Комната Евгения. Глядя на медальон, подаренный Парашей, Евгений с нежностью думает о ней, вспоминает их встречи. За окном сгущается тьма. Вдруг, распахнув окно, в комнату врывается ветер. Низвергаются потоки дождя. Раздаются отдаленные пушечные выстрелы, возвещающие о наводнении. Евгений в тревоге за Парашу: ведь ее домик у самого залива. Евгений спешит к любимой.

Толпы испуганных граждан собрались на набережной Невы. Вода быстро поднимается.

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась.

Вода вышла из берегов, хлынула на мостовую. Горожане разбегаются.

Появляется Евгений. Он стремится к Параше, но свирепые волны встают на его пути. На возвышении, прижавшись к каменному льву, Евгений с ужасом наблюдает картину наводнения. Разбушевавшаяся река несет сломанные деревья, бревна, будку стражника. В волнах показывается одинокая лодка с рыбаком. Евгений бросается к ней. Борясь с волнами, он достигает лодки, взбирается в нее и направляется к заливу, туда, где домик его любимой Параши.

4. Буря утихла. Евгений наконец там, где жила Параша. Но как страшно изменилось все вокруг! Нет старого домика, сломана ива, под сенью которой Евгений недавно говорил Параше о своей любви. Нет и Параши. Потрясенный горем, Евгений озирается, и ему чудится, что вновь появляется Параша с подругами. Евгений теряет рассудок.

Апофеоз. Спектакль завершается движущей панорамой города, воздвигнутого созидательным трудом русского народа и воспетого гением Пушкина.

Точно неизвестно, когда Рейнгольд Глиэр (1875-1956) начал писать музыку балета. Черновые наброски композитора относятся к концу 1930-х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году театровед Петр Аболимов написал сценарий и предложил его труппе театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий одобрили, но началась Великая Отечественная война, и работа прекратилась.

Вскоре после премьеры на сцене оперы и балета имени С. М. Кирова 27 июня того же 1949 года состоялась премьера в московском Большом театре. В последующее десятилетие балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом.

В Ленинграде балет пользовался любовью и зрителей, и исполнителей. В нем с энтузиазмом участвовали лучшие силы театра. Партию Параши исполняли Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Нинелла Кургапкина, Евгения — Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Всеволод Ухов. Ведущие солисты не гнушались выходить и в небольших ролях. Так, партию Коломбины танцевала Фея Балабина, Арлекина — Константин Шатилов, Уличной танцовщицы — Нина Стуколкина. Запоминающиеся образы исторических персонажей создали Михаил Михайлов (Петр I), Борис Шавров (Меншиков). Всего состоялось 374 представления этого спектакля.

А. Деген, И. Ступников

История создания

В начале осени 1947 года, получив подробный композиционный план, в котором было изложено не только описание действия, но и длительность и характер музыки, Глиэр вернулся к старым эскизам и принялся за сочинение. Постановка балета планировалась к отмечавшемуся по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина в 1949 году. Премьера состоялась 14 марта 1949 года в Ленинграде, в театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском), а 27 июня — в московском Большом театре. Первоначально сцены Петровского времени перемежались с тем, что произошло сто лет спустя. Это разбивало действие, нарушая его цельность, но уже в московском спектакле постановщики объединили все, относящееся к основанию Петербурга, в пролог. В последующие годы балет был поставлен во многих городах страны и за рубежом, а один из его номеров — Гимн великому городу — стал гимном Ленинграда-Петербурга.

Музыка

ближайший сподвижник и фаворит Петра I

девушка, по заведённому порядку выбираемая хозяином дома, в котором проходит ассамблея

персонажи балаганного театра

Краткое содержание


На фоне пустынного берега Невы вырисовывается царственный образ Петра I. Он погрузился в раздумье о будущем государства Российского и мечтает о строительстве города, имеющего важное значение для всей страны.

1824 год, столица России. В ясный осенний день на центральной площади Санкт-Петербурга около горделиво возвысившегося монумента Петру I прогуливается народ. Его внимание привлекает бродячий театр кукол, а также актёры балаганного театра - Коломбина и Арлекин. На площади около памятника появляется Евгений, здесь он должен встретиться со своей возлюбленной Парашей. Девушка приходит, и счастливый молодой человек радостно устремляется к ней навстречу. Однако скоро начинает смеркаться, и величественный монумент Петра Великого пугает Парашу. Юноша успокаивает её и эмоционально начинает рассказывать о Петре…

Гавань в Санкт-Петербурге. На адмиралтейскую судоверфь, где идёт подготовка к спуску на воду вновь построенного корабля, в сопровождении Меньшикова прибывает Пётр I. Их встречает крестник царя Ибрагим Ганнибал. К пирсу пришвартовывается иноземный корабль, с которого на берег сходят иностранные гости. Они восхищаются строящимся городом и изумляются, насколько быстро и добротно русские пополняют свой флот. Пётр рубит канат, и корабль отправляется в море. Все ликуют.

На этом рассказ Евгения заканчивается, и молодые люди прощаются.

На окраине Санкт-Петербурга, в небольшом домике на берегу залива вместе с матерью живёт возлюбленная Евгения. На лужайке собираются подружки, они затевают хоровод, к ним присоединяется Параша. Мать девушки, наблюдавшая за танцем, вспоминает, как в пору её молодости умели веселиться и плясать. Матушка уходит в дом, а девушки, услышав рассказ Параши о любимом молодом человеке, уговорили её погадать. Однако карты предсказали девушке беду, и подружки, чтобы отвлечь Парашу от грустных мыслей, хотят развеселить её танцем. Появляется Евгений, он старается быть незамеченным. Увидев молодого человека, смутившись, девушки убегают, а Евгений и Параша остаются одни. Охваченные нежным чувством они признаются друг другу в любви. Девушки возвращаются и поздравляют молодых людей с помолвкой. Вдруг со стороны залива подул пронзительный ветер, Евгений спешит попрощаться с Парашей.

Евгений в своей комнате. Он нежно вспоминает о свидании с возлюбленной, как вдруг пушечные выстрелы предупреждают о наводнении. Беспокоясь о Параше, Евгений выбегает на улицу.

Напуганные горожане столпились на набережной, наблюдая, как стремительно прибывает вода. Люди в страхе разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений. Молодой человек с ужасом смотрит, как стихия сметает всё на своём пути: погибают люди, рушатся дома. Завидев случайную лодку, Евгений не раздумывая, бросается в пучину, в надежде, что рыбаки помогут ему встретиться с невестой.

Буря наконец-то утихает и Евгений добирается до того места где со своей матушкой жила Параша. Но старого домика нет, только сиротливо стоит сломанное дерево. Юноша потрясён настолько, что едва начинает воспринимать увиденное. Рассудок молодого человека не выдерживает, и у него начинаются галлюцинации. Устав гоняться за видениями, Евгений в изнеможении падает на землю.

На Сенатской площади вновь многолюдно. Возле памятника Петру I бродит безумный Евгений. Прохожие смотрят на него с сожалением. Сознание молодого человека на некоторое время проясняется и он узнаёт то место, где недавно встречался и был счастлив с Парашей. Посмотрев на монумент, Евгений грозит ему, так как видит в нём причину всех своих несчастий. Воспалённому воображению юноши видится, что памятник ожил и хочет его затоптать. Евгений падает мёртвым, сил бороться у него больше нет.

Величественный город, о котором мечтал Пётр I построен, он живёт и процветает.

Продолжительность спектакля

Фото:





Интересные факты

В самом конце спектакля, в эпилоге, Р. Глиэр вставил музыкальный номер, восхваляющий Великий город и символично назвал его гимном. Это произведение действительно впоследствии воспринималось как визитная карточка Ленинграда. В 2003 году поэт Олег Чупров сочинил слова к этой музыке, а композитор Григорий Корчмар внёс редакционные изменения в музыку Глиэра. Такая версия произведения впоследствии была утверждена официальным государственным символом - гимном города Санкт-Петербурга.

История создания

Рейнгольд Глиэр

Постановки

После триумфальной премьеры в Ленинграде спектакль в срочном порядке решили поставить в Москве на сцене Большого театра. Через три месяца москвичи тоже смогли увидеть великолепный балет. Здесь главные партии танцевали М. Габович и Г. Уланова.

Петербуржцы очень любят этот балет, поэтому последняя постановка спектакля была осуществлена вновь в городе на Неве, а премьерный показ состоялась 31 марта 2016 года. Хореограф – Ю. Смекалов, художник-постановщик — А. Севбо, художник по костюмам — Т. Ногинова, дирижёр — В. Карклин. На главных ролях В. Шкляров и В. Терешкина.

Хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова
Постановка Юрия Смекалова
Художник-постановщик – Андрей Севбо
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Александр Логвинов

Краткое содержание

Пролог
Пустынный берег. Петр I погружен в думы о будущем России, о создании города на Неве.

Действие I
Петербург, 1824 год. На Сенатской площади у памятника Петру I народное гулянье. Дают представление бродячие артисты. Танец Коломбины и Арлекина прерывается звуками военного оркестра – через площадь марширует полк. У памятника встречаются влюбленные Евгений и Параша. В наступающих сумерках торжественно грозным кажется монумент Петру Великому. Евгений с восторгом рассказывает Параше о Петре…

Действие II
Осень 1824 года. В домике на берегу Васильевского острова живет Параша с матерью. В саду под сенью ивы она с подругами водит хоровод. Мать Параши показывает, как плясали в старину. Девушки гадают. Евгений, прячась за ивой, любуется их танцами.
Евгений и Параша мечтают о тихом семейном счастье. Девушки дарят влюбленным свадебные венки из осенних листьев.
Вдруг поднимается ветер, небо затягивают тяжелые тучи – приближается непогода. Евгений прощается с Парашей и спешит домой, пока не сняты с Невы мосты.

Комната Евгения. Евгений вспоминает о свидании с любимой, все его мысли о свадьбе.
А за окном бушует непогода, надвигается наводнение. Тревожась за Парашу, домик которой стоит у самого залива, Евгений спешит к возлюбленной.

Буря утихла. На том месте, где еще вчера жила Параша, нет ни старого домика, ни калитки, ни людей – только одиноко поникла сломанная ива. Потрясенному горем Евгению чудится, будто вновь появляется его любимая. Евгений теряет рассудок.

Над безумным Евгением насмехаются мальчишки. На месте недавнего свидания с Парашей Евгений с ненавистью смотрит на Медный всадник, считая Петра, основавшего город на Неве, виновником своих несчастий. Евгений слышит за собой тяжелый топот величественного всадника и вступает с ним в смертельную схватку. Не в силах бороться Евгений падает мертвым.

Эпилог
Заложенный Петром город преобразился, а петербуржцы, как и прежде, мечтают о любви и счастье…

О спектакле

Премьера балета в хореографии Ростислава Захарова – 14 марта 1949 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера балета в постановке Юрия Смекалова – 31 марта 2016 года, Мариинский театр

Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с двумя антрактами

Балет Медный всадник

Краткое содержание балета

Летний сад. В летнем дворце Петра 1 проводится ассамблея. Собираются гости. В парадном зале начинаются танцы. Самая красивая девушка — Царица бала — танцует с арапом Петра Великого. Стремительно входит Пётр; все мысли его — о будущем могучем государстве. Он с увлечением рисует пред иноземными гостями картины будущего и показывает наглядно на глобусе, как поплывут российские корабли по морям-океанам во все страны света.

Петербург, Сенатская площадь, лето 1824 года. На площади, где гордо высится Медный всадник, народное гулянье; устроили представление актёры балаганного театра. Вечереет. Народ постепенно расходится. И вот появляется Евгений: именно здесь, у памятника, он условился о встрече со своей любимой — Парашей. Медный всадник угрожающe нависает, омрачая нежное свидание влюблённых предчувствием неминуемой беды.

Осенний день. Ветхий домик на окраине Петербурга, почти у самого залива. Здесь живет Параша с матерью вдовой. Приходят Парашины подруги — и начинается веселье, пляски да хороводы. Мать Параши показывает,
как плясали в старину. Когда же она, устав, оставляет девушек, те принимаются за гаданье. Параша опечалена: карты предвещают ей смерть. Чтоб отвлечь её от горестных мыслей, подруги тянут Парашу плясать — и спрятавшийся за деревом Евгений не может отвести глаз от девушки. Заметив юношу, девушки разбегаются, чтобы оставить влюблённых наедине, но вскоре возвращаются с цветами — надо же поздравить с помолвкой!

Внезапно налетает ветер, погода портится, быстро темнеет. Надвигается буря. Евгений заторопился домой.

Комната Евгения. Юноша с нежностью вспоминает о любимой, вглядываясь в подаренный ею медальон. Внезапный порыв ветра распахивает окно — в комнату хлещет дождь; пушечные выстрелы в крепости предупреждают народ о наводнении. Евгений в панике, ведь домик Параши стоит у залива. Схватив плащ, он выбегает из комнаты.

Набережная у Сенатской площади. Люди с ужасом наблюдают, как стремительно поднимается вода, и в конце концов разбегаются. На опустевшей набережной появляется Евгений; ему не добраться до дома Параши — Нева, выйдя из берегов, в мгновение ока затопляет площадь:

Берег залива, где стоял домик Параши. Буря закончилась. Евгений с ужасом взирает на пустое место. Он не верит. Воспалённое воображение рисует ему образ живой Параши, они снова вместе — но видение исчезает, и Евгений, не выдержав потрясения, сходит с ума.

В приступе безумия Евгений мечется по городу, пытаясь укрыться от зловещего всадника; ему всё чудится, что тот преследует его.

Силы постепенно покидают Евгения. Ему мерещится призрак любимой, перед глазами картины разрушения, сцена гибели Параши; Евгений видит, как волны уносят бедную девушку, — и падает мёртвым.

Читайте также: