Медицинский контроль включает в доу

Обновлено: 08.07.2024

Медицинское обслуживание детей МАДОУ детского сада № 465 обеспечивается медицинским персоналом Детской городской клинической больницы № 11: фельдшером дошкольного отделения и врачом-педиатром, состоящих в штате поликлиники в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.

Для работы медицинского персонала в ДОУ предоставляется специально оборудованный медицинский блок, включающий медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Имеется необходимое оборудование для работы медицинского персонала.

Медицинское наблюдение включает:

- организацию и проведение углубленных осмотров;

- проведение профилактических прививок согласно плана;

- оказание неотложной помощи (в медицинском кабинете имеются средства для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке, сердечно-сосудистой недостаточности, приступе бронхиальной астмы);

- наблюдение за детьми находящимися на "Д" учете;

- контроль за санитарным, эпидемиологическим состоянием ДОУ, за работой пищеблока;

- проведение санитарно-просветительской работы среди работников ДОУ, детей и родителей.

Ежегодно в целях своевременного выявления отклонения в состоянии здоровья, а также для регулярного контроля за диспансерными больными в ДОУ проводятся углубленные медицинские осмотры детей. Узкими специалистами детской поликлиники проводится оценка физического развития детей, обследование органов и систем, выявление нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, проверка остроты слуха. Углубленный медицинский осмотр проводится согласно приказу МЗ РФ с участием врачей специалистов: невролога, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра.

На основании результатов медицинского осмотра совместно с врачом проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, которая включает:

Оновной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.

Основная цель медико-педагогического контроля : оптимизировать двигательную активность детей.

Основные задачи и формы медико-педагогического контроля

Задачи медико-педагогического контроля

  1. Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.
  1. Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
  1. Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
  1. Проведение санитарно-просветительной работы.

ФОРМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Основными формами медико-педагогического контроля являются:

  1. медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка – основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
  1. медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
  1. санитарный осмотр места проведения занятий;
  1. диспансеризация – занятия детей в подготовительных или специальных группах;
  1. медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
  1. медицинское сопровождение во время соревнований;
  1. профилактика спортивного травматизма;
  1. санитарно-просветительная работа;
  1. контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:

  1. Медицинское обследование детей проводится согласно приказу Министерства охраны здоровья Украины от 29 ноября 2002 года № 434.
  1. Уровень гармонического и физического развития детей согласно их возрасту.
  1. Определение функционального развития ребенка (использование спец. методов обследования).
  1. Оценка физической подготовленности, что включает определение у детей уровня развития физических данных.

Ошибочный подход к степени развития здоровья ребенка, его физическому развитию, уровню функциональных возможностей может снизить физическую и умственную трудоспособность, уровень здоровья и даже привести к психической травме ребенка.

Перевести ребенка из спецгруппы в подготовительную, а из подготовительной в основную, можно только после медицинского обследования.

После перенесения острых хронических заболеваний, оперативного вмешательства или после травмы, в период реабилитации их зачисляют в спецгруппу для проведения лечебно-физкультурного комплекса.

Особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп

Высокий или средний уровень гармоничного развития.

2. Функциональные возможности соответствующие возрасту.

3. Отсутствие острых или хронических заболеваний.

4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку.

5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку

Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой

Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей)

1. Возраст, низкий уровень физического развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела.

2. Физические возможности ниже возрастных норм.

3. Отсутствие острых и хронических заболеваний.

4. Реабилитационный период после острого заболевания.

5. Отставание в физической подготовке.

Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физических упражнений.

Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физическому воспитанию.

Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно.

Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физи-ческого воспитания.

Физическая подготовка проводится по специальным программам ЛФК.

Занятия проводятся специалистами по ЛФК.

Ориентировочные сроки восстановление занятий физкультурой в основной (подготовительной) группах

Для перевода в основную группу нужно сдать анализы, обратить внимание на сердечно-сосудистую систему

Избегать переохлаждения. Рекомендовать дыхательные упражнения

Обратить внимание на работу сердечно-сосудистой системы

Острое инфекционное заболевание

Занятие начинать только после лабораторных обследований, обследования сердечно-сосудистой системы.

Избегать переохлаждения. Исключить резкие упражнения (резкие повороты, перевороты и т.д.)

Схема визуального обозначения степени утомляемости детей во время физических нагрузок.

Признаки утомляемости и степень

Резкое покраснение или посинение

Затруднена или невозможна

На лице выражено страдание

Обильная, в верхней половине тела

Стекание пота по всему телу.

Сильно ускоренное, рывками через рот

Сильно ускоренное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами

Качание, нетверды шаг

Резкое качание, дрожь в конечностях, вынужденная поза при сидении

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, шум в ушах

Жалобы на плохое самочувствие, боль у правого подреберья, головная боль, тошнота, икота.

Точное исполнение команд

Ошибки при выполнении команд не четкое их выполнение

Выполнение команд нечеткое, вольное

Оценка эффективности физкультурного занятия

Оценку эффективности физкультурного занятия нужно проводить при помощи:

  1. наблюдений и опросов, что позволяет оценить степень развития утомляемости.
  1. хронометражных наблюдений.

В ходе проведения хронометражных наблюдений при помощи секундомера – регистрирую время отдельных видов деятельности во время занятия. При этом, в зависимости от возраста, учитывают, что:

а) вводная часть (3-4 мин.) – это организация детей и подготовка их к занятию;

б) подготовительная часть (4-8 мин) – предназначена для проведения упражнений из общей физической подготовки;

г) заключительная часть (3-4 мин), обеспечивает поступательное движение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма до исходного уровня (на 2-3 мин после окончания занятия).

Общая плотность занятия

Общая плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении используемого времени занятия к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 90%.

Моторная плотность занятия

Моторная плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении затраченного времени к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 70%

Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физические нагрузки

Оценку реакции ребенка на физические нагрузки во время занятия проводят при помощи построения физиологической кривой.

Для этого измеряют частоту пульса у двух – трех детей перед занятием, после каждой части занятия и в конце занятия. Результаты измерения графически изображают на кривой: по горизонтали – длительность каждой части, по вертикали величина пульса.

При правильном построении занятия и адекватности физической нагрузки возможностям детского организма – физиологическая кривая характеризуется потенциальным увеличением частоты сердечных пульсаций, в вводной и подготовительной части, высоким уровнем (80 – 100% от начального пульса) в основной части, и постепенным уменьшением в заключительной части.

Низкий подъем, и ровный верхний край физиологической кривой показывает недостаточность физической нагрузки. Многоступенчатая кривая показывает о периодах бездеятельности.

Нужно знать, что пульсовая реакция зависит от величины нагрузки и уровня подготовленности ребенка к ним.

Эффективность физического воспитания детей основной и подготовительной группы определяется за динамикой показателей острых заболеваний в течении года, показатели физического развития и гармоничности в результате выполнения контрольных двигательных листов.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

выносливость мышц спины (норм 1 мин)

Динамическая выносливость мышц брюшного пресса

(норма 15-20 раз за 1 мин)

(норма 1 - 1,5 мин)

сила мышц рук (норма 1 мин)

сила мышц ног (норма 1 мин)

И.п. лежа на животе. Туловище поднимается на 30 0 и удерживается в таком положении

И.п. лежа на спине, ноги фиксируются, руки на поясе. Определяется количество переходов из положения лежа в положение сидя

И.п. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 45 0 к полу удерживаются на весу

И.п.: стоя, руки впереди. Продержать руки в таком положении

И.п. лежа на спине, ноги разведены, согнуты в тазобедренном суставе и в коленном суставе (угол 90 0 ). Удерживать ноги в этом положении

СРЕДНИЕ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

Жизненная емкость легких (мл)

Сила мышц, правой кисти (кг)

Сила мышц, левой кисти (кг)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

  1. Проба с переменой положения тела (для детей раннего возраста)

Ребенок лежит на кушетке в спокойном состоянии 2-3 минуты, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (по 10-секундным интервалам), измеряют артериальное давление. Затем ребенку предлагают встать и производят те же измерения в вертикальном положении.

  1. Проба Мартинэ-Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек).

Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму.

После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.

После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.





Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



В нашем учреждении медицинское обслуживание осуществляет старшая медицинская сестра Самойлова Татьяна Юрьевна. Старшая медицинская сестра наряду с администрацией МДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм ( СанПин 2.4.1. 3049-13 ), режима и обеспечение качества питания.

Медицинский блок представлен следующим набором помещений:

- кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинский сестры),

Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием. Во всех группах имеются листы здоровья с рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеванемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.


Старшая медицинская сестра, осуществляющая медицинское обслуживание воспитанников МДОУ, выполняет следующие функции:

Разрабатывает:

Ø план организационно-медицинской работы с учетом эффективных оздоровительных технологий и рекомендаций современной медицинской науки;

Ø памятки по организации режима дня, режима двигательной активности (совместно с воспитателями).

Составляет:

Ø меню, обеспечивающее сбалансированное питание воспитанников;

Ø график контроля выполнения работниками санитарно-эпидемиологического режима.

Осуществляет:

Ø динамическое медицинское наблюдение за физическим развитием и ростом детей;

Ø антропометрические измерения воспитанников;

Ø медицинский осмотр;

Ø оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

Ø наблюдение за самочувствием и физическим состоянием детей после прививок и на физкультурных занятиях;

Ø медико – педагогический контроль;

Ø выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию;

Ø информирование администрации и педагогов ДОУ о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниях острыми инфекциями, гриппом и т. д.;

Ø информирование территориальных учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и работников ДОУ в течение двух часов после установления диагноза.

Проводит:

Ø консультации по вопросам физического развития и оздоровления детей;

Ø консультативно-просветительскую работу с педагогами, родителями (или законными представителями) по вопросам физического развития детей, воспитания здорового образа жизни, профилактики инфекционных заболеваний, адаптации детей;

Ø мероприятия по профилактике и предупреждению заболеваний (витаминизация, фитотерапия, закаливание и др.);

Ø работу с воспитанниками и работниками ДОУ по формированию здорового образа жизни.

Контролирует:

Ø режим физических нагрузок детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;

Ø двигательную активность детей на физкультурных занятиях и в течение дня;

Ø организацию и проведение закаливающих мероприятий;

Ø качество организации питания детей;

Ø санитарно-гигиенические условия осуществления образовательного процесса;

Ø соблюдение правил личной гигиены детьми и работниками ДОУ;

Ø соблюдение обслуживающим и техническим персоналом санитарно-эпидемиологического режима;

Ø ведение работниками ДОУ установленной документации в пределах своих полномочий.

Медицинские услуги в рамках бюджетного финансирования оказываются бесплатно в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала.

Работники МДОУ в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счёт средств Учредителя, в сроки, определённые органами здравоохранения.


Медицинское обслуживание – это организационно-медицинская работа, обеспечивающая проведение медицинских осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий, медико-педагогическго контроля; санитарно-просветительская работа, включающая консультирование семей по вопросам физического развития, укрепления и сохранения здоровья ребенка; взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи детям, внедрения эффективных форм профилактики и оздоровления детей дошкольного возраста.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивается медицинским персоналом в соответствии требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.

Читайте также: