Мечта на камнях краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Список цитированной и использованной литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

бурное восхищение З. Н. Гиппиус и быстро завоевал уважение и популярность .

Опираясь на эстетику реализма и натурализма, Сологуб сумел ярко и выразительно показать специфическое символистское видение мира .

Однако Элсворт делает акцент исключительно на проблеме познания, рассматривая в том числе и творчество как одну из форм такового. Он умело вскрывает один из затаенных пластов рассказа, особенно важный, принимая во внимание сопоставление и противопоставление науки и искусства, которое проводили символисты3. Но открыто проблема познания в рассказе не заявляется. Не познание, а творчество, стремление воплотить в теневых фигурках свои грезы и фантазии – вот что в первую очередь привлекает героев сологубовского рассказа .

Элсворт Дж. Указ. соч. С. 136 .

Эта идея получает развитие в статье М. М. Павловой 5. Согласно исследователю, Сологуб дает натуралистическое объяснение увлечению своих героев. Евгения Степановна подозревает в поведении мальчика признаки вырождения, наследственной патологии. Нам сообщается, что отец Володи умер в раннем возрасте от алкоголизма .

2002. № 1. С. 218.) Там же .

М.:

Республика, 1996. С. 265.) Бройтман С. Н. Федор Сологуб // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов): В 2 кн. / ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. С. 900 .

Увлечение мальчика тенями постепенно уводит его из мира действительности, который становится тотально враждебным (264), хотя мы знаем, что причина этой враждебности

– в самом Володе: сначала он не выучил урока и не слушал учителя (259), а потом сам приписывает городовому, служанке, и даже вороне и собаке враждебные чувства .

Однако сам мир теней тоже представлен в рассказе неоднозначно. Неслучайно Володя так стыдится его перед мамой и служанкой. Володя начинает свой творческий путь с веселой женской головки, грустного ангела и печального странника. Радость и тоска о высшем мире сопровождают его в это время. Но очень быстро мальчик замечает, что тени сопровождают его повсюду, что тени отбрасывают все предметы .

в себе тайную угрозу11. Мы не знаем, что открывается полубезумному герою Сологуба, но догадываемся об этом по его страху. Недосказанность только усиливает впечатление .

Мотивировка здесь двойственна, она носит реалистический и символистский характер. Герой замечтался, но странно развиваются мечты героя. Как будто они ему вовсе не принадлежат, а живут своей собственной жизнью. Как будто они всего лишь коридор в иной мир, где человек так же беспомощен и несчастен, как в земном мире .

Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Сов. писатель, 1981. С. 10–27 .

Ходасевич В. Ф. Сологуб // Он же. Колеблемый треножник. Л.: Сов. писатель, 1991. С. 344, 348 .

Сопоставление рассказов позволяет понять, почему тени начинают вызывать у Володи страх, и почему страх вызывают вечерние мечты мальчика (255–256) .

Обращает на себя внимание и та легкость, с которой герои попадают во власть иного мира. Достаточно только с ним соприкоснуться. Показателен и отказ Сологуба от натуралистических мотивировок – мальчик Гриша не сходит с ума, а всего лишь сталкивается с богатой дамой и от удара роняет в грязь дорогие господские сухари. Он остается в этом мире, но выносит для себя опыт о мире ином, прекрасном и беспощадном .

Герои оказываются во власти собственных грез, и власть эта сродни безумию .

Очевидна взаимосвязь теней и грез – те и другие противопоставлены действительности, вторичны по отношению к ней. Причем, символика тени преимущественно негативная, и негативный оттенок приобретают в рассказе грезы, поэтизировавшиеся в эпоху романтизма. Окончательное заглавие рассказа подчеркивает этот негативный оттенок, противопоставляя тени свету .

Итак, Сологуб в своем рассказе отдает дань и уходящему в прошлое реализму, и модному в конце XIX века натурализму. Но за внешним вполне привычным антуражем скрывается новая для литературы концепция мира. В пограничном состоянии сознания героям открывается иной мир, и в то же время столкновение с ним окончательно разрушает хрупкое равновесие, погружает в пучины безумия .

Наконец, в-третьих, это традиционный для русской литературы мотив губительной мечты, связывающий рассказ с христианской традицией. Смысл рассказа формируется через наложение этих трех основных мотивов и сопутствующих им средств выражения, противоречия между которыми и определяют самобытность художественного мира рассказа .

Проявляется в этом рассказе и характерная для поэтики Сологуба амбивалентность образов. Противопоставления, заявленные в рассказе и даже вынесенные в его заглавие, при внимательном чтении развенчиваются. Так, противопоставленными оказываются безумие и ненормально устроенный мир;

иллюзорный мир теней и бессмысленный, наполненный пустотой и скукой, дневной мир; наконец, губительница-мечта, уводящая героев от действительности, дает им блаженство и заменяет иллюзию необходимости иллюзией свободы. Над героями, которые никогда не видели света, опускается ночь, но во тьме пребывают и лики святых, и высокие церковные своды .

Новая поэтика строится как синтез предшествующих, при этом ни одна из идеологических систем не получает в рассказе доминирующего положения, все в равной степени претендуют на авторитетность, но в конечном итоге ниспровергаются .

Ни одна из представленных в рассказе (характерных для современного состояния мира) ценностей не принимается в качестве истинной ценности. Это делает героев рассказа беспомощными перед жизнью и приводит их к состоянию первоначального хаоса – безумию .

См.: Павлова М. М. Комментарии // Сологуб Ф. К. Тяжелые сны. Л.: Худож. лит., 1990. С. 361 .

Иную точку зрения высказывает Элсворт. См. : Элсворт Дж. Указ. соч. С. 136–137 .

Маленький рассказ Сологуба позволяет нам наглядно вскрыть один из главным механизмов поэтики писателя – систему наслоений, или соответствий. Сюжет рассказа состоит из нескольких слоев, тесно связанных между собой. Во-первых, это история болезни генетически предрасположенного к сумасшествию мальчика. Во-вторых, это традиционный для русской литературы сюжет о губительной мечте. В-третьих, это характерный для символизма и романтизма сюжет о сосуществовании двух миров .

Смысл рассказа формируется через наложение этих трех сюжетных линий, противоречия между которыми и определяют самобытность художественного мира Сологуба. Три основных мотива рассказа – три его лейтмотива, переплетенных между собой. Мотивы у Сологуба не сменяют друг друга, а друг на друга накладываются .

Проявляется в этом рассказе и характерная для поэтики Сологуба амбивалентность образов. Противопоставления, заявленные в рассказе и даже вынесенные в его заглавие при внимательном чтении развенчиваются. Так, противопоставленными оказываются безумие и ненормально устроенный мир, иллюзорный мир теней и бессмысленный, наполненный пустотой и скукой, дневной мир, наконец, губительница-мечта, уводящая героев от действительности, дает им блаженство и заменяет иллюзию необходимости иллюзией свободы, над героями, которые никогда не видели света, опускается ночь .

Однако сам мир теней тоже представлен в рассказе неоднозначно. Неслучайно Володя так стыдится его перед мамой и служанкой16 .

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Произведение повествует нам об одном преподавателе, который мечтал о карьерном росте, вследствие чего он даже тронулся умом.

С первых страниц романа перед нами предстает Передонов- преподаватель словесных наук в одной из гимназий небольшого городка. Ардальон Борисович всегда важничает и бывает сердитым, так как считает, что этот образ поможет ему продвинуться по службе. Он в разговорах осторожничает, потому что боится, что найдутся люди, которые могут помешать его повышению по работе. Передонов хочет занять место инспектора, и поэтому всем окружающим говорит, что за него хлопочет сама княгиня Волчанская. Он сделает карьеру при условии, что если он возьмет в жены женщину, с которой он живет в данное время в гражданском браке. Варвара Дмитриевна никак не вписывалась в образ матери его будущих детей, так как была неряшлива и дерзка по отношению к окружающим. Она днями и ночами думала о предстоящем браке, равносильно, как и Ардальон Борисович о повышении.

Малошина решает обмануть мужчину, чтобы поскорее выйти за него замуж. Она сочиняет письмо от имени княгини, где было сказано, что если Передонов быстро женится на Варваре Дмитриевне, то и карьера его стремительно взлетит вверх. Когда преподаватель изучил содержимое пакета, то он сильно обрадовался, и заважничал. Ардальон Борисович начинает посещать всех своих знакомых и друзей, которым рассказывает о предстоящей должности. И с каждым днем он подозревает, что вокруг него растет число завистников, которые хотят помешать осуществлению его планов. Передонов посещает вышестоящих чиновников, которым повествует о заговоре против него. Кроме того, он начинает ходить по домам своих учеников, где говорит их родителям о неудовлетворительных оценках и поведении. И остается часто довольным, когда видит, как они наказывают своих детей.

Варвара же, видя, что Передонов совсем не торопится вступать в брак, пускает слух, что в гимназии обучается девушка, переодетая в мальчика. И Ардальон Борисович стремительно мчится домой к родным Саши, чтобы удостовериться в этом. Кроме того, он докладывает об этом курьезе директору, после чего тот отправляет ученика на медосмотр. Когда же все подозрения рассеялись, все равно в городе знали об этом случае многие жители. И вот одна из сестер Рутиловых решает посмотреть на переодетую девушку. И когда Людмила видит, что это на самом деле юноша, она просто влюбляется в него. Между Сашей и Людой завязываются романтические отношения. И хотя они просто гуляют друг с другом, разговаривают на разные темы, в городе стали пускать грязные сплетни о них. И среди них особо выделялся Передонов, который отпускал в их адрес нелестные слова. Педагог, ожидая важное место, совсем загордился, и поэтому Варваре Дмитриевне пришлось сочинить еще одно письмо, после которого ее мечта сбылась.

Но, после женитьбы, Ардальон Борисович, делает такие нелепые поступки, что окружающие думают, что он просто потихоньку сходит с ума.

В один из вечеров с местными дамами Варвара разболтала про то, как она обманула Передонова. Вскоре это известие разлетелось по всему городу. Однако, Ардальон Борисович не обращает внимание на то, что над ним практически все смеются. Его начальник отстраняет его от работы, чтобы проверить психику преподавателя, но Передонов наоборот даже остался доволен. Однажды в городе проходил маскарад, организованный артистами театра. И там мужчине показалось, что перед ним стоит бесовское существо. Чтобы устранить его, он устраивает пожар, но никто не догадывается, что именно Передонов это сделал.

Как-то раз Ардальон Борисович зашел в гости к Вершиной, которая и рассказала ему всю правду. Разгневанный мужчина сразу же подумал, что это проделки соперника Володин, желающий занять его место. И Передонов, пригласив его к себе домой, чтобы побеседовать с ним, напившись, убивает коллегу. Когда же приходит полиция, то находит нашего главного героя совершенно обезумевшим и ничего не понимающим человеком.

Роман учит нас быть доброжелательными людьми по отношению к другим. Надо жить и радоваться каждой минуте, предоставленной судьбой, и не обвинять других, если ваши планы не осуществились. Ведь излишняя мнительность, злость и подозрительность может привести вас к полному одиночеству, а порой и к сумасшествию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сологуб - Мелкий бес. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.

Роман с первых строк повествует нам о том, как юноша по имени Фредерик Моро направлялся в свой родной городок, расположенный на реке Сена. Молодой человек получил соответствующее образование, и должен был работать в Париже специалистом по праву

Шли холодные осенние дожди. Старая машина, крытая брезентом, по несколько раз в день направлялась к линии фронта и забирала тяжелораненых бойцов. Сопровождала их военный фельдшер – семнадцатилетняя девушка

Повествование относят к жанру плутовского романа, который был впервые написан на немецком языке и издан в Германии. Автор написал его от лица главного героя, который на склоне лет повествует о своих приключениях


Мудро


До слез


Советую

Цитаты

Кто же я, посланный в мир неведомою волею для неведомой цели? Если я — раб, то откуда же у меня сила судить и осуждать, и откуда мои надменные замыслы?

Мне захотелось поиграть с тобою, я сказала над тобою чародейные слова, и ты ушел из гордого чертога, от своего отца, — и видишь, ты забыл свое настоящее имя, и сделался кухаркиным сыном, и зовут тебя Гришкою. И ты забыл, кто ты, и не вспомнишь, пока я этого не захочу.

На полках


Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.

Читайте также: