Мазепа опера краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
Либретто
Чайковский сосредоточил своё внимание на трагической судьбе Марии. Исторические события – фон.
· Мазепа, гетман (баритон)
· Любовь, его жена (меццо-сопрано)
· Мария, их дочь (сопрано)
· Орлик, палач (бас)
· Искра, друг Кочубея (тенор)
· Пьяный казак (тенор)
· Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
Действие происходит на Украине в начале XVIII века.
Картина 1. На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость — прекрасная дочь. К ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и — после мучительных колебаний — Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.
Картина 2. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.
Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.
Картина 3. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее — казнь совершается.
Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, прийдя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве. Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.
Образы Василия Кочубея, его жены Любови и их дочери Марии (Матрёна) – исторически достоверны.
Поэма написана осенью 1828 г. в период расцвета его творчества.
Драматургия
Тема произведения – противостояние живого человеческого чувства бесчеловечным силам судьбы.
Двойная экспозиция. Завязка – ансамбль (ссора). 1-я половина экспозиции – сюитный принцип, 2-я полона – сквозное развитие.
Контрастная драматургия. Принцип резких противопоставлений в масштабах крупных разделов оперной формы и одновременно на протяжении небольших эпизодов, контраст которых предельно обострён и обнажает остроту трагедийной ситуации:
· 1 д. – контраст между идиллией семейного приёма гостей и резко вспыхнувшей ссоре.
· 2 д. – пытки Кочубея (1 карт.) - любовная сцена Марии и Мазепы (2 карт.) – казнь Кочубея (3 карт.).
· 3 д. – развязка драмы; контраст по отношению к 1 д. (разрушен дом Кочубея, где начиналось действие).
· Сцена казни – появляется пьяный козак.
Композиция
Опера в трех действиях (шести картинах).
Сквозное развитие. Доминирование больших развёрнутых сцен.
Развитие драмы происходит в ансамблевых сценах (финалы 1-й и 2-й картин 1 действия; дуэты Марии и Андрея, Марии и Мазепы, Марии и Любови; сцена Кочубея и Орлика в темнице в 1 картине 2 действия; сцена казни и сцена поединка Мазепы и Андрея в финале).
Сольные эпизоды – в виде небольших ариозо.
Хоровые сцены играют важную роль в опере. Все ключевые события действия происходят в присутствии народа. 1 д. – они чередуются с сольными или ансамблевыми эпизодами. В сценах ссоры, казни хор – активный участник действия (речитативные реплики отдельных групп хора). Хоровые эпизоды основаны на развитии подлинных народных песен.
Музыкальная характеристика персонажей
Как и у Пушкина, этот образ многогранен.
2 лейтмотива, пронизывают большую часть всей партитуры:
· Тема в интродукции, честолюбивые замыслы Мазепы;
· Маршевая, 2 д. 2 картина.
Эпизодически появляется тема любви Мазепы.
Грубый, бессердечный. Тема.
Гордый, прямодушный как и у Пушкина.
Горячая, мстительная. Тоже близка к пушкинскому образу.
Анализ
Некоторые темы вокальных партий повторяются позднее в симфоническом звучании. Например, темы из любовного дуэта Марии и Мазепы, которые возникают в сцене безумия Марии как воспоминание о безвозвратно потерянном счастье.
Начинается 1-й темой Мазепы. Она активно развивается. Фрагменты её повторяются в разных группах оркестра. Позднее эта музыка будет использована в сцене скачки Мазепы и Орлика.
Далее тема любви Мазепы и Марии. Отзвуки этой темы будут в оркестровом сопровождении к 1-му ариозо Мазепы в 1 д., где он рассказывает о своём чувстве к Марии.
Далее появляется ещё одна тема. У английского рожка и гобоя. Она создаёт образ украинского пейзажа.
Повторяется тема любви. Её прерывает 1-я тема Мазепы. Столкновение 2-х начал.
Песня девушек, подруг Марии.
Дуэт Андрея и Марии.
Мазепа и Кочубей
№ 6 Сцена ссоры. Ссора Кочубея и Мазепы.
Ансамблевая сцена с хором.
1 Лейтмотив Мазепы.
№7 Хор и причитание матери. Женский хор
Причитание Любови. Хор обрамляет.
Эта картина почти полностью строится на тексте Пушкина.
Оркестровое вступление. В середине 1 тема Мазепы.
Монолог как и вступление к этой картине чётко разграничен на 2 раздела:
1. Декламация, спокойная.
2. Возбуждённый, нервный.
№10а Ариозо Мазепы (вставное)
Впервые звучит 2-й лейтмотив Мазепы (маршевый).
Дуэт Марии и Мазепы
Дуэт Любови и Марии.
Опять появляется маршевая тема Мазепы.
Небольшая оркестровая картина – на лейтмотиве Мазепы.
№ 17 Сцена и дуэт. Дуэт Мазепы и Андрея.
Появляется Мария. Любовная тема. Скрипка соло.
В оркестре тема безумия Марии.
[1] Виктор Петрович Буренин (он же Владимир Монументов, Худзозад Цередринов, Выборгский пустынник, граф Алексис Жасминов и пр.; 22 февраля ( 6 марта ) 1841 , Москва — 15 августа 1926 , Ленинград ) — русский литературный и театральный критик, поэт-сатирик, драматург.
Действие оперы начинается в богатом доме Кочубея. Он ставленник Петра I на Украине. В честь летнего праздника в усадьбе собираются гости. Молодые девушки танцуют, поют, веселятся. Среди них — красавица Мария, любимая дочь Кочубея. Молодой казак Андрей безответно влюблен в девушку, а ее сердце отдано гетману Мазепе. В разгар праздника Мазепа просит у Кочубея руки его дочери, но Кочубей ему отказывает. Он не верит в любовь Марии к старцу, которому больше 70 лет. Между мужчинами вспыхивает ссора. Женщинам не удается успокоить противников. Оскорбленный Мазепа требует, чтобы Мария сделала выбор между ним и своей семьей. Он покидает дом Кочубея, а Мария уходит вместе с ним.
Жена Кочубея, Любовь тяжело переживает уход дочери, а он сам горит желанием отомстить человеку, который отнял у него дочь. Кочубей знает, что Мазепа собирается предать Петра и перейти на сторону его врагов — шведов. С помощью шведов Мазепа надеется отделить Украину от России. Кочубей пишет Петру донос, в котором раскрывает коварные планы Мазепы. Он понимает, что это рискованный поступок, так, как Петр полностью доверяет Мазепе. Отвезти письма царю вызвался влюбленный в Марию Андрей, у которого с Мазепой свои счеты.
Петр не поверил Кочубею. Он считает предателем именно его и отдает Кочубея на расправу Мазепе. Гетман жестоко пытает несостоявшегося свекра, вынуждает его написать ложное признание.
Мария ничего не знает о судьбе отца. В минуту откровения Мазепа рассказывает невесте о своих коварных планах. С помощью шведов гетман мечтает стать властителем Украины. Он спрашивает Марию, кто ей дороже — он или отец. Ослепленная любовью молодая девушка вновь выбирает Мазепу.
Жене Кочубея удается проникнуть к дочери. Она умоляет Марию уговорить Мазепу пощадить Кочубея. Но время казни уже назначено, время упущено, Марии не удается спасти отца. Несчастная жена Кочубея винит во всем дочь и отрекается от нее.
Проиграв Полтавское сражение, шведы отступают. Мазепа торопится покинуть Украину вместе с ними. На поле боя его тщетно искал Андрей, желая отомстить за Марию и ее отца. Они встретились около дома Кочубея. Андрей схватился за саблю, но выстрел Мазепы его опередил. Андрей смертельно ранен. Мария от пережитых потрясений лишилась рассудка. Она бродит около бывшего родительского дома и видит лежащего в крови Андрея. Девушка не узнает казака, когда-то любившего ее. Она принимает его за уснувшего младенца и поет ему колыбельную песню.
Читать краткое содержание Мазепа. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Содержание
История создания и исполнений
Опера писалась между 1881 и 1883 годами.
Впервые была поставлена 3 (15) февраля 1884 года в Большом театре в Москве (дирижёр Ипполит Альтани, режиссёр Антон Барцал, художники Матвей Шишков и Михаил Бочаров, балетмейстер Иванов; Мазепа — Богомир Корсов, Кочубей — Борисов, Мария — Павловская, Любовь — Крутикова, Андрей — Усатов, Орлик — Фюрер, Искра — Григорьев, Пьяный казак — Додонов), и одновременно в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 февраля [7 февраля по ст. ст] 1884 г. (дирижёр Направник). В 1885 опера была поставлена в Тифлисе. В 1903 возобновлена в Мариинском театре.
На советской сцене впервые поставлена 6 октября 1922, Москва, Оперный театр Зимина (дирижёр Ипполитов-Иванов, пост. Н.Н.Званцева, худ. Юон и Материн; Мазепа — Бочаров, Мария — Павловская, Кочубей — Головин, Любовь — Петрова-Званцева, Орлик — Пирогов, Андрей — Лабинский). 14 мая 1934 поставлена в Большом театре, в 1934 в Ленинградском театре оперы и балета, в 1949 в филиале Большого театра, в 1950 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Поставлена в других городах СССР: Киев (1933), Куйбышев (1939), Саранск (1946), Ереван, Свердловск, Алма-Ата (все в 1949) и др.
За рубежом: Ливерпуль (1888, на рус. яз.), Варшава (1912), Висбаден (1931), Нью-Йорк (1933, на рус. яз. пост. укр. труппой). Вена (1933), Прага (1934), София (1937). Флоренция (1954) и др; в последнее время — в Берне, Карлсруэ, Лионе, Милане, Нью-Йорке, Эдинбурге. Издания: партитура, М., Юргенсон, [1899]; клавир, М., Юргенсон, 1883 и 1899; советское издание клавира, М.-Л., Музгиз, 1940 и 1949.
Действующие лица
-
, гетман (баритон) (бас)
- Любовь, его жена (меццо-сопрано)
- Мария, их дочь (сопрано)
- Андрей (тенор) (бас)
- Искра, друг Кочубея (тенор)
- Пьяный казак (тенор)
- Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи.
Действие происходит на Украине в начале XVIII века. Главное действующее лицо Иван Степанович Мазепа (ок.1640—1709) — гетман казаков Украины.
Краткое содержание
Действие первое
Картина 1
Несметные богатства Кочубея, стольника Петра I, славятся на всю Малороссию, но главное его богатство — красавица-дочь. В день летнего праздника к ней приходят подруги, но хороводы, игры, песни, и даже любовь молодого казака Андрея не радуют её. Все её мысли о гордом старце, гетмане Мазепе, гостящем у отца. Мазепа просит у Кочубея её руки. Кочубей изумлён и рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя переходят в требования, и Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, Любовь — её мать, а также гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и — после мучительных колебаний — Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.
Картина 2
Действие второе
Картина 1
Картина 2
Картина 3
Поле в окрестностях Белой Церкви заполнено народом: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее — казнь совершается.
Действие третье
Полтавская битва окончена. Мазепа спешит покинуть Малороссию вместе со шведами . Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, придя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в её призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило её рассудка. С ужасом и болью смотрит на неё Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве… Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.
Действующие лица:
- Мазепа, гетман (баритон)
- Кочубей (бас)
- Любовь, его жена (меццо-сопрано)
- Мария, их дочь (сопрано)
- Андрей (тенор)
- Орлик, палач (бас)
- Искра, друг Кочубея (тенор)
- Пьяный казак (тенор)
- Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
Действие происходит на Украине в начале XVIII века.
Первое действие
Первая картина. На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость — прекрасная дочь. К ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и — после мучительных колебаний — Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.
Второе действие
Вторая картина. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.
Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.
Третья картина. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее — казнь совершается.
Третье действие
Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, прийдя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве. Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.
История создания
Музыка
В оркестровом вступлении сопоставляются контрастные музыкальные эпизоды; одни, связанные с образом мстительного гетмана, вызывают представление о дикой, стремительной скачке, другие, светлые, лирически напевные, повествуют о его любви.
Третья картина, казнь, — одна из самых мрачных в опере. Это развернутая массовая хоровая сцена, пронизанная нервным беспокойством. Шуточная песня пьяного казака вносит трагический оттенок. Грозный и торжественный, постепенно нарастающий марш противостоит скорбной молитве осужденных, которую подхватывает хор. Картина заканчивается лаконичной музыкальной характеристикой Мазепы; вслед за ней, как эпитафия, возникает музыка из предсмертной молитвы казненных.
Резкий внезапный перелом наступает в начале следующей сцены с появлением матери Марии, которая пробирается во дворец Мазепы, чтобы сообщить дочери о готовящейся казни отца. Потрясенной, полуобезумевшей Марии, не отдающей себе отчета в том, что происходит вокруг нее, принадлежит в этой сцене всего несколько реплик. Стараясь привести ее в чувство и вернуть к сознанию жестокой действительности, Любовь настойчиво повторяет свою мольбу о спасении отца. Вся сцена Марии с матерью состоит из трех волн драматического нарастания, начинающихся с одной и той же словесной и мелодической фразы,
Заключительная картина — бегство Мазепы, безумие Марии — досказывает судьбу ее главных героев. Тихая колыбельная, которой оканчивается опера, оттеняет нежную женственность образа Марии и вносит некоторое просветление в общую мрачную атмосферу действия после всех ужасов и кошмаров, нагнетаемых на протяжении ряда предшествующих сцен.
Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дир. Ярви, Мазепа (Лейферкус), Кочубей (Кочерга), Мария (Горчакова), Любовь (Дядькова), Андрей (Ларин), Орлик (Педерсон), Искра (Маргисон).
Читайте также: