Материалы для дефектолога в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Дефектология в детском саду – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику. Дошкольный педагог-дефектолог - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребёнка.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии.

В разделе сайта дефектологу детского сада содержит много интересных публикаций для дефектолога на разные темы:

  • Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
  • Инклюзия как реализация права детей с ОВЗ на образование в детском саду
  • Пальчиковая гимнастика по лексическим темам для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи
  • Индивидуальная работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в детском саду
  • Рабочая программа коррекционного обучения
  • Использование сенсорных панно в предметно-практической деятельности младших дошкольников с нарушением зрения
  • Использование зрительного тренажёра в работе с детьми с ограниченными зрительными возможностями
  • Рекомендации дефектолога по развитию связной речи у детей с нарушением слуха
  • Организация специальных условий для получения образования детей с ЗПР с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми ЗПР по развитию концентрации и устойчивости внимания
  • Методический материал по развитию детей с ЗПР в детском саду

Дефектолог - это коррекционный педагог, совмещающий в своей работе медицину и психологию. Он самый первый из всех специалистов замечает и диагностирует любые отклонения от нормы в развитии ребёнка и начинает работу с ними.

Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а её содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. В отличие от детского сада в общеобразовательной школе педагоги-дефектологи встречаются намного реже, так как они работают в основном в специализированных школах, с детьми с ОВЗ. В общеобразовательной школе с детьми работают в основном логопеды и психологи.

При обследовании дефектолог в детском саду, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребёнка и его причины. Если ребёнок переведён из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физкультуры, руководитель музыки.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Навигация по материалам, размещенным в социальных сетях

Нарушения

Картотека

Картотека "Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи"

Игры предназначены для детей дошкольного возраста, направлены на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю.

Цель игры: Развитие чувства ритма у детей, а также автоматизация звуков.

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом.

Диагностические методики, используемые учителем – дефектологом для обследования детей школьного возраста

Диагностические методики, используемые учителем – дефектологом для обследования детей школьного возраста

Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методическая разработка развития речи неговорящих детей от 1 года до 6 лет

Методическая разработка развития речи неговорящих детей от 1 года до 6 лет

К средствам развития речи детей можно отнести любую деятельность, которую направляет, планирует и которой руководит взрослый.

МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития

МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития

Как ребенка 2-3 лет учить понимать обращенную речь?

Как ребенка 2-3 лет учить понимать обращенную речь?

Малышу 2-3 года, а он не понимает обращенной речи? Именно такие дети младшего возраста стали поступать в дошкольное учреждение.

Нарушения речи у детей дошкольного возраста

Нарушения речи у детей дошкольного возраста

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба.

Развитие понимания речи у дошкольников, имеющих выраженные нарушения развития

Развитие понимания речи у дошкольников, имеющих выраженные нарушения развития

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Рабочая программа курса психокоррекционных занятий. 1–4 классы

Рабочая программа курса психокоррекционных занятий. 1–4 классы

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.

На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Методика устранения заикания по Арутунян

Методика устранения заикания по Арутунян

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.

Примерное тематическое планирование индивидуальной работы при заикании

Примерное тематическое планирование индивидуальной работы при заикании

План составлен на основании результатов логопедического обследования.

Артикуляционный массаж в комплексной системе преодоления заикания

Артикуляционный массаж в комплексной системе преодоления заикания

Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.

Схема обследования ребенка с заиканием. Речевая карта

Схема обследования ребенка с заиканием. Речевая карта

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.

Обследование детей с заиканием

Обследование детей с заиканием

Обследование детей с заиканием проводится нейропсихологом и речевым терапевтом.

Профилактика заикания

Профилактика заикания

В появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое.

Логопедический массаж при заикании

Логопедический массаж при заикании

Заикание у детей – это серьезная проблема, на которую родители должны вовремя обратить внимание и предпринять соответствующие меры.

Виды дыхательной гимнастики при заикании

Виды дыхательной гимнастики при заикании

Логоневроз или же заикание представляет собой разновидность расстройства речи, которое препятствует беглому произношению слов.

Школа семи гномов. День и ночь. 0-1 года

Школа семи гномов. День и ночь. 0-1 года

Книга "День и ночь" развивающей серии "Школа семи гномов" познакомит малыша с понятиями "день", "ночь".

Школа семи гномов. А это какого цвета? 0-1 года

Школа семи гномов. А это какого цвета? 0-1 года

Книга "А это, какого цвета?" из серии "Школы семи гномов", рассчитана на деток от полугода, в этот период они с удовольствием рассматривают яркие и крупные изображения, а позднее отличают предметы разных цветов.

Конспекты, методички, упражнения, видеоматериалы, презентации — всё, что экономит время. Ловите проверенные ссылки от экспертов образовательного центра “Каменный город”.

Логопедия

Мощный логопедический портал. Конспекты занятий, учебно-методические статьи, полезные материалы, живой форум, статьи экспертов.

Сайт для логопедов, родителей детей дошкольного возраста и начальных классов, для родственников людей, перенесших инсульты, приведшие к афазии. Полезен статьями, книгами, литературой.

Кроме конспектов занятий, учебно-методических статей и других полезных материалов для логопедов и родителей, интересен актуальными новостями отрасли и профессиональными конкурсами.

Подробно раскрыты проблемы развития речи детей, начиная с раннего возраста. Приведены методы и приёмы постановки звуков.

Дефектология

Материалы о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Простым языком описываются развивающие игры, есть возможность участия в форуме.

Практика и теория от дефектологов и логопедов. Много наглядного материала, презентаций, конспектов для школьников и дошкольников, удобный каталог статей.

Развивающие игры для детей c нарушениями развития и аутизмом. Материалы и пособия для родителей.

Для учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-предметников, администрации учреждений образования, родителей учащихся. Есть различные учебные программы, диагностические материалы, специальная литература.

  • Нарушения слуха
  • Нарушения зрения
  • Нарушения речи
  • Нарушения ОДА
  • РДА
  • ЗПР
  • Интеллектуальные нарушения

Всегда под рукой

Библиотека

Сенсорное и сенсомоторное развитие

Нормализация ведущей деятельности

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005

Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:

Задержка психического развития

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982

2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001

6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004

8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007

10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005

11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006

1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

4. Никольская О. С. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007

3. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной М: 2004

4. Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991

5. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л.И. Плаксиной, Калуга, 1998

1. Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

4. Королевская Т.К. , Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей Владос, 2005

5. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха Леонгард Э.И. М:Агенство Образовательного Сотрудничества 2009

8. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991

2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001

Читайте также: