Математика в изодеятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Хромчихина Алла Владимировна

Населенный пункт: Московская область, город Химки

Одним из направлений моей работы являются нетрадиционные техники рисования, и эту технологию я применяю на занятиях по ФЭМП.

Математическое развитие детей дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития. Математика – особый язык описания окружающего мира. Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование элементарных математических представлений возможно только при условии целенаправленной деятельности взрослых с ребенком в специально созданной математической среде.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Формирование у ребенка математических представлений легче происходит, если занятия проводятся в нетрадиционной форме, в процессе которых легче усвоить весь объем знаний и умений, овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. В процессе пользования нетрадиционными техниками рисования у детей совершенствуется наблюдательность, чувственно - двигательная координация, дети знакомятся с новыми материалами и способами их использования, в ходе занятия у детей воспитываются нравственно - волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности и т.п.

Математика может превратиться в оригинальную, если применять в НОД детей нетрадиционную технику рисования, потому что в этих способах изображения нет сложного задания и строгого контроля. Они достаточно просты по технологии. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Их применение делает занятие по ФЭМП более свободным, радостным, успешным. Считаю, что тема достаточно актуальна, интересна и востребована. Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе.

Нетрадиционное рисование в формировании элементарных математических способностей помогает решить следующие задачи:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Задачи нетрадиционной техники художественно-эстетического развития:

-Учить слушать задания и правильно выполнять их;

-Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь;

-Развивать мелкую моторику;

-Развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;

-Повышать зрительно-двигательную активность;

-Способствовать снятию напряжения перегрузки детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности;

При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В использовании нетрадиционного рисования по ФЭМП есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждый приём решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Поэтому, активное использование нетрадиционного приёма рисования является одним из важных условий развития детей по ФЭМП. Нам интересно было найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогли добиться хороших результатов. Так как наша дополнительная образовательная программа имеет приоритетом ФЭМП, то и нетрадиционные приёмы рисования в своем содержании обязательно несут задания по ознакомлению с геометрическими фигурами, расположением предметов в пространстве, количественным счетом.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (нанасят отпечаток) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

В этом направлении мы работаем несколько лет и можем с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Это видно по результатам диагностики.

Использование нетрадиционных техник рисования на математике позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Техник использования нетрадиционного рисования в математике много, например:

рисования пальчиками и ладошками – это самый простой способ получения изображения. Ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Есть много разных приемов рисования пальчиками или ладошками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, или стараться придать рисунку форму того или иного предмета. Мы используем следующие техники:

Техника рисование печатью,

Печать воздушным шариком,

Рисование ватными палочками,

Печать мятой бумагой, поролоном, ластиком,

Печать овощами, пробками - детям очень нравится эти способы рисования предметов и применения их в математике. Обмакиваем предмет в краску и ставим им отпечаток на бумаге. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет. Нарисованные предметы дети используют при счете, для решения задач, сравнении предметов, ориентировке в пространстве и т.д.

Задание: Нарисовать на нижней полосочке шариков больше, чем на верхней (используем отпечаток воздушным шариком, опускаем его в краску и делаем нужное количество предметов)

Задание: нарисовать дом (высокий – низкий), дорожку ( длинную - короткую или ленточку) Техника рисования: Оттиск картоном (Рисуется маленькими кусочками картона.)

Таким образом, мы закрепляем пройденный материал: высокий, низкий, длинный, короткий.

Задание: Напечатать листья на дереве (закрепляем навык счета, делаем отпечаток ягод пробкой или печатью с использованием овощей (кол-во предметов по заданию)

Задание: Нарисовать веточку ватными палочками.( с определённым количеством палочек)

Задание: На короткую нить прикрепить 7 листочков, на длинную 10

( отпечаток листочка на пластилине) Сколько листьев на двух нитках?

Задание: (на ориентировку в пространстве, используем) В правом верхнем углу 3 шарика, в левом нижнем 1 шарик, в левом верхнем 7 шариков, в правом нижнем 5. Задания могут быть различные.

Математика и рисование нетрадиционными методами очевидна и несложна. Вместе с просьбой выполнить то или иное задание по рисованию делается акцент на либо форму изображаемых предметов, либо их количество, либо расположение.

Занятия в нетрадиционной форме помогли нам повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас, кругозор, закрепить навык рисования нетрадиционным способом.

Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте на занятии по ФЭМП, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить рисование, а также сохранить интерес к математике через изобразительную деятельность на долгие годы.

В ходе такой работы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и, кроме того: художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность.

Математическое развитие дошкольника-это развитие умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом);

Осознанное овладение элементами математического знания возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность дошкольника- форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. (О. В. Дыбина "Детская деятельность в образовательном процессе")

Изобразительную деятельность составляют :

В процессе рисования, лепки и аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Создавая изображения ребенок осмысливает качество воспроизводимого предмета, запоминает характерные особенности. Включение в работу нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Совместная математическая и изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, внимания и усидчивости.

Лепка- придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Аппликация- (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы : кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности : их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и пластилина, изготовления сложных игрушек – требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.

Безопасность жизнедеятельности. Консультация для педагогов ДОУ. В современном мире никто не застрахован от ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Математическое мышление в изобразительном искусстве Автор: Родина Наталия Ник.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Математическое мышление в изобразительном искусстве Автор: Родина Наталия Ник.

Цель презентации: Показать взаимосвязь математики и изобразительного искусств.


Математические понятия и их применение в изобразительном искусстве 1. Линия.

Математические понятия и их применение в изобразительном искусстве 1. Линия 2. Форма 3. Геометрические фигуры 4. Перспектива 5. Симметрия 6. Пропорция 7. Золотое сечение

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластич.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.


Линия – средство выразительности Линия – основа в рисовании, это средство вы.

Линия – средство выразительности Линия – основа в рисовании, это средство выразительности в изобразительном искусстве. Линией можно нарисовать простой рисунок и трехмерное пространство. Она может делать из пространства глубину, показать объем.





Геометрия пейзажа: сила линии, перспектива линейная и воздушная

Геометрия пейзажа: сила линии, перспектива линейная и воздушная

Перспектива в изобразительном искусстве

Перспектива в изобразительном искусстве

 Разновидности перспективы

Рэй Моримура (1948г.р.) приверженец строгой геометрии — его работы выделяют т.

Рэй Моримура (1948г.р.) приверженец строгой геометрии — его работы выделяют точные, математически выверенные линии, из которых выткано полотно рисунков. Гравюры Рэя - в основном, пейзажи. Это не зарисовки с натуры, Рэй не стремится воспроизвести точный ландшафт, его интересует образ, форма, цвет, текстура. Геометрия пейзажей, Чистота и лаконичность японского художника Рэя Моримуры.

Геометрия натюрморта – построение композиции, линия, симметрия, форма изображ.


Симметрия и пропорция в портретном жанре Для изображения портрета необходимо.

Симметрия и пропорция в портретном жанре Для изображения портрета необходимо использовать математические знания о деление на части, понятии симметрии и пропорции и просто не обойтись без форм и линий. Это доказывает, что между изобразительным искусством и математикой существует тесная взаимосвязь.

Математические основы в портретном жанре – симметрия и пропорция

Математические основы в портретном жанре – симметрия и пропорция

Пропорция и симметрия – основы рисования портрета человека, дающие красоту из.

Пропорция и симметрия – основы рисования портрета человека, дающие красоту изображаемому объекту.

Абстракционизм в изобразительном искусстве (линия, форма, цвет) Кандинский В.

Абстракционизм в изобразительном искусстве (линия, форма, цвет) Кандинский В.В. Пит Мондриан – голландский художник

Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из круп.

Золотое сечение в изобразительном искусстве

Золотое сечение в изобразительном искусстве

Занятия математикой с малышами 4-5 лет, что должен знать ребенок

Ребенка в возрасте 4-5 лет понемногу необходимо подготавливать к школе. Математика один из базовых предметов в школе, успеваемость по этому материалу может повлиять на достижения в других предметах в дальнейшем.

Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?

Ребенок четырех-пяти лет должен:

  • Знать элементарные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
  • Уметь считать до десяти и узнавать на глаз цифры от нуля до девяти.
  • Уметь расставлять цифры от одного до пяти как по порядку, так и в обратной последовательности.
  • Ориентироваться в расположении предметов: где право, лево, верх, низ, перед, зад.
  • Знать и различать время суток и времена года.
  • Учиться правильно писать цифры.
  • Уметь сравнивать: что больше, что меньше, а что поровну.
  • Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий.


Ребенок занимается в саду

Важно! Ребенок, а тем более дошкольник, будет лучше воспринимать процесс обучение, если превратить его в детскую игру. Во время игры ребенок активнее, внимательнее к материалу и веселее.

Методы и периодичность проведение занятий с малышами

Существуют четыре метода обучения детей дошкольного возраста.

Один из распространенных методов проведения занятий — демонстрационный метод. Методическим приемом демонстрационного метода считается показ. Но при показе необходимо соблюдать ряд требований:

  • краткость;
  • четкость;
  • выразительность речи;
  • согласованность действий и слов.


Математика в ДОУ

Детское образное мышление очень развито в возрасте 4-5 лет, поэтому данный метод часто используется в дошкольных учреждениях. Этот метод требует наличия демонстрационного материала:

  • картинки;
  • карточки;
  • мультфильмы;
  • игрушки;
  • живой материал: листья, ракушки, шишки, фрукты;
  • слайды и другое.

Дополнительная информация. Существует множество пособий, литературы, которые могут помочь в обучении родителям и ребенку, например, такие авторы, как Е. Бортникова, К. Шевелев, Л. Петерсон, Е. Колесникова, Л. Маврина и т.д. помогут юным математикам лучше усвоить материал.

Следующий метод – практический. Единственное условие — малыш должен самостоятельно выполнять задания. Благодаря этому методу ребенок сможет применять приобретённые навыки в окружающем его мире.

Словесные методы — никто не отменял простое разъяснение дошкольнику. Всевозможные беседы, пояснения, приведение примеров, а также вопросы.

Игровой метод — это один из часто используемых приемов обучения в детских садах. Выше уже было отмечено, что с помощью игр ребенку легче освоить нелегкую для него тему. Но также данный метод формирует у ребенка творческое мышление и развивает воображение. Сюда можно включить игры, как коллективные, так и индивидуальные, распределение по ролям, воображаемые сюжеты, ситуации, требующие того или иного решения.

Обратите внимание. Каждый из этих методов не может существовать самостоятельно. Они должны пересекаться или вытекать друг из друга.

Если рассматривать периодичность, то при проведении занятий по математике для детей 4-5 лет, необходимо учитывать, что педагоги рекомендуют 10 уроков в неделю по 15-20 минут. Не нужно перегружать ребенка.

Что поможет дошкольникам в изучении математики?

Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:

  • детские игры с математической тематикой;
  • демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
  • упражнения в тетрадях и т.д.


Некоторые предметы использовались всегда и являются рабочими методическими приемами.

Карточки по математике

Один из самых распространенных дидактических материалов — карточки, в данном случае это математические карточки.

Их можно купить, распечатать на компьютере или сделать самим из обычного белого картона, который продается в любом детско-развлекательном или канцелярском отделе, и изобразить на них цифры и соответствующее количество фруктов, мишек, геометрические фигуры.

Обратите внимание. Математические карточки познакомят дошколят с миром математики в легкой и непринужденной форме и покажут, как выглядят цифры.

Интерактивные игры — тренажеры

Математика для малышей 4-5 лет предполагает игровой метод обучения. Он включает в себя использование интерактивных игр – тренажеров. Помогут развить:

  • интерес к математике;
  • желание проходить больше игр с математическим содержанием;
  • внимательность;
  • логику.

Интерактивные игры можно найти в виде специальных тетрадей в канцелярских магазинах или в виде приложений в телефоне, на компьютере в режиме онлайн.

Игры с пальчиками

Хорош этот дидактический материал тем, что он всегда под рукой. Не нужно что-то придумывать, а просто сесть с ребенком и посчитать. Целью таких игр является научить ребенка счету, используя подручный материал.

Обратите внимание. Чередование в процессе обучения этих методических приемов положительно повлияет на желаемый результат.

Развивающие игры

Развивающих игр по математике для 4-летних детей много. Например,

Дидактический материал в изучении элементарной математики

Дидактический материал – это вид наглядного методического пособия, карточки, таблицы, графики, стенды, раскраски, тетради, растения, животные. Их можно приготовить самому или приобрести в магазинах, но цель останется неизменной:

  • обучение счету и грамоте;
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • развитие речи.


Карточки по математике

Математика для детей 4-5 лет будет намного эффективнее и интереснее, если использовать дидактический материал.

Математика для дошкольников 4-5 лет это совершенно новый занимательный мир. Материал поможет разобраться, с чего начать, на что обратить внимание. Используя выше прочитанное, любовь и капельку терпения, можно добиться необходимых для ребенка результатов.

Читайте также: