Математика одна из самых сложных школьных дисциплин

Обновлено: 08.07.2024

Математика требует понимания, практики и систематизированных знаний.

Основными проблемами учащихся при подготовке к ОГЭ по математике являются:

-сложность самой математики как науки;

- возрастные особенности учащихся 9 класса;

-количество заданий, (соответственно, значительно возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5–6 классов, алгебру и геометрию).

Причинами низких результатов тестирования при сдаче ОГЭ по математике можно назвать:

– недостаточная самоподготовка обучающихся по математике дома;

– слабый контроль со стороны родителей;

– излишняя самоуверенность на экзамене;

– допущение вычислительных ошибок;

– у обучающихся слабые навыки самоконтроля.

Причины, мешающие подготовке к экзамену:

- низкий уровень вычислительных навыков;

- слабая развитость понятий и определений, знание формул;

Причины эти появились не в выпускном 9 – ом классе, а гораздо раньше и повлияли на школьную успеваемость в целом, а не в данном конкретном случае.

Особенности учебной деятельности каждого ученика связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией.

По мере усложнения материала увеличивается степень непонимания, отсутствие интеллектуальных действий становиться все более заметным и постепенно приводит к негативному отношению к математике и учебной деятельности в целом. Как следствие, появляется неуверенность в своих силах. Такие ученики очень неохотно работают у доски и, даже правильно выполнив задания, сомневаются в ответе. Естественно, если не предпринимать мер по устранению данной проблемы, неуспеваемость только будет прогрессировать и сдать экзамен в формате ОГЭ таким детям крайне сложно.

Поэтому, крайне важно вовремя выявлять таких учеников и с помощью индивидуального подхода, индивидуальной работы с каждым учеником активировать недостающие интеллектуальные действия.

Другая группа учеников, среди которых много прилежных и ответственных, с ярко выраженной мотивацией овладевает программными знаниями по математике формально.

Проблема состоит в том, что такие ученики заучивают учебный материал без достаточного понимания и не умеют использовать полученные знания для объяснения явлений окружающей действительности.

При этом они абсолютно равнодушны к тому, что изучают, у них отсутствует интерес к теоретическому содержанию математики, выполнению тех или иных задач. Такие ученики быстро забывают выученный материал, путают алгоритмы, способы решения задач и даже не пытаются вникнуть и приложить определенные умственные усилия. Такое обучение ничего не меняет ни в их мышлении, ни в восприятии окружающей действительности. И отношение к экзамену по математике в формате ОГЭ у таких учащихся чисто – формальное. Главное, сдать экзамен для порядка, для оценки, для родителей.

Для такой группы учеников, особенно в первые годы школьного обучения крайне важно сформировать виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета математики, что приведет к правильному, неформальному усвоению основ данного предмета и позволит перестроить все познавательные процессы.

Формирование нового мышления, тренировка логической памяти, упор на нестандартные задания позволят, в свою очередь, поменять отношение учеников к учебному процессу и отношению к окружающей действительности.

Как бы мы не делили учащихся на разные группы, залог успеха любого экзамена - любовь к предмету.

Научить детей любить математику!

Математика – наука интересная и сложная, это дверь и ключ к другим наукам, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной.

Возрастание роли математики в современной жизни привело к необходимости быть математически грамотным человеком:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

“Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного”. (Аристотель)

Моя задача - увлечь, привить интерес, сформировать понимание красоты и изящества математических рассуждений.

А самое главное – сделать надлежащие выводы и не допускать повторения ошибок.

Начиная с 5-ого класса развивать логическое мышление, формировать умения обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать математическую интуицию, раскрывать механизмы логических построений и формировать вычислительный навык.

И тогда следующее поколение девятиклассников придет к экзамену по математике более подготовленным, более позитивным и более успешным по всем показателям.


Материалы по математике не усваивают больше половины российских школьников. Многие пятиклассники испытывают сложности даже с вычитанием и сложением. Таков итог многолетнего анализа почти 300 000 заданий по математике. Их выполняли ученики 5 – 9 классов из 62 регионов России. Выводы исследователей не удивили как самих учеников, так и их учителей и родителей. Почему этот классический и обязательный предмет перестал поддаваться современным школьникам – проанализировала корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич .

Математика в школе последние годы считается одним из самых каверзных, а для кого-то и ненавистных предметов. Исследования школьных работ показали: почти половина школьников 5 – 9 классов делает ошибки по ключевым темам каждого звена. Они просто не понимают эти темы, запускают их, а дальше как снежный ком копятся пробелы. Математика, если ею не заниматься поступательно, ошибок не прощает, говорит директор столичной школы №67, руководитель авторских курсов для учителей математики, народный учитель России Леонид Звавич.

ЗВАВИЧ: Математика – предмет непростой. Там нужно иметь навыки. Например, вот в физике или химии, при всем уважении к этим предметам, там можно выучить один параграф и на тройку ответить. В математике такая штука не пройдет. В ней нужны знания прямо с 1 класса и до конца. Систематические знания. Если чего-то не знаешь, то обязательно “напорешься”. Это трудный предмет.

Резкий спад в знаниях, говорят педагоги, происходит в момент, когда дети переходят из начальной школы в среднюю. Если с 1 по 4 классы школьники неплохо осваивают математические азы, то в 5 классе картина меняется. Разделение предметов, смена педагогов и переход на более высокие требования – и, как результат, начинают страдать алгебра и геометрия, замечает учитель математики школы №57 города Москвы Наталья Сопрунова.

СОПРУНОВА: В 5 классе образуется большой провал. Связано это не столько с тем, что чего-то не знают, а с тем, что становится очень скучно, что опять идёт повторение начальной школы, и начинается очень сильный откат в мотивации.

Хорошие показатели – у тех учителей, которые используют нетипичные подходы к усилению мотивации у школьников в изучении математики. Наталья Сопрунова – одна из тех столичных педагогов, у которых все ученики имеют 4 и 5 по этому предмету. Вне зависимости от изначальных данных. Все это, признается педагог, благодаря особой авторской программе.

СОПРУНОВА: Она действительно ориентируется именно на многоуровневую мотивацию, на то, что у детей в классе – разные возможности, разный уровень, и всем надо дать возможность развиться в каждой задаче, в каждой теме. Но она именно для того, чтобы мотивация все больше росла, а не уменьшалась. Нельзя объяснить им, что надо решать задачи только потому, что так положено. Нужно, чтобы это было современно и интересно.

Ребенка важно научить видеть, понимать и признавать свои проблемы. В этом должны помочь родители. А устранять пробелы в знаниях – задача педагогов, уверен Леонид Звавич. И для этого учитель математики должен обладать особыми знаниями.

ЗВАВИЧ: Чтобы преподавать математику, нужны 2 основных качества: понимать математику и понимать, что в ней можно не понимать. Я предлагал публично, чтобы ЕГЭ по математике студенты пединститута преподавали еще два раза – на 1 и 2 курсах. Это было бы для них очень полезно. И это бы им засчитывали как один из экзаменов сессии. Они были бы “в тонусе”, как говорится.

Гаджеты, калькуляторы и общие разговоры из серии “кому нужны эти счеты в столбик”, безусловно, тоже сделали свое темное дело. Интерес к точным наукам, особенно в среде выраженных гуманитариев, пропал. Тем более что в ЕГЭ есть сейчас 2 уровня: “высокий” – для тех, кто в дальнейшем идет в точные науки, и “базовый” – для всех, кому нужно продемонстрировать элементарные знания по предмету. И, как говорят учителя, таких, кто бы не справился с элементарными вариантами, нет. Но это, увы, показатель не уровня знаний, а лишь натренированности на сдачу экзаменов.

Популярное

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Сколько бы Байден ни изучал возможности помощи Украине, это ничего не меняет, потому что военная помощь полноценная оказана не будет, об этом они говорят уже почти 10 лет. Как начали говорить с момента крымской операции, что "воевать мы не будем", так до сих пор как заклинание повторяют. А если они воевать не будут, то любая военная помощь – это мертвому припарки.

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: США оказались в безвыходном положении. Для того чтобы решить внутренние проблемы, им надо одержать большую внешнеполитическую победу и вернуться в ситуацию хоты бы 2010 года, а лучше конца 90-х. А как это сделать? И фактически военный кризис для них – очень рискованный, но последний шанс.

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: У нынешних западных элит есть такая особенность – они сначала цинично раскручивают пропагандистскую кампанию, а потом на определенном этапе сами начинают в это верить. Это чисто актерская вещь. Они вошли в роль. Актер вошел в роль и не успел из нее выйти.


Будущие студенты филфака спят и видят, когда же закончится эта сложная школьная математика. Но задачи, формулы и уравнения могут ставить в тупик и тех, кто мечтает о техническом образовании. Создатели образовательного проекта MindSet объясняют, как может помочь репетитор и что такое правильная подготовка к ЕГЭ.

Бывает так, что хорошист или отличник решает профильный ЕГЭ по математике на 50 баллов из 100. Такой школьник может знать, что синус — это из тригонометрии, но что это такое и зачем он нужен, не скажет. Возникает закономерный вопрос: как такое возможно? Неужели сегодня в школах совсем не учат математике? Для ответа на этот вопрос попробуем разобраться, что такое профильный ЕГЭ по математике.

Анна Финько, 92 балла (матфак ВШЭ)

Уровень сложности профильного ЕГЭ по математике можно описать так: абитуриент, который хорошо справляется со всеми заданиями, сможет достойно учиться на первом курсе такого сильного факультета, как мехмат МГУ. Этот экзамен составляли профессиональные математики для того, чтобы иметь возможность отменить дополнительные вступительные испытания и не бояться, что половина первого курса будет отчислена после первой сессии.

Профильный ЕГЭ — это совсем не тест на умение решать типовые задачи по шаблону, как принято говорить про экзамены такого формата, а объективное тестирование уровня знаний. Очевидно, что основная задача школы — передача тех самых знаний. А задача школьного курса математики — научить математике. Что же во всей этой истории не так?

Почему математика может быть сложной

Основная сложность состоит в специфике математической науки, главное в которой не столько знания, сколько умение: умение решать нестандартные задачи, то есть задачи, которые вы до сих пор ещё не встречали. Обычная школа из-за объективных ограничений (например, большого числа учащихся в классе и разного уровня их подготовки) учит решать только стандартные задачи, которые и составляют те самые 50% заданий ЕГЭ, с которыми справляются отличники. Важно знать, что эта половина заданий (умеренной сложности) существует по сути просто для того, чтобы выпустить человека из школы, а все остальные (сложные) — чтобы поступить в хороший университет.

Маша Лысак, 84 балла (МГТУ им. Баумана)

Получается, чтобы по-настоящему преуспеть в математике, нужно заниматься решением задач и вне школы. Это может быть затруднительно по нескольким причинам.

Редкий школьник может самостоятельно разобрать материал обычного учебника по математике. Это нормально, ведь математический текст — это не роман! Поэтому, чтобы восполнить недостаток теоретических знаний, обычно в дело вступает репетитор. Но нужно быть готовым к тому, что занятий по три часа в неделю даже целый год, пусть и с самым лучшим репетитором не хватит, чтобы научить решать задачи.

Несложно подсчитать, что в школьной программе больше 1000 часов алгебры и геометрии. А у репетитора есть где-то три часа в неделю. Несмотря на большой багаж знаний и умение доходчиво объяснять, времени объективно не хватает. Поэтому каждый репетитор пытается выжать максимум: на занятии он сам объясняет теорию и сам решает демонстрационные задачи, чтобы вместить их побольше.

Ученику делегируется самое сложное — решать самостоятельно дома. Что происходит дальше? Ученик приходит домой, честно садится решать домашку, ответственно открывает тетрадь и внезапно осознаёт, что ничего не понимает. Какие у него варианты? Чаще всего — дождаться следующего занятия. Конечно, занятия с репетитором будут действительно плодотворными, если ему не придётся вмещать весь школьный курс математики с седьмого класса в один год занятий по три часа в неделю.

Как понять идёт математика или нет, если в школе получаешь одни пятёрки

В нашей школе мы проводим независимое бесплатное тестирование, определяющее уровень подготовки по всем ключевым темам математики с седьмого класса. По нашим наблюдениям, одиннадцатиклассник (даже хорошист из маткласса) в незнакомой ситуации использует не более 30% базового материала. Это очень низкий показатель.

Если математика у вас объективно не идёт, например, в девятом классе, не стоит откладывать решение этой проблемы до начала выпускного года

Это приведёт к большой загруженности. Самое правильное (как везде и всегда) — не запускать. Грамотный репетитор может дать очень многое, если ему не придётся вмещать всю 1000 часов школьной программы в три часа за один год.

Если времени остаётся совсем мало, нужно найти способ много и эффективно практиковаться в самостоятельном решении задач. Лучшие репетиторы это прекрасно понимают, но самостоятельную работу они не могут контролировать, поэтому прогресс, как правило, очень медленный.

Для эффективного изучения математики на любом уровне важно

1. Материалы

Стоит использовать теоретические материалы из одного источника, в них должна входить вся программа 6-11 класса. Поверьте, теории не так много! Одни квадратичные функции на два года растянуты. В то же время, задачи на проценты в последний раз решаются систематически в шестом классе.

Без чёткого плана начинается паника как у репетитора, так и у школьника. Начинается бездумное прорешивание вариантов и кажется, что ни на что не хватает времени.

3 Самостоятельная работа, которую кто-то проверяет после

Важно понимать, что знание математики — это умение решать задачи, а развитие этого умения требует практики и поддержки. Например, в нашей школе с учеником работает команда из репетитора, куратора и обучающей IT-среды. Заниматься нужно много, но без этого никуда, поэтому выпускнику нужна поддержка.

И конечно, важно не забывать, что подготовка к ЕГЭ или любому другому стандартизированному экзамену не должна противоречить полноценному освоению базы и получению картины предмета.


Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются:

  1. сложность самой математики как науки. Математика — один из предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся;
  2. психофизиологические возрастные особенности учащихся 9 класса. Особенность девятого класса заключается в пересечении возрастных черт — подростковых и юношеских [7].

Следует отметить колоссальное умственное и психическое напряжение, ярко выраженную мотивацию, ответственность за результат и серьезность при подготовке к экзамену. Причем, это проявлялось не только у успешных девятиклассников, собирающихся продолжить образование, но и у другой группы учеников, которые к началу 9 класса окончательно потеряли всякую ориентацию в алгебре и геометрии, давно уже не понимающие, о чем говорят и чего от них требует учитель.

Причинами низких результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать:

– недостаточная самоподготовка обучающихся по математике дома;

– слабый контроль со стороны родителей;

– излишняя самоуверенность на экзамене;

– допущение вычислительных ошибок;

– у обучающихся слабые навыки самоконтроля.

Учитывая неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в знаниях:

1) психологическая помощь выпускникам по подготовке к ОГЭ, памятка выпускнику;

2) работа с родителями, выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы;

3) повторение основных теоретических вопросов курса математики (5–9 классы);

4) практические занятия по материалу повторения;

5) решение заданий ОГЭ (работа в парах, группах, индивидуальные консультации).

Учитывая ошибки, допущенные на пробном экзамене, разработан индивидуальный план занятий с учащимися класса по отдельным темам [1].

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к экзамену:

Первый принцип — тематический.

Разумно выстраиваю подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий второй части. Если они не умеют, показываю ученикам, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на кухне и т. д. [5].

Второй принцип — логический.

Третий принцип — тренировочный.

Готовлю различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).

Четвертый принцип — индивидуальный.

Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.

Пятый принцип — временной.

Помогаю детям распределить темы подготовки по дням.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

– пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

– внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Шестой принцип — контролирующий.

Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся — залог успешной сдачи ОГЭ [3].

При подготовке к экзамену необходимо отрабатывать вычислительные навыки и знание теоретического материала. С этой целью использую различные приемы:

– работа в парах (при заучивании математических формул, заучиваем первые 3–4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10–12 формул на тему);

– использование опорных конспектов;

– работа с тренажерами (презентация с подробным решением задания);

– разноуровневые зачетные работы.

Предлагаю учащимся и использую сама ресурсы сети Интернет: сайт Ларина, сайт Незнайка, решу ОГЭ. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ [2].

Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях были даны рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде листовки [6].

Сложно подготовить обучающихся к ОГЭ, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Хорошо зная свой предмет, объясняя и любя его и своих учеников, обязательно сможете подготовить их к экзамену.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, экзамен, класс, математик, подготовка, предмет, принцип.

Похожие статьи

Некоторые аспекты эффективной подготовки будущих учителей.

Эффективная подготовка требует целенаправленной работы по приобщению будущих учителей

— математика как наука и как учебный предмет

высшая математика, студент, математик, математическое образование, класс, конспект, досрочный письменный экзамен.

ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень.

- проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ

- определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие

Особенности преподавания математики в среднем.

Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять

Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.

Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией.

Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики.

Этот метод подразумевает работу учеников, разбитых в группы.

математика, начальные классы, методы обучения, успеваемость, игра, преподаватель, ученики.

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки.

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений.

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы и

Внеклассная работа по математике в 6–8 классах.

В числе обязательных предметов при сдаче государственного экзамена стоит математика.

Концепция профильного обучения математике

А для учеников, чья будущая профессиональная деятельность, так или иначе, будет связана с математикой, знание данного предмета и успешная сдача профильного экзамена просто необходимы. При правильной подготовке сдать ЕГЭ по математике может каждый.

Метод кейсов в процессе обучения математике

Задания для практического кейса по математике зачастую направлены на индивидуальную работу обучающихся. Они требуют определённых временных затрат. Их можно рассматривать в классе или предлагать решение на дом.

Элективные курсы в системе школьного математического.

Подобный элективный курс будет способствовать как подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике, так

Похожие статьи

Некоторые аспекты эффективной подготовки будущих учителей.

Эффективная подготовка требует целенаправленной работы по приобщению будущих учителей

— математика как наука и как учебный предмет

высшая математика, студент, математик, математическое образование, класс, конспект, досрочный письменный экзамен.

ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень.

- проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ

- определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие

Особенности преподавания математики в среднем.

Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять

Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.

Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией.

Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики.

Этот метод подразумевает работу учеников, разбитых в группы.

математика, начальные классы, методы обучения, успеваемость, игра, преподаватель, ученики.

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки.

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений.

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы и

Внеклассная работа по математике в 6–8 классах.

В числе обязательных предметов при сдаче государственного экзамена стоит математика.

Концепция профильного обучения математике

А для учеников, чья будущая профессиональная деятельность, так или иначе, будет связана с математикой, знание данного предмета и успешная сдача профильного экзамена просто необходимы. При правильной подготовке сдать ЕГЭ по математике может каждый.

Метод кейсов в процессе обучения математике

Задания для практического кейса по математике зачастую направлены на индивидуальную работу обучающихся. Они требуют определённых временных затрат. Их можно рассматривать в классе или предлагать решение на дом.

Элективные курсы в системе школьного математического.

Подобный элективный курс будет способствовать как подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике, так

Читайте также: