Математический театр в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Цель проекта: развитие умственных, познавательных способностей средствами эстетического воспитания.
Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи:
- Используя театрализованную постановку закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
- Изучить потребности и желания детей в выборе темы (сказки) для театрализованной постановки.
- Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.
- Развить творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки.
- Привлечь всех участников образовательного процесса к реализации проекта.
- Закрепить сформированность представлений о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира.
- Использовать специфику театрализованной постановки как образовательной технологии (Спектакль интерактивный: дети-актеры, дети-зрители, активные участники)
- Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.
Деятельность была рассчитана на 6 месяцев
Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность детей и педагога:
1-ый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
Работа над проектом началась в начале учебного года с детьми средней группы.
2-ой шаг: совместное определение детьми и воспитателями цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
Целью проектной деятельности стала постановка спектакля по математической сказке.
3-ий шаг:
- планирование деятельности при возможном участии взрослого как партнера;
- определение средств реализации проекта.
Дети, при активном участии воспитателя планируют свою деятельность по работе над спектаклем:
- Воспитатель при участии детей составляет сказку по материалам занятий по математике, обозначают героев;
- создают эскизы декораций и костюмов для главных героев сказки (учитывая цвет, внешние атрибуты костюмов);
- изготавливают объёмный макет по числам из подручных материалов,
- разучивают роли, песни, танцы;
- изготавливают отдельные атрибуты к костюмам;
- итогом будет показ спектакля.
В ходе реализации задуманного, взрослыми и детьми группы, был сделан вывод, что для достижения лучшего результата необходимо привлечь детей других групп, родителей, старших братьев, сестер, а также сотрудников детского сада.
4-ый шаг: выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижения договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.
Подготовка и постановка спектакля прошла через все виды деятельности:
- на занятиях по формированию элементарных математических представлений в течение года дети познакомились с числами, цифрами в разных шрифтах, получили представление о тесной связи чисел с окружающим миром, проявлениях чисел в жизни природы и окружающем мире;
- в течение года закреплялись понятия о геометрических фигурах, величинах, цветах;
- создали план-схему подготовки к театральной постановке, схему участников работы над спектаклем, изучили различную, в том числе и познавательную литературу, связанную с числами: сказки о животных, людях.
- подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи;
- подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей других групп, родителей, родственников;
- К реализации проекта были привлечены дети и родители группы. Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые у детей – открытости, непосредственности, искренности.
5-ый шаг: обсуждение результата, хода работы, действий каждого участника, выяснение причин успехов и неудач.
6-ой шаг: Определение перспективы развития проекта
АЛИСА В СТРАНЕ МАТЕМАТИКИ
На сцене математический театр в коробке. На заднике – натуральный ряд чисел, геометрические фигуры, числовой фриз.
ВЕДУЩАЯ. – Как здорово! В такой маленькой коробке помещается целое Королевство Чисел!
Появляется девочка Алиса.
АЛИСА. – Здравствуйте. Куда я попала? Как здесь красиво! Смотрите, какие красивые числа, какие он нарядные. Вот Царь Единица, Вот Царица Два, вот Воин Три…
ВЕДУЩАЯ. – А ты знаешь, Алиса, иногда, числа оживают и устраивают настоящие математические балы?
АЛИСА. – Как бы я хотела попасть на такой бал!
ВЕДУЩАЯ. – Давайте попробуем! Закрывайте глаза, сейчас будет волшебство, превращение!
Гаснет свет. Звучит музыка.
На сцену выходит Царь Единица.
ЕДИНИЦА. – Здравствуйте! Я – число Один – Царь Единица. У меня на короне единица. Солнце на небе только одно. И Земля одна. Каждый из нас тоже только один. И мама у каждого только одна-единственная.
Царь Единица садится на трон.
На сцену выходит Царица Два.
ДВА. – Здравствуйте! Я – число Два. Это двойка (показывает жезл с цифрой два) Птица могут летать, потому что у них есть два крыла. У человека есть две умелые руки и две ноги. Вокруг смотрят два зорких глаза, музыку слышат два уха.
ВЕДУЩАЯ. – Покажите, где у вас два уха? Где два глаза? Две руки, две брови, две ноздри.
Царица Два присаживается.
На сцену выходит Рыцарь Три.
ТРИ. – Здравствуйте! Я – число Три. Это тройка (показывает жезл с цифрой три) У треугольника три угла (показывает большой треугольник) Три - это сказочное число.
ВЕДУЩАЯ. – Ребята, а вы знаете, в каких сказках живет число три?
АЛИСА. – Скажите, что есть у треугольника, но совсем нет у окружности?
(показывает, обводит окружность, затем показывает углы треугольника)
ВЕДУЩАЯ. – Треугольник – это не только геометрическая фигура, это еще и музыкальный инструмент. Вы хотите услышать как звучит треугольник?
На сцену выходят музыканты, играют на треугольниках.
Рыцарь Три присаживается.
На сцену выходит Принцесса Четыре.
ЧЕТЫРЕ. – Здравствуйте! Я – число Четыре. Это четверка (показывает жезл с цифрой четыре). У каждого животного четыре ноги, у цветка сирени – четыре лепестка, у квадрата – четыре угла. И это тоже четырехугольники (показывает на коллаж из четырехугольников)
ВЕДУЩАЯ. – А еще у нас четыре времени года. Кто может назвать времена года?
Год начинается с зимы, потом весна, лето и осень.
На сцену выходят 4 девочки в костюмах времен года, танцуют друг за другом.
Принцесса Четыре присаживается.
На сцену выходит Принц Пять.
ПЯТЬ. – Здравствуйте! Я – число Пять. Это пятерка (показывает жезл с цифрой пять). У каждого ребенка и взрослого на руке пять пальцев (показывает ладошку). У цветка шиповника пять лепестков. На дне моря живут морские звезды. Они пятиконечные.
ВЕДУЩАЯ. – Покажите все ладошки с пятью пальцами.
Принц Пять присаживается.
На сцену выходит Принцесса Шесть.
ШЕСТЬ. – Здравствуйте! Я – число Шесть. Это шестерка (показывает жезл с цифрой шесть). Я очень люблю смотреть как кружатся снежинки. Ведь у каждой снежинки по шесть лучиков. А это пчелиные соты (показывает на коллаж из шестиугольных сот) В такие соты пчелы собирают мед.
АЛИСА. – А я знаю насекомых, у которых шесть лапок. А вы знаете? Назовите.
Принцесса Шесть присаживается.
На сцену выходит Принц Семь.
СЕМЬ. – Здравствуйте! Я – число Семь. Это семерка (показывает жезл с цифрой семь).
Я принес вам сияние радуги. И семь нот. Ведь без нот совсем не может быть музыки. (играет на музыкальном инструменте – саксофоне) А еще у волшебного цветка цветика-семицветика семь лепестков.
АЛИСА. – А я знаю сказку, в которой живут семь маленьких человечков (гномиков)
Танец Белоснежки и семи гномов.
Принц Семь присаживается.
На сцену выходит Принцесса Восемь.
ВОСЕМЬ. – Здравствуйте! Я – число Восемь. Это восьмерка (показывает жезл с цифрой восемь). У всех паучков восемь ног.
На сцену под музыку выбегают 2 мальчика, когда музыка заканчивается останавливаются друг за другом так, чтобы бы было видно одно тело, 4 руки, 4 ноги
Принцесса Восемь присаживается.
На сцену выходит Принц Девять
ВЕДУЩАЯ. – Ну вот, все числа в сборе. Можно начинать королевский математический бал!
Звучит музыка. Числа танцуют, к ним присоединяются все участники спектакля.
АЛИСА. – Вот это бал! Я первый раз в жизни танцевала на математическом балу с числами!
Автор: Крылова Екатерина Сергеевна
Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров
Автор: Назарова Галина Васильевна
Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать именно с помощью математики.
Как подружить дошкольников с математикой? Как сделать ее более привлекательной и интересной для них?
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным, увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самых главных математических понятиях?
Изучение проблемы активизации воспитанников для формирования элементарных математических представлений через использование театрализованных игр привело меня к созданию математического театра. Особенность этого театра в том, что большинство героев – это математические знаки, геометрические фигуры, цифры. Главная героиня – Математика, царица точных наук.
Театрализованные математические игры я использую как часть, фрагмент организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений или разыгрываем с детьми в самостоятельной деятельности, придавая импровизационный характер или представляем как отдельный спектакль, к которому разучиваются роли, готовятся декорации.
Мои наблюдения показали, что использование этой педагогической находки эффективно и результативно.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности; - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи развития детей в детском саду, одна из которых это формирование элементарных математических представлений у детей. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — это особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Основные формы театрализованной деятельности: - детский фольклор (литературные произведения и стихи); - устное народное творчество (потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки).
Элементы театрализации помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в его усвоении. Дети с интересом решают задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени). Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам - свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
Загадка: 1) может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.); 2)может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.; 3) можно предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Считалки – это народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др. Они несут познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Накопленный детьми опыт помогает им в формировании математических знаний и умений. Например: закрепление математического материала плавно перетекало в продуктивную деятельность, дети для героя сказки строили замки по образцу и самостоятельно, закрепляя форму.
Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Например, на открытом занятии, дети помогали заколдованной Василисе Прекрасной вернуться домой в своём обличие, решая разные математические задачи. А создание проблемных ситуаций и решение творческих заданий помогало детям в формировании математических представлений и развивало у дошкольников логическое мышление.
На занятиях по математике при использовании театрализованной деятельности решаются такие задачи: - закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; - создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; - формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
ВЫВОД: Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, способствует повышению интереса к самому процессу. Используя на занятиях по ФЭМП элементы театрализации с специально подобранным репертуаром, развивают у детей познавательные возможности и способности и расширяют их математический кругозор. Всё это, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Краткое описание документа:
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Автор: Кудряшова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатаель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованной деятельности в формировании
элементарных математических представлений у дошкольников.
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии. Поэтому одним из ведущих видов
деятельности в детском саду является театрально - игровая деятельность. Но
театрально - игровая деятельность является не только ярким эмоциональным
средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием,
музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может быть
средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям
большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного
спектакля является в то же время сложным психологическим процессом,
который формирует и умственные способности детей.
В своей работе с детьми по развитию математических способностей я
широко использую театрализованную деятельность. Так во время
проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП я
использую пальчиковые игры. Когда дети начинают уставать, это вносит в
занятия разнообразие и повышает интерес к нему. Например: игра
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
После игры я предлагаю детям посчитать: Сколько братцев было у пальчика –
мальчика? , таким образом, продолжая формировать навыки счета.
С целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке я
использую следующие считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать?
В такой ситуации дети количественный и обратный счёт осваивают
Поделюсь с вами некоторыми особенностями работы со сказками.
Сказочные сюжеты очень удобно использовать в ходе НОД. Картинки по
сказкам легко отыскать в интернете и дополнить заданиями в соответствии с
задачами образовательной деятельности.
Когда я работала с детьми вторых младших групп, я использовала
круг. Например, с помощью слайдовый презентации, я переносила детей в
сказку и предлагала детям такие вопросы? Кто мне скажет, на какую фигуру
похож Колобок? С кем он может подружиться?
о геометрических фигура, детям я предлагала такие задания: «Используя
№15 средняя группа)
Чтобы закрепить знания детей о геометрических фигурах, их качествах:
цвете, форме, величине, в старшей группе я предлагаю
сказку, где живёт баба Яга, которая никак не может попасть в свою избушку.
И дети с большим интересом ищут ключ
в коробках с блоками Дьенеша,
используя коды геометрических фигур.
Для закрепления порядкового счёта я использовала кукольный театр «Волк
козлята .Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном
сарафане, второй в белой рубашке, третий - в зелёной, четвёртый - голубой,
пятый - в коричневой, шестой - в синем сарафане, седьмой - в жёлтом
сарафане… «скажите каким по счету идет козленок в жёлтой рубашке? А в
занятие №20 – учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы
сколько? какой по счёту? на котором по счёту месте?)
- Сколько героев в сказке?
На каком по счету месте находится Жучка?
Чтобы формировать пространственные отношения на материале этой сказки
я задаю детям вопросы: Кто стоит впереди Жучки?
Кто стоит позади
(Старшая группа, занятие №13).
Используя сюжеты сказки «Заюшкина избушка, можно спросить у детей:
«Кто первым предложил помощь зайчику, вторым, третьим?
(справа, слева, впереди, сзади) (Занятие №12), и сравнить предметы мебели
по высоте и длине.
группа, занятие №16) я планирую использовать персонажей сказки «Кот,
- К нам сегодня пришли в гости герои, какой сказки? А гостей положено
угощать. Чем будем угощать? Как делить? Дети предложат разные варианты.
И мы все будем делить предложенные детьми предметы. Таким образом,
дети вместе с героями сказок будут усваивать новый материал «Деление
В ходе ознакомления детей с
решением задач (старшая группа, в
Медведь: «Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, решить задачу.
По дороге к вам сорвал 5 шишек и 3 из них потерял. Сколько шишек у меня
ответы, а затем предложил:
«А теперь вы, ребята,
придумайте для меня
отметить, что придумывали даже
те дети, которые раньше не составляли
Хочется отметить, что задачи можно составлять и по другим сказкам.
Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом
было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка
попросила девочку с братцем съесть два яблочка. Сколько осталось яблок на
Чтобы закреплять представления детей о днях недели. Я использовала
сказке? Потом загадываю загадку:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
И мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели.
Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена
гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели. (Старшая группа,
занятие № 14: познакомить с днями недели).
При формировании временных представлений
я также использовала
занятие №28), чтобы закрепить знания детей о последовательности частей
Цикл стихотворений С.Маршака, посвященных временам года - «Круглый
Сказки помогают мне также и при обучении детей сравнению предметов по
высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом
измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из
поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее?
На занятии № 16 в старшей группе я предлагаю с детьми разыграть
разучить текст и изготовить маски.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Ведущий: Ворчит хорёк
Хорёк: А я могу до четырёх!
Жук: Я - до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я - до восьми!
Ведущий: Шепнул паук.
Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко жука
И даже паука - считаю я до сорока.
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш. Ему что хочешь,
То задашь. Одной ногой умножит, сложит,
Всё в мире сосчитать он сможет!
Дети повторяют счёт и узнают, сколько лап у животных и насекомых.
При обучении детей элементарным математическим представлениям, я
часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе
с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою,
где нас ждут интересные задания.
Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это
игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю
Читайте также: