Математический театр в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Цель проекта: развитие умственных, познавательных способностей средствами эстетического воспитания.

Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи:

  • Используя театрализованную постановку закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
  • Изучить потребности и желания детей в выборе темы (сказки) для театрализованной постановки.
  • Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.
  • Развить творческие способности: выразительность речи, движений, изобразительные навыки.
  • Привлечь всех участников образовательного процесса к реализации проекта.
  • Закрепить сформированность представлений о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира.
  • Использовать специфику театрализованной постановки как образовательной технологии (Спектакль интерактивный: дети-актеры, дети-зрители, активные участники)
  • Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Деятельность была рассчитана на 6 месяцев

Творческий этап развития проектной деятельности предполагает пошаговую деятельность детей и педагога:

1-ый шаг: постановка детей в определенные условия, выделение взрослыми или детьми проблемы отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Работа над проектом началась в начале учебного года с детьми средней группы.

2-ой шаг: совместное определение детьми и воспитателями цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

Целью проектной деятельности стала постановка спектакля по математической сказке.

3-ий шаг:

  • планирование деятельности при возможном участии взрослого как партнера;
  • определение средств реализации проекта.

Дети, при активном участии воспитателя планируют свою деятельность по работе над спектаклем:

  • Воспитатель при участии детей составляет сказку по материалам занятий по математике, обозначают героев;
  • создают эскизы декораций и костюмов для главных героев сказки (учитывая цвет, внешние атрибуты костюмов);
  • изготавливают объёмный макет по числам из подручных материалов,
  • разучивают роли, песни, танцы;
  • изготавливают отдельные атрибуты к костюмам;
  • итогом будет показ спектакля.

В ходе реализации задуманного, взрослыми и детьми группы, был сделан вывод, что для достижения лучшего результата необходимо привлечь детей других групп, родителей, старших братьев, сестер, а также сотрудников детского сада.

4-ый шаг: выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижения договоренности, взаимообучение, помощь друг другу.

Подготовка и постановка спектакля прошла через все виды деятельности:

  • на занятиях по формированию элементарных математических представлений в течение года дети познакомились с числами, цифрами в разных шрифтах, получили представление о тесной связи чисел с окружающим миром, проявлениях чисел в жизни природы и окружающем мире;
  • в течение года закреплялись понятия о геометрических фигурах, величинах, цветах;
  • создали план-схему подготовки к театральной постановке, схему участников работы над спектаклем, изучили различную, в том числе и познавательную литературу, связанную с числами: сказки о животных, людях.
  • подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений, речи;
  • подобраны и разучены творческие номера – песен, танцев к спектаклю с привлечением детей других групп, родителей, родственников;
  • К реализации проекта были привлечены дети и родители группы. Проектная деятельность способствовала развитию коммуникабельности, во время работы происходила не только взаимопомощь и поддержка друг друга делом и словом, но взаимообучение. Дети учились интересным приемам и мастерству, а взрослые у детей – открытости, непосредственности, искренности.

5-ый шаг: обсуждение результата, хода работы, действий каждого участника, выяснение причин успехов и неудач.

6-ой шаг: Определение перспективы развития проекта

АЛИСА В СТРАНЕ МАТЕМАТИКИ

На сцене математический театр в коробке. На заднике – натуральный ряд чисел, геометрические фигуры, числовой фриз.

ВЕДУЩАЯ. – Как здорово! В такой маленькой коробке помещается целое Королевство Чисел!

Появляется девочка Алиса.

АЛИСА. – Здравствуйте. Куда я попала? Как здесь красиво! Смотрите, какие красивые числа, какие он нарядные. Вот Царь Единица, Вот Царица Два, вот Воин Три…

ВЕДУЩАЯ. – А ты знаешь, Алиса, иногда, числа оживают и устраивают настоящие математические балы?

АЛИСА. – Как бы я хотела попасть на такой бал!

ВЕДУЩАЯ. – Давайте попробуем! Закрывайте глаза, сейчас будет волшебство, превращение!

Гаснет свет. Звучит музыка.

На сцену выходит Царь Единица.

ЕДИНИЦА. – Здравствуйте! Я – число Один – Царь Единица. У меня на короне единица. Солнце на небе только одно. И Земля одна. Каждый из нас тоже только один. И мама у каждого только одна-единственная.

Царь Единица садится на трон.

На сцену выходит Царица Два.

ДВА. – Здравствуйте! Я – число Два. Это двойка (показывает жезл с цифрой два) Птица могут летать, потому что у них есть два крыла. У человека есть две умелые руки и две ноги. Вокруг смотрят два зорких глаза, музыку слышат два уха.

ВЕДУЩАЯ. – Покажите, где у вас два уха? Где два глаза? Две руки, две брови, две ноздри.

Царица Два присаживается.

На сцену выходит Рыцарь Три.

ТРИ. – Здравствуйте! Я – число Три. Это тройка (показывает жезл с цифрой три) У треугольника три угла (показывает большой треугольник) Три - это сказочное число.

ВЕДУЩАЯ. – Ребята, а вы знаете, в каких сказках живет число три?

АЛИСА. – Скажите, что есть у треугольника, но совсем нет у окружности?

(показывает, обводит окружность, затем показывает углы треугольника)

ВЕДУЩАЯ. – Треугольник – это не только геометрическая фигура, это еще и музыкальный инструмент. Вы хотите услышать как звучит треугольник?

На сцену выходят музыканты, играют на треугольниках.

Рыцарь Три присаживается.

На сцену выходит Принцесса Четыре.

ЧЕТЫРЕ. – Здравствуйте! Я – число Четыре. Это четверка (показывает жезл с цифрой четыре). У каждого животного четыре ноги, у цветка сирени – четыре лепестка, у квадрата – четыре угла. И это тоже четырехугольники (показывает на коллаж из четырехугольников)

ВЕДУЩАЯ. – А еще у нас четыре времени года. Кто может назвать времена года?

Год начинается с зимы, потом весна, лето и осень.

На сцену выходят 4 девочки в костюмах времен года, танцуют друг за другом.

Принцесса Четыре присаживается.

На сцену выходит Принц Пять.

ПЯТЬ. – Здравствуйте! Я – число Пять. Это пятерка (показывает жезл с цифрой пять). У каждого ребенка и взрослого на руке пять пальцев (показывает ладошку). У цветка шиповника пять лепестков. На дне моря живут морские звезды. Они пятиконечные.

ВЕДУЩАЯ. – Покажите все ладошки с пятью пальцами.

Принц Пять присаживается.

На сцену выходит Принцесса Шесть.

ШЕСТЬ. – Здравствуйте! Я – число Шесть. Это шестерка (показывает жезл с цифрой шесть). Я очень люблю смотреть как кружатся снежинки. Ведь у каждой снежинки по шесть лучиков. А это пчелиные соты (показывает на коллаж из шестиугольных сот) В такие соты пчелы собирают мед.

АЛИСА. – А я знаю насекомых, у которых шесть лапок. А вы знаете? Назовите.

Принцесса Шесть присаживается.

На сцену выходит Принц Семь.

СЕМЬ. – Здравствуйте! Я – число Семь. Это семерка (показывает жезл с цифрой семь).

Я принес вам сияние радуги. И семь нот. Ведь без нот совсем не может быть музыки. (играет на музыкальном инструменте – саксофоне) А еще у волшебного цветка цветика-семицветика семь лепестков.

АЛИСА. – А я знаю сказку, в которой живут семь маленьких человечков (гномиков)

Танец Белоснежки и семи гномов.

Принц Семь присаживается.

На сцену выходит Принцесса Восемь.

ВОСЕМЬ. – Здравствуйте! Я – число Восемь. Это восьмерка (показывает жезл с цифрой восемь). У всех паучков восемь ног.

На сцену под музыку выбегают 2 мальчика, когда музыка заканчивается останавливаются друг за другом так, чтобы бы было видно одно тело, 4 руки, 4 ноги

Принцесса Восемь присаживается.

На сцену выходит Принц Девять

ВЕДУЩАЯ. – Ну вот, все числа в сборе. Можно начинать королевский математический бал!

Звучит музыка. Числа танцуют, к ним присоединяются все участники спектакля.


АЛИСА. – Вот это бал! Я первый раз в жизни танцевала на математическом балу с числами!

Автор: Крылова Екатерина Сергеевна

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

Автор: Назарова Галина Васильевна

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать именно с помощью математики.

Как подружить дошкольников с математикой? Как сделать ее более привлекательной и интересной для них?

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным, увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самых главных математических понятиях?

Изучение проблемы активизации воспитанников для формирования элементарных математических представлений через использование театрализованных игр привело меня к созданию математического театра. Особенность этого театра в том, что большинство героев – это математические знаки, геометрические фигуры, цифры. Главная героиня – Математика, царица точных наук.

Театрализованные математические игры я использую как часть, фрагмент организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений или разыгрываем с детьми в самостоятельной деятельности, придавая импровизационный характер или представляем как отдельный спектакль, к которому разучиваются роли, готовятся декорации.

Мои наблюдения показали, что использование этой педагогической находки эффективно и результативно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №.

«Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя познаёт окруж.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности; - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

 В театрализованных играх деятельность тесно интегрирует во всех образователь.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи развития детей в.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи развития детей в детском саду, одна из которых это формирование элементарных математических представлений у детей. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — это особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Основные формы театрализованной деятельности: - детский фольклор (литературны.

Основные формы театрализованной деятельности: - детский фольклор (литературные произведения и стихи); - устное народное творчество (потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки).

Элементы театрализации помогают детям в изучении учебного материала, добивать.

Элементы театрализации помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в его усвоении. Дети с интересом решают задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени). Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам - свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

Загадка: 1) может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми мат.

Загадка: 1) может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.); 2)может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.; 3) можно предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Считалки – это народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.

Считалки – это народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др. Они несут познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

Фольклорные сказки: с их помощью дети легче устанавливают временные отношения.



Накопленный детьми опыт помогает им в формировании математических знаний и ум.

Накопленный детьми опыт помогает им в формировании математических знаний и умений. Например: закрепление математического материала плавно перетекало в продуктивную деятельность, дети для героя сказки строили замки по образцу и самостоятельно, закрепляя форму.

На занятии по аппликации дети закрепляли фигуру треугольника, они выкладывали.

Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка прид.

Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. Например, на открытом занятии, дети помогали заколдованной Василисе Прекрасной вернуться домой в своём обличие, решая разные математические задачи. А создание проблемных ситуаций и решение творческих заданий помогало детям в формировании математических представлений и развивало у дошкольников логическое мышление.

На занятиях по математике при использовании театрализованной деятельности реш.

На занятиях по математике при использовании театрализованной деятельности решаются такие задачи: - закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; - создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; - формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

ВЫВОД: Организованная работа по развитию математических способностей дошкольн.

ВЫВОД: Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, способствует повышению интереса к самому процессу. Используя на занятиях по ФЭМП элементы театрализации с специально подобранным репертуаром, развивают у детей познавательные возможности и способности и расширяют их математический кругозор. Всё это, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Краткое описание документа:

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Автор: Кудряшова Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатаель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Раздел: дошкольное образование

Использование театрализованной деятельности в формировании

элементарных математических представлений у дошкольников.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазии. Поэтому одним из ведущих видов

деятельности в детском саду является театрально - игровая деятельность. Но

театрально - игровая деятельность является не только ярким эмоциональным

средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием,

музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может быть

средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям

большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного

спектакля является в то же время сложным психологическим процессом,

который формирует и умственные способности детей.

В своей работе с детьми по развитию математических способностей я

широко использую театрализованную деятельность. Так во время

проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП я

использую пальчиковые игры. Когда дети начинают уставать, это вносит в

занятия разнообразие и повышает интерес к нему. Например: игра

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

После игры я предлагаю детям посчитать: Сколько братцев было у пальчика –

мальчика? , таким образом, продолжая формировать навыки счета.

С целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке я

использую следующие считалки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать?

В такой ситуации дети количественный и обратный счёт осваивают

Поделюсь с вами некоторыми особенностями работы со сказками.

Сказочные сюжеты очень удобно использовать в ходе НОД. Картинки по

сказкам легко отыскать в интернете и дополнить заданиями в соответствии с

задачами образовательной деятельности.

Когда я работала с детьми вторых младших групп, я использовала

круг. Например, с помощью слайдовый презентации, я переносила детей в

сказку и предлагала детям такие вопросы? Кто мне скажет, на какую фигуру

похож Колобок? С кем он может подружиться?

о геометрических фигура, детям я предлагала такие задания: «Используя

№15 средняя группа)

Чтобы закрепить знания детей о геометрических фигурах, их качествах:

цвете, форме, величине, в старшей группе я предлагаю

сказку, где живёт баба Яга, которая никак не может попасть в свою избушку.

И дети с большим интересом ищут ключ

в коробках с блоками Дьенеша,

используя коды геометрических фигур.

Для закрепления порядкового счёта я использовала кукольный театр «Волк

козлята .Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном

сарафане, второй в белой рубашке, третий - в зелёной, четвёртый - голубой,

пятый - в коричневой, шестой - в синем сарафане, седьмой - в жёлтом

сарафане… «скажите каким по счету идет козленок в жёлтой рубашке? А в

занятие №20 – учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы

сколько? какой по счёту? на котором по счёту месте?)

- Сколько героев в сказке?

На каком по счету месте находится Жучка?

Чтобы формировать пространственные отношения на материале этой сказки

я задаю детям вопросы: Кто стоит впереди Жучки?

Кто стоит позади

(Старшая группа, занятие №13).

Используя сюжеты сказки «Заюшкина избушка, можно спросить у детей:

«Кто первым предложил помощь зайчику, вторым, третьим?

(справа, слева, впереди, сзади) (Занятие №12), и сравнить предметы мебели

по высоте и длине.

группа, занятие №16) я планирую использовать персонажей сказки «Кот,

- К нам сегодня пришли в гости герои, какой сказки? А гостей положено

угощать. Чем будем угощать? Как делить? Дети предложат разные варианты.

И мы все будем делить предложенные детьми предметы. Таким образом,

дети вместе с героями сказок будут усваивать новый материал «Деление

В ходе ознакомления детей с

решением задач (старшая группа, в

Медведь: «Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, решить задачу.

По дороге к вам сорвал 5 шишек и 3 из них потерял. Сколько шишек у меня

ответы, а затем предложил:

«А теперь вы, ребята,

придумайте для меня

отметить, что придумывали даже

те дети, которые раньше не составляли

Хочется отметить, что задачи можно составлять и по другим сказкам.

Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом

было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка

попросила девочку с братцем съесть два яблочка. Сколько осталось яблок на

Чтобы закреплять представления детей о днях недели. Я использовала

сказке? Потом загадываю загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

И мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели.

Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена

гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели. (Старшая группа,

занятие № 14: познакомить с днями недели).

При формировании временных представлений

я также использовала

занятие №28), чтобы закрепить знания детей о последовательности частей

Цикл стихотворений С.Маршака, посвященных временам года - «Круглый

Сказки помогают мне также и при обучении детей сравнению предметов по

высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом

измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из

поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее?

На занятии № 16 в старшей группе я предлагаю с детьми разыграть

разучить текст и изготовить маски.

Петух: Я всех умней!

Ведущий: Кричал петух.

Петух: Умею я считать до двух!

Ведущий: Ворчит хорёк

Хорёк: А я могу до четырёх!

Жук: Я - до шести!

Ведущий: Воскликнул жук.

Паук: Я - до восьми!

Ведущий: Шепнул паук.

Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко жука

И даже паука - считаю я до сорока.

Ведущий: Ужаснулся уж.

Уж: Ведь я ж не глуп, но почему ж

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик: А у меня есть карандаш. Ему что хочешь,

То задашь. Одной ногой умножит, сложит,

Всё в мире сосчитать он сможет!

Дети повторяют счёт и узнают, сколько лап у животных и насекомых.

При обучении детей элементарным математическим представлениям, я

часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе

с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою,

где нас ждут интересные задания.

Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это

игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю

Читайте также: