Исследование воздуха в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

медово-пряным ароматом.
Лугами яркими и летом,
лучистым солнечным рассветом.
Морошкой, лесом и грибами,
зелёным мхом и облаками.
Клубникой, травами, прохладой,
дождями, сеном, листопадом.
Мечтами, счастьем, вдохновеньем.

А воздух пахнет. НАСТРОЕНЬЕМ.

Задачи:

  • Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Развитие мысленных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • Развитие элементарных представлений о воздухе.
  • Развивать творческую активность, любознательность, наблюдательностьхудожественный вкус у детей.
  • Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.
  • Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
  • Объяснить детям влияние окружающей среды на качество воздуха.
    • Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.


    Формы работы по реализации проекта:

    • Наблюдения и опыты.
    • Художественно – творческая деятельность. Чтение художественной литературы.
    • Игры: подвижные, дидактические.
    • Познавательная деятельность: беседы,
    • музыкально-творческая, изобразительная,
    • экологическая экскурсия.

    СЕНТЯБРЬ

    Тема: Воздух нужен для жизни.

    Задачи:Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке, что без воздуха человек не может жить, погибает.



    ОКТЯБРЬ

    Тема: Как увидеть воздух. Как услышать воздух.



    Задачи: Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения.

    Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

    Чтение художественной литературы:Сказка о Царе Салтане А. С. Пушкин.



    Физкультминутка: дыхательные упражненияА. Н. Стрельниковой

    НОЯБРЬ

    Тема: Почему дует ветер?


    Задачи: Наблюдать за ветром, учить проводить опыты с ветром, делать выводы.

    Закрепить знания об изученных свойствах воздуха. Познакомить детей со свойствами воздуха- нагреваться, передавать тепло, двигаться. Подвести детей к пониманию того, что движение воздуха и есть ветер, он бывает разных сил.


    Физкультминутка: дыхательные упражненияА. Н. Стрельниковой


    ДЕКАБРЬ

    Тема: Запахи воздуха

    Фото 8

    Задачи: Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека.

    Беседа: Рассказать детям, что в круг нас очень много различных запахов, что они все разные.

    Фото 9

    Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой

    Фото 10

    ЯНВАРЬ

    Тема: Что можно наполнить воздухом?

    Фото 11

    Задачи: Продолжать знакомство детей с воздухом, с его свойствами, необходимостью для жизни, уметь объяснить это на примерах простейших опытов. Познакомить детей со свойством воздуха наполнять и раздавать некоторый предметы, как этим пользуется человек.

    Беседа: Рассказываем детям, что воздух необходим для многих предметов. Им надуваем колеса, аттракционы для детей - надувные домики, батуты. Воздух отталкивает малыша и тот легко прыгает,паруса, парашют игрушки, спасательные круги. Разбираем каждый пример.

    Фото 12

    ФЕВРАЛЬ

    Фото 13

    Задачи: Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Во время прогулки воспитывать любовь к природе.

    Беседа:Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воздуха в жизни человека. Воспитывать бережного отношения к чистоте воздуха.

    Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой

    Тема: Весна и воздух.

    Фото 14

    Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

    Беседа: Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.


    АПРЕЛЬ

    Фото 16

    Задачи:Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

    Беседа: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (Движение).

    Фото 17

    Физкультминутка: дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой

    Музыка: аудиозапись разновидности шумов ветра.

    Тема: Если хочешь быть здоров.

    Фото 18

    Задачи: Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха.Объяснить, зачем нужно правильно дышать.Снизить уровень общей заболеваемости.

    Фото 19

    ЛИТЕРАТУРА

    4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

    5.Линаева В.Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000

    6.А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".

    8. Интернет ресурсы.

    Фото 20

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    hello_html_m839bf9c.jpg

    Автор работы: Лимонт Иван

    Исследовательская работа по естествознанию

    Г. Славгород Алтайского края

    Руководитель: Блохина Елена Александровна,

    воспитатель

    г. Славгород, 201 3 г.

    Предмет нашего исследования: воздух.

    Объект исследования: существование и обнаружение воздуха в окружающей среде.

    Проблема, которую мы поставили: как увидеть, услышать и почувствовать воздух.

    В своей работе мы выдвинули гипотезу: Воздух окружает нас со всех сторон, его можно увидеть, услышать и почувствовать.

    Цели:

    1. Выяснить, в каких случаях мы можем увидеть, услышать и почувствовать воздух

    2. Выяснить, с какими явлениями в природе связан воздух.

    Задачи:

    2. Составить список интересующих вопросов по данной теме.

    3. При помощи опытов исследовать наличие опытов в окружающей среде.

    4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

    В нашей работе мы использовали такие методы, как наблюдение эксперимент, опыт.

    Анализировали, сопоставляли, делали предположения.

    Для начала мы записали на листочке интересующие нас вопросы, касающиеся воздуха:

    1. Можно ли увидеть воздух?

    2. Можно ли услышать воздух?

    3.Чем пахнет воздух?

    4.Как дышат рыбы?

    5. Что такое теплый и холодный воздух?

    6. Сколько весит воздух?

    hello_html_714f590d.jpg

    1. Теоретическая часть работы:

    Воздух - это смесь газов, которая окутывает Землю и образует её атмосферу. Воздух - важнейший элемент окружающей среды, без которого существование жизни было бы невозможным. Воздух, которым мы дышим, состоит из 78% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона и 0,03% углекислого газа, а также водяного пара – плавающих в воздухе молекул воды. В воздухе содержатся также в незначительном количестве другие газы, крошечные частички пыли, пыльцы растений и различных твердых веществ. Воздух используется животными для дыхания и участвует в процессе вегетации растений. Кроме того, именно благодаря существованию воздуха могут летать самолёты.

    hello_html_m375a31c5.jpg

    Будем искать невидимку, не выходя на улицу.

    А где же можно найти больше всего воздуха? Конечно в воздушном шарике.

    ОПЫТ№ 1: Надуем воздушный шарик. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. А теперь попробуем выпустить воздух из шарика. Мы слышим звук воздуха. А если подставить ладошку под струю воздуха, то можно и почувствовать его.

    Для того, чтобы увидеть воздух мы провели вот такой опыт

    hello_html_m5467fca7.jpg

    ОПЫТ № 2.: Я взял большую стеклянную кружку с широким горлом и наполнил её до половины водой. Подкрасил воду акварельной краской

    Теперь беру стакан поменьше кружки, который легко войдет в кружку. Крепко держу стакан за дно, и, осторожно, горлышком вниз, начинаю опускать в подкрашенную воду.

    hello_html_m47af5fa7.jpg

    Наблюдаю…

    hello_html_d6407e.jpg

    Итог: Вода в стакан не входит.

    Что ей мешает? Ведь стакан -то пустой! Или нет? А может здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем…

    hello_html_636ca35e.jpg

    Теперь беру фужер и опускаю его вверх дном в кружку с водой. Давлю на дно фужера, но какая-то сила мешает мне, выталкивая фужер из воды. Прижимаю горло фужера ко дну кружки, а потом осторожно наклоняю его…

    Вывод: вот мы и увидели и услышали воздух.

    Имеет ли воздух место?. Ведь он помешал воде заполнить фужер.

    СПРАВКА. Люди уже давно научились использовать многие свойства воздуха. И то, что воздух занимает место. На этом свойстве, например, было основано действие водолазного колокола, который в старину, когда не было водолазных костюмов и аквалангов, давал возможность ненадолго опуститься в воду.

    hello_html_m3bb3b386.jpg
    hello_html_m2c003a7e.jpg

    ОПЫТ № 3. Я тоже сделал такое приспособление и с его помощью опустил на дно тазика с водой бумажного водолаза, да так, чтобы он вышел сухим из воды. Водолаза вырезал из картона и капелькой клея посадил на плотик из тонкого пенопласта.

    hello_html_m7aa0bfbb.jpg

    Теперь осторожно накрываю фигурку банкой – колоколом и опускаю своё сооружение на дно тазика. Баночку надо держать крепко, иначе вода вытолкнет ее и ворвется на место воздуха.

    hello_html_61ff5be8.jpg

    Тогда придется спасать размокшего водолаза. Вот. Получилось. Водолаз вышел сухой из воды.

    Вывод: Воздух имеет место!

    Гипотеза: Воздух окружает нас со всех сторон: на каждый предмет, на каждого человека он давит сверху, снизу и с боков. он давит.

    ОПЫТ № 4: Для этого опыта нам понадобиться фужер и тонкая картонка, размером чуть больше горлышка фужера. Фужер до самого края наполняем водой и накрываем картонкой.

    hello_html_m323bd8a4.jpg

    Придерживая картонку, осторожно опрокидываем фужер вверх дном и убираем руку…

    hello_html_m3f420749.jpg
    hello_html_c3a4dda.jpg

    hello_html_m1bdc0b40.jpg

    Вроде бы вода должна вылиться, а она не льётся! Будто кто-то снизу поддерживает картонку.

    А сейчас я попрошу папу взмахнуть поблизости от фужера веером… Что случилось?

    Конечно, взмах потревожил невидимку. Он подвинулся – вода выплеснулась! Невидимка, который давил сверху оказался сильнее того, который поддерживал снизу.

    Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон.

    Каким же образом проживают вместе теплый и холодный воздух? Для следующего опыта нам понадобятся две свечи.

    ОПЫТ №4: Зажигаем свечи. Одну свечу держим внизу, другую вверху.

    hello_html_2227707e.jpg

    Посмотрим, куда наклоняется пламя свечей… Пламя нижней направлено внутрь, верхней – наружу. Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

    А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли.

    Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

    Воздух имеет вес?

    И мама предложила мне провести следующий опыт.

    ОПЫТ № 6: Мы взяли палочку, посередине привязали веревочку. Надули два шарика и привязали их на концы палочки и подвесили палку за веревочку.

    hello_html_1ca7b1f8.jpg

    Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх.

    hello_html_1425243e.jpg
    hello_html_m34cc35b1.jpg

    Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Конечно. Палочка снова уравновесится!
    Вывод: воздух имеет вес, он принимает форму заполняемого предмета.

    Таинственная бутылка

    ОПЫТ № 7: А сейчас мама предложила мне узнать, как изменяется объем воздуха при нагревании и охлаждении. На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик.

    Опускаем бутылку в горячую воду, то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит?…

    hello_html_568c810a.jpg

    Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому шарик надувается!

    Вывод: Холодный воздух занимает меньше места, чем теплый.

    Пузырьки- спасатели.

    hello_html_77120f9.jpg

    ОПЫТ № 7: Нальём в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Бросим и туда, и туда кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Наблюдаем…

    hello_html_m71002ad4.jpg

    В простой воде пластилин пошел ко дну, а в минеральной сначала утонул, а потом всплыл на поверхность. И так много раз: то утонет, то всплывает. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин, скорее всего, утонет и не всплывет.

    Вывод: пузырьки воздуха не дают предмету утонуть.

    Как дышат рыбы в воде?

    ОПЫТ № 9 У нас дома есть аквариум с рыбами. Мы понаблюдаем за рыбками. Начнем с движения. Взмах боковых плавничков продвигает рыбу вперед. Удар хвостом – поворот направо или налево, подъем вверх почти до самой поверхности или спуск вниз. Значит плавнички и хвост помогают рыбе передвигаться.

    hello_html_m3b294bab.jpg
    hello_html_m309a5cf3.jpg

    Рыбки постоянно открывают рот. Похоже, что пьют воду. Но можно ли пить воду с утра до вечера без передышки? Присмотримся внимательнее: шевелятся не только губы рыбки. Раздуваются и щечки - жабры. Понятно. Вода попадает в рот рыбке, проходит к жабрам и выливается. Так рыбка дышит. Но чем ? Водой или воздухом? Воздухом, который растворен в воде.

    Как же это воздух растворяется в воде? Для этого проведем следующий опыт. Нальем в две банку воды: в одну из под крана, а в другую охлажденную- и оставим на некоторое время в светлом месте.

    hello_html_m6a3876f7.jpg

    Через несколько минут на стенках банок появились пузырьки.

    Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха

    Чем пахнет воздух?

    ОПЫТ № 10: этот опыт поможет нам узнать, чем же пахнет воздух. Нам понадобится две банки с плотными крышками, долька чеснока, кусочек лука. Разложим приготовленные вещества по банкам и накроем крышками. Подождем 20 минут.

    hello_html_47ff9ffd.jpg

    Что же мы видим, вернее чувствуем? В каждой банке воздух пахнет находящимися там веществами.

    hello_html_4505694d.jpg

    Вывод: воздух присваивает запахи разных веществ

    Справка: Но некоторые вещества способны отбирать у воздуха примеси: сахар, древесные угольки, комочки мокрой бумаги и др.

    Я обращал внимание, что взрослые перед тем, как положить продукты в холодильник, заворачивают их в фольгу или в пакетик, закрывают кастрюльки, банки, миски крышкой. Если класть продукты в холодильник открытыми, то они будут присваивать себе чужие запахи. Запахи перемешаются, и пища потеряет свой вкус. В холодильник все же иногда ставят волшебную коробочку с особым веществом – поглотитель запахов. Если такой коробочки под руками нет, а посторонний запах в холодильнике появился, мама отрезает кусочек чёрного хлеба, кладет его на блюдце, а сверху наливает несколько капель растительного масла. К утру в холодильнике никаких посторонних запахов не обнаружит даже самый чуткий нос.

    А теперь мой самый любимый опыт. Кому не нравится надувать мыльные пузыри? А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Мы купили специальную баночку с палочкой для пускания мыльных пузырей.

    hello_html_2f08ee0b.jpg

    hello_html_m436b0ed8.jpg

    Я дунул, и на наших глазах вырос замок из мыльных пузырей. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще. Ой! Лопнул. Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

    Воздух вырвался на свободу.

    Теперь я точно знаю, воздух повсюду. И его нужно беречь, потому что он необходим нам для дыхания.

    Поиски невидимки еще не закончились. Мы будем продолжать. Но из того, что мы проделали, узнали много интересного:

    1. Теперь мы знаем, что воздух, хотя и невидим, мы его можем почувствовать и услышать. А если создать ему условия, он станет видимым.

    2. Воздух окружает нас повсюду.

    3. Воздух занимает место.

    4. Если его нагревать, он будет расширяться, и займет больше места, чем холодный. Тёплый и холодный воздух поделили свое местоположение в нашей комнате.

    А сколько ещё интересного можно узнать про воздух, лишь стоит создать ему специальные условия, в которых он сам раскроет все свои секреты.

    Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

    Задачи занятия:

    • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
    • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
    • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
    • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
    • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

    Ход занятия

    – Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Он нам нужен, чтобы дышать,
    Чтобы шарик надувать.
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас!

    – Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

    Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

    – Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

    Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

    Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

    – А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

    НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

    – Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

    (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

    НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

    – А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

    – Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

    – Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

    НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

    – А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

    А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

    – Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

    ВЫВОД: Воздух находится везде.

    НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

    На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

    – Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

    – Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

    – Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

    НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

    – У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

    Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

    – В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

    А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

    Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

    Он прозрачный невидимка,
    Легкий и бесцветный газ.
    Невесомою косынкой
    Он окутывает нас.

    Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

    Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

    (нет, нос бал закрыт)

    Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

    Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

    Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

    Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

    Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

    – Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

    Человек может прожить

    Без пищи – 30 дней;

    Без воды – 14 дней;

    Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

    – Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

    А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

    Мы вдохнули глубоко,
    Дышим мы легко-легко.
    (медленный вдох-выдох на 4 сек)
    Подыши одной ноздрей
    И к тебе придет покой.
    (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

    Глубокий вдох – руки вверх,
    Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

    – Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

    При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

    Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

    – Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

    (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

    – Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

    (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

    – Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

    Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

    Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

    – А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

    НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

    Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

    Откуда взялся ветер?

    Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

    – Что такое ветер? (движение воздуха)

    Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

    – Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

    Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

    • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
    • Воздух невидим, прозрачен.
    • Воздух может двигаться.
    • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
    • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
    • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

    Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

    А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

    Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

    Педагогический проект

    Автор: воспитатель ГКУЗ

    Специализированный дом ребёнка

    Стрельцова Жанна Юрьевна,

    первая квалификационная категория

    Ульяновск, 2019

    Паспорт проекта

    Автор проекта: Стрельцова Жанна Юрьевна, воспитатель ГКУЗ Специализированный дом ребёнка, первая квалификационная категория

    Продолжительность проекта: краткосрочный (с 6. 02. по 18. 02 2019)

    Вид проекта: познавательно - исследовательский, игровой

    Возраст детей: младший дошкольный (3-4 года)

    Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

    Задачи проекта:

    Задачи для детей:

    Задачи для педагога:

    1.Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.

    2.Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.

    3.Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.

    Задачи для родителей:

    1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.

    2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.

    3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.

    Ожидаемые результаты:

    1. Повыситься уровень развития любознательности детей.
    2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
    3. Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

    4.Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.

    Стратегия достижения поставленной цели и задач:

    Знакомство с объектом неживой природы – воздухом будет организовано через познавательно – исследовательскую деятельность. игровую деятельность, восприятие художественной литературы, коммуникативную деятельность, двигательную деятельность.

    Этапы проекта:

    1 этап Подготовительный - поиск форм и методов реализации проекта

    2 этап Основной - реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разных видах деятельности.

    3 этап Оценочный – подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности.

    1 этап Подготовительный с 6. 02. по 9. 02. 2019

    Проблема

    У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.

    Поиск форм ответа на поставленные вопросы

    1.Работа с методической и художественной литературой.

    2.Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий.

    Планирование работы с детьми

    Создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательного интереса.

    Развитие умения сопереживать героям сказок и мультипликационных фильмов.

    Развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками, работать в команде

    Получение и закрепление знаний об объекте неживой природы – воздухе (свойства воздуха, его значение в жизни человека.)

    Формирование умения проводить простые опыты, делать выводы, употреблять знания, полученные экспериментальным путём в повседневной жизни.

    Занимательные опыты с воздухом

    Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

    Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

    Опыт№4. Воздух может перемещаться.

    Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

    Опыт №6. Воздух всегда в движении.

    Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.

    Опыт №8. Воздух имеет объем.

    Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

    Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

    Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

    Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

    Опыт №13. Плавающий апельсин.

    Звуковая культура речи

    Обогащение словарного запаса детей существительными и прилагательными, обозначающими воздух и его свойства; глаголами, обозначающими его движение.

    Чтение художественной литературы

    Воспитание любви к чтению, умения внимательно слушать, запоминать, рассказывать о своём отношении к прочитанному

    Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. (Приложение 1)

    Стихи о воздухе и ветре (Приложение 1)

    Приобщение к искусству- рассматривание репродукций картин, иллюстраций к произведениям детской литературы

    Рисование-формировать умение создавать несложные сюжетные композиции нетрадиционным способом - воздухом через трубочку.

    Музыка- развитие песенно-исполнительских и танцевальных навыков. Развитие навыков выразительной передачи игровых образов.

    Репродукции картин Левитана, детские иллюстрированные книги по теме проекта.

    Набор строительного и бросового материала

    Развитие двигательной активности в режимных моментах.

    Закрепление у детей желания играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

    Планирование взаимодействия с родителями:

    Консультации для родителей:

    Планирование использования информационно - коммуникативных технологий

    2 этап Основной (реализация проекта)

    Понедельник 11 февраля

    1.Непосредственная образовательная деятельность

    1.Ознакомление с миром природы-

    2.Музыка

    2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

    3. Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельные игры с воздушными шариками.

    Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

    4.Взаимодействие с семьёй

    Информирование родителей о проведении проекта. Консультация

    Вторник 12 февраля

    1.Непосредственная образовательная деятельность

    1.Ознакомление с художественной литературой и лепка

    2.Физическая культура

    2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

    3. Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельные игры детей с мыльными пузырями.

    Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем

    4.Взаимодействие с семьёй

    Среда 13 февраля

    1.Непосредственная образовательная деятельность

    Развитие речи

    2.Физическая культура на прогулке

    2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

    3. Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельные игры с воздушными шариками.

    Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

    4.Взаимодействие с семьёй

    Четверг 14 февраля

    1.Непосредственная образовательная деятельность

    1.Рисование

    2.Музыка

    2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

    3. Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельные игры детей с мыльными пузырями.

    Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

    4.Взаимодействие с семьёй

    Пятница 15 февраля

    1.Непосредственная образовательная деятельность

    2.Физическая культура

    2.Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты

    3. Самостоятельная деятельность детей

    Самостоятельные игры детей с воздушными шариками и мыльными пузырями.

    Дидактические игры о воздухе разученные с воспитателем.

    4.Взаимодействие с семьёй

    3 этап Оценочный 18.02 2019

    По окончании проектной деятельности были получены следующие результаты:

    1.После проведения опытов, бесед, НОД, презентаций, посвященных изучению воздуха, у ребят сформировалось представление о понятии воздух, его некоторых свойствах. Опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

    3.Вся проводимая работа с родителями, значительно улучшила общение родителей с детьми. Возникло понимание значимости такого тесного контакта со своими детьми. Дети стали активнее вступать в диалог, проявлять интерес и делиться приобретённым опытом.

    Таким образом, реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. В процессе данной деятельности повысилась любознательность, речевая активность. У родителей повысилось желание помочь в оснащение экспериментального центра атрибутами, дидактическим материалом для дальнейшего знакомства с объектами неживой природы.

    Используемая литература:







    Воздушная оболочка Земли слишком мала, её надо беречь (слайд №8 – фото Земли из космоса, на котором видна узкая воздушная оболочка).


    Читайте также: