Математические кружки для начальной школы
Обновлено: 07.07.2024
Живем в Железнодорожном, сын учится в первом классе, вроде бы сообразительный мальчик, хотелось бы "познакомить" с интересной математикой. В городе у нас ничего не нашла, в МГУ уже поздно, набор закончен. Может есть где-то в Москве такого формата занятия? по субботам можно было бы и поездить.
И про Мехмат расскажите, плиз, знающие. Когда туда надо поступать, как готовиться?
Спасибо за ответы!
Если Вы готовы возить в МГУ, то с ЛЮБОГО занятия можно посещать лекции Прониной или Спивака.
В прошлом году мои ходили к Спиваку и Прониной. Потом после Новог года объявили набор в новые группы на задачки. Мои по результатам вступительной работы прошли. Но и лекции не забывали. В этом году оставили только задачки. Детям нравится.
Дома можете скачивать с сайта Малого Мехмата задачи и решать их.
Про малый мехмат. Следите в следующем году в начале сентября (или даже в августе) -они вывесят объявление о регистрации на отборочный тур. На счет подготовки - не подскажу. Дочь только в 1 классе, накануне - дала ей порешать задачки с того же малого мехмата за 2 класс (они выложены на сайте), она с каждой темы по 1-2 посмотрела и все. Пошла и прошла. Формат занятий простой -дают листочки с задачами - дети решают. Т.е. ничего не объясняют, только в случае проблем у большинства в какой-то задаче.
правильно ли я понимаю: в понедельник надо зарегистрировать ребенка на сайте МГУ (сейчас не дает это сделать) и в следующую субботу (они по субботам, занятия-то? ) можно ехать уже?
расскажите, пожалуйста, поподробней, как бывалый новичку )))
Группы на задачки - это кружки Засыпкиной и Подгайц?
И где на сайте можно скачивать задачи, ткните, пожалуйста, меня
спасибо.
Дочка у вас в первом классе сейчас, но решала задачи и за второй перед поступлением? где их там найти, задачи-то эти. весь сайт просмотрела вроде бы.
а дети, когда решают, между собой общаются? или типа коллективного решения задач, решили и разошлись. в чем тогда смысл?
спасибо! ну и задания там для второго класса. некоторые нормально, а некоторые я сама сходу не решу ))
для начала нам лекции самое то, да? до задачек еще ползти и ползти.
Я тоже не все могу решить. А то, что сын приносит с мехмата в 6 классе - вообще за гранью. Но они, вотличие отменя, решают. Хотя, конечно не все и не всегда. Но главное, что им нравится.
А у Прониной лекции -это не лекции в чистом виде. Они тоже какие-то математические ситуации разбирают. Дети тоже что-то решают. Я присутствовала на занятиях, когда они решали задания с шахматными фигурами. 2 класс. Для меня, 37-летней тети, многое было интересно.
Младшеклассника так далеко возить, по-моему, перебор. Я б заочные типа как у дважды два попробовала бы.
далеко, да заочные трудно, дома два младших ребенка, которые не дадут нормально позаниматься
попробуем, будет тяжело, придется оставить эту идею на год
Это хуже, конечно. А относительно приличных школ нет в доступности? Просто раз в неделю не особо сильно спасет. Опять же, чтоб спас надо еще и домашку делать. А если домашка - так не проще ли сразу заочно обучать? Ничего особо неподъемного в началке они не изучают, чтоб за этим возить надо было.
наш город переполнен учениками, удалось попасть только в школу по прописке. в течение недели мы решаем задания по тетрадям Истоминой, Зака, в школе он ходит на "Умники и умницы". или этого недостаточно?
у меня сейчас взорвется мозг - сама Пронина в Фейсбуке пишет о кружке "Введение в мир математики" в ДНТТМ для 0-1 классов, но на сайте ДНТТМ такого кружка нет. как попасть в него,или поздно уже?
Посмотрела сайт Мехмата еще раз, лекции Прониной для 2-3 классов, мой первоклассник там не в тему наверное будет, да?
поговорите со мной, пожалуйста.
Самые известные кружки для малышей: малый мехмат, творческая лаборатория 2*2 и ЦДО . В 2*2 можно еще попробовать попасть, там очень много групп. У Зориной Т.П. (ЦДО) есть еще занятия в 936 школе на Шипиловской, но там, по-моему, нет 1 классов. А так в следующем году в конце августа- начале сентября начнете отслеживать запись на кружки и куда-нибудь попадете. Можно еще попробовать съездить в математические лагеря от 2*2 или Зориной Т.П. До 3-4 класса там ездят с родителями.
Не взрывайте себе мозг. Если не попадете в 1 классе, ничего глобального не упустите. Занимайтесь потихоньку по видеолекциям Прониной самостоятельно. А на следующий год уже будете с августа отслеживать запись в кружки.
Напишите Прониной, она Вам сама скажет поздно уже или нет. На сайте ДНТТМ этого кружка нет, так как он видимо как и раньше из бюджета не финансируется. Видимо есть договоренность с дворцом о предоставлении помещения для занятий. Раньше было именно так.
Сына отдали в платный кружок 2х2 при школе 1210. Он платный,но до бесплатных нам час на машине без пробок добираться. Пока было 2 занятия, 15 чел в группе, оба раза к доске вызывали. Немного остается доделать дома. Выводы рано делать, но ребенку нравится. Посмотрите,может в Вашей стороне есть их кружки?
Есть такой кружок, но мест нет. Я хотела записать к ней сына 7 лет на занятия, получилось только в доп списки, т.к. мест не было уже в конце августа.
сейчас в днттм идет доп набор в группы Корнеевой Т.Г., но там с 8 лет.
кто знает этого преподавателя?
Знаменитости в тренде
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Цель программы : развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Федеральногогосударственногообразовательногостандарта основного общего образования;
методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
ОБОСНОВАНИЕАКТУАЛЬНОСТИКУРСАИВОЗМОЖНОСТИЕЁРЕАЛИЗАЦИИ.
ЦЕЛЬ:развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в областичисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
развивать краткости речи.
ПРИНЦИПЫРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможностиучащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в даннойучебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятиядолжны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАКУРСА.
Курс"Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основеформулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Математическое образование высокого уровня исторически сконцентрировано вокруг ведущего математического факультета страны — мехмата МГУ. Именно отсюда берут начало самые первые математические кружки для школьников. Несмотря на то, что многие школы продолжают традиции довузовского образования мехмата, а преподаватели факультета ведут кружки в разных школах, такая расстановка позиций сохраняется и сейчас — все лучшие кружки расположены на юго-западе, вокруг МГУ. В последнее время кружки открываются на базе школ разных районов, домов детского творчества, но в целом, учитывая количество желающих заниматься, кружков в Москве категорически мало.
Математические кружки, раньше доступные только для школьников 6-11 классов, теперь доступны и дошкольникам. Особенно актуальна проблема поиска хорошего кружка в начальной школе, когда у ребенка есть явные способности к математике, а в школе еще нет ярко выраженных профилей обучения и не совсем понятно, как и где эти способности развивать. Старшеклассников на занятиях в кружках ждут интересные задачи, участие в олимпиадах, общение с единомышленниками.
Малый мехмат МГУ
Кружки А. Спивака на Малом мехмате МГУ
Школа № 218. Филиал Малого мехмата МГУ
В школе № 218, которая расположена на Дмитровском шоссе, работает филиал Малого Мехмата. Это дает возможность школьникам, которые живут на севере Москвы, заниматься математикой рядом с домом. В кружке преподают учителя школы, а также выпускники и студенты мехмата МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана. На занятиях решаются и разбираются логические, арифметические, алгебраические, геометрические и комбинаторные задачи, обсуждаются вопросы, не входящие в школьную программу. Регулярно проводятся разнообразные личные и командные математические соревнования. Одно из направлений работы кружка — подготовка и участие в популярных московских математических олимпиадах: турнире Архимеда, городской устной олимпиаде, математическом празднике. Практикуются также выезды в летние математические школы и участие в соревнованиях, проходящих вне Москвы. В работу кружков можно включаться, начиная с любого занятия.
Школа № 179
Школа, расположенная в самом центре Москвы, известна своими математическими классами. Лицо школы — Николай Николаевич Константинов, легендарная личность в истории московских физматов. Именно он придумал и создал уникальную систему математического образования, применяемую сейчас в лучших московских школах. На основе этой методики здесь работают математические кружки. Основное время занятий занимает решение задач с последующей устной сдачей их преподавателю. Задачи могут быть совершенно разной направленности: арифметические, логические, комбинаторные, геометрические. Начать заниматься в кружках можно с любого занятия, требуется предварительная регистрация на сайте школы. Посещение кружков можно рассматривать как подготовку к поступлению в математические классы 179-й школы.
Московский центр непрерывного математического образования
Читайте также: