Мать всегда старалась приурочивать свой отпуск к школьным каникулам

Обновлено: 06.07.2024

Файл "Уч. Стилистика и культура речи (4)" внутри архива находится в следующих папках: Материалы по английскому для подготовки к диплому, Dyploma_English. Документ из архива "Материалы по английскому для подготовки к диплому", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "диплом, выпускная квалификационная работа, диссертация магистра" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диплом, выпускная квалификационная работа, диссертация магистра" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "Уч. Стилистика и культура речи (4)"

Текст 10 страницы из документа "Уч. Стилистика и культура речи (4)"

1. Вада з прыдарожнага ручая была саладзей за мёд нам. 2. Цямнейшай за цёмныя ночы працоўнага доля была, адна толькі ўлада рабочых сапраўдную долю дала. 3.І гэтая, болем i гневам напісаная кніга будзе, не сумняваюся, патрэбна ўсім нам, у тым ліку нашым дзецям i ўнукам. 4. Край наш вялікі i разнастайны. 5. 3 дзецьмі ён заўсёды ласкавы. 6. Хлопчыку вельмі падабалася купацца ў Чорным моры. 7. На крутым беразе рэчкі расце сасна-прыгажуня. 8. Антось даўно марыў аб новым до­ме. 9. Волга шырэйшая за Дзвіну. 10. Маці была вельмі ўважлівая да дачкі. 11. Таня трэці дзень не ходзіць у школу, яна хворая ангінай. 12. Але Андрэйка не чуў ужо настаўнікавых слоў. 13. Каля пасады лесніковай цягнуўся гожаю падковай стары, высокі лес цяністы. 14. Баброва галава паказалася двойчы i знікла. 15. Летнімі вечарамі i дом i сад Ніны Уладзіміраўны поўныя гасцей: гучаць вершы, музыка, спевы, ідзе прагляд жывапісных твораў.

199. Определите характер ошибок в образовании и употреблении форм имен прилагательных. Исправьте, где нужно, предложения.

1. Пишу тебе о том, что дети наши здоровы, бодры, спокойные и веселые. 2. Стихи бельгийского поэта Верхарна, близкие народу и созвучные эпохе, переиздава­лись в переводах Брюсова. 3. Образ Катерины в драме "Гроза" очень сложный для юношеского восприятия. 4. Задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы сделать фразеологический анализ романа Ю. Бондарева "Берег". 5. Участковый врач Николаев очень вниматель­ный к пациентам. 6. Сегодня наша команда показала бо­лее лучшую игру. 7. На этом вопросе следует остано­виться несколько поподробнее. 8. Выводы в работе ин­тересные, но не свободны от противоречий. 9. Мой брат намного молодее меня, но кажется моим ровесником. 10. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопро­сы. 11. Стихи начинающего поэта были удачные и по содержанию, и по форме. 12. В Пете Ростове мне нра­вится то, что он был предан Родине и беспощадный к врагу. 13. Он сумел победить самого сильнейшего про­тивника.

Перечислите наиболее распространенные отступления от литературных норм в образовании и употреблении форм имен прилагательных.

Примечание к заданию 193: 1. Живы, свежи. 2. Полезны, бесполезны, вредны. 3. Свеж. 4. Слабый, бесхарак­терный. 5. Молчаливы, грубоваты, смекалисты. 6. Молод, полон.

3.8. Вариантность в сочетаниях

числительных с существительными

200. Употребите данные ниже сочетания в творительном падеже. Напишите цифры прописью. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 60 тракторов, 600 самолетов, 70 цехов, 700 учащихся, 200 метров, 300 жителей, 400 ночей, 900 дней, 1000 вра­чей, 3000 книг, 5000 гектаров, полторы тысячи рублей, 1898 слов, 5672 экспоната, 32 874 метра, 5 876 439 кило­граммов.

201. Поставьте слова из скобок в нужной форме; цифры на­пишите прописью.

6,5 (литр), 22,4 (тонна), 4 1/2 (метр), 21/2 (грамм), 1,01 (часть), 21 3/5 (процент), 48/9 (тонна), 2 и более (трудный вопрос), 3 и менее (рационализаторское пред­ложение), 4 и более (интересная книга), масса равна (полторы тысячи килограммов), объемом (тысяча лит­ров); открыли 22 (детские сады), отремонтировали 23 (сани), купили 24 (ножницы), прошло 32 (сутки).

202. Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме; цифры напишите прописью. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

1.1. В 1921 (год) библиотека Белорусского государ­ственного университета располагала 40000 (книга). Книжный фонд библиотеки в 1943 (год) составлял около 3486 (том), к 1959 (год) он вырос до 514591 (том), а в 1969 исчислялся 920000 (том). Ежегодно библиотека пополняется примерно 1000 (том). 2. В 1946 (год) из ле­нинградского Госфонда литературы было получено 146 (посылка) с 3883 (книга). 3. В десятой пятилетке в Белорусском государственном университете издано 11000 (статья), около 348 (монография), более 360 (учебники и учебные пособия). 4. Университет располагает 8 (благо­устроенное общежитие), 4 (столовая и кафе), поликлини­кой. 5. В аспирантуре занимается более 600 (человек) по 83 (специальность). 6. Университет имеет договоры более чем со 150 (предприятия, организации и научные учреждения). 7. Ущерб, нанесенный Белорусскому универси­тету оккупантами, составил 36,5 (миллионы рублей).

П. 1. Количество повреждений вагонов равно 167000. 2. Теперь метр ¾ это расстояние, которое свет, испускаемый лазером, проходит за 1299791 458 (доля секунды). 3. Это был нелегкий путь, равный (1000 километров). 4. В Болгарии создано более 250 (агропромышленный ком­плекс). 5. Площадь Республики Болгарии равна 111000 (квадратный километр). 6. В Будапеште живет более 2 (миллион человек). Другие большие города имеют от 150 до 200 тысяч (житель). 7. Музей землеведения рас­полагает более чем 10000 (образцы минералов). 8. Вели­кая Отечественная война продолжалась в течение 1418 (день и ночь). 9. В годы второй мировой войны в Юго­славии погибло свыше 1,7 (миллион человек).

203. Объясните употребление собирательных числительных в данных ниже предложениях. Замените, где возможно, собиратель­ные числительные количественными. Укажите причины невозмож­ности такой замены.

1. Трое друзей стояли в кузове и смотрели, смотрели на все, что было знакомо с детства (В. Кетлинская). 2. Скоро комната наполнилась детьми, прелестными де­вочками и мальчиками. Их было пятеро (Н. Гоголь). 3. В толпе заключенных небольшой группкой стояли мужи­чины. Четверо из них вышли вперед (В. Собко). 4. Дома у него четверо детей, а крику никогда не слышно (В. Се­мин). 5. Самолет за один рейс может взять только шес­терых. Раненых же было семеро (Б. Полевой). 6. Семеро одного не ждут (пословица). 7. От коменданта прислали двое розвальней (Д. Фурманов). 8. С пролетки не спеша сошли двое седоков (К. Федин). 9. Отец троих детей Николай Павлович Баль ¾ уважаемый человек в деревне (из газет).

Перечислите основные случаи употребления собирательных числительных.

204. Раскройте скобки, выберите правильное сочетание. Мо­нтируйте свой выбор.

1. Они вырастили и воспитали (два сына ¾ двоих сы­новей) и (две дочери ¾ двоих дочерей). 2. Семья Назаро­вых взяла на воспитание (три сироты ¾ трех сирот ¾ троих сирот); (двух ¾ двоих братьев) и сестру. 3. О будущем Юрки думали (два мужчины ¾ двое мужчин и две жен­щины ¾ двое женщин). 4. Серому волку не удалось съесть (семь ¾ семеро ¾ семерых козлят). 5. Вместе с Иваном Кузьмичом на заводе работают (три сына ¾ трое сыновей). 6. На кафедре работают (семь ¾ семеро) доцен­тов и (два профессора ¾ двое профессоров). 7. (Пять ¾ пятеро ¾ пятерых) студентов мы отправили домой. 8. Не помню уж, на какой остановке они влезли в автобус, эти (два веселых парня ¾ двое веселых парней). 9. (Три дру­га ¾ трое друзей) помнили, что тут недавно была степь.

3.9. Употребление местоимений

205. Определите семантико-стилистические оттенки выделен­ных местоимений.

1. А вчера на кухне ихний сын Головой упал у нашей двери (В. Высоцкий). 2. Отвечая на Ваше письмо, хочу сделать несколько замечаний. 3. На что мне твой Аст­ров? Он столько же понимает в медицине, как я в астро­номии (А. Чехов). 4. Погода стояла ясная и сухая, доро­га ¾ что твое шоссе, только колеса постукивают (Н. Лес­ков). 5. Мои на днях переезжают на дачу. 6. Побывали в концерте, в кино. В театре быть не могли за отсутствием таковых (П. Павленко). 7. Петр Николаевич, вы? ¾ обра­тилась к нему Марья Дмитриевна. ¾ Я самый, ¾ сказал Каменев (Л. Толстой). 8. Ну что, какова? ¾ Прелесть (М. Лермонтов). 9. Какой он из себя? ¾ Какой? Призе­мистый, грузный, чернявый (И. Тургенев). 10. Выхожу, на лестнице попадается приятель, некто Н.Н. (Д. Григоро­вич). 11. В этом случае мы сталкиваемся с особым ви­дом подчинительной связи. 12. Вцепляясь в свежую тра­ву, шепчу с надеждой всем и всюду: я просто не пере­живу того, что я живым не буду (Е. Евтушенко).

206. Определите прямое, переносное и нейтрализованное упот­ребление местоимений в данных ниже предложениях.

1. Ты не бойся его, он добрый, ты гляди прямо в гла­за ему (М. Горький). 2. Точность и краткость ¾ вот пер­вые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей ¾ без них блестящие выражения ни к чему не служат (А. Пушкин). 3. Вижу, вижу: ну так как же мы теперь се­бя чувствуем, а? (Ф. Достоевский). 4. Ну хоть подними же, что уронил; а он еще стоит и любуется (И. Гончаров). 5. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке, вы проходите мимо дерева ¾ оно не шелохнется (И. Тургенев). 6. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (И. Крылов). 7. Пусть мы в борьбе сжигаем наши дни (А. Безыменский). 8. . И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь (М. Лермонтов). 9. Эй, вы! Где была ваша твердость, Где была ваша гор­дость? (В. Высоцкий). 10. В суету городов и в потоки ма­шин Возвращаемся мы ¾ просто некуда деться! (В. Высоц­кий). 11. Вот бортпроводница ¾ она и домохозяйка на борту, и медик, и дипломат, и мама для пассажиров.

207. Объясните наличие или отсутствие личных местоимений в данных ниже поэтических отрывках.

1. Он, ангел утра, скорбный и немой, С огромными падения глазами. О чем как будто плачешь надо мной, Склонясь дождеподобно волосами? Потом куда уходишь навсегда, Глазами зыбко стены озаряя? (Вл. Державин). 2. Мне, как видите, надо так много, потому умирать не спешу, и чем больше я верую в Бога, тем все меньше у Бога прошу (Е. Евтушенко). 3. Я врагам своим весь не достанусь, почитателям тоже не весь. Бубенцом-невидим­кой останусь в нашем здесь и далеком нездесь (Е. Ев­тушенко). 4. Не марайте Отечество кровью. Христиан­ству нам надо учиться (Е. Евтушенко). 5. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А ко­гда ты упал со скал, Он стонал, но держал, ¾ Если шел он с тобой как в бой, на вершине стоял, хмельной, ¾ Зна­чит, как на себя самого, Положись на него (В. Высоц­кий). 6. Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, ¾ Парня в горы тяни, рискни, ¾ Не бросай одного его, Пусть он в связке в одной с тобой ¾ Там поймешь, кто такой (В. Высоцкий). 7. Но спускаемся мы ¾ кто на год, кто совсем, Потому что всегда мы должны возвращаться (В. Высоцкий).

208. Отметьте недочеты в употреблении местоимений. Ис­правьте, где необходимо, текст.

1. Таковы разговорно-языковые средства, используе­мые Шукшиным в своих рассказах. 2. Это в первую оче­редь обусловлено тем, что этот предмет читается на первом-втором курсах, когда студент-заочник еще срав­нительно слабо ориентируется в общеславянских языко­вых явлениях, не приобрел навыка анализа этих явлений в их историческом развитии. 3. Хотя мы, пограничники, находились на особом положении, но мысли, высказан­ные Куприным в своей книге, так или иначе задели каж­дого офицера. 4. Любой в ответе за народное добро. 5. Нину Ивановну невозможно представить без какого-то занятия. 6. Донское казачество разъехалось по своим хуторам, они больше не хотели воевать.

3.10. Употребление форм глагола

209. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните "видовой разнобой", исправьте предло­жения.

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитывать студентов, вооружить их знаниями. 4. Надо помогать студентам расти в про­фессиональном отношении и проявить свои способности на практике. 5. Мы старательно закрепляли первые скром­ные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 6. Участники конференции поделились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 7. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.

210. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толко­вых словарях современного русского языка.

Акцентировать ¾ акцептовать, ассигновать ¾ ассигно­вывать, атаковать ¾ атаковывать, брезгать ¾ брезговать, видеться ¾ видаться, врезываться ¾ врезаться, выломать ¾ выломить, вылезать ¾ вылазить, достичь ¾ достигнуть, закаливаться ¾ закаляться, использовать ¾ использовывать, изготовлять ¾ изготавливать, локализовать ¾ локализировать, модернизовать ¾ модернизировать, нормали­зовать ¾ нормализировать, популяризовать ¾ популяри­зировать, стабилизовать ¾ стабилизировать, стандартизо­вать ¾ стандартизировать, терроризовать ¾ терроризиро­вать.

211. Приведите видовые пары к данным глаголам. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую ха­рактеристику.

Заготовить, закалить, изготовить, морализовать, запо­дозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опоро­чить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить.

212. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня заподазриваете? 2. Профессор в своей статье оспаривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколь­ко человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концер­на, решают судьбы людей, которые их на это не уполном. чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обыч­но звонил Кате, и они усл. вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удост. ивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт. живать уже в поезде. 7. Мать всегда старалась приурочивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот. чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение пред­метной точности в художественной речи обусл. влива­ется тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

213. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нор­мативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариан­тов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлы­кать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

214. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

209. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните "видовой разнобой", исправьте предло­жения.

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитывать студентов, вооружить их знаниями. 4. Надо помогать студентам расти в про­фессиональном отношении и проявить свои способности на практике. 5. Мы старательно закрепляли первые скром­ные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 6. Участники конференции поделились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 7. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.

210. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толко­вых словарях современного русского языка.

Акцентировать ¾ акцептовать, ассигновать ¾ ассигно­вывать, атаковать ¾ атаковывать, брезгать ¾ брезговать, видеться ¾ видаться, врезываться ¾ врезаться, выломать ¾ выломить, вылезать ¾ вылазить, достичь ¾ достигнуть, закаливаться ¾ закаляться, использовать ¾ использовывать, изготовлять ¾ изготавливать, локализовать ¾ локализировать, модернизовать ¾ модернизировать, нормали­зовать ¾ нормализировать, популяризовать ¾ популяри­зировать, стабилизовать ¾ стабилизировать, стандартизо­вать ¾ стандартизировать, терроризовать ¾ терроризиро­вать.

211. Приведите видовые пары к данным глаголам. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую ха­рактеристику.

Заготовить, закалить, изготовить, морализовать, запо­дозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опоро­чить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить.

212. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня заподазриваете? 2. Профессор в своей статье оспаривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколь­ко человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концер­на, решают судьбы людей, которые их на это не уполном. чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обыч­но звонил Кате, и они усл. вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удост. ивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт. живать уже в поезде. 7. Мать всегда старалась приурочивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот. чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение пред­метной точности в художественной речи обусл. влива­ется тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

213. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нор­мативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариан­тов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлы­кать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

214. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

1. Ядкаплетсквозь его кору, К полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капаютгорькие слезы Из глаз на холодный песок (М. Лермонтов). 3. Как будто бро­дильный сок брызжетиз некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4.Но ползут по кругу стрелки, ¾ Время движется вперед (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-ни­будь научным открытием? Движетли она вперед нашу науку? (Б. Лавренев). 6. Филинов попробовал отговорить его от рискованной ночной поездки по местам, где, воз­можно, рыщутразъезды противника (К. Седых). 7. Вот рыскаютпо свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 8. По сторонам дороги колыхалась высокая тяжелая трава. Казалось, колыхаетее ветер, разлетающийся от грузовика (В. Солоухин). 9. Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет(А.К. Толстой). 10. ¾ Зачем кулаком махаешь? ¾ все так же невозмутимо переспросил Шалимов (А. Гайдар). 11. Илья останавливается, вынимает платок и машетматери (Ю. Каказов). 12. Чуть заметно колыхаясь,под ногами, плоты плыли вперед (М Горький). 13. Глубоко под почвой кипела борьба, глухо колышаповерхность (Б. Лавренев). 14. Снова солнце искры мечетНад волной роскошно-алой (В. Брюсов). 15. На реке гукнул пароход, и крик его весело прокатился по воде, мечась между гранитными берегами (Б. Полевой). 16. ¾ Я бреду по улице, а впереди меня. едет на подводе сонный водовоз, за его спиной плескаетсяв бочке вода (С. Тхоржевский). 17. Все кругом молчит; Лишь волны плещутсябушуя (А. Пушкин). 18.Плескаяшумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной (А. Пушкин). 19. Плещана стол, он наполнил свободный стакан (С. Сартаков). 20. ¾ Что вы тут мурлычете,лейтенант? ¾ спросил он неожиданно (В. Кочетов). 21. Когда я счастлив, я непре­менно мурлыкаючто-нибудь про себя (Ф. Достоевский). 22. Желтым и красных огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплютв реку желтые листья (Н. Лесков). 23. Подойдет праздник, ее берут и сыпятдесятка по два ягодок в графин с водкой (Г. Марков). 24. И вот показались березы. Так сладок Отчизны дымок, Он щиплетглаза, появляются слезы И в горле сча­стливый комок (К Долматовский). 25. Сорок первый год, войны еще нет, она где-то далеко, а здесь еще мяучаткошки, продают бочковое пиво (А. Арбузов).

215. Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Стрелки часов (двигаются ¾ движутся). 2. Револю­ции (двигают ¾ движут) историю. 3. Им (двигает ¾ дви­жет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двига­ется ¾ движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются ¾ движутся) вдоль перрона. 6. С лица (ка­пает ¾ каплет) пот. 7. Над нами не (капает ¾ каплет). 8. Мать (мечется ¾ метается) по комнате. 9. Рыба (ме­чет ¾ метает) икру. 10. Девушка хорошо (мечет ¾ метает) диск. 11. Кто-то (машет ¾ махает) рукой. 12. Волки (ры­щут ¾ рыскают). 13. По деревне (рыщут ¾ рыскают) по­лицейские.

216. В данных предложениях устраните "временной разнобой". Исправьте ошибки.

1. Когда я уходила, женщина снова умоляет меня не упоминать ее имени. 2. Большое значение придавал Че­хов правильному и точному словоупотреблению. Он со­ветует избегать частых повторений одного и того же слова, так как повторяющиеся слова не только нарушают музыкальность фразы, но и притупляют силу эмоцио­нального воздействия на читателя и слушателя. 3. Боль­шинство студентов-отличников активно выступали на собрании, делились опытом своей работы, энергично критикуют недостатки, замеченные на факультете. 4. Ко­гда я дочитал до строк, где обрывается жизнь Давыдова, горькие слезы льются по лицу. Не верится, что его уби­ли. 5. На следующий день приходит к нам Анна Алексе­евна и рассказала все моим родителям.

217. Выберите из скобок подходящую форму глагола. Моти­вируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и различия между ними.

1. Из тюрьмы (бегал ¾ бежал) опасный преступник. 2. Мы познакомились с ним в поезде, когда я (ехал ¾ ез­дил) в Могилев. 3. Якупил эти книги, когда мы (шли ¾ ходили) в кино. 4. Было очень тихо, только внизу под горой разговаривали женщины. Они (шли ¾ ходили) на речку за водой. 5. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старый Ливадийский парк. Я (шел ¾ ходил) в Ореанду. 6. Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все пути к нему. Он осмотрел второй этаж, тре­тий, четвертый. (идти ¾ ходить) было трудно. 7. В сумке была найдена карта генерала с обозначением маршрута, по которому Сергей Иванович часто (шел ¾ ходил) пеш­ком от штаба до своего дома. 8. Из дома, занятого вра­гом, в нашу сторону (летели ¾ летали) зеленые ракеты. 9. Любопытную картину наблюдал я однажды в джунглях Центральной Африки, куда мы (ехали ¾ ездили) для охоты на диких слонов. 10. Наша машина (ехала ¾ езди­ла) по лесной дороге. Справа и слева непроходимой сте­лой стоял густой тропический лес. 11. Хорошо (бегать ¾ бежать) по дорожкам нового стадиона. 12. (Лететь ¾ летать) самолетом в такую погоду опасно. 13. Хотелось (бродить ¾ брести) по аллеям этого старого парка.

218. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единст­венного и множественного числа повелительного наклонения. Ука­жите возможные варианты и дайте их функционально-стилисти­ческую характеристику.

219.Дайте нормативно-стилистическую характеристику выде­ленных форм глаголов. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1. Мир озарен Полярною звездою, За окнами упругий снежный хруст. Ты поцелуя теплою водою Напойменя из приоткрытых уст (Л. Мартынов). 2. ¾Слышь, хозяин, не жалей Божью птичку в клетке, Заливай, поигостей (А. Твардовский). 3. ¾ Фёкла, выдь!¾ Куда это? ¾ Фёкла строго посмотрела на Елизара (В. Шукшин). 4. Не боли,ты, душа, отдохни от забот (И. Никитин). 5.Бессильно­му не смейся, И слабого обидеть не моги(И. Крылов). 6. Выдьна Волгу: чей стон раздается над великою рус­ской рекой? (Н. Некрасов). 7. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти¾ так был бы деловой (А. Грибоедов). 8. ¾ Что скажешь? Подьпоближе, что прикажешь? (А. Пушкин). 9. Потом медвяною росой Пче­лу-работницу напой(В. Жуковский). 10. Как ни крой,а швы наружу выйдут (пословица).

220. Замените в приведенных ниже предложениях глаголы, стоящие в повелительном наклонении, глаголами в условном на­клонении. Установите семантико-стилистические различия между данными и полученными предложениями.

1. Напиши письмо другу. 2. Поздравь сестру с празд­ником. 3. Займитесь английским языком. 4. Готовьтесь к каждому занятию. 5. Следите за своей речью. 6. Сходите сегодня в кино.

221. Определите семантико-стилистические различия между предложениями, данными слева и справа.

1. Ты б корму поискал по нивам, по лугам, чтоб с сиротами поделиться (И. Крылов). Поищи ты корму по нивам, по лугам. Поищи корму по нивам, по лугам…
2.Барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет (А. Пушкин). . а я и позабыл, где Дуня-то живет.
3. Скоро светать будет, лег бы ты уснул (А. Горький). Скоро светать будет, ляг ты усни
4. Поедем скорее! Поедем, пока не поздно (Р. Рождественский). Едем скорее! Едем, пока не поздно.
5. ¾ Пойдемте! ¾ сказала Татьяна Петровна и повела Потапова в кухню. ¾ Идемте! ¾ сказала Татьяна Петровна.
6. Ох, и попадись мне этот мальчишка под руку, то-то я бы с ним поговорила (А. Гайдар). Если бы мне этот мальчишка попался под руку, я бы с ним поговорила.

222. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных форм глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толковых словарях современного русского языка.

Брезгаю ¾ брезгую, вверг ¾ ввергнул, виснул ¾ вис, влечешь ¾ влекешь, вник ¾ вникнул, внимаю ¾ внемлю, выгляни ¾ выглянь, выдохся ¾ выдохнулся, выложи ¾ выложь, высыплешь ¾ высыпешь, достигнул ¾ достиг, машу ¾ махаю, нормализую ¾ нормализирую, обуслов­ливаю ¾ обуславливаю, помаши ¾ помахай, приурочи­вай ¾ приурачивай, сосредоточивай ¾ сосредотачивай, щиплю ¾ щипаю.

223. Образуйте от данных ниже глаголов формы прошедшего времени единственного числа. Отметьте глаголы, у которых фор­мы прошедшего времени в русском и белорусском языках не сов­падают.

Вянуть, завянуть, засохнуть, киснуть, крикнуть, лоп­нуть, мерзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, при­выкнуть, притихнуть, раскиснуть, сдохнуть, смолкнуть, сохнуть, стукнуть.

224. Исправьте предложения, укажите характер речевых ошибок.

1. Сообщалось, что в настоящее время каждые сутки задерживается 25 ¾30 водителей в нетрезвом состоянии. 2. В текущем году факультет организовывает курсы по­вышения квалификации учителей. 3. На прощание было нам сказано: "Передавайте директору от меня привет, если увидите". 4. В следующем году молочная ферма оснастится новым оборудованием. 5. Налажена связь, чистятся дороги и шоссе. 6. К жанру сказки Щедрин на протяжении всего своего творчества прибегнул неод­нократно, а особенно в 80-е годы, когда жанр сказок особенно ему импонировал. 7. Иссякнули малейшие возможности добиться положительного ответа. 8. Дач­ные поезда идут с этой станции ежедневно. 9. Содер­жание произведений публициста гармонически слито с яркой, запоминающей формой. 10. Словообразователь­ные расхождения белорусских и русских лексем нередко обуславливают разное грамматическое оформление су­ществительных одного рода в белорусском и русском языках.

1. Развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс.

2. Обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета.

3. При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном.

4. За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.


1. Развитие науки обусловливает (что делает?

2. Обычно мы старались приурочить (что сделать?

)свой отпуск к началу лета.

3. При подготовке к занятиям необходимо сосредотачивать ( что делать?

) внимание на главном.

4. За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз удостаивался (что делал?


Раскройте скобки слитно или в месте ?

Раскройте скобки слитно или в месте .

Мы опять повернули (в глубь) города.

Был ветер (вначале) казалось.

(вначале) жизни школу помню.

Грозу (в начале) мая.


Из придлажения обычным обонянием она пользуется, кошда ей хочется узнать запах на дальнем расстоянии Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного ( на выбор )?

Из придлажения обычным обонянием она пользуется, кошда ей хочется узнать запах на дальнем расстоянии Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного ( на выбор ).


Весною как говорили в старину этот святой землю отмыкал или "?

Весною как говорили в старину этот святой землю отмыкал или ".

На порог весну приволок".

Поэтому день этого святого считали началом полевых работ старались завершить.

Укажите сроки проведения полевых сельскохозяйственных работ(сроки указаны по новому стилю).


Эпоха начавшаяся после открытий Галилео Галилея и завершившаяся работами Исаака Ньютона обозначила новый этап в развитии науки и техники?

Эпоха начавшаяся после открытий Галилео Галилея и завершившаяся работами Исаака Ньютона обозначила новый этап в развитии науки и техники.

Разобрпть по членам преджения.


Подчеркнуть главные члены предложения и дополнения, укажите, какой частью речи они выраженыСовременное общество стремится к индустриализации и техническому прогрессу?

Подчеркнуть главные члены предложения и дополнения, укажите, какой частью речи они выражены

Современное общество стремится к индустриализации и техническому прогрессу.

Засомневались в своём выборе или почувствовали себя недостаточно подготовленным к избранной профессии?


Раскройте скобки, напишите местоимения в нужной форме?

Раскройте скобки, напишите местоимения в нужной форме.

Спросила у (ты, я, вы).

Рассказали о (мы, ты, вы).


Выпиши из 18 предложения все формы иен существительных?

Выпиши из 18 предложения все формы иен существительных.

Укажи морфологические признаки одно из форм на выбор.

Предложение : идеи русского изобретателя нашли свое применение спустя годы и даже века.


Сформулируйте свою главную жизненную задачу.

Аргументируйте свой выбор.


Пожалуйста помогите у меня подготовка экзамен?

Пожалуйста помогите у меня подготовка экзамен.

Придумайте одно ССП с соединительным союзом, докажите, что ваш выбор правилен.


Напишите подробное изложение

главную жизненную задачу.

Аргументируйте свой выбор.


Упражнение 4. З + веки (вместо буквы е - буква у) = звуки далее союз. Возьмём самый распостраненный - и растение(это бук) + местоимение(вы) = буквы Итог : Звуки и буквы. Упражнение 5. Мель, ёлка, вьюга, ель, съел, слёзы, угалёк, уголок.

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

1) У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 2) Наряд красавицы составлял… ярк… бикини. 3) В Багдаде я учился в больш… медресе. 4) Неподалеку стоял… заброшен… ранчо. 5) Установлен… эмбарго был… нарушен… . 6) На нас смотрел… забавн… гризли. 7) Справедлив… рефери начал… отсчет. 8) Этим летом среди молодежи особенно популярн… был… регби. 9) На грядках рос(ла) заморск… кольраби. 10) Авторитетн… жюри (возглавить) известн… кутюрье.

Задание 2. Укажите род аббревиатур.

Задание 3. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.

1) Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься (тон) свирели. 2) На постоянную работу требуются (токарь, слесарь, мн.ч.). 3) При входе в здание у сотрудников проверяют (пропуск, мн.ч.). 4) В комнате горело пять (свечи). 5) Я купила килограмм (апельсины, баклажаны). 6) В этом магазине большой выбор (скатерти, простыни). 7) В ближайшие дни ожидается теплая погода без (заморозки). 8) В следующем году предстоит поменять (паспорт, мн.ч.). 9) Об этом происшествии вспоминали многие (год). 10) Стены нужно покрасить в яркие (цвет).

Задание 4. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.

Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка), посвященные его возлюбленной Лауре.

Фильм создан (Григорий Чухрай).

Задание 5. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

1) Открыли 22 (детские сады). 2) Прошло 23 (сутки). 3) В диссертации имеется приложение с 65 (схемы). 4) В библиотеке не хватает 29 (книги). 5) В новом поселке в 583 (дома) работают печи на природном газе. 6) В Антарктиду доставили самолетом 24 (полярники). 7) Техникум выпустил 172 (молодые специалисты). 8) Из 596 вычесть 387. 9) Прибыл поезд с 287 (экскурсанты). 10) Из 1109 объектов было введено лишь 749.

Задание 6. Поставьте глаголы в соответствующей форме.

1) Над нами не (капать, наст.вр.). 2) Мать (метаться, наст. вр.) по комнате. 3) Кто-то (махать, наст. вр.) рукой. 4) По деревне (рыскать, наст. вр.) полицейские. 5) Оба они с любовью (чтить, наст. вр.) память о ней. 6) Стая морских птиц (колыхаться, наст. вр.) на волнах. 7) Лошадь (махать, наст. вр.) хвостом. 8) Кошка жалобно (мяукать, наст. вр.). 9) Он (метаться, наст.вр.) как дикий зверь. 10) Как только получишь перевод, (уведомить, повел. накл.) меня.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

Задание 2. Укажите род аббревиатур.

Задание 3. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.

1) Надо установить на прогулочном участке (прожектор, мн.ч.). 2) В обсуждении проблемы приняли участие (директор). 3) Разные (цех) специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 4) Для выступления перед рабочими артисты пошли в (цех, мн.ч.) депо. 5) В этом же здании обучаются будущие (повар). 6) Поезд сошел с (рельсы). 7) Не хватало (дух) отказать мальчику в его просьбе. 8) В совещании приняли участие многие (автор, редактор, корректор). 9) Флаг повстанцев по-прежнему развевался на (форт). 10) Роль Фирса в (“Вишневый сад”) играл известный актер.

Задание 4. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.

Открыта выставка графических работ (Сергей Павлович Майстренко).

Задание 5. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

1) От 964 отнять 83. 2) 10 сложить с 798. 3) Предложение принято 735 (голос) против 44. 4) Деревня находится в 163 (километр) от города. 5) Это был нелегкий путь, равный 1000 (километр). 6) В этой книге около 570 страниц. 7) Здание построено в 2003 году. 8) Великая Отечественная война продолжалась в течение 1418 (день и ночь). 9) Другие большие города имеют от 150 до 200 тысяч (житель). 10) Университет имеет договоры более с чем 150 (предприятия).

Задание 6. Поставьте глаголы в соответствующей форме.

1) В чем вы меня за (подозривать)? 2) Ученый (оспоривать) мнение других исследователей. 3) В конце рабочего дня Никифоров обычно звонил Кате, и они (условливаться) о встрече. 4) Права участвовать в конкурсе (удостаиваться) лучшие воспитанники. 5) Результаты он начал (подытоживать) уже в поезде. 6) В Пушкине (сосредоточиваться) лучшие стороны великой нации. 7) Нарушения (обусловливаться) рядом факторов. 8) Несколько человек из семьи Дюпонов решают судьбы людей, которые их на это не (уполномочивать). 9) Мать всегда старалась (приурочивать) свой отпуск к школьным каникулам. 10) С лица (капать, наст.вр.) пот.

ВАРИАНТ 3

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

Задание 2. Укажите род аббревиатуры.

Задание 3. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.

Задание 4. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.

Похождения итальянского авантюриста ХVIII века (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов.

Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Елена Дик).

Задание 5. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

Задание 6. Поставьте глаголы в соответствующей форме.

1) Пока бак стиральной машины (сохнуть, прошедшее время) после окраски, мы беседовали с бригадиром. 2) Ученые (двигать) науку вперед. 3) Им (двигать) желание приобрести хорошее образование. 4) В уголке (дремать, наст.вр.) соседская кошка. 5) Слава богу, я от них теперь не (зависеть, настоящее время). 6) Незнакомец вдруг неожиданно (исчезнуть). 7) Ветер (трепать, наст. вр.) ее волосы. 8) Ветер как поднялся, так неожиданно и (стихнуть). 9) Врач сказал, что я скоро (выздороветь). 10) Кожа от мороза (шершаветь, настоящее время).

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

Задание 2. Укажите род аббревиатур.

Задание 3. Слова, заключенные в скобки, поставьте в соответствующей форме числа и падежа.

1) В этом же здании обучаются будущие (повар). 2) Важнейшие отделы и (сектор) института были реорганизованы. 3) Организации требуются квалифицированные (бухгалтер), ночные (сторож), (вахтер). 4) В магазине имеется большой выбор (чулки) и (носки). 5) Этим вопросом занимались многие ученые в прошлом (год). 6) Между коллективами предприятий часто заключаются (договор). 7) Если бы машинист вовремя не затормозил, поезд сошел бы с (рельсы). 8) Вдоль реки летела стая (цапли). 9) Из-за плохой организации приемки рыбы многие (судно) простаивают в (порт). 10) Щука весила 14 (килограмм).

Задание 4. Приведенные в скобках имена и фамилии поставьте в нужной форме.

Задание 5. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

1) В его работе речь шла о 326 174 неучтенных минутах. 2) О (100) днях правления Наполеона написано немало книг. 3) Мы живем в 2003 году. 4) Он принес альбом с 1 742 марками. 5) Деревня находится в 187 километрах от города. 6) Корпорация провела опрос среди 600 руководителей. 7) На совещании приехало более 856 человек. 8) 400 депутатам были предоставлены особые полномочия. 9) Високосный год равняется 366 дням. 10) 300-летие Петербурга будет отмечаться в 2003 году.

Задание 6. Поставьте глаголы в соответствующей форме.

1) После контузии он все больше и больше (глохнуть, прошедшее время). 2) Дерево (развесить) густые ветки. 3) Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 4) Горький с детства (проникнуться) сочувствием к своему народу. 5) Мы ваши документы (класть) в папки и сдадим в приемную комиссию. 6) Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 7) В настоящее время жюри (подытожить, прошедшее время), результаты конкурса. 8) Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь). 9) Но ползут по кругу стрелки, время (двигаться) вперед. 10) С трудом (двигаться, настоящее время) усталые лошади.

Пояснение к работе:

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов (рода, числа, падежа, времени, вида и т.п.)

Имена существительные.

1) Окончания множественного числа существительных в именительном и винительном падежах.

В выборе окончания существительных множественного числа именительного и винительного падежа норма колеблется. В одних случаях требуется только окончание -а, -я, в других -ы, –и, в третьих – возможно и то, и другое.При возможности двоякого произношения в языке активизируется форма на -а / -я, а формы на -ы / -и всё больше ощущается как книжные и устаревшие.

200. Употребите данные ниже сочетания в творительном падеже. Напишите цифры прописью. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 60 тракторов, 600 самолетов, 70 цехов, 700 учащихся, 200 метров, 300 жителей, 400 ночей, 900 дней, 1000 вра­чей, 3000 книг, 5000 гектаров, полторы тысячи рублей, 1898 слов, 5672 экспоната, 32 874 метра, 5 876 439 кило­граммов.

201. Поставьте слова из скобок в нужной форме; цифры на­пишите прописью.

6,5 (литр), 22,4 (тонна), 4 1/2 (метр), 21/2 (грамм), 1,01 (часть), 21 3/5 (процент), 48/9 (тонна), 2 и более (трудный вопрос), 3 и менее (рационализаторское пред­ложение), 4 и более (интересная книга), масса равна (полторы тысячи килограммов), объемом (тысяча лит­ров); открыли 22 (детские сады), отремонтировали 23 (сани), купили 24 (ножницы), прошло 32 (сутки).

202. Употребите слова, данные в скобках, в нужной форме; цифры напишите прописью. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.

1.1. В 1921 (год) библиотека Белорусского государ­ственного университета располагала 40000 (книга). Книжный фонд библиотеки в 1943 (год) составлял около 3486 (том), к 1959 (год) он вырос до 514591 (том), а в 1969 исчислялся 920000 (том). Ежегодно библиотека пополняется примерно 1000 (том). 2. В 1946 (год) из ле­нинградского Госфонда литературы было получено 146 (посылка) с 3883 (книга). 3. В десятой пятилетке в Белорусском государственном университете издано 11000 (статья), около 348 (монография), более 360 (учебники и учебные пособия). 4. Университет располагает 8 (благо­устроенное общежитие), 4 (столовая и кафе), поликлини­кой. 5. В аспирантуре занимается более 600 (человек) по 83 (специальность). 6. Университет имеет договоры более чем со 150 (предприятия, организации и научные учреждения). 7. Ущерб, нанесенный Белорусскому универси­тету оккупантами, составил 36,5 (миллионы рублей).

П. 1. Количество повреждений вагонов равно 167000. 2. Теперь метр ¾ это расстояние, которое свет, испускаемый лазером, проходит за 1299791 458 (доля секунды). 3. Это был нелегкий путь, равный (1000 километров). 4. В Болгарии создано более 250 (агропромышленный ком­плекс). 5. Площадь Республики Болгарии равна 111000 (квадратный километр). 6. В Будапеште живет более 2 (миллион человек). Другие большие города имеют от 150 до 200 тысяч (житель). 7. Музей землеведения рас­полагает более чем 10000 (образцы минералов). 8. Вели­кая Отечественная война продолжалась в течение 1418 (день и ночь). 9. В годы второй мировой войны в Юго­славии погибло свыше 1,7 (миллион человек).

203. Объясните употребление собирательных числительных в данных ниже предложениях. Замените, где возможно, собиратель­ные числительные количественными. Укажите причины невозмож­ности такой замены.

1. Трое друзей стояли в кузове и смотрели, смотрели на все, что было знакомо с детства (В. Кетлинская). 2. Скоро комната наполнилась детьми, прелестными де­вочками и мальчиками. Их было пятеро (Н. Гоголь). 3. В толпе заключенных небольшой группкой стояли мужи­чины. Четверо из них вышли вперед (В. Собко). 4. Дома у него четверо детей, а крику никогда не слышно (В. Се­мин). 5. Самолет за один рейс может взять только шес­терых. Раненых же было семеро (Б. Полевой). 6. Семеро одного не ждут (пословица). 7. От коменданта прислали двое розвальней (Д. Фурманов). 8. С пролетки не спеша сошли двое седоков (К. Федин). 9. Отец троих детей Николай Павлович Баль ¾ уважаемый человек в деревне (из газет).

Перечислите основные случаи употребления собирательных числительных.

204. Раскройте скобки, выберите правильное сочетание. Мо­нтируйте свой выбор.

1. Они вырастили и воспитали (два сына ¾ двоих сы­новей) и (две дочери ¾ двоих дочерей). 2. Семья Назаро­вых взяла на воспитание (три сироты ¾ трех сирот ¾ троих сирот); (двух ¾ двоих братьев) и сестру. 3. О будущем Юрки думали (два мужчины ¾ двое мужчин и две жен­щины ¾ двое женщин). 4. Серому волку не удалось съесть (семь ¾ семеро ¾ семерых козлят). 5. Вместе с Иваном Кузьмичом на заводе работают (три сына ¾ трое сыновей). 6. На кафедре работают (семь ¾ семеро) доцен­тов и (два профессора ¾ двое профессоров). 7. (Пять ¾ пятеро ¾ пятерых) студентов мы отправили домой. 8. Не помню уж, на какой остановке они влезли в автобус, эти (два веселых парня ¾ двое веселых парней). 9. (Три дру­га ¾ трое друзей) помнили, что тут недавно была степь.

3.9. Употребление местоимений

205. Определите семантико-стилистические оттенки выделен­ных местоимений.

1. А вчера на кухне ихний сын Головой упал у нашей двери (В. Высоцкий). 2. Отвечая на Ваше письмо, хочу сделать несколько замечаний. 3. На что мне твой Аст­ров? Он столько же понимает в медицине, как я в астро­номии (А. Чехов). 4. Погода стояла ясная и сухая, доро­га ¾ что твое шоссе, только колеса постукивают (Н. Лес­ков). 5. Мои на днях переезжают на дачу. 6. Побывали в концерте, в кино. В театре быть не могли за отсутствием таковых (П. Павленко). 7 . Петр Николаевич, вы? ¾ обра­тилась к нему Марья Дмитриевна. ¾ Я самый, ¾ сказал Каменев (Л. Толстой). 8. Ну что, какова? ¾ Прелесть (М. Лермонтов). 9. Какой он из себя? ¾ Какой? Призе­мистый, грузный, чернявый (И. Тургенев). 10. Выхожу, на лестнице попадается приятель, некто Н.Н. (Д. Григоро­вич). 11. В этом случае мы сталкиваемся с особым ви­дом подчинительной связи. 12. Вцепляясь в свежую тра­ву, шепчу с надеждой всем и всюду: я просто не пере­живу того, что я живым не буду (Е. Евтушенко).

206. Определите прямое, переносное и нейтрализованное упот­ребление местоимений в данных ниже предложениях.

1. Ты не бойся его, он добрый, ты гляди прямо в гла­за ему (М. Горький). 2. Точность и краткость ¾ вот пер­вые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей ¾ без них блестящие выражения ни к чему не служат (А. Пушкин). 3. Вижу, вижу: ну так как же мы теперь се­бя чувствуем, а? (Ф. Достоевский). 4. Ну хоть подними же, что уронил; а он еще стоит и любуется (И. Гончаров). 5. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке, вы проходите мимо дерева ¾ оно не шелохнется (И. Тургенев). 6. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (И. Крылов). 7 . Пусть мы в борьбе сжигаем наши дни (А. Безыменский). 8. . И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь (М. Лермонтов). 9. Эй, вы! Где была ваша твердость, Где была ваша гор­дость? (В. Высоцкий). 10. В суету городов и в потоки ма­шин Возвращаемся мы ¾ просто некуда деться! (В. Высоц­кий). 11. Вот бортпроводница ¾ она и домохозяйка на борту, и медик, и дипломат, и мама для пассажиров.

207. Объясните наличие или отсутствие личных местоимений в данных ниже поэтических отрывках.

1. Он, ангел утра, скорбный и немой, С огромными падения глазами. О чем как будто плачешь надо мной, Склонясь дождеподобно волосами? Потом куда уходишь навсегда, Глазами зыбко стены озаряя? (Вл. Державин). 2. Мне, как видите, надо так много, потому умирать не спешу, и чем больше я верую в Бога, тем все меньше у Бога прошу (Е. Евтушенко). 3. Я врагам своим весь не достанусь, почитателям тоже не весь. Бубенцом-невидим­кой останусь в нашем здесь и далеком нездесь (Е. Ев­тушенко). 4. Не марайте Отечество кровью. Христиан­ству нам надо учиться (Е. Евтушенко). 5. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шел, А ко­гда ты упал со скал, Он стонал, но держал, ¾ Если шел он с тобой как в бой, на вершине стоял, хмельной, ¾ Зна­чит, как на себя самого, Положись на него (В. Высоц­кий). 6. Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, ¾ Парня в горы тяни, рискни, ¾ Не бросай одного его, Пусть он в связке в одной с тобой ¾ Там поймешь, кто такой (В. Высоцкий). 7. Но спускаемся мы ¾ кто на год, кто совсем, Потому что всегда мы должны возвращаться (В. Высоцкий).

208. Отметьте недочеты в употреблении местоимений. Ис­правьте, где необходимо, текст.

1. Таковы разговорно-языковые средства, используе­мые Шукшиным в своих рассказах. 2. Это в первую оче­редь обусловлено тем, что этот предмет читается на первом-втором курсах, когда студент-заочник еще срав­нительно слабо ориентируется в общеславянских языко­вых явлениях, не приобрел навыка анализа этих явлений в их историческом развитии. 3. Хотя мы, пограничники, находились на особом положении, но мысли, высказан­ные Куприным в своей книге, так или иначе задели каж­дого офицера. 4. Любой в ответе за народное добро. 5. Нину Ивановну невозможно представить без какого-то занятия. 6. Донское казачество разъехалось по своим хуторам, они больше не хотели воевать.

3.10. Употребление форм глагола

209. Проанализируйте употребление видов глаголов в данных предложениях. Устраните "видовой разнобой", исправьте предло­жения.

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача высшей школы состоит в том, чтобы воспитывать студентов, вооружить их знаниями. 4. Надо помогать студентам расти в про­фессиональном отношении и проявить свои способности на практике. 5. Мы старательно закрепляли первые скром­ные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 6. Участники конференции поделились с коллегами опытом и брали на себя новые обязательства. 7. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.

210. Пользуясь словарем-справочником "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка", дайте нормативно-стилистическую характеристику приведенных глаголов. Сопоставьте их оценку в указанном словаре и в толко­вых словарях современного русского языка.

Акцентировать ¾ акцептовать, ассигновать ¾ ассигно­вывать, атаковать ¾ атаковывать, брезгать ¾ брезговать, видеться ¾ видаться, врезываться ¾ врезаться, выломать ¾ выломить, вылезать ¾ вылазить, достичь ¾ достигнуть, закаливаться ¾ закаляться, использовать ¾ использовывать, изготовлять ¾ изготавливать, локализовать ¾ локализировать, модернизовать ¾ модернизировать, нормали­зовать ¾ нормализировать, популяризовать ¾ популяри­зировать, стабилизовать ¾ стабилизировать, стандартизо­вать ¾ стандартизировать, терроризовать ¾ терроризиро­вать.

211. Приведите видовые пары к данным глаголам. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую ха­рактеристику.

Заготовить, закалить, изготовить, морализовать, запо­дозрить, обеспокоить, обусловить, опорожнить, опоро­чить, оспорить, подытожить, приурочить, сосредоточить, удостоить, узаконить, уполномочить.

212. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте выбор формы.

1. В чем вы меня заподазриваете? 2. Профессор в своей статье оспаривал мнение других исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколь­ко человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концер­на, решают судьбы людей, которые их на это не уполном. чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обыч­но звонил Кате, и они усл. вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удост. ивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт. живать уже в поезде. 7. Мать всегда старалась приурочивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот. чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение пред­метной точности в художественной речи обусл. влива­ется тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.

213. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нор­мативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариан­тов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. ч., и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлы­кать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

214. Определите семантические и стилистические оттенки выделенных глагольных форм.

1. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною (А. Пушкин). 2. И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок (М. Лермонтов). 3. Как будто бро­дильный сок брызжет из некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо (К. Паустовский). 4. Но ползут по кругу стрелки, ¾ Время движется вперед (С. Маршак). 5. Является ли подобная тема каким-ни­будь научным открытием? Движет ли она вперед нашу науку? (Б. Лавренев). 6. Филинов попробовал отговорить его от рискованной ночной поездки по местам, где, воз­можно, рыщут разъезды противника (К. Седых). 7. Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди (А. Грибоедов). 8. По сторонам дороги колыхалась высокая тяжелая трава. Казалось, колыхает ее ветер, разлетающийся от грузовика (В. Солоухин). 9. Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет (А.К. Толстой). 10. ¾ Зачем кулаком махаешь? ¾ все так же невозмутимо переспросил Шалимов (А. Гайдар). 11. Илья останавливается, вынимает платок и машет матери (Ю. Каказов). 12. Чуть заметно колыхаясь, под ногами, плоты плыли вперед (М Горький). 13. Глубоко под почвой кипела борьба, глухо колыша поверхность (Б. Лавренев). 14. Снова солнце искры мечет Над волной роскошно-алой (В. Брюсов). 15. На реке гукнул пароход, и крик его весело прокатился по воде, мечась между гранитными берегами (Б. Полевой). 16. ¾ Я бреду по улице, а впереди меня. едет на подводе сонный водовоз, за его спиной плескается в бочке вода (С. Тхоржевский). 17. Все кругом молчит; Лишь волны плещутся бушуя (А. Пушкин). 18. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной (А. Пушкин). 19. Плеща на стол, он наполнил свободный стакан (С. Сартаков). 20. ¾ Что вы тут мурлычете, лейтенант? ¾ спросил он неожиданно (В. Кочетов). 21. Когда я счастлив, я непре­менно мурлыкаю что-нибудь про себя (Ф. Достоевский). 22. Желтым и красных огнем полыхают вязы и клены в пойме, столетние вербы сыплют в реку желтые листья (Н. Лесков). 23. Подойдет праздник, ее берут и сыпят десятка по два ягодок в графин с водкой (Г. Марков). 24. И вот показались березы. Так сладок Отчизны дымок, Он щиплет глаза, появляются слезы И в горле сча­стливый комок (К Долматовский). 25. Сорок первый год, войны еще нет, она где-то далеко, а здесь еще мяучат кошки, продают бочковое пиво (А. Арбузов).

215. Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Стрелки часов (двигаются ¾ движутся). 2. Револю­ции (двигают ¾ движут) историю. 3. Им (двигает ¾ дви­жет) чувство долга. 4. Последний звонок, поезд (двига­ется ¾ движется). 5. Поезд трогается, вагоны медленно (двигаются ¾ движутся) вдоль перрона. 6. С лица (ка­пает ¾ каплет) пот. 7. Над нами не (капает ¾ каплет). 8. Мать (мечется ¾ метается) по комнате. 9. Рыба (ме­чет ¾ метает) икру. 10. Девушка хорошо (мечет ¾ метает) диск. 11. Кто-то (машет ¾ махает) рукой. 12. Волки (ры­щут ¾ рыскают). 13. По деревне (рыщут ¾ рыскают) по­лицейские.

216. В данных предложениях устраните "временной разнобой". Исправьте ошибки.

1. Когда я уходила, женщина снова умоляет меня не упоминать ее имени. 2. Большое значение придавал Че­хов правильному и точному словоупотреблению. Он со­ветует избегать частых повторений одного и того же слова, так как повторяющиеся слова не только нарушают музыкальность фразы, но и притупляют силу эмоцио­нального воздействия на читателя и слушателя. 3. Боль­шинство студентов-отличников активно выступали на собрании, делились опытом своей работы, энергично критикуют недостатки, замеченные на факультете. 4. Ко­гда я дочитал до строк, где обрывается жизнь Давыдова, горькие слезы льются по лицу. Не верится, что его уби­ли. 5. На следующий день приходит к нам Анна Алексе­евна и рассказала все моим родителям.

217. Выберите из скобок подходящую форму глагола. Моти­вируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и различия между ними.

1. Из тюрьмы (бегал ¾ бежал) опасный преступник. 2. Мы познакомились с ним в поезде, когда я (ехал ¾ ез­дил) в Могилев. 3. Я купил эти книги, когда мы (шли ¾ ходили) в кино. 4. Было очень тихо, только внизу под горой разговаривали женщины. Они (шли ¾ ходили) на речку за водой. 5. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старый Ливадийский парк. Я (шел ¾ ходил) в Ореанду. 6. Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все пути к нему. Он осмотрел второй этаж, тре­тий, четвертый. (идти ¾ ходить) было трудно. 7. В сумке была найдена карта генерала с обозначением маршрута, по которому Сергей Иванович часто (шел ¾ ходил) пеш­ком от штаба до своего дома. 8. Из дома, занятого вра­гом, в нашу сторону (летели ¾ летали) зеленые ракеты. 9. Любопытную картину наблюдал я однажды в джунглях Центральной Африки, куда мы (ехали ¾ ездили) для охоты на диких слонов. 10. Наша машина (ехала ¾ езди­ла) по лесной дороге. Справа и слева непроходимой сте­лой стоял густой тропический лес. 11. Хорошо (бегать ¾ бежать) по дорожкам нового стадиона. 12. (Лететь ¾ летать) самолетом в такую погоду опасно. 13. Хотелось (бродить ¾ брести) по аллеям этого старого парка.

218. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единст­венного и множественного числа повелительного наклонения. Ука­жите возможные варианты и дайте их функционально-стилисти­ческую характеристику.

219. Дайте нормативно-стилистическую характеристику выде­ленных форм глаголов. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1. Мир озарен Полярною звездою, За окнами упругий снежный хруст. Ты поцелуя теплою водою Напой меня из приоткрытых уст (Л. Мартынов). 2. ¾ Слышь, хозяин, не жалей Божью птичку в клетке, Заливай, пои гостей (А. Твардовский). 3. ¾ Фёкла, выдь! ¾ Куда это? ¾ Фёкла строго посмотрела на Елизара (В. Шукшин). 4. Не боли, ты, душа, отдохни от забот (И. Никитин). 5. Бессильно­му не смейся, И слабого обидеть не моги (И. Крылов). 6. Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою рус­ской рекой? (Н. Некрасов). 7 . Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти ¾ так был бы деловой (А. Грибоедов). 8. ¾ Что скажешь? Подь поближе, что прикажешь? (А. Пушкин). 9. Потом медвяною росой Пче­лу-работницу напой (В. Жуковский). 10. Как ни крой, а швы наружу выйдут (пословица).

220. Замените в приведенных ниже предложениях глаголы, стоящие в повелительном наклонении, глаголами в условном на­клонении. Установите семантико-стилистические различия между данными и полученными предложениями.

1. Напиши письмо другу. 2. Поздравь сестру с празд­ником. 3. Займитесь английским языком. 4. Готовьтесь к каждому занятию. 5. Следите за своей речью. 6. Сходите сегодня в кино.

221. Определите семантико-стилистические различия между предложениями, данными слева и справа.

1. Ты б корму поискал по нивам, по лугам, чтоб с сиротами поделиться (И. Крылов).

Поищи ты корму по нивам, по лугам. Поищи корму по нивам, по лугам…

2. Барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет (А. Пушкин).

Читайте также: