Мастерская классного руководителя школьная жизнь без конфликтов

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Соловьёва Алена Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 8

Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст–ца Марьянская

Цель:

профилактика бесконфликтного поведения среди обучающихся 3-4 классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- ознакомление эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Правила занятия:

- не обижать друг друга

- не осуждать другое мнение

- стремиться быть активным

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать

Предлагается детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

А как вы думаете, почему случаются разногласия? Чтобы это понять мы с вами сейчас выполним следующее упражнение.

Психолог: главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

  • Возьмите листок бумаги
  • Сложите его пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Сложите ещё раз пополам
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол
  • Ещё раз сложите пополам
  • И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции). В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми. Мы все разные – поэтому и ссоримся. Но надо учиться понимать друг друга, чтобы в вашем классе было как можно меньше конфликтов.

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Выбрать 2 команды, с помощью расчета на первый, второй. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Уступать,

разгневаться,

промолчать,

договориться,

ударить,

упрямиться,

понять.

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Цель мастер-класса- ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

ВложениеРазмер
master-klass_formula_resheniya_shkolnykh_konfliktov.docx 37.88 КБ
master-klass_formula_resheniya_shkolnykh_konfliktov.rar 154.54 КБ
buklet_konflikty.rar 244.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
"ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА"


Разгневан – потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади, великий персидский

писатель и мыслитель.

  • предоставление возможности педагогам, участникам мастер-класса получения теоретических знаний и практического опыта конструктивного разрешения педагогических конфликтов;
  • повышение коммуникативной и социально-психологической компетенции педагогов.

Пространственно-временная организация мастер-класса. Для организации мастер-класса требуется просторное помещение, чтобы иметь возможность разместить достаточное количество стульев и столов. Участники делятся на 3 группы. Время проведения: 30-35 минут.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, апельсин, гимнастическая скамейка, музыкальное сопровождение.

  1. Организационный момент. Приветствие. (1 мин)
    Здравствуйте те, кто весел сегодня,
    Здравствуйте те, кто грустит.
    Здравствуйте те, кто общается с радостью,
    Здравствуйте те, кто молчит.
    Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
    Здравствуйте.

Инструкция: Поделитесь, пожалуйста, на пары, протяните руки как для рукопожатия, сомкните пальцы в замок, прижмите свои ладони к ладоням оппонента. Большие пальцы направлены вверх. Необходимо поймать большой палец противника и прижать его к замку ладоней (упражнение можно выполнять под энергичную музыку)

ссора дискуссия противоречие

упрямство конфронтация агрессия

противостояние подавление насилие

война выяснение спор

непонимание давление возможность

оскорбление перемены потеря

развитие драка отношений

унижение выгода энергия

победа общение власть

Чем обусловлено, что конфликт чаще воспринимается как отрицательное, плохое? (ответы)

Теоретическая часть (2 мин)

(слайд 3 ) КОНФЛИКТ - это всегда несоответствие, противоречие или столкновение позиций, в основе которых лежат какие-то потребности или интересы конфликтующих сторон.

(слайд 4 ) Выделяют следующие функции конфликта:

Все функции конфликта имеют две неразделимые стороны – позитивную (конструктивную) и деструктивную (разрушительную).

  1. Стили поведения в конфликте. Пример из конфликтологии. (3 мин)

Для того чтобы показать основные стратегии поведения в конфликте, я воспользуюсь классическим примером из конфликтологии.

Ничей апельсин попадается на глаза одновременно двум людям, причем каждому из них в данный момент апельсин бы не помешал. Что делать?

1) Апельсин можно поделить, не так ли? Это стратегия компромисса , весьма почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достанется пол-апельсина, а значит потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот удивительная деталь: даже если дележ происходил очень строго, у каждого участника остается смутное ощущение, что другому досталось больше.

2) Каждая сторона может завладеть фруктом лично, воспользовавшись для этого физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастными или половыми привилегиями.

5) Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом. Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд, совершенно несовместимые. Во-первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае - в виде потребности в апельсине), во-вторых, признать аналогичное право за оппонентом.

А для следующего упражнения я попрошу выйти сюда двух желающих.

Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть в воду.

Смысл: это упражнение – модель конфликтной ситуации. Каждый действовал определенным образом, так и в конфликте каждый ведет себя по-особому, придерживаясь определенного стиля поведения или стратегии.

Теоретическая часть (3 мин)

В школьном коллективе конфликты неизбежны , так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, педагогу надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.

Что делать, чтобы конфликтов было меньше?

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для
этого педагогам необходимо:

  1. изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  2. определить детей с низким статусом, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";
  3. организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  4. формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, внимание друг к другу;
  5. организовать игровой тренинг общения, способствующий формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Как разрешать конфликты, возникающие между детьми?

Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде:

  1. борьба за лидерство;
  2. ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
  3. неподтверждение ролевых ожиданий;
  4. психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта);
  5. примитивный тип общения одного из противников.

Истинные причины конфликта нередко маскируются, так как могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников.

Большую помощь педагогу может оказать владение формулой конфликта.

(Слайд 11 ) Формула конфликта:

Конфликтная ситуация + Конфликтоген = Конфликт

Конфликтная ситуация – это проблема, содержащая причину конфликта.

Конфликтоген – слова, действия или бездействие, могущие привести к конфликту.

Разрешить конфликт – это значит:

  • проанализировать конфликтную ситуацию;
  • устранить конфликтоген.

Работа в группах. (5 мин)

Я предлагаю вам сейчас в группах проанализировать конфликтную ситуацию, найти правильное решение, обосновать свой выбор.

Задание для 1 группы

Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы написать хорошо контрольную работу.

Определите тип конфликта.

Как правильно поступить Вике?

Задание для 2 группы

- Определите тип конфликта.

- Какая педагогическая ошибка допущена?

Задание для 3 группы

- Определите тип конфликта.

- Как разрешить данный конфликт?

1 строчка – одно существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – два подлежащих, два сказуемых

5 строчка – одно существительное (или наречие, междометье)

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям по участию в решении школьных конфликтов

Конфликт - это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Советы родителям в разрешении школьных конфликтов.


Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"

Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов.

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов".


Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов".


Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов".


Формула решения школьных конфликтов

Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая среда представляет собой совокупность всех видов целен.


методическая разработка классного часа " Формула решения школьных конфликтов"


В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

Содержимое разработки

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогомдеструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.


-80%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий мастер-класс

Тема : Формула решения школьных конфликтов

Цель: дать определения конфликта; выявить причины конфликтов; обсудить способы решения конфликтных ситуаций; выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта; учиться решать конфликты с учетом интересов всех сторон.

Оформление: Цитаты на плакатах:

- Умей признать ошибку

- Не порти жизнь себе и остальным

У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами.

Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?

Думаете это возможно. Ну что же, посмотрим…

Проблема конфликта являлась актуальной на протяжении всей истории человечества.

Её острота особенно ощущается в переломные периоды общественного развития. Именно такой период мы переживаем в данное время.

Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все – таки подумаем, какие плюсы и какие минусы может иметь конфликт.

Рассмотрим пример: В классе произошел конфликт, двое ребят не остались после занятий

убирать территорию школы вместе со всем классом. Слова классного руководителя старосты класса они проигнорировали. И конечно на следующий день состоялся разговор

классного руководителя с этими ребятами и ребята ответили, что они не обязаны работать. И этот конфликт решили обсудить на классном собрании.

Ребята, давайте представим, что это у нас с вами произошел конфликт. Сможем ли мы в данном случае решить конфликт.

( Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)

Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта.

5 – 7 минут вам хватит. Начали. ( Можно немного времени добавить .)

Учитель : Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

- Происходит утверждение личности

- В конфликте выясняется истина

- Конфликт признак деятельности коллектива

- Выявляется мнение каждого человека

- Открываются вещи, которые раньше не замечали

- В ситуации конфликта человек раскрывается

- Может быть достигнут положительный результат

- Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Учитель : Совсем неплохо. Давайте послушаем отрицательные стороны конфликта.

- Падает настроение, отчего падает и трудоспособность

- Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

- Возникает желание не учиться в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу

- Мысли направлены не на дело, а на конфликт

- Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении

с другими людьми

- Плохое настроение может передаваться на семью

Учитель : И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все- таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но всё- же лучше уметь безболезненно из него выйти.

Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто до сегодняшнего дня ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет

себе, что такое конфликт.

Никто из нас не встал.

Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.

Ребята по очереди подходят к доске и пишут. Ответы могут быть примерно такие:

- ощущение крушения надежд

Учитель : Делаем вывод. Всё, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называются эмоциями.

Эмоции – это ощущение, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев- это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов.

Работа в группах: участники делятся на три группы.

Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из

Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение.

- Что общего во всех сценках?

- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?

- Каково вам было в роли конфликтующих?

- Какими могут быть последствия данных конфликтов?

- Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

Учитель: А сейчас рассмотрим основные виды поведения в конфликте и его разрешение.

И вам, ребята, нужно определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта.

Для этого проведем ролевую игру.

Ритуал приветствия: молчаливое приветствие друг друга – все молча ходят по кабинету, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, не произносят ни слова.

Инструкция: Встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала ( хлопок ) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой сопротивляется. Затем поменяться местами.

- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным «?

Ученик : Я предлагаю дополнить следующие выражения. Они как раз по нашей теме

( Раздает всем листы, ребята в течение 5 минут заполняют анкету.)

6. Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом-------------------

10.Я могу руководить этим чувством (как? когда?)-----------------------------------

Ученик: Спасибо за откровенные ответы. По ним мы сможем определить ваше состояние и дать какие-то советы.

А пока продолжим. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Есть стадия, которую нужно знать, это – кризис.

Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.

Учитель говорит ученики продолжают

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.

Не знаешь, что делать – не делай.

Любая ситуация нас чему-то учит.

Бери лучшее из любого случая.

Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай её - как удовольствие.

Ученик: Мне кажется, самое главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

Учитель: Конечно.

Но что значит сохранять спокойствие?

1.Относиться к другим с уважением

2.Выслушать точку зрения другого человека

3.Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас

4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления

5. Дать другому человеку шанс отступить

6. Идти на компромисс

7. По возможности использовать юмор.

8. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом

Учитель : Мы сегодня с вами получили некоторые способы выхода из конфликта.

Применили их на практике.

Давайте подведем итог.

Разрешение конфликта возможно, если люди способны:

- Управлять чувством гнева;

- Относиться друг другу с уважением;

- Слушать точку зрения другого человека;

- Разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.

Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты?

Ученик: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы.

Роль классного руководителя в разрешении конфликтных ситуаций

Роль классного руководителя в разрешении конфликтных ситуаций

Роль классного руководителя в разрешении конфликтных ситуаций

Роль классного руководителя в разрешении конфликтных ситуаций

Классным по – разному можно быть,

Классным по – разному можно быть,

Классным по – разному можно быть,
И не испытывать радости.
С горечью к детям своим заходить,
И выполнять обязанности.
А можно и так: утром встать
И, помышляя о чуде,
в школу лететь, к классу бежать
К таким еще не совсем взрослым людям

Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое.

Конфликты в образовательной среде могут возникать: •

Конфликты в образовательной среде могут возникать: •

Конфликты в образовательной среде могут возникать:
• Между родителями и образовательным учреждением (учителя, администрация)
• Между учителем и учеником
• Между учеником и администрацией школы
• Между учениками
• Между классным руководителем и классом
• Между классным руководителем и отдельным учеником
В группе в соцсетях

КОНФЛИКТЫ Надолго нарушают систему взаимоотношений

КОНФЛИКТЫ Надолго нарушают систему взаимоотношений

Надолго нарушают
систему взаимоотношений

Вызывает стрессовое состояние

Неудовлетворенность своей работой

Дети замыкаются в себе ,
становятся агрессивными.
Начинаются проблемы в
учебе, поведении .
Может возникнуть мысли о суициде. ….

Конфликт - тот же порох

Причины:
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)

Причины:
отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Миролюбие – стремление к согласию

Миролюбие – стремление к согласию

Миролюбие – стремление к согласию. Уступки в бытовых ссорах, компромиссное разрешение конфликтов, коммуникативность.
Кто научит детей этому?

Этапы разрешения конфликтов с помощью медиативных техник

Этапы разрешения конфликтов с помощью медиативных техник

Порядок и особенности проведении индивидуальных встреч

Порядок и особенности проведении индивидуальных встреч

Порядок и особенности проведения совместной встречи

Порядок и особенности проведения совместной встречи

Порядок и особенности проведения совместной встречи

Фаза №2 (открытый диалог обеих сторон при Вашем участии)
Представиться

Сказать вступительное слово

3. Помочь проговорить претензии сторон друг к
4.Помочь проговорить ожидания и готовность самому действовать для устранения конфликта

5. Помочь сторонам сформировать договоренность

Заключение соглашения. Фаза 3 ( определение и утверждение договоренностей )

Заключение соглашения. Фаза 3 ( определение и утверждение договоренностей )

Заключение соглашения. Фаза 3 (определение и утверждение договоренностей)
Записать или устно обозначить договоренности (если стороны считают необходимым письменное, однако, устного также достаточно)

Четко определить сроки выполнения договоренностей.
Сформулировать конкретно, что, когда делает каждая сторона.
Определить срок контрольной встречи.

Читайте также: