Мастер класс заведующего доу на конкурс

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Конько Елена Григорьевна

Населенный пункт: Донецкой область, г. Комсомольское

Автор: Жидяк Анжела Викторовна

Населенный пункт: Донецкой область, г. Комсомольское

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании квест-технологии в условиях внедрения ГОС. Повысить мотивацию педагогического коллектива к использованию данной технологии в работе с детьми.

Задачи:

Оборудование: методические пособия, презентация по теме, лоток с водой, киндер-сюрпризы, ложки, матрешка, дорожки, костюмы сказочницы и ученого, музыкальная колонка, ларец, призы, солнышко, лучики.

Ход мастер-класса :

I часть (вступление)

Сказочница : Здравствуйте, мои милые друзья! Я известная всем детям сказочница.

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Расскажем мы вам сказку дивную –

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

Чтоб вызвать наибольший интерес,

И совершенствовать всем педпроцесс.

Сказочка «Про Педагога,

Педагог: Испугался Педагог обрушившимся переменам, растерялся, плечами пожимает в недоумении.

Сказочница:А ГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя достаточно. А эта книга волшебная поможет тебе совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. А как в сказке говорится – путь к решению всех вопросов тебе покажет

клубочек волшебный (показывает). (Педагог берёт в руки клубочек и волшебную книгу).

Педагог: Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Педагог не унывает,

Новые идеи в детском саду внедряет.

Одной из новых технологий, с которой мы хотим вас познакомить, является квест – технология.

II часть (теоретическая)

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ГОС ДО.

Презентация

Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.

Вот так Педагог живёт-поживает,

Проблем и горя не знает.

И отправился он посмотреть,

Что же его ожидает…

И коллег с собой зазывает.

(Разматывают клубочек, находят картинку с изображением киндер-сюрприза, проходят к станции, где расположена емкость с водой и плавающими в ней киндер-сюрпризами).

Ты яичко, друг, поймай

И задание узнай.

Цель: развитие координации движения, развитие ловкости.

Цель: учить детей группировать предметы по цвету, выделяя основной признак. Учить называть размер предметов (маленькая, средняя, самая большая матрешка). Воспитывать умение работать сообща, не перебивая друг друга.

(ребус слова город)

Сказочница:Найдите станцию, на которой говорится о городе.

Ровно семь лепестков,

Небесной радуги цветов.

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

Покажет путь тебе, мой друг.

(Предлагается оторвать лепесток и отгадать загадку)

Туда хожу я каждый день.

Так нужно, даже если лень.

Так нужно для моей семьи.

Там хорошо и там свои.

Я всех уже два года знаю,

Я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый … (детский сад)

(На странице с изображением детского сада находится слог ГО)

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети (стадион)

(На странице с изображением стадиона находится слог ДО)

В этом заведении

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы (школа)

(На странице с изображением школы находится слог ВИ)

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете.

Ну, скорее ты скажи-

(На странице с фотографией богатыря, внесённого в Книгу рекордов Гиннеса , как автора шестидесяти трех рекордов, самого сильного человека планеты, и нашего земляка, - Димы Халаджи, находится слог ЧОК)

(Предлагается составить слово из слогов и найти стол с соответствующим заданием).

На картинки посмотри,

Время года опиши.

Цель: способствовать расширению и уточнению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе и жизни людей в разное время года, применяя наглядно – игровое мнемотехническое пособие. По образцу самостоятельно составлять соответствующий времени года рассказ, используя кубики с подсказками.

От нашего порога.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

  • И швец, и жнец и на дуде игрец.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.
  • Взялся за гуж - не говори, что не дюж.
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Чтение пословиц по мнемодорожкам

Педагог:Найдите самую добрую дощечку. На ней находится инструкция с дальнейшим указанием следования.

Участники выполняют инструкцию:

IV часть (рефлексия)

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий воспитатель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

  • Что я делаю?
  • Какую цель перед собой ставлю?
  • Каковы результаты моего труда?
  • Как получилось этого достичь?
  • Что можно сделать, чтоб стало лучше?
  • Что я буду делать в дальнейшем?

Пока воспитатель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым результатом – прекращается его профессиональный рост.

Участникам предлагается украсить лучиками то солнышко, со значением которого они согласны:

  • Информация интересная, масса впечатлений.
  • Интересно, но обременительно.
  • Бесполезно, безразлично.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципального дошкольного образовательного

Управленческий проект

Ешкилева Т.Г, заместитель заведующего

Казаченко В.В., старший воспитатель

Пояснительная записка. Актуальность _________________________________________3

Содержание проекта________________________________________________________ 7

План мероприятий__________________________________________________________ 9

Тимбилдинг как механизм управления дошкольной образовательной организацией

Пояснительная записка.

Актуальность и значимость.

Приоритетным направлением развития государства становится развитие человеческого потенциала. Ориентиром становится профессиональный рост, творческая социальная активность.

Teambuilding - это возможность лучше узнать свой коллектив. Это способ сделать общение более эффективным, важно понимать, что Teambuilding – стратегический инструмент формирования и укрепления команды, а не просто отдых с интересными конкурсами. Педагогам необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность.

Итак, для того, чтобы превратить дошкольную организацию в дружную команду и помочь педагогам подружиться, недостаточно совместных походов в кино и театр. Тимбилдинг должен быть увлекательным! Командные игры, совместные походы, мозговые штурмы помогут сплотить коллектив.

Существует много видов тимбилдинга:

-командные спортивные игры и мероприятия

-мероприятия творческого характера (командные конкуры, интеллектуальные соревнования, ролевые игры)

-активные тренинги, ориентированные на взаимодействие в команде

Выбор формы тимбилдинга зависит от его целей, а также от особенностей коллектива.

Данный проект призван помочь дошкольной организации сформировать дружный, работоспособный коллектив

Дошкольные организации, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, высокой рентабельности, в первую очередь, должны думать о развитии коллектива, команды. К такому выводу приходит все большее число руководителей. Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов.

Вопрос обеспечения условий творческого взаимодействия в коллективе, группе или команде как педагогического средства организации воспитательно-образовательного процесса остается до сих пор мало изученным. В связи с этим, становится актуальной разработка вопроса командообразования в педагогическом коллективе как механизма управления образовательной организацией.

Без организации командной деятельности гибкость и мобильность учреждения будет затруднена.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем управленческая деятельность.

Многие из руководителей не раз задумывались над тем: “Как пробудить чувство инициативы у сотрудника учреждения, дать начало инновационным преобразованиям? При каких условиях педагоги будут полностью увлечены идеей развивающего обучения дошкольников? Что может способствовать единению сотрудников в команду единомышленников?” Кто-то из руководителей уже нашел ответ на подобные вопросы и смог достичь определенных успешных результатов в управлении педагогическим коллективом, а кто-то находится ещё в поиске.

Предлагается рассмотреть некоторые аспекты управленческой деятельности конкретного учреждения.

Так уж случилось, что нам “посчастливилось” стать руководителями в непростое время – время активных организационных и содержательных преобразований в сфере образования, время изменения технологии организации педагогического процесса.

Понятно, что в связи с переориентацией процесса обучения с конечного результата (ЗУНы) на сам процесс получения детьми знаний (личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми), нам требовалось изменить и подходы к организации методической работы. Процесс этот длительный, связан с разрушением стереотипов, преодолением противоречий и недостатков, введением новшеств.

Без “команды единомышленников” здесь не обойтись. Однако, “команда” подразумевает “избранный круг”, ведь не каждый педагог готов к участию в экспериментальной работе (с точки зрения, как мотивационной готовности, так и уровня профессионализма). Чтобы не провоцировать конфликтные ситуации в коллективе, мы пришли к решению о создании творческих групп по основным направлениям работы ДОУ: здоровьесбережение, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей, работа с семьей. При формировании групп учитывалось желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководителей творческих групп выделили из числа высококвалифицированных педагогов, имеющих организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу.

Цель перед каждой группой была поставлена одна: творчески освоить новое содержание образования, новые формы и методы обучения, тем самым коренным образом преобразовать образовательную среду.

Деятельность каждой из групп направлена на поиск, изучение и апробацию инновационных программ, методик, технологий; создание на их основе собственных авторских или комплексно-целевых программ, их реализацию, оформление и описание результатов работы, распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность ДОУ.

Работу всех групп координирует Методический совет. Так же Методический совет курирует поисково-исследовательскую деятельность каждого педагога, проводит мониторинговые исследования.

Администрация ДОУ призвана создать условия для творческой самореализации каждого педагога (помочь обрести неповторимую индивидуальность, раскрыть творческое начало, найти свой образ).

На примере творческой группы “Апельсин” раскроем суть организационно-методической работы по созданию творческого коллектива ДОУ.

Творческая группа “Апельсин” была создана 3 года назад. Перед членами этой группы была поставлена глобальная цель – обеспечить интеграцию и координацию специалистов, педагогов в рамках художественно-эстетического развития ребенка. Педагоги студии уверены, что художественно-образное познание мира – наиболее естественное средство развития личности ребенка-дошкольника. А синтез трех видов искусства: живописи, музыки, литературы может стать основой воспитания высококультурной и развитой личности.

Название выбрано неслучайно. В ее составе, как дольки апельсина:

  • Театральная труппа педагогов “Сказка в сказке”;
  • Детская театральная студия, где занимаются дети старшего дошкольного возраста. Целью работы студии является развитие у детей диалогических форм общения средствами театрального искусства.
  • Кружок “Вернисаж” создан для детей старших и подготовительных групп. Цель: формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру через знакомство с живописью русских художников.
  • Хореографическая студия “Смайлики”. Целью работы студии является развитие способности активного двигательного переживания музыкальных образов, красоты и плавности движений.
  • Кружок “Творим для души”. Руководитель кружка развивает креативность дошкольников посредством нетрадиционных изобразительных техник.

Все студии и кружки действуют на базе студии для апробирования новых методик и технологий, которые выбираются, обсуждаются во время заседаний группы.

Заседания группы проходят по-разному: живо, шумно, если педагоги обсуждают выявленные проблемы в работе ДОУ, обосновывают их актуальность, предлагают варианты решений, весело, если разрабатывается план проведения досуговых мероприятий, обсуждается сценарий, проходят репетиции. Бывают и очень напряженные заседания, если коллективно разрабатывается комплексно-целевая программа, готовится отчет о деятельности группы, обсуждаются результаты проведенной работы.

Ежегодно сами члены группы расширяют поле своей деятельности. Педагоги, по мере приобретения знаний и опыта, стараются этим багажом делиться с коллегами. В прошлом учебном году годовой план был составлен совместно с руководителями творческих, проблем групп. Данная группа не только предложила, но и самостоятельно организовала, провела такие мероприятия, как:

  • Семинар “Развитие социальных (коммуникативных) навыков детей в игровой деятельности” (все педагоги творческой группы);
  • 2 практикума: “Гимнастика маленьких волшебников и “Театральные этюды в работе с детьми”;
  • 3 занятия Школы молодых педагогов: “Развитие диалогической формы общения в театрализованной деятельности”, “Чтение художественной литературы как форма совместной партнерской деятельности педагога с детьми”, “Восприятие живописи дошкольниками, как средство развития у них образной речи”
  • Годичный мастер-класс “Нетрадиционные изобразительные техники, как средство развития детской креативности”.

В рамках Недели педагогического мастерства было проведено открытое интегрированное нравственно-патриотической направленности по ознакомлению с военной жанровой живописью.

Руководителям групп делегирована и контрольная функция. Данной группой были проведены смотры-конкурсы: “Театральная игрушка”, “Лучшая мастерская Деда Мороза”, “Лучший музыкальный уголок”.

В детском саду традиционно проводятся такие тематические недели, как “Неделя игр и забав”, “Неделя книги и театра”.

Педагоги этой группы несут ответственность за проведение масштабных мероприятий – “Театрального фестиваля”, “Праздника-безобразника”, музыкальных спектаклей: “Новогодние приключения Маши и Вити”, “Кошкин дом”, “Зайка-Зазнайка”.

Логическим завершением и результатом работы всех творческих групп являются:

  • Творческие отчеты педагогов – это “Площадки радости” в День открытых дверей, взаимопосещения.
  • Методические отчеты (у нас он называется Аукцион педагогических идей), на которых руководители ТГ рассказывают о результатах реализации научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о возникающих проблемах, предлагают внедрить инновации. Руководителями групп впервые был подготовлен материал для издания буклетов, в которых этот опыт описан.

На первый взгляд, все очень просто, понятно, легко. Создать методическую службу по внедрению инноваций одно, а управлять ею – совсем другое.

Если говорить о системе управления творческим коллективом ДОУ, необходимо иметь ввиду то, что сам коллектив является частью системы образования, и то, что каждый член коллектива – это отдельная система.

Проводить инновационную политику непросто. Это сопряжено с рядом противоречий. Одно из них – стремление системы к сохранению стабильного положения, а именно, желание работать в определенном, годами установившемся режиме. Закономерно, что при внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей, традиций.

Мы на себе ощутили сопротивление системы, когда некоторые сотрудники предприняли тактику “бегства” и ушли на пенсию, другие проявляли пассивность, игнорировали перемены (скрытый уход). Другие занимали оборонительную позицию, отказывались от внедрения новаций, объясняя это разными причинами: “Детям это неинтересно”, “Нас этому не учили” и т.п.

Не сдались мы только потому, что на теоретическом уровне знали закон S-образного развития системы (1 этап – зарождение; 2 этап – замирание в развитии, спад, период адаптации; 3 этап – развитие, здесь происходит встреча с проблемами, противоречиями, которые являются источниками развития; 4 этап – система достигает наивысшей точки развития; 5 этап – система начинает отмирать) и были готовы к тому, что инновационные преобразования будут протекать неравномерно, проходить через перечисленные этапы, где возможны периоды спада, адаптации, даже сопротивления.

Поддерживать и укреплять дух новаторства, оказывать влияние на подчиненных удается с помощью использования “мягких” методов управления, таких как:

  1. Убеждение (обращаемся к разуму и здравому смыслу людей, приводя логически обоснованные факты, тезисы и аргументы).
  2. Внушение (обращаемся к эмоциям и чувствам людей).
  3. Подражание (стараемся быть образцом для подражания; демонстрируем стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе, манеру поведения). Отсюда важный вывод – управлять творческим коллективом должен творческий руководитель.
  4. Заражение (учитываем, что эмоциональное состояние руководителя передается подчиненным на психофизиологическом уровне контакта).
  5. Стимулирование. Это и материальное вознаграждение и психологическое поощрение. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Поэтому психологический вид поощрения мы считаем наиболее действенным.

Стараемся обеспечивать рекламу работников, добившихся значительных результатов как внутри детского сада, так и за его пределами. Формы презентации достижений педагогов различны: через информационные стенды, средства массовой коммуникации, открытые показы, рассказ о достижениях педагогов на родительских конференциях.

Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности. Работа, дающая возможность более свободно принимать решения и организовывать свой труд, ценится сотрудниками очень высоко. Мы на примере работы творческой группы “Апельсин” постарались доказать, что при таком стиле руководства педагоги, решая текущие задачи, используют часто непроторенные пути, прибегая к выдумке, инициативе, проявляют большую заинтересованность в работе. Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи конкретны, а заинтересованность руководителей неподдельна. Воспитатели – люди творческие, обладающие тонким интуитивным чутьем, поэтому с легкостью разоблачат “работу для галочки”.

В качестве тезисов представляем “секреты” создания творческого коллектива нами апробированные и признанные наиболее действенными:

  1. Забота о положительном психологическом климате. Для этого мы продумали систему психологического сопровождения инновационных преобразований (Изучение психолого-педагогического портрета образовательного пространства: потенциальные возможности педагогов, степень психологической готовности к инновациям, выявление препятствующих и стимулирующих факторов, программа проведения тренингов и деловых игр).
  2. Сочетание контроля с само- и взаимоконтролем. Любой контроль всегда волнителен и неприятен, даже если он объективен и доброжелателен.
  3. Предоставление свободного пространства для инициативы работника, его самовыражения (в плане дизайна группы, желание применять конкретную технологию и т.п.). Каждый на своем участке работы должен быть самому себе шефом.
  4. Помощь в реализации любой идеи сотрудников, будь то проведение внепланового досуга, выставки, либо написание научного труда.
  5. Порционное введение инноваций. Постоянное введение новшеств хоть и обеспечивает развитие образовательного учреждения, но выводит его сотрудников из здорового равновесия. Невозможно постоянно бежать, необходимо дать возможность пройти, даже постоять, отдышаться.
  6. Поддержка традиций. В нашем коллективе традиционно проводятся: “Посвящение в пенсионеры”, “Празднование юбилеев”, “Новогодние посиделки”, “Веселые весенние старты”, “Празднование Дня воспитателя”, “Празднование Дней рождений детского сада”. У нас есть даже специальная группа по организации корпоративных вечеринок. Совместные походы на природу, выезды на каток в г.Норильск, коллективные посещение концертов и спектаклей тоже способствуют чувству единения.

Самое главное – быть энергичным и уверенным в своих действиях и решениях. И никогда не унывать!

В качестве наглядного сопровождения представлена Презентация (Приложение 1).

В нашем блоге заведующие детских садов найдут полезные материалы различной направленности: юридические вопросы, управление персоналом, психология руководителя ДОУ, тайм-менеджент и пр. Спектр обязанностей современного руководителя детского сада очень широк, поэтому блог регулярно пополняется новыми статьями.

Если вы работаете заведующим ДОУ, то подписывайтесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку и будьте в курсе последних изменений в области дошкольного образования.

Тем, кто только начал нас читать, рекомендуем обратиться к нашей базе знаний, где все статьи упорядочены по тематикам, и легко найти нужную информацию.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – метод, разработанный в СССР в 1980-х годах на основе научных трудов Г.С. Альтшуллера. Педагогическая концепция ТРИЗ сегодня широко применяется в работе с детьми, в том числе – в детских садах. ТРИЗ в ДОУ представляет собой систему игровых занятий и задач, направленную, в первую очередь, на развитие творческого мышления. Кроме того, данная технология дает возможность повысить общую эффективность стандартной образовательной программы.

Непредвиденные ситуации, как природного характера, так и вызванные человеком, могут возникать неожиданно или же после некоторого периода, в течение которого сохраняется угроза их возникновения. И в том, и в другом случае любая организация, в том числе детский сад, должна быть готова либо к полному предотвращению ЧС, либо к снижению потенциального ущерба. Данной цели служат регулярные занятия по ГО в ДОУ.

Физическая активность – непременное условие здоровья и гармоничного развития детей. Поэтому прогулка в ДОУ имеет огромное значение. Продуманная организация прогулок способствует хорошему самочувствию детей, прекрасному настроению и укреплению социальных навыков.

В 2020 году произошел ряд изменений в порядке оформления плана-графика закупок по Закону о контрактной системе. План-график на 2021 год нужно будет составлять уже по новым правилам.

Дошкольники, особенно раннего возраста, чаще всего не могут оценить опасность пламени. Маленький огонек их не пугает, поэтому они могут и не сказать воспитателю о найденном возгорании. А вот большой огонь вызывает панику, побуждая бежать и прятаться. Поэтому эвакуация в ДОУ при пожаре представляет собой сложную задачу.

Здоровый микроклимат – одно из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих детские сады. Для предотвращения развития заболеваний разработаны нормы СанПиН, которые являются обязательными для исполнения дошкольными учреждениями на всей территории РФ. Особое внимание в СанПиН уделено такой процедуре, как проветривание в ДОУ.

В целях повышения безопасности дошкольников и улучшения условий в дошкольных учреждениях Минздрав регулярно совершенствует действующие правила работы ДОУ. Основным нормативным документом, регламентирующим эти правила, является СанПиН. В текущем году внесли изменения в СанПиН ДОУ 2020, в том числе и в связи с коронавирусом.

Дошкольное учреждение требует особенного внимания к поддержанию чистоты, поскольку от этого напрямую зависит здоровье детей, посещающих садик. Уборка в ДОУ регламентируется нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 – данный документ определяет порядок работ, требования к используемым моющим и чистящим средствам, особенности уборки во внутренних помещениях и на прилегающей территории детского сада.

Грамотное планирование – основа эффективной работы любой организации, и детский сад не является исключением. Без конкретного и хорошо структурированного плана невозможно правильно построить образовательный процесс и учесть все нюансы, поэтому в дошкольном учреждении обязательно подготавливается план работы на год вперед. Годовой план работы ДОУ представляет собой еще один нормативный документ, наряду с Уставом дошкольной организации. План, сформированный по ФГОС, входит в список обязательных документов ДОУ.

Тема готовности детей к школе весьма интересует всех: специалистов, работающих с дошкольниками, учителей начальных классов, школьных психологов и, конечно, родителей. И это вполне обоснованный интерес: ведь будущие первоклассники скоро вступят в принципиально новый для них мир, приобретут другой социальный статус, и все это произойдет на фоне очередного возрастного кризиса – кризиса 7 лет.

В настоящее время все российские дошкольные учреждения при организации своей работы обязаны придерживаться нормативов ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на повышение качества обучения и воспитания детей и, в частности, на создание комфортных условий для каждого ребенка в образовательном учреждении. В связи с этим, все детские сады при разработке методической программы составляют оптимальный для воспитанников режим дня. Режим дня в ДОУ представляет собой четко выстроенный распорядок, позволяющий рационально распределять время пребывания воспитанников в детском саду и включающий различные виды деятельности и отдыха для максимального удовлетворения всех потребностей ребенка. Грамотный режим является существенным условием нормального развития малыша.

Читайте также: