Мастер класс интеллект карты в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Новоселова Любовь Анатольевна

Населенный пункт: Тюменская область, г. Ишим

Слайд 1.

Доброе утро, уважаемое жюри, коллеги и гости конкурса!

Цель: расширять представления педагогов о технологии интеллект-карт.

Слайд 2.

Позади выпускной, и я на пороге детского сада, уверенная, окрыленная, полная идей.

Но, не секрет, что перед молодыми педагогами нередко возникают трудности, проблемы, и я не исключение… В моей группе был ребенок с Синдромом дефицита внимания и мне было очень сложно вовлечь его в совместную деятельность с детьми. Иногда опускались руки, НО работать с детьми мне очень нравилось..

Я искала разные пути решения данной проблемы, обращалась к коллегам и однажды мне на глаза попалась история Доминика О’Брайана, у которого в детстве были проблемы с вниманием. Его жизненный опыт показал, что с помощью интеллект-карт можно добиться значительных результатов. И сейчас он восьмикратный чемпион мира по запоминанию.

Мы заинтересовались этой технологией и решили подробно с ней познакомиться.

Слайд 3.

Интеллект-карта – это представление любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной графической форме.

Оказывается, принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами.

Слайд 4.

Как правило, объект, о котором будет собираться информация - находится в центре.

  • Далее соединяем стрелкой объект с информацией о нем или с вопросом, который возник и на который мы хотим найти ответ.
  • Движение от вопроса к вопросу идет по часовой стрелке, соединяя стрелками объект и признаки первого уровня.

Более подробно с принципом построения интеллект-карты вы можете познакомиться в буклете.

Мы поняли, что нашли эффективный инструмент не только для развития внимания.

Слайд 5.

И у нас вновь возникли вопросы:

Можно ли адаптировать данную технологию к условиям ДОУ?

Можно ли соотнести эту технологию с ФГОС ДО?

Как использовать эту технологию и в работе с детьми с особыми образовательными потребностями и нормативно-развивающимися детьми?

Как применить ее в каждом возрасте?

Мы стали искать ответы на эти вопросы и нашли:

Слайд 6.

Сначала мы соотнесли задачи, решаемые с помощью технологии, с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ.

Слайд 7.

Затем выявили возможность применения технологии при изучении различных лексических тем во всех образовательных областях.

Слайд 8.

Разработали этапы работы с интеллект-картой, каждый из которых включает цель, задачи и образовательный результат и разработали план по реализации технологии, включили интеллект-карты в перспективное планирование, подобрали дидактический материал для составления интеллект-карт по тематическим периодам, где чётко определена взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

Слайд 9.

В ЧЕМ СЕКРЕТ?

Наш опыт показал, что данная методика внедрения интеллект-карт может быть успешно адаптирована в условиях детского сада. Такой способ адаптации этой технологии предлагается впервые. Аналогично можно внедрить любую технологию в ДОУ.

Практика показывает, что областей применения интеллект-карт много:

Слайд 10.

Так для детей средней группы применение интеллект-карт способствует развитию речи, памяти, внимания.

Слайд 11.

В старшем возрасте, помимо вышеназванных, развивается познавательная активность

Слайд 12.

А в подготовительной группе - способствует развитию критического мышления, командной работы, самопрезентации.

Таким образом, прослеживается расширение диапазона влияния интеллект-карт на развитие ребенка с учетом возраста. Интеллект-карты отвечают принципу индивидуальности, то есть учитывают темп, способности и интересы каждого ребенка.

Слайд 13.

У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ!

В процессе работы мы отметили эффективность технологии:

(ТОЛЬКО НА СЛАЙДЕ)

 совершенствование диалогической и монологической речи;

 овладение способами познания окружающей действительности;

 развитие социального и эмоционального интеллекта.

 развитие творчества, уверенности и профессионализма;

 вооружение методическим инструментарием.

 повышение уровня компетентности по вопросам развития детей;

 обеспечение партнёрских отношений с ребёнком в процессе создания интеллект-карты.

Чем же закончилась история, с которой все начиналось? Мальчик, у которого отмечался Синдром дефицита внимания, сейчас активный, любознательный, стал усваивать лексические темы.

Слайд 14.

Мой педагогический опыт представлен на всероссийском конкурсе имени Льва Семеновича Выготского, опубликован авторский материал на Всероссийском сетевом издании Фонд 21 века и получил признание на Выставке педагогических инноваций.

Слайд 15.

А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Приглашаю 8 желающих. Вам нужно разделиться на две группы.

Одна группа проходит за стол, другая - к магнитной доске.

А говорить мы сегодня будем о самом главном в нашей работе – о ребенке.

Каждая команда составляет интеллект-карту, ключевым словом которой является РЕБЕНОК.

Вы можете записывать, рисовать. Вам в помощь книги, интернет и общение друг с другом. Песочные часы поставим.

А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег?

Это еще раз подчеркивает преимущества интеллект-карт.

А сейчас предлагаю выразить свои впечатления с помощью облаков рефлексии. Итак, первое облако эмоций (мне понравилось, меня заинтересовало), кто желает выразить мнение? Мне оно очень важно. Второе облако – факты (сегодня я узнала), Облако трудно (мне было трудно), и последнее облако творчество (где могу применять).

Давайте поблагодарим друг друга за работу!

Слайд: Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Антуан де Сент-Экзюпери

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение ДОУ №112

МАСТЕР-КЛАСС

первая квалификационная категория

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность;

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

· наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

· запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

· своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

· творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

· возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала.

3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект – карты во второй младшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Далее ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: времена года, фрукты и т.д.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Привлечение интереса к использованию интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.

Предлагаю Вам сегодня поговорить об уникальной технологии, которая позволяет педагогу в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

А что это за технология попробуйте определить по ее признакам. Подсказка - это карта, обладает следующими особенностями:

Дети составляют, воспитатели могут использовать в работе с дошкольниками и родителями.

-это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,

-активизируется память и мышление.

-применяют в реализации проектной деятельности (для того, чтобы узнать сформировавшийся уровень знаний у детей)

-карты для родителей (родители самостоятельно выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать, и узнают, что необходимо для этого. Скажите, кто из вас догадался что это может быть за карта?

Кто-нибудь применял в своей практике такие карты? Например для ознакомления детей с окружающим миром.

Разработчик интеллект-карт Тони Бьюзен – известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Метод интеллект- карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности познавательной деятельности. Метод интеллектуальных карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить и разбить ее на конкретные образные единицы. Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия.

В педагогичекой практике можно применять интеллектуальные карты следующим образом :

- для сбора материала

- для закрепления и обобщения материала

- для развития связной речи. Составление рассказов

Использование интеллект карт - это сбор материала о предмете или объекте и создание в ходе обсуждения предмета или темы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Алгоритм создания интеллект карт :

Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Как научить детей составлять интеллект-карты

Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, воспитатель должен рассказать, из чего она состоит, и сделать несколько карт вместе с дошкольниками.

Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с дошкольниками обсуждает структуру интеллект-карты, просит их составить рассказ по карте. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

СЛАЙД 7-8: Виды интеллектуальных карт (фото)

• Рекомендации по применению интеллект- карт (из опыта работы) :

- задавайте больше вопросов;

- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

- Беседуйте по карте;

- добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

Так как цель моего мастер-класса не только показать и рассказать, но, еще и научить педагогов использовать в своей творческой деятельности интеллектуальные карты, прошу поднять руки у кого день рождения осенью и зимой? Вы мне сейчас понадобитесь.

А с остальными коллегами мы составим интеллектуальную карту по Вашему выбору

Сейчас предлагаю послушать коллег, которые самостоятельно познакомились с интеллектуальной картой. Какой информацией вы наполнили свои карты?

Можно предложить детям еще вот такие направления….

Благодарю фокус группы за работу.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Использование ментальных карт в образовательной деятельности ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость.

Использование современных игровых технологий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Использование современных игровых технологий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – долгий и трудный путь, так как дети избегают умственных усилий, часто протестуют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мыслительная карта (от английского слова Mind Map) на русский можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Воспитатель: Ушакова Е.А.

Мастер-класс на тему:

Цель: повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Выступление:

Мыслительная карта (от английского слова Mind Map) на русский можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Интеллектуальная карта - это инструмент визуального представления и записи информации.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70годах 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

Они учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

Они развивают память, мышление, воображение.

Интеллект – карты просто нарисовать.

Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Итак, переходим собственно к картам.

Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания интеллект - карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций.

Использование интеллектуальных карт:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление
Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.

- Главная идея обводится в центре страницы.

- Лист располагается горизонтально.

- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

- Каждая мысль обводится.

- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Хочу вам показать примеры интеллект карт:





Практическая часть

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллектуальных карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ВОЗ, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это

небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правила

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление

предметов, расположение в пространстве, количественное определение

общих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать,

делать классификацию предметов.

Педагоги по очереди высказываются одним предложением, продолжая начало фразы:

Читайте также: