Мастер класс для музыкальных руководителей доу моделирование музыкальной дорожки

Обновлено: 08.07.2024

Задачи мастер – класса:
- познакомить воспитателей и специалистов ДОУ с нетрадиционными приемами развития музыкальности у дошкольников;
- предоставить педагогам возможность самим ощутить благотворное влияние музыки, движений на общее самочувствие человека, на его эмоциональный фон;
- практически отработать творческие методы и приемы в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Оценить 892 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Симферопольского района Республики Крым

Мастер – класс для педагогов

Подготовила: музыкальный руководитель

Гафарова Э. Х.

Апрель, 2018

Задачи мастер – класса:

- познакомить воспитателей и специалистов ДОУ с нетрадиционными приемами развития музыкальности у дошкольников;

- предоставить педагогам возможность самим ощутить благотворное влияние музыки, движений на общее самочувствие человека, на его эмоциональный фон;

- практически отработать творческие методы и приемы в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Ход мероприятия

Муз. рук. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение - это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Муз. рук.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Все участники рассаживаются на две команды. Первая команда красные нотки, вторая команда синие нотки .

Муз. рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского "Антошка" в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается участникам синих ноток назвать песню и наоборот участники синих ноток отбивают ритмический рисунок песни "Пусть бегут неуклюже"

Муз. рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Муз. рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Муз. рук.: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3. ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)

Муз. рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

Ветер в наш лес песню донёс: Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс: Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке: У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки: Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал: Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала: Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал: (подносят палец к губам)

Филин прогукал: Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

Муз. рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. ПОЕМ МОЛЧА (УЧАСТВУЮТ ЗЕЛЕНЫЕ НОТКИ)

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя

Муз. рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. ТЕАТР ПАНТОМИМЫ (задание для участников красных ноток)

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

ТЕАТР ПАНТОМИМЫ ТЕРЕМОК

Муз. рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. РЕЛАКС (упражнение для синих ноток)

Участники – кукловоды, взяв в руки воображаемые ножниц, отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз. рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

Муз. рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Муз. рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

Поэтому, просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Автор: Хазиева Г. Х.

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Ход мероприятия

Музыкальный руководитель :

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету : красные, желтые, синие, ….

1. Зеркало ! (участвуют желтые и красные нотки)

На ковре два нотных стана. О дин желтого цвета, другой красного цвета. Музыкальный руководитель предлагает участником мастер-класса занять свои места возле своего нотного стана.

Музыкальный руководитель:

Представьте себе, что вы смотрите ни друг на друга, а в свое отражение. Сейчас кто видит меня, повторяют движение за мной, а кто стоит ко мне спиной, повторяет за своим отражением.

Музыкальный руководитель:

Такая игра развивает мышление, фантазию, чувство ритма и слух дошкольника. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

2. Поем молча ( участвуют зеленые нотки)

Музыкальный руководитель:

Другой вариант: Хлопки можно заменить игрой на музыкальных инструментах.

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, поем про себя, хлопаем

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был . поем про себя, хлопаем

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. поем про себя, хлопаем

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. поем про себя, хлопаем

Музыкальный руководитель:

Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

Музыкальный руководитель:

Музыкальные игры являются неотъемлемой частью образовательной деятельности. И, как правило, предполагают собой построить детей в шеренгу, в круг, в два круга (один в другом или в два отдельных), а также изменять построения, переходить из одного в другое.

Задача: научить детей ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения и построения правильно и быстро.

Одним из эффективных приемов - использование карточек-схем. (Круг, шеренга, построение двух кругов, диагональ)

На столе лежат бабочки желтого и сиреневого цвета. Педагог предлагает выбрать бабочку. Под музыку бабочки летают, как только музыка остановится, дети строят геометрическую фигуру, которую позывает педагог.

Музыкальный руководитель:

Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком ". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

4. Танцтерапия (для участников со всеми нотками)

(любой совместный танец)

Музыкальный руководитель:

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

● удается создать для детей, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Меня зовут Ипиева Сапият Изамутдиновна.

Я музыкальный руководитель ЦРР –Детский сад №8.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного вам расскажу.

Музыка - могучий источник мысли.

На сегодняшний день в практике музыкального образования имеют инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка :

- Коммуникативные игры и танцы;

- Музыкальная импровизация;

- Ритмодекламации под музыку;

Звучащие жесты- это первые инструменты человека.

Инструменты которые всегда под рукой, инструменты которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких либо музыкальных инструментов.

Я приглашаю желающих поучаствовать в мастер классе.

С крыши падают слезинки.

Тают белые снежинки.

Солнышко по крыше скачет.

А зима сидит и плачет.

Музыкальный руководитель :

Я предлагаю вам четную строку пропевать а нечетную про себя.

Другой вариант: Пение четной строки а нечетной можно заменить хлопками, еще можно заменить игрой.

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, поем про себя,

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. поем про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. поем про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. поем про себя.

Музыкальный руководитель :

Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

А вот игры с голосом, это, игры когда мы начинаем использовать в речевых играх фонопедические звуки. Это известный прием который помогает детям представить звучание окружающего нас мира вокруг.

(стучат палочками или кубиками в ритм стихам)

Дятел сел на толстый сук –

Всем друзьям своим на юг –

Телеграммы срочно шлёт –

Что весна уже идёт –

Что растаял снег вокруг –

Что подснежники цветут –

Музыкальный руководитель : А сейчас мы поиграем в игру,

Вы деревья, а лоскуточки, ваши листочки.

А какое вы дерево?

(доброе, высокое)

Как называется ваше дерево?

(Рябина,осеннее)

Итак, ветерок качается

раз и два, раз и два,

зашумела вся листва.

лист от ветки оторвался

разбежались кто куда,

закружились и помчался

ты попробуй догони.

Раз,два три дерево свое найди.

Это была игра на ориентировку в пространстве один из приемов, деткам это очень нравиться.

Следующий прием еще легче и интересен для детей и для нас педагогов.

Встаньте в кружочек и положите ваши лоскуточки на лоскуток побольше и держите руками лоскуток по его периметру.

Это игра, на развитие звуковысотного звука. Деткам очень сложно перейти от низких звучаний нот в головное звучания.

И есть такой прием, как глиссандо голосом, деткам мы этого не говорим, мы просто играем.

Итак: Ветер с тучкою играет,

Ветер тучку подгоняет.

Поднимая нашу тучку на верх мы голосом произносим звук в данном случае звук У. Договорились?

(Все участники поднимают ткань наверх на звук У, затем вниз на одном дыхании, и раздельно)

Музыкальный руководитель : Спасибо!

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Мир без звуков был бы грустный,

Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем нам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).

Музыкальный руководитель : Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:

Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).

Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).

Самолет, салют, карусель, машины: (Улица).

Музыкальный руководитель :

Музыка, достаточно абстрактный вид искусства. И каждый видит и слышит в музыке что то свое, но в этом есть своя изюминка, потому что, вы сможете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас, ваш жизненный, музыкальный опыт.

Сейчас мы послушаем с вами, мало знакомое музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я специально не даю вам названия, чтобы не загонять вас в рамки программности. Мы послушаем эту музыку, и посмотрим, и вы выскажите слово ассоциацию, то есть чувство, переживание которое вызвало у вас эта музыка.

Пожалуйста, слова- ассоциация. (Радость, игривость, пробуждение, солнышко как будто и т д.)

Понимаете, вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой.

Сегодня в нашем мастер классе будут работать две лаборатории. Прошу выйти коллеги вас сюда, вы садитесь за этот стол первый лаборатории.

Перед вами гуашь, перед вами листы бумаги, мне нужно чтобы это произведение вы передали цветом. Передали так называемыми цветовыми пятнами. Можно сказать что это может быть и мазня, но, красивая и колоритная. Мне не нужен образ,зайчик, самолетик, мне нужны ваши эмоции, ваше настроение на бумаге.

Я попрошу сесть коллеги вас и за этот стол.

Это будет вторая лаборатория

А у вас задание будет такое; Вы должны линиями передать настроение, эмоции музыки. Вы понимаете, линии бывают волнообразные, зигзагообразные, вверх, вниз, разных цветов. Можно даже, как дети в детском саду рисуют, сразу двумя карандашами.

Сейчас, мы еще раз послушаем эту композицию и в конце эксперимента я вам скажу кто по рисунку был наиболее близок к названию произведения.

Охарактеризуйте ваши рисунки пожалуйста. Посмотрите какая глубина, Малевич с Вангогом вам просто завидует.

А знаете как называется произведение? Игра воды. Мориса Ровеля.

Ну, что ж, спасибо вам. Вы можете занимать свои места.

Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка, самоутверждении им стать личностью.

Который способствует раскрепощению и избавлению от всяких фобий, а так же поможет стать полноценным членом общества.

Что позволит к быстрой адаптации в социуме.

Сегодня, я вам продемонстрировала только небольшие количества методов которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это- что мы делаем, а методы как мы делаем.

В конце своего мастер класса я бы хотела сказать;

Человеку при рождении даются бесценные дары.

Это- душа, воля, и умение творить. Ни одно живое существо, ни на земле, ни на небе, ни в горнем мире, это делать не умеют. Только мы и наш ТВОРЕЦ. Знайте это, помните это, не закапываете свои таланты а давайте их людям. Если вы, получили новые знания, стали чуть лучше музыкантами, у вас хорошее настроение, вам стало комфортно, я приготовила вам ленточки. Повяжите их пожалуйста на ручку. Спасибо вам большое мне было интересно с вами работать.

Конспект методического объединения музыкальных руководителей ДОУ

Конспект методического объединения музыкальных руководителей ДОУ 1. Добрый день, дорогие коллеги. Я очень рада вас видеть в нашем дошкольном учреждении. Сегодня мы собрались на 1 МО музыкальных руководителей.

Цель Развитие динамической стороны общения, легкости вступления в контакт, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Задачи Развивать чувство ритма, позитивного самоощущения связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, положительной самооценки.

Мастер-класс музыкального руководителя для молодых педагогов ДОУ

Цель: Развитие динамической стороны общения, легкости вступления в контакт, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Развивать чувство ритма, позитивного самоощущения связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, положительной самооценки.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок, да и взрослый слышит, видит и делает сам. Вот и мы свами сегодня превратимся в маленьких детей.

А вы любите музыку? А без чего не может существовать музыка?

Правильно, без ритма. Как же научить детей правильно слушать музыку, ритмично двигаться под музыку.

Я сегодня познакомлю вас с несколькими приемами .

( предлагаю послушать музыку и определить жанр)

Это вальс, здесь мы слышим трехдольный ритм вальса. На раз, мы слышим более сильную долю, на два и три слабую долю, мы сейчас прохлопаем ритм вальса. Приготовьте ладошки:

1 прием: хлопки трехдольного размера.(1 2 3)

С хлопками можно поиграть.

2 прием: на раз, хлопок сильной доли ладошками, 2 и 3 по коленям.

3 прием: на раз, хлопок ладошками, на 2 и 3 по локтям

4 прием: покачаться вправо-влево.

5 прием: покачивания с приставлением ног.

А теперь соединим все наши приемы.

Музыкальный руководитель: Молодцы, вам удалось услышать ритм вальса. А теперь, я вам предлагаю определить следующий жанр музыки.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно, это веселая, ритмичная полька. Только ее мы танцевать не будем, а я вам предлагаю интересное упражнение , которое вы можете использовать в различной деятельности.

(Приглашаются шесть человек)

Упражнение с мешочками

А) Дети садятся в круг, берут мешочки и под музыку вступления хлопают. На первую часть музыки передают мешочки друг другу.

Б) выполняют хлопки по своим коленям и соседа.

А) Снова передают мешочки по кругу.

Б) Руки к плечам, вверх, к плечам, вперед.

А) Снова передаем мешочки

Б) Ладушки в одну и др стороны

Какие вы молодцы, апплодисменты!

Упражнение с разноцветными мячиками.

( Предлагаю исполнителям сесть лицом друг к другу)

Берем разноцветные мячики, отводим руку в сторону и передаем мяч паре напротив.

Быстро передаем мячики друг другу.

Быстро катаем мячики в ладошках.

Снова отводим медленно руки в сторону и передаем мячик.

(Движения по показу)

Музыкальный руководитель: Апплодисменты!

Продолжаем, сейчас мы исполним ритмический флешмоб, танцуем!

(движения по показу)

На такой позитивной волне с хорошим настроением мы и закончим наш мастер - класс, и подведем итог.

У вас на столиках находятся карточки трех цветов, вот по ним мы и определим, что было для вас интересным в мастер-классе.

Красная карточка – высокий уровень –ИНТЕРЕСНО, ВОЗЬМУ С СОБОЙ!

Желтая карточка - средний уровень – КОЕ-ЧТО ВОЗЬМУ С СОБОЙ!

Зеленая карточка – низкий уровень – НИЧЕГО НОВОГО, ИНТЕРЕСНОГО!

Поднимите свои карточки и мы узнаем на сколько интересным был для вас мастер – класс. Желаю вам творческих успехов в работе. Спасибо за внимание!

Читайте также: