Мастер и подмастерье краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Урок состоит из конспекта и презентации. В начале урока идет знакомство с биографией
писателя.Далее начинается анализ произведения "Песнь о Мастере и Подмастерье".
На уроке используются различные методы работы с текстом.
Ученики составляют синквейны .А в конце урока класс делится на 2 группы и составляют интеллектуальные карты героям Мастеру и Подмастерье.

Оценить 7067 0

Урок в 5 классе

по рассказу Зайнаб Биишевой:

Развивать умения правильно воспринимать текст, передавать его содержание по вопросам; формировать умения стилистической точности письменной речи; развивать умение передачи образов родной природы в рисунке; воспитывать у детей чувство нравственности, любви к родному краю, республике.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок культуры Башкортостана. Посмотрите на доску, на ней написаны слова Зайнаб Биишевой. Давайте почитаем их.

Стою я на вершине самоцветной.

На Урал- тау, на скале отвесной,

Петляя, вьется меж крутых отрогов

Путь, мною пройденный в борьбе и с песней,

Я на ладонь свое большое сердце

Кладу- комок отзывчивый, певучий,

Оно огнем высоким догорает

В любви к народу и земле могучей.

Зайнаб Биишева

- Скажите, пожалуйста, кому посвящены эти слова? Да, свое высказывание З. Биишева посвятила своему народу. Действительно, наша республика – очень богатый край. Но богата она не только природными ресурсами, но и замечательными, мудрыми, талантливыми людьми.

2.Изучение новой темы.

Знакомство с биографией.

Зайнаб Биишева – известная писательница Башкортостана, которая всем своим творчеством служит народу.

Зайнаб Абдулловна - родилась в Республике Башкортостан в Кугарчинском районе в 1908 году .

Зайнаб Биишева рано осталась сиротой. Когда ей было три года, умерла мать, в одиннадцать - не стало и отца. Несмотря на жизненные трудности Зайнаб Биишева смогла окончить школу, и выучиться на профессию учителя. Она мечтала работать в школе, обучать сельских детей.

В течение своей жизни ей пришлось работать учительницей, работать редактором в редакциях газет и журналов, в книжном издательстве, на радиовещании.

В своем творчестве она писала о народе, о проблемах и интересах народа, о борьбе народа за счастливую жизнь.

Ее произведения – это целый мир, где светлое всегда побеждает, всегда утверждается.

Зайнаб Биишева была прекрасным переводчиком, ею переведены произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Антона Чехова, Алексея Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького.

В жизни Зайнаб Биишева была сердечным человеком, и близко воспринимала беды и проблемы простых людей. Была очень откровенной, острой на язык, не боялась напрямую высказывать свои мысли и суждения.

Вместе с мужем Газизом Аминевым воспитали троих сыновей.

Cкончалась писательница 24 августа 1996 года в Уфе. В 1998 году Кугарчинским районом была учреждена ежегодная премия имени Зайнаб Биишевой.

Зайнаб Биишеву многие башкирские писатели уважительно называют своим учителем.

Вот такая биография Зайнаб Биишевой. Ее называют дочерью башкирского народа, так как в своем творчестве она пишет о народе, восхищается красотой своей родины.

Анализ рассказа.

И первый вопрос такой:

Кто является рассказчиком в этом произведении? Хасбулат олатай

Кого называют олатай? -Расскажите о Хасбулат олатае? Сколько ему лет? Найдите в учебнике где об этом написано?

О чем рассказывает Хасбулат олатай?

Как выглядит сундук?

Что есть в сундуке? ( перечисляем, обсуждаем).(деревянный ковшик для кумыса,боевой рог,сбруя всадника,сабля,папаха,кувшин)

Что было изображено на рукоятке сабли? Что оно означало? (лев и сизый голубь). Это означает, чтоу хозяина этой сабли сердце отважное, как у льва,а душа чистая ,как у сизого голубя.

Кто хозяин сабли?(Кахым-туря)

Что ценное достает он из сундука?(КУВШИН)

Каким образом кувшин попал Хасбулат олатаю? Кто такой Акбулат?(вместе воевали,во время первой мировой войны встретились

Описать кувшин. Что там было написано? ( в учебнике страница 200-2001).

Творческая работа учащихся.Рисунки чудесного кувшина Мастера.Что означает ваши рисунки кувшина?

Каким образом девушки носят воду? (описание в странице 203).

Дайте характеристику Мастеру и Подмастерье. Их имена люди помнили ли? (страница 203-204).

Каким ремеслом они занимались? Они занимались одним ремеслом, из одной и той же глины делали посуду. А людей этой профессии как называют? Гончарами

Герои рассказа делали посуду из глины, но почему-то одного назвали мастером, а другого подмастерьем. Как вы думаете, почему героя назвали мастером. Потому что он профессионально изготавливал посуду из глины

А почему его соседа, тоже гончара назвали подмастерьем? Что означает это слово? Подмастерье – это ученик, человек который учиться у мастера. Подмастерьем назвали, так как он не смог стать профессионалом своего дела

Как получались у него кувшины? Плохо, они разбивались

В отличии от Подмастерья Мастер о чем думал, чем он занимался?

Каким даром обладал мастер? Какое счастье ему улыбнулось? Какое слово он дал себе? (страница: 205).

Мастер, наблюдая за тем, как у подмастерья кувшины получаются некачественные, быстро разбиваются, стал переживать, что односельчанам приходится пользоваться такими некрасивыми, грубыми кувшинами, и он сделал предложение подмастерью. Какое предложение он сделал? Ответы детей. Давайте послушаем отрывок из текста.

Подмастерье принял предложение мастера? Нет. А почему? Потому что разбитые кувшины людей были выгодны подмастерье. Люди постоянно покупали кувшины, и подмастерье зарабатывал деньги.

То есть подмастерье трудился, чтобы заработать деньги, а мастер для чего трудился? Мастер от всей души стремился дарить людям радость.

И ему не важны были деньги.

А подмастерье думал иначе, ему не нужна была благодарность людей, ему нужны были только деньги.

Люди решили, что незачем покупать уродливые посудины, которые делает Подмастерье если есть чудесные, легкие кувшины Мастера.Односельчане перестали покупать кувшины Подмастерье, и в его дом пришла нужда. У него не стало денег. Ему не на что стало жить. И хитрый Подмастерье сделал предложение Мастеру. Расскажите об этом. (206-207СТР.)

Подмастерье предложил продавать кувшины Мастера и вырученные деньги отдавать Мастеру.

Как принял Мастер это предложение?

Ребята, а на самом деле Подмастерье желал добра Мастеру? Нет, Подмастерье думал о себе, он желал таким образом разбогатеть.

После продажи кувшинов, как выглядит Подмастерье? Что он купил Мастеру, и как Мастер воспринимает его подарки?

Подмастерье заставлял работать Мастера, Мастер с утра до ночи работал, продолжая лепить необыкновенно красивые кувшины. А продавал их Подмастерье и вскоре стал самым богатым человеком в ауле, и как пишет Зайнаб Биишева похожим на ястреба-могильника. Если Мастер вначале был рад этой сделке, так как полностью отдавался своей любимой работе, не думая о куске хлеба, то потом он стал грустить. Ему не понравилась эта сделка. Почему? Ответы детей. Прочитать отрывок

Вот пролетели года,как они выглядят?(стр.210)

Сердце Мастера не выдержало таких грустных мыслей, он ослаб и умер.

Подмастерье говорил правду или обманывал? Обманывал. Он не умел так искусно лепить кувшины как Мастер.

Подмастерье стал известен во всей стране. Как сложилась у него жизнь? Он стал жить во дворце у Шаха. Что предлагает ему правитель старины? Каким образом он работал?

Шах построил ему дворец и мастерскую. Целыми днями он проводил время в пирах, на охоте, и в других развлечениях.

Подмастерью было хорошо и удобно жить во дворце шаха. А работой он занимался? У него была мастерская он там работал, и работал только ночью.

Почему работал ночью, объясните? Только ночью к нему приходило вдохновение.

Прожив много лет в почете и уважении, Подмастерье умер, на памятнике золотыми буквами написали, что это самый скромный и великий человек. Что установили на его могиле? Кувшин.

Могила его долгие годы считалась святым местом. И вот однажды паломники собрались почтить память Подмастерья, они увидели неожиданные перемены в кувшине.

Что случилось, расскажите. В этот день кувшин выглядел очень ярким, нарядным, он искрился разноцветными лучами. И на кувшине исчезла подпись Подмастерья, засветилась подпись Мастера.(стр.214)

Подмастерье коварно обманул.

Оказывается, при жизни Мастера он не все кувшины продавал, а прятал их. И по ночам он закрашивал подпись Мастера, и писал Подмастерье.

Таким образом, его обман раскрылся.

Как вы думаете, почему в конце рассказа обман Подмастерья раскрылся? Потому что добро должно победить над злом.

Кто олицетворяет добро, а зло?

Мастер был добрым человеком и желал добра людям. А Подмастерье, не научился совершать добрые поступки, не научился работать и дружить. Быть человеком не научился.

Вы бы ребята так поступили как Подмастерье? Почему?

Сейчас, в сегодняшней жизни, в нашем обществе есть ли такие люди как Мастер или как Подмастерье? И сейчас в обществе встречаются люди как Мастер и Подмастерье.

А каких людей ценят и уважают? Как Мастер.

Кого из этих героев можно назвать трудолюбивым? Мастера или подмастерье? Почему вы так считаете?

Мастер никогда не сидел без дела, он старался создать необыкновенно красивый кувшин, найти прочный состав глины, нестираемые краски, а для этого он много путешествовал по лесам и по горам. Прочитать отрывок. Стр.23

Чему учит этот рассказ, и какие выводы вы сделали для себя.

Человек должен быть трудолюбивым, честным, порядочным.. И не когда не должен обманывать.

Любую работу выполнять всей душой и доводить до конца.

Стараться радовать окружающих.

Любить правду и разоблачать ложь.

Свой хлеб добывать своими силами.

Заполнение таблицы.По таблице дадим краткую характеристику Мастеру и Подмастерье.

Подмастерье

Что делал из обычной глины?

Чудесные, легкие кувшины.

Некачественные кувшины, которые быстро разбивались.

Как относился к людям?

Дарил людям радость , даром раздавал свои кувшины .

Беспечно. Радовался, что каждый разбитый кувшин сам по себе находка!

О чем мечтал?

Отдавать людям плоды своего труда и читать в ответ на их лицах благодарные улыбки.

Разбогатеть .

Тексты – ловушки

В свободное от работы время Мастер слушал музыку и спал.(уходил в леса и горы)

Подмастерье уже ехал из аула , забрав всё до единого волшебные кувшины , которые какэлектрические лампочки освещали полутемный дом Мастера( осенние звёзды)стр.209,6 часть

Лишь перед самым закатом солнца , когда я остаюсь один , нисходит на меня вдохновение , и я обретаю высокий дар творчества ,- рассказывал Подмастерье. (перед самой зарёй)

Задание: дописать начало или конец пословиц и поговорок , которые были даны в рассказе .

1)Сделай добро и брось в море -………….; народ не узнает-…………….(народ узнает,рыбы узнают)

2)У лжи…….. коротки(ноги,хотя и через сотни лет раскрывается обман)

3)Воля соседа- воля ……(божья)

Составление синквейна.

Человек с золотыми руками

Составление интеллект-карты двум героям: Мастеру и Подмастерье.

Алгоритм построения интеллект-карт прост:

готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа);

кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие);

от центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации.

от каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.

Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки. Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями – ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта - это изображение информации в графическом виде. Строгих правил составления карты нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление было продуктивным – для этого интеллект – карты и были придуманы. Мастер и Подмастерье-семья,дом,внешний вид, характер,события,моё отношение к герою и т.д.

3. Обобщение.

1).Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?

2). Как вы думаете, есть ли и в наши дни Мастера и Подмастерья?

3). Чему учат произведения Зайнаб Биишевой?

4.Оценивание.

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

ВложениеРазмер
chitatelskaya_konferentsiya_po_rasskazu_master_i_podmastere.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

познакомить с личностью и творчеством З.А. Биишевой

1. привить любовь к родной литературе

2. привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у воспитанников умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

· презентация о жизни писателя,

· выставка его книг,

· презентация к эпизодам произведения,

· выставка рисунков воспитанников

· рассказ библиотекаря и учителя

· использование компьютерной презентации

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

Сегодня мы собрались на необычное занятие – читательскую конференцию и мы с большим удовольствием открываем читательскую конференцию.

Зайнаб Биишева – известная писательница Башкортостана, которая всем своим творчеством служит народу.

Зайнаб Абдулловна - родилась в Республике Башкортостан в Кугарчинском районе в 1908 году и в этом году, 2013 ей исполнилось бы 105 лет со дня рождения.

Зайнаб Биишева рано осталась сиротой. Когда ей было три года, умерла мать, в одиннадцать - не стало и отца. Несмотря на жизненные трудности Зайнаб Биишева смогла окончить школу, и выучиться на профессию учителя. Она мечтала работать в школе, обучать сельских детей.

В течение своей жизни ей пришлось работать учительницей, работать редактором в редакциях газет и журналов, в книжном издательстве, на радиовещании.

В своем творчестве она писала о народе, о проблемах и интересах народа, о борьбе народа за счастливую жизнь.

Ее произведения – это целый мир, где светлое всегда побеждает, всегда утверждается.

Зайнаб Биишева была прекрасным переводчиком, ею переведены произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Антона Чехова, Алексея Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького.

В жизни Зайнаб Биишева была сердечным человеком, и близко воспринимала беды и проблемы простых людей. Была очень откровенной, острой на язык, не боялась напрямую высказывать свои мысли и суждения.

Вместе с мужем Газизом Аминевым воспитали троих сыновей.

Cкончалась писательница 24 августа 1996 года в Уфе. В 1998 году Кугарчинским районом была учреждена ежегодная премия имени Зайнаб Биишевой.

Слайд 7, 8, 9,10,11, 12, 13.

Зайнаб Биишеву многие башкирские писатели уважительно называют своим учителем.

И первый вопрос такой:

1. Кто является рассказчиком в этом произведении? Хасбулат олатай

Кого называют олатай? Слайд 15

2. О чем рассказывает Хасбулат олатай? Слайд 16, 17

3. Назовите главных героев рассказа. Мастер и подмастерье, два соседа, которые выросли и жили в одном ауле Слайд 18

4. Каким ремеслом они занимались? Они занимались одним ремеслом, из одной и той же глины делали посуду. А людей этой профессии как называют? Гончарами

5. Герои рассказа делали посуду из глины, но почему-то одного назвали мастером, а другого подмастерьем. Как вы думаете, почему героя назвали мастером. Потому что он профессионально изготавливал посуду из глины

А почему его соседа, тоже гончара назвали подмастерьем? Что означает это слово? Подмастерье – это ученик, человек который учиться у мастера. Подмастерьем назвали, так как он не смог стать профессионалом своего дела

Как получались у него кувшины? Плохо, они разбивались

6. Мастер, наблюдая за тем, как у подмастерья кувшины получаются некачественные, быстро разбиваются, стал переживать, что односельчанам приходится пользоваться такими некрасивыми, грубыми кувшинами, и он сделал предложение подмастерью. Какое предложение он сделал? Ответы детей. Давайте послушаем отрывок из текста.

7. Подмастерье принял предложение мастера? Нет. А почему? Потому что разбитые кувшины людей были выгодны подмастерье. Люди постоянно покупали кувшины, и подмастерье зарабатывал деньги. Потому что подмастерье был ленивым.

8. То есть подмастерье трудился, чтобы заработать деньги, а мастер для чего трудился? Мастер от всей души стремился дарить людям радость.

И ему не важны были деньги.

А подмастерье думал иначе, ему не нужна была благодарность людей, ему нужны были только деньги.

9. Как вы думаете, почему однажды Мастер решил взяться за изготовление кувшинов. Ответы детей. Прочитать отрывок.

Люди решили, что незачем покупать уродливые посудины, которые делает Подмастерье если есть чудесные, легкие кувшины Мастера. Односельчане перестали покупать кувшины Подмастерье, и в его дом пришла нужда. У него не стало денег. Ему не на что стало жить. И хитрый Подмастерье сделал предложение Мастеру. Расскажите об этом.

Подмастерье предложил продавать кувшины Мастера и вырученные деньги отдавать Мастеру.

Как принял Мастер это предложение?

10. Ребята, а на самом деле Подмастерье желал добра Мастеру? Нет, Подмастерье думал о себе, он желал таким образом разбогатеть.

11. Подмастерье заставлял работать Мастера, Мастер с утра до ночи работал, продолжая лепить необыкновенно красивые кувшины. А продавал их Подмастерье и вскоре стал самым богатым человеком в ауле, и как пишет Зайнаб Биишева похожим на ястреба-могильника. Если Мастер вначале был рад этой сделке, так как полностью отдавался своей любимой работе, не думая о куске хлеба, то потом он стал грустить. Ему не понравилась эта сделка. Почему? Ответы детей. Прочитать отрывок. Стр.29, Стр.30

12. Сердце Мастера не выдержало таких грустных мыслей, он ослаб и умер.

13. Подмастерье говорил правду или обманывал? Обманывал. Он не умел так искусно лепить кувшины как Мастер.

14. Подмастерье стал известен во всей стране. Как сложилась у него жизнь? Он стал жить во дворце у Шаха. Шах построил ему дворец и мастерскую. Целыми днями он проводил время в пирах, на охоте, и в других развлечениях.

15. Подмастерью было хорошо и удобно жить во дворце шаха. А работой он занимался? У него была мастерская он там работал, и работал только ночью.

Почему работал ночью, объясните? Только ночью к нему приходило вдохновение.

16. Прожив много лет в почете и уважении, Подмастерье умер, на памятнике золотыми буквами написали, что это самый скромный и великий человек. Что установили на его могиле? Кувшин.

Могила его долгие годы считалась святым местом. И вот однажды паломники собрались почтить память Подмастерья, они увидели неожиданные перемены в кувшине.

Что случилось, расскажите. В этот день кувшин выглядел очень ярким, нарядным, он искрился разноцветными лучами. И на кувшине исчезла подпись Подмастерья, засветилась подпись Мастера.

Подмастерье коварно обманул. Слайд 21

Оказывается, при жизни Мастера он не все кувшины продавал, а прятал их. И по ночам он закрашивал подпись Мастера, и писал Подмастерье.

Таким образом, его обман раскрылся.

Как вы думаете, почему в конце рассказа обман Подмастерья раскрылся? Потому что добро должно победить над злом.

17. Кто олицетворяет добро, а зло?

Мастер был добрым человеком и желал добра людям. А Подмастерье, не научился совершать добрые поступки, не научился работать и дружить. Быть человеком не научился.

18. Вы бы ребята так поступили как Подмастерье? Почему?

19. Сейчас, в сегодняшней жизни, в нашем обществе есть ли такие люди как Мастер или как Подмастерье? И сейчас в обществе встречаются люди как Мастер и Подмастерье.

А каких людей ценят и уважают? Как Мастер.

20. Кого из этих героев можно назвать трудолюбивым? Мастера или подмастерье? Почему вы так считаете? Слайд 22

Мастер никогда не сидел без дела, он старался создать необыкновенно красивый кувшин, найти прочный состав глины, нестираемые краски, а для этого он много путешествовал по лесам и по горам. Прочитать отрывок. Стр.23

21. Чему учит этот рассказ, и какие выводы вы сделали для себя.

Человек должен быть трудолюбивым, честным, порядочным. Человеком с большой буквы. И не когда не должен обманывать.

Библиотекарь: Ребята! Обратите внимание на книжную выставку, где представлены книги писательницы и книги, в которых вы можете узнать о жизни и творчестве Зайнаб Биишевой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов


разработка урока по сказанию Зайнаб Биишевой "Мастер и Подмастерье "

Разработка урока по сказанию Зайнаб Биишевой" Мастер и Подмастерье".


Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны стор.


Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги.

Читайте также: