Массаж лицевых мышц для детей в доу

Обновлено: 04.07.2024

Где тут чистая водица? Показывают руки то вверх ладонями, то вниз.

Кран откроем – ш-ш-ш Делают вращательные движения руками

Ручки моем – ш-ш-ш Растирают ладони .

Щечки, шейку мы потрем Поглаживают сверху вниз, энергично .

И водичкой обольем. Мягко поглаживают ладонями лицо от лба к

Самомассаж лица

Ручки растираем дети потирают ладони

И разогреваем, хлопают в ладоши .

И лицо теплом своим

Нежно умываем. разогретыми ладошками проводят

по лицу сверху вниз

Пальчики сгребают граблеобразными движениями проводят

Все плохие мысли. пальцами от середины лба к вискам .

Ушки растираем Растирают пальцами ушные раковины

Сверху вниз мы быстро. по краю сверху вниз.

Их вперёд сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

Трогаем мы щёчки. Легко похлопывают щёки ладошками

Сел на ветку воробей обеими ладонями проводить от бровей

И качается на ней. До подбородка и обратно вверх

(не слишком надавливая)

Раз –два-три- четыре-пять – массируют височные впадины большими

пальцами рук, совершая вращательные движения.

Летели утки над лесной слегка касаясь пальцами

опушкой, провести по лбу 6 раз

Задели ели самую слегка касаясь пальцами

Верхушку, провести по щекам 6 раз

И долго ёлка ветками указательными пальцами

качала… массировать крылья носа по

Умой моё личико:

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчка алели,

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Белый – белый мельник провести пальцами по лбу

Сел на облака. От середины к вискам

Из мешка посыпалась легко постучать пальцами

Белая мука. По щекам

Радуются дети, сжав руки в кулаки,

возвышениями больших пальцев

Лепят колобки. быстро растереть крылья носа

Заплясали сани, раздвинув указательный и средний пальцы,
Лыжи и коньки. массировать точки перед собой и

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Калина Е.В. учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ №15 VII вида

Массаж – совокупность приёмов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека.

Массируя кожу, мы воздействуем на все её слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.

Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать или оживлять утраченные рефлексы.

Приёмы массажа:

Вибрация и поколачивание;

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Для снижения тонуса мышц основные движения – поглаживания, растирание; движения выполняются в медленном темпе. Для активации работы мышц основные движения – растирание, разминание; движения выполняются в быстром темпе.

Массаж противопоказан при соматических или инфекционных заболеваниях в остром периоде, конъюнктивитах, острых и хронических заболеваниях кожных покровов, гингивитах, стоматитах, при наличии герпеса на губах или других инфекций полости рта, при наличии увеличенных лимфатических желез, резко выраженной пульсации сонной артерии, аллергии, солнечном ожоге.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам :

Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Можно использовать многократно в течение дня.

Можно использовать без специального медицинского образования.

Требования к выполнению упражнений:

Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, так как массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.

В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объём движений, скорость, точность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения.

По мере знакомства детей с приёмами движения пальцев, рук станут более координированными и точными.

Методика проведения самомассажа :

Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу.

Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.

Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.

В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.

Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.

Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю – для активации, медленную – для расслабления). Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Работая над исправлением нарушения речи, логопед-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж как способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  1. Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  2. Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  3. Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  4. Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  5. Уменьшения слюнотечения.
  6. Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.

Логопедический массаж может быть:

  • Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
  • Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
  • Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
  • Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

  • активизирующий работы артикуляционных мышц
  • расслабляющий.

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

  1. ринолалии;
  2. заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
  3. задержке речевого развития и психического;
  4. моторной алалии;
  5. медленной автоматизации звуков при дизартрии.

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования
  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
  5. Манипуляции не должны быть болезненным.
  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.


Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:


Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.


Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.


Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.


Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.


Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.


Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Читайте также: