Марсианская трилогия ким стэнли робинсон краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024


Все восемь частей романа посвящены конфликтным ситуациям разного масштаба

Все части романа посвящены конфликтным ситуациям разного масштаба. Этический вопрос о праве землян терраформировать Марс без твёрдого убеждения в том, что там нет своей жизни, соседствует с вопросом политическим — какие страны и на каких условиях должны колонизировать планету. Философский конфликт между устоявшимися земными ценностями и постепенно формирующимися новыми, колонистскими, разворачивается на фоне личных драм и борьбы разных сил за умы людей. Робинсон пишет своё полотно широкими мазками, показывая масштабную картину — но только глазами первых колонистов. Интересная деталь: происходящее на Земле практически никого из первопоселенцев не волнует, из-за чего создаётся впечатление, что все они не от мира сего.

Марса много не бывает

Цитаты

В советское время женщины научились помогать друг другу, создав почти самодостаточный мир матерей, сестёр, дочерей, бабушек, подруг, коллег по работе. Потом этот мир укрепил свои преимущества и ещё глубже проник во власть, в тесную мужскую олигархию российского правительства.

Ким Робинсон - Марсианская трилогия

Ким Робинсон - Марсианская трилогия краткое содержание

Марсианская трилогия - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Ким Стэнли Робинсон

Марс был пуст, пока на нем не появились мы. Но не то чтобы там никогда ничего не происходило. Планета нарастала, плавилась, бурлила и остывала, отчего её поверхность испещрили огромные геологические образования — кратеры, каньоны, вулканы. Только все это происходило в ископаемой бессознательности и никем не наблюдалось. Тому не было свидетелей — не считая нас, наблюдающих с соседней планеты, и то лишь в последнее мгновение её долгой истории Мы — единственный сознательный взгляд, который когда-либо обращался к Марсу.

Теперь история Марса в человеческом понимании известна каждому: как во все доисторические поколения он был одним из главенствующих светил благодаря своей красноте и переменчивой яркости, как иногда останавливался в своём странствии среди звёзд и менял направление движения на противоположное. Казалось, он пытался что-то этим сказать. Вероятно, поэтому все древнейшие названия Марса звучат так причудливо — Ниргал, Мангала, Окакух, Хармахис, — так, будто они ещё старше тех архаичных языков, в которых мы их находим, будто это ископаемые слова из ледникового периода или предыдущих эпох. Да, Марс тысячи лет был священной силой для деяний людских, его цвет сделал эту силу опасной, олицетворяющей кровь, ярость, войну и мужественность.

Затем первые телескопы позволили нам взглянуть поближе, и мы увидели маленький оранжевый диск с белыми полюсами и тёмными пятнами, которые расширялись и уменьшались с течением долгих периодов. Ни одно из последующих усовершенствований этих телескопов не дало нам большего, но на лучших изображениях, сделанных с Земли, оказалось достаточно клякс, чтобы вдохновить Лоуэлла на известную всем нам историю об увядающем мире и героическом народе, в отчаянии сооружающем каналы, пытаясь сдержать последнее наступление пустыни.

И все же этот мир был безжизненным. Люди искали признаки того, что на Марсе была или есть жизнь, — хоть что-то от микробов до обреченных каналостроителей и даже инопланетных пришельцев. Как вы знаете, таких свидетельств до сих пор не обнаружено. Тогда, чтобы заполнить пробел, стали прямо-таки расцветать истории — равно как во времена Лоуэлла или Гомера, как в пещерах или в саваннах — истории о микроокаменелостях, разрушенных нашими биоорганизмами, или о руинах, найденных в пыльных бурях и затем безвозвратно потерянных, о Большом человеке и его приключениях, об ускользающих красных человечках, которых можно уловить лишь краем глаза. Все это было придумано в попытках наделить Марс жизнью, как-то оживить его. Ведь мы — все те же животные, которые, пережив ледниковый период и зачарованно глядя на ночное небо, рассказывали свои истории. И Марс никогда не переставал быть для нас тем, чем был с самого начала, — великим знаком, великим символом, великой силой.

И вот мы здесь. Он был силой, но теперь стал местом.

— Мы прибыли сюда, чтобы сотворить нечто новое, и теперь все наши земные разногласия отпали как неприменимые к новому миру!

Да, все это он имел в виду буквально. Марс для него был линзой, искажавшей все, что он видел, — чем-то вроде религии. Этот же вздор он изливал и в частных разговорах — как бы выразительно его собеседник ни закатывал глаза.

Фрэнк перестал его слушать и перевёл взгляд на новый город. Его собирались назвать Никосией. Это первый город, построенный на марсианской поверхности; все его строения находились под тем, что было, по сути, громадным прозрачным шатром, который держался на почти невидимом каркасе. Он располагался на куполе Фарсида, к западу от Лабиринта Ночи, и благодаря этому отсюда открывался потрясающий вид: далёкий горизонт на западе прерывался плоской вершиной горы Павлина. Ветеранам Марса в этой толпе такое зрелище кружило головы: они наконец оказались на поверхности, выбравшись из впадин и кратеров, и теперь могли бесконечно смотреть вперёд! Ура!

Смех публики вернул внимание Фрэнка к давнему другу. Джон Бун говорил хрипловатым голосом с приятным среднезападным акцентом и поочерёдно (а иногда и одновременно) становился расслабленным, напряженным, искренним, самоироничным, скромным, уверенным, серьёзным и смешным. Короче говоря, он был идеальным оратором. Публика внимала с восхищением: для них он был Первым Человеком на Марсе, и они смотрели на него, будто на Иисуса, готовящего им ужин из хлеба и рыбы. На самом деле Джон почти заслуживал их обожание за то, что сотворил схожее чудо в несколько другой области, превратив их дни, проводимые в консервной банке, в удивительное духовное странствие.

— Марс — величественное, экзотическое и опасное место, — возвестил Джон, говоря о замороженном шаре из окисленного камня, который подвергался излучению примерно пятнадцать бэр в год. — И мы приложим усилия и построим новый общественный строй, совершив следующий шаг в истории человека! — То есть последнего вида доминирующих приматов.

Этой напыщенной фразой Джон завершил свою речь, и, разумеется, за ней последовал гром аплодисментов. Затем на подиум поднялась Майя Тойтовна, чтобы объявить Фрэнка Чалмерса. Он посмотрел на неё, давая понять, что не хотел бы выслушивать её шутки. Она это заметила и все же произнесла:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Ким Робинсон Марсианская трилогия

Марсианская трилогия: краткое содержание, описание и аннотация

Ким Робинсон: другие книги автора

Кто написал Марсианская трилогия? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Ким Робинсон: Марсианская трилогия

Марсианская трилогия

Ким Робинсон: Годы риса и соли [litres]

Годы риса и соли [litres]

Ким Робинсон: Аврора

Аврора

Ким Робинсон: Зеленый Марс

Зеленый Марс

Ким Робинсон: Аврора [litres]

Аврора [litres]

Ким Робинсон: Калифорнийская трилогия

Калифорнийская трилогия

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Андрей Чемезов: Новый Марс

Новый Марс

Ким Робинсон: Цюрих

Цюрих

Ким Робинсон: Красный Марс

Красный Марс

Ема Марс: Трилогия

Трилогия

Ким Робинсон: Зеленый Марс

Зеленый Марс

Ким Робинсон: Голубой Марс

Голубой Марс

Марсианская трилогия — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ким Стэнли Робинсон

Марс был пуст, пока на нем не появились мы. Но не то чтобы там никогда ничего не происходило. Планета нарастала, плавилась, бурлила и остывала, отчего её поверхность испещрили огромные геологические образования — кратеры, каньоны, вулканы. Только все это происходило в ископаемой бессознательности и никем не наблюдалось. Тому не было свидетелей — не считая нас, наблюдающих с соседней планеты, и то лишь в последнее мгновение её долгой истории Мы — единственный сознательный взгляд, который когда-либо обращался к Марсу.

Теперь история Марса в человеческом понимании известна каждому: как во все доисторические поколения он был одним из главенствующих светил благодаря своей красноте и переменчивой яркости, как иногда останавливался в своём странствии среди звёзд и менял направление движения на противоположное. Казалось, он пытался что-то этим сказать. Вероятно, поэтому все древнейшие названия Марса звучат так причудливо — Ниргал, Мангала, Окакух, Хармахис, — так, будто они ещё старше тех архаичных языков, в которых мы их находим, будто это ископаемые слова из ледникового периода или предыдущих эпох. Да, Марс тысячи лет был священной силой для деяний людских, его цвет сделал эту силу опасной, олицетворяющей кровь, ярость, войну и мужественность.

Затем первые телескопы позволили нам взглянуть поближе, и мы увидели маленький оранжевый диск с белыми полюсами и тёмными пятнами, которые расширялись и уменьшались с течением долгих периодов. Ни одно из последующих усовершенствований этих телескопов не дало нам большего, но на лучших изображениях, сделанных с Земли, оказалось достаточно клякс, чтобы вдохновить Лоуэлла на известную всем нам историю об увядающем мире и героическом народе, в отчаянии сооружающем каналы, пытаясь сдержать последнее наступление пустыни.

И все же этот мир был безжизненным. Люди искали признаки того, что на Марсе была или есть жизнь, — хоть что-то от микробов до обреченных каналостроителей и даже инопланетных пришельцев. Как вы знаете, таких свидетельств до сих пор не обнаружено. Тогда, чтобы заполнить пробел, стали прямо-таки расцветать истории — равно как во времена Лоуэлла или Гомера, как в пещерах или в саваннах — истории о микроокаменелостях, разрушенных нашими биоорганизмами, или о руинах, найденных в пыльных бурях и затем безвозвратно потерянных, о Большом человеке и его приключениях, об ускользающих красных человечках, которых можно уловить лишь краем глаза. Все это было придумано в попытках наделить Марс жизнью, как-то оживить его. Ведь мы — все те же животные, которые, пережив ледниковый период и зачарованно глядя на ночное небо, рассказывали свои истории. И Марс никогда не переставал быть для нас тем, чем был с самого начала, — великим знаком, великим символом, великой силой.

И вот мы здесь. Он был силой, но теперь стал местом.


В библиотеке должно быть место для одного из наиболее значимых фантастических произведений конца ХХ века.

За описанием прошу под кат.

— Научно-фантастическая составляющая. А вот здесь всё чётко. Описанное в трилогии развитие технологий, процесс терраформирования – настоящая твёрдая научная фантастика, даже твёрже, чем у Ларри Нивена, и вполне может служить футурологическим прогнозом. Развитие технологий космического транспорта вплоть до дюжины космических лифтов на Земле, генной инженерии вплоть до создания лекарства от старения и терраформирования вплоть до громадных космических зеркал для дополнительного освещения, затопления трети всей поверхности Марса и засаживания остального, нет, не яблонями, а тундровой растительностью с последующим её переходом к таёжной, степной и субтропической… Даже катастрофическое таяние Западной Антарктиды из-за извержения траппового типа вполне правдоподобно и возможно (хотя, как географ, смею заявить, что более вероятно извержение в Йеллоустоне). В общем, масштабно, но логично и ожидаемо. И ещё: не удивляйтесь, если после прочтения вы будете знать географию Марса лучше, чем географию родной страны/республики/области/края.

Читайте также: