Маркетинговое исследование рынка детских садов

Обновлено: 05.07.2024

Маркетинговое исследование направлено на изучение состояния маркетинговой среды с целью принятия решения о дальнейшей деятельности организации. В ДОУ маркетинговые исследования могут проводиться по следующим направлениям:

Содержание

Организация маркетинговых исследований в ДОУ……………………………3
Организация работы на выделенных этапах
Выявление проблем и формулирование целее исследования…………………3
Разработка плана маркетингового исследования………………………………4
Реализация плана исследования………………………………………………13
Представление полученных результатов………………………………………13
3. Заключение……………………………………………………………………………15
4. Список литературы……………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Организация маркетинговых исследований в ДОУ.doc

  1. Организация маркетинговых исследований в ДОУ……………………………3
  2. Организация работы на выделенных этапах
    1. Выявление проблем и формулирование целее исследования…………………3
    2. Разработка плана маркетингового исследования………………………………4
    3. Реализация плана исследования……………………………………………… 13
    4. Представление полученных результатов………………………………………13
    1. Организация маркетинговых исследований в ДОУ

    Маркетинговое исследование направлено на изучение состояния маркетинговой среды с целью принятия решения о дальнейшей деятельности организации. В ДОУ маркетинговые исследования могут проводиться по следующим направлениям:

    исследование рынка — изучение влияния различных факторов на спрос услуг ДОУ, прогнозирование будущего спроса;

    изучение потребителей — мнения потребителей о деятельности ДОУ, качестве и ценах на образовательные услуги, определение степени удовлетворенности потребителей в результате получения образовательных услуг, отношение потребителей к новых видам услуг (которые они хотели бы получить или которые предлагает ДОУ);

    изучение конкурентов — выявление конкурентов, изучение образовательных услуг конкурирующих ДОУ, их деятельности по продвижению услут, привлечению клиентов, определение доли ДОУ на рынке образовательных услуг по сравнению с конкурентами;

    исследование услуги — сбор информации о новых образовательных услугах, курсах повышения квалификации кадров, материально-техническом и методическом обеспечении образовательных услуг;

    исследование цен — выявление взаимосвязи между ценой образовательных услуг и спросом, прогнозирование ценовой политики;

    исследование организации продвижения услуги — определение эффективности рекламной деятельности в целом, анализ возможностей использования различных средств и методов продвижения услуг ДОУ.

    Проведение маркетингового исследования предполагает реализацию следующих этапов:

    • выявление проблем и формулирование целей исследования;
    • разработка плана маркетингового исследования (определение источников информации, методов ее сбора, объема выборки, участвующей в исследовании);
    • реализация плана исследования (сбор информации и ее анализ);
    • представление полученных результатов.
    1. Организация работы на выделенных этапах
      1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

      На данном этапе следует придерживаться следующего алгоритма действий:

      а) выявление проблемы должно начинаться с анализа положения ДОУ, определения его стратегических и тактических целей;

      б) определение причин проблемы и выработка альтернативных действий по ее разрешению;

      в) формулирование цели исследования, направленного на поиск более эффективного из возможных путей разрешения проблемы. Четко сформулированная проблема — это уже полпути к ее решению, а если проблему не удается определить, следует вообще отказаться от исследования.

      Таблица 12 Классификация целей маркетингового исследования

      После определения проблемы следует приступать к формулированию цели исследования. Цели могут быть следующих типов.

      В исследовании может быть поставлена цель лишь одного из предложенных типов, поскольку в соответствии с типом цели определятся источники и методы изучения.

        1. Разработка плана маркетингового исследования (определение источников информации, методов ее сбора, плана выборки, участвующей в исследовании)

        Определение источников информации. В процессе маркетингового исследования можно использовать информацию, полученную как из подсистемы внутренней информации, так и из подсистемы внешней информации. Информация, к которой обращается исследователь в ходе маркетингового исследования, может быть получена на основе вторичных или первичных данных.

        Вторичные данные — данные, которые были собраны ранее для решения проблем, отличных от решаемых в рамках этого исследования. Обычно маркетинговое исследование начинают именно со сбора вторичных данных. Прежде всего анализируются документы внутренней отчетности, затем различные справочники, статистические отчеты, материалы средств массовой информации.

        Например: для определения численности проживающих в микрорайоне потенциальных клиентов ДОУ (имеющих детей раннего и младшего возраста) можно воспользоваться данными, имеющимися в районной детской поликлинике.

        Следует рассмотреть и наиболее часто используемые методы сбора данных в процессе маркетинговых исследований в ДОУ: наблюдение, эксперимент, опрос (интервьюирование, фокус-группа, письменный опрос).

        Наблюдение метод, предполагающий сбор первичной информации об исследуемом объекте. Чаще всего наблюдение используется для решения поисковых и описательных целей маркетингового исследования.

        Выделяют следующие виды наблюдения.

        - включенное наблюдение, когда исследователь является членом группы, за которой оно ведется;

        - невключенное наблюдение, при котором исследователь наблюдает за поведением, действиями со стороны.

        Чаще всего в ДОУ используется невключенное наблюдение.

        Например: воспитатель на собрании рассказывает родителям об изменениях в организации образовательных услуг на будущий год и наблюдает за их реакцией на информацию.

        - структурированное наблюдение, при котором исследователь имеет план, четко определенные критерии, по которым следует вести наблюдение, возможно, определены вариативные характеристики поведения потребителей, и т.д.;

        - неструктурированное наблюдение предполагает фиксацию всех проявлений наблюдаемого в обозначенный отрезок времени.

        Например: заведующая ДОУ отмечает в ходе беседы с родителями, какие услуги ДОУ вызывают у них наибольший интерес и являются определяющими при их выборе.

        1. Определение цели и объекта наблюдения, критериев, по которым оно будет осуществляться.
        2. Выбор вида наблюдения и процедуры его осуществления.
        3. Техническая подготовка к наблюдению (письменные принадлежности, карточки, протоколы наблюдения, инструкции для исследователя).
        4. Осуществление наблюдения. Следует помнить о необходимости специальной подготовки исследователя к проведению наблюдения.
        5. Подготовка отчета о результатах наблюдения.

        Эксперимент - метод, который предполагает создание специальных условий и изучение степени их влияния на изменения в исследуемом явлении. Назначение эксперимента заключается в проверке выдвинутой гипотезы, поэтому данный метод чаще всего используется для решения экспериментальных целей в ходе маркетингового исследования. Наиболее широко эксперимент применяется в ДОУ с целью определения возможностей реализации новых услуг.

        Например: повысится ли спрос на образовательные услуги ДОУ в случае изменения ассортиментной политики и включения новых услуг? С целью решения данной проблемы следует разработать портфель услуг и предложить его группе потребителей. При этом необходимо отследить реакцию потребителей на ту или иную услугу, их отношение к эму предложению, определить их готовность приобрести данные услуги. Для определения степени влияния экспериментальных условий на изменения спроса необходимо сравнить полученные качественные и количественные показатели экспериментальной и контрольной групп. Показателями контрольной группы в данном примере может являться величина спроса на услуги ДОУ в предыдущие годы.

        Организация эксперимента:

        1. Проведение предварительного изучения исследуемого явления с целью определения исходных данных и формулирования гипотезы (чаще всего гипотеза, положенная в основу эксперимента, вырабатывается в результате предварительного поискового исследования).
        2. Тщательная разработка процедуры эксперимента.
        3. Систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точное описание фактов.
        4. Проведение систематической регистрации полученных данных.
        5. Создание повторяющихся ситуаций, изменение условий, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения (или опровержения) полученных данных.
        6. Обобщение полученных данных, их сопоставление с показателями контрольной группы.

        Следует отметить, что применение метода эксперимента в маркетинге является достаточно дорогостоящим и поэтому редко используется в маркетинговых исследованиях ДОУ.

        Опрос метод, предполагающий сбор информации о явлении (объекте) в вопросно-ответной форме.

        Этот метод наиболее широко используется при проведении поисковых и описательных маркетинговых исследований, в том числе и в дошкольных учреждениях.

        В маркетинге используются следующие формы проведения опроса:

        • индивидуальное интервьюирование (личное или по телефону);
        • групповое интервьюирование (проведение фокус-группы);
        • анкетирование.

        Индивидуальное интервьюирование предполагает получение информации с помощью устного опроса. Например, интервьюирование может быть направлено на выявление факторов, оказавших наибольшее влияние на покупателя в процессе принятия решения о покупке.


        -->















        Между детским садом и детским центром существует много принципиальных отличий. Это и различия в построении бюджета и перечень услуг, и уровень сервиса. Сложившаяся конъюнктура рынка с упором потребителей на муниципальные детские сады в последние получила новые тенденции для изменения. Смена внимания родителей в сторону частных предприятий вызвана индивидуальным подходом в группах и ростом среднедушевого дохода россиян.

        Основным катализатором смены конъюнктуры рынка детских центров и садов является недостаток мест в муниципальных учреждениях. Согласно официальной статистике, средний возраст детей, получающих места в детских дошкольных учреждениях, повысился до трех лет. Получить путевку раньше времени становится практически нереально. На фоне развивающихся событий выходят на рынки частные предприятия и профильные центры, являющиеся альтернативой и отличающиеся качеством и составом услуг. Согласно выводам исследовательского подразделения РАНХиГС, дошкольные учреждения в России посещают только 64,6% процента детишек.

        Структура предприятий дошкольного образования

        Согласно официальной статистике, анализ рынка детских садов опирается на следующие показатели: общее число детских дошкольных учреждений 58000, из них 46000 государственных. На долю коммерческих предприятий приходится 12000, из них 8 процентов приходится на детские многофункциональные центры. Главным отличием последних является возможность выбора отдельных направлений развития.

        Структура ДДУ по округам

        Региональное замещение детских дошкольных учреждений является неравномерным. Наибольший охват части населения дошкольного возраста зафиксирован в Чукотском автономном округе (92.6%). На втором месте по замещению находится Новгородская область с показателем 85,4. Третье и четвертое места за Коми и Мурманской областью с цифрами 85.3 и 83.4 процента соответственно. Наименьшие показатели замещения наблюдаются в Ингушетии, Чечне и Дагестане.

        Ситуация с ДДУ по регионам

        Проблемы насыщения рынка

        На фоне низких показателей основного государственного фонда выражают готовность к замещению ниши большое количество предпринимателей. На 2015-2016 годы пришелся активный рост числа детских коммерческих садов. Первое время рост числа таких предприятий сдерживался административными мерами. Зачастую представители бизнеса начинали работу в теневом режиме, не проявляли интереса к получению лицензии и обеспечению качества предоставляемых услуг. Для повышения доверия граждан частные сады постепенно начали переходить на легальную основу, приводить структуру штата и уровень образовательных услуг к действующим государственным стандартам.

        Ежегодный анализ рынка частных детских садов показывает перманентную реструктуризацию сегмента. Часть прежних учреждений в целях развития трансформируется в локальный сетевой бизнес или укрупняется за счет смены статуса на детские развивающие центры.

        Соотношение сетевых и несетевых частных садов

        Достаточно серьезным препятствием при замещении предложения на рынке образовательных услуг остается требование наличия прописки ребенка. Если в регионах данный вопрос может быть решен путем обхода административных барьеров, то для Москвы это становится настоящей проблемой.

        Поведение потребителя

        Использование официальной государственной статистики в целях проведения анализа рынка детских центров может являться некорректным. Ведомственные данные не всегда отражают активность соотечественников в проведении воспитания подрастающего поколения. С целью приведения показателей к реалиям отрасли аналитические агентства часто прибегают к опросам респондентов – родителей и представителей крупного профильного бизнеса.

        В выборке опрошенных более половины заявляют о том, что их дети посещают муниципальные учреждения. При этом значительная часть респондентов утверждает, что дошкольный период ребята проводят в более традиционном режиме. Кто-то остается с бабушками и дедушками, некоторые остаются с родителями, продлевающими декретный отпуск. Переключают свое внимание на частные сады или центры не более 15 процентов опрошенных. При этом заполняемость коммерческих учреждений продолжает оставаться в сильной зависимости от доходов граждан.

        Не менее важным фактором, определяющим поведение потребителя, остается статус частных предприятий. Отсутствие лицензии не так сильно пугает граждан, сколько отсутствие должной квалификации воспитателей, работающих в оптимизированном до мелочей теневом бизнесе.

        Детские центры

        Согласно анализу рынка детских развивающих центров, этот вид бизнеса продолжает оставаться одним из самых перспективных. Средняя стоимость замещения места в таком предприятии находится в диапазоне от 10 до 50 тысяч рублей в зависимости от состава выбранных услуг и региона присутствия.

        В составе услуг детских центров следующие направления:

        • Подготовка к первому классу школы
        • Изучение иностранных языков
        • Обучение музыке
        • Навыки рисования
        • Наблюдение психолога
        • Театральные студии

        Для рассмотрения плотности присутствия детских центров использованы данные каталога MXKR по состоянию на август 2018 года. По умолчанию анализ рынка детских центров развития опирается на тот факт, что такие учреждения имеют действующие лицензии (сугубо не теневой бизнес). Дополнительно в исследовании можно пользоваться условной поправкой на то, что не все предприятия используют для продвижения регистрацию в каталогах.

        Общее количество детских центров, работающих в таковом статусе, составляет свыше 10700 предприятий. Лидирующим по количеству регионом является Москва с количеством 2287. Второе место за культурной столицей с 1335 центрами. Бронзовый призер – Екатеринбург. В центральном городе Урала работают по направлению 437 предприятий. Четвертое место за Новосибирском и Казанью с количеством 357 и 325 соответственно.

        Количество детских развивающих центров 2018

        Рынок детских центров и садов коммерческого направления обладает достаточным спектром предложений. Низкий уровень активности к замещению связан с неприемлемым уровнем цен и традиционным поведением потребителя.

        📊 Перспективы открытия детских садов и центров в новом году читайте в обновленной статье - Анализ рынка детских садов и центров 2019


        ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОВЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

        Текст работы размещён без изображений и формул.
        Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

        За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений. Проблема развития маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах(4).

        В работах видных отечественных ученых В. Афанасьева, Л.О. Барсуковой, Т.П. Колодяжной, Л.И. Фалюшиной, Т.И. Шамовой и др. обосновывается необходимость становления в структуре дошкольной образовательной системы маркетинговой деятельности. Это значительно улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, позволяет разнообразнее удовлетворить запросы родителей. Маркетинговый подход в управлении дошкольным образовательным учреждением может способствовать оптимизации процесса развития профессиональных компетенций педагогов, существенным изменениям в организации и содержании образовательного процесса, повышению конкурентоспособности дошкольного учреждения в целом.

        Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.

        Исходя из структуры маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения предложенной С.А. Езоповой, была разработана структура маркетинговой деятельности, которая более полно раскрывает этапы организации маркетинговой деятельности в детском саду:

        1. Мотивирующий этап - создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования, для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения

        2. Аналитико-прогностический этап - анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада. Отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.

        3. Организационный этап - создание комплекса маркетинга детского сада: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).

        4. Координационно-корректирующий - управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.

        5. Рефлексивно-оценочный этап - оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.

        Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно рассмотреть, исследуя следующие особенности:

        - финансирование образовательного учреждения;

        - потребители образовательных услуг;

        - маркетинговая среда образовательного учреждения;

        - конкуренты на рынке образовательных услуг.

        Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо (2).

        Образовательная услуга обладает характерными особенностями: услуги нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем; образовательную услугу невозможно сохранить.

        Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых, основных услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.

        Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по одной из трех моделей: бюджетное, долевое, внебюджетное.

        Модель бюджетного финансирования осуществляется на основе нормативов, и подразделяются на основное и дополнительное финансирование.

        В зависимости от типа образовательного учреждения расчет нормативов включает различные соотношения двух ведущих показателей: фонда оплаты труда и фонда материальной обеспеченности. Фонд оплаты труда включает расходы на заработную плату и единый социальный налог на ее в расчете на одного воспитанника. Фонд материального обеспечения включает учебные расходы, текущие хозяйственные расходы, оплату услуг связи в расчете на одного воспитанника.

        Долевое финансирование предполагает разделение расходов на функционирование детского сада между государством, учредителями и родителями. За чет государства осуществляется оплата образовательных услуг в государственных образовательных организациях.

        Внебюджетное финансирование связано с функционированием общественных организаций, благотворительных организаций, с ситуативным привлечением средств, а также с деятельностью областных, городских, районных фондов поддержки образования.

        Таким образом, маркетинговая деятельность дошкольного учреждения, в рамках предполагаемого финансирования, направлена создание материальных доказательств полезности и необходимости для потребителя.

        Потребителями образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений выступают, как правило, дети и родители. Основой для приобретения образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения могут быть:

        - необходимость в трудовой деятельности родителей ребенка;

        - обеспечение условий, способствующих всестороннему развитию ребенка;

        - решение проблем социализации ребенка дошкольного возраста;

        - подготовка ребенка к школе;

        - необходимая коррекционная помощь ребенку, имеющему отклонения в развитии.

        Поведение родителей на рынке образовательных услуг определяется факторами культурного, социального, личностного порядка.

        Факторы культурного поведения родителей обусловливают различные требования к качеству, направленности и цели образовательных услуг, учитывая свои национальные традиции и принадлежность к этнической группе.

        Факторы социального порядка определяются социальным положением, социальным статусом и родом деятельности родителей.

        Факторы личного порядка включают возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни и тип личности родителей.

        Факторы психологического порядка обуславливают мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.

        Факторы, влияющие на успешность реализации марке­тинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения - составляют маркетинговую среду образовательного учреждения. Маркетинговая среда состоит из мак­ро- и микросреды (2).

        Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факто­ры (политико-правовой, экономический, социально-демографи­ческий, культурный, научно-технический, экологический), оп­ределяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.

        Следует отметить, что отдельно взятый детский сад не может повли­ять на изменения в макросреде, но при определении дальнейшей стратегии развития детского сада, необходимо учитывать состояние макросреды и про­гнозы ее развития.

        Маркетинговая микросреда дошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружа­ющих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его дея­тельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, кон­тактные аудитории, конкуренты и потребители. В данном аспекте, деятельность детского сада может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды(2).

        Поставщиками являются организации и частные лица, обес­печивающие дошкольное образовательное учреждение ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т.д.; педагогические вузы и педагогические колледжи, готовящие специалистов для системы дошкольного образования, и т.д.

        Контактные аудитории - группы, проявляющие интерес к дошкольному образовательному учреждению и оказывающие влияние на его деятельность. Контактная ауди­тория может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиям детского сада.

        К ним относятся:

        - организации, предприятия, частные лица, которые могут обес­печить дополнительное финансирование деятельности детского сада;

        -средства массовой информации, освещающие деятельность дошкольного образовательного учреждения, тем самым привлекая или отталкивая потребителей;

        -местные контактные аудитории, включающие жителей мик­рорайона, работников поликлиники, школы, домов детского твор­чества, с которыми сотрудничает детский сад;

        - внутренние контактные аудитории, состоящие из работников детского сада.

        Определение перспектив развития отрасли, в которой функционирует дошкольное образовательное учреждения, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг, определяет изучение конкурентной ситуации.

        Конкуренты - организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение, и направленные на удовлетворение схожих потребностей (2).

        В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий.

        Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение.

        Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее, лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования, и обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.

        Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции.

        Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей и предложения новых услуг, активнoгo их продвижения.

        Последователи (ведомые) - это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решений, касающихся преобразования их деятельности.

        Дополняющие - дошкольные образовательные учреждения, действующие в рыночной нише и обслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.

        Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг дошкольного образовательного учреждения включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля дошкольного образовательного учреждения (2).

        На основании предложенной структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Также были разработаны мероприятия по реализации программы организации маркетинговой деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения (Таблица 1.).

        Программа организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

        Этапы маркетинговой деятельности

        Содержание этапов маркетинговой деятельности

        Разработка Положения о маркетинговой службе в ДОУ. Получение лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг.

        Создание маркетинговой службы ДОУ

        Реализация данного этапа предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей маркетинговой службы, организацию и планирование ее работы, также разработку программы развития дошкольного образовательного учреждения на перспективу.

        Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям:

        -анализ материальных и финансовых ресурсов;

        -анализ возможностей педагогического коллектива;

        -изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах;

        -изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами;

        -разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг;

        -определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований.

        Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной услуги.

        Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов.

        Руководитель маркетинговой службы

        Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня.

        Заведующая детским садом

        Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения услуг.

        Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты:

        1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования.

        2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования.

        3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования.

        Заведующая детским садом

        Руководитель маркетинговой службы

        Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения.

        Предполагаемые результаты реализации программы

        - расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;

        - расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;

        - расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых в дополнительном образовании на 5%;

        - положительная динамика результатов творческих конкурсов.

        - общественная оценка Попечительским советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;

        - показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;

        Орган, осуществляющий контроль: Попечительский совет.

        Таким образом, реализация данной программы, по нашему мнению, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:

        -расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;

        - быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;

        - качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;

        - процесс развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

        Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.

        Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.

        Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения - необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

        Читайте также: