Марийский уголок в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

ПРОБЛЕМА: В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям

ЗАДАЧИ: Дать знания детям о родном крае, селе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Марийский край.

Расширить знания детей о флоре и фауне Марийского края.

Познакомить с культурой и традициями Марийского края.

Пробудить в детях чувство любви к своему селу, краю, уважение к его традициям и обычаям

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Пополнить знания педагогов и родителей о Марийском крае, о Йошкар-Оле
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края

ГИПОТЕЗА: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям нашего края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ : Данный проект поможет детям и родителям приобщиться к богатым традициям родного города и края, а также не остаться равнодушными к самобытной красоте родного края.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.

-Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

-Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.

-Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.

-Педагоги и родители пополнят знания о родном крае, о Йошкар-Оле.

РИСКИ ПРОЕКТА:

стремление педагогов ДОУ к сотрудничеству с родителями через поиск инновационных подходов к организации взаимодействия;

Отсутствие интереса и/или желания у других участников (родителей, педагогов).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП – подготовительный (июнь-август)

II ЭТАП –практический- (сентябрь-апрель)

III ЭТАП – итоговый (май)

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА: ресурсное обеспечение реализации проекта является достаточным для достижения поставленной цели. Материально-техническое оснащение детского сада соответствует требованиям для реализации данного проекта:

  • интернет – как источник необходимой информации, связи с участниками проекта;
  • Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point как средство структурирования, оформления и систематизации информации.
  • Компьютер, принтер;
  • Учебно-наглядные пособия и оборудования, учебно-методическая литература.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

№ п/п

Наименование

Имеется

Требуется

Цена

Назначение

Подготовка документов, печать оформление наглядности и информации для родителей

Выступление на научно-практической конференции "Краеведы - главные исследователи малой Родины", посвященная 130-летию М. Н. Янтемира. Опыт работы воспитателя по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к родной культуре".

ВложениеРазмер
priobshchenie_k_rodnoy_kulture_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Приобщение к родной культуре

детей дошкольного возраста

Выступление на научно-практической конференции

Афанасьевой С. В.

Приобщение к родной культуре детей дошкольного возраста

Народ жив, пока живы его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Так как ребёнок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать наше культурное наследие через включение в культурную социальную активность. Дошкольный период в жизни ребёнка во многом зависит от нас, взрослых. Ведь ребёнок не может рождаться незлым и недобрым, ненравственным и безнравственным. То, какие качества у него развиваются, и это зависит прежде всего от нас, взрослых – родителей, воспитателей, от окружающего мира.

Наши дети воспитываются в двуязычной среде. Не секрет, что многие родители марийской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если они знали родной язык) совсем перестают говорить на нём, полностью переходя на русский. Многие родители считают, что изучение марийского языка может помешать, в дальнейшем хорошо изучить русский язык.

Опыт соседней с нами Республики Татарстан (там вопрос решен на уровне Правительства), доказывает, что двуязычие не мешает в обучении: изучение татарского языка обязательно во всех детских садах и школах, не зависимо от того какой обучающийся национальности.Знание татарского языка становится преимуществом при приеме на высокооплачиваемую работу в государственные учреждения, в ВУЗах есть факультеты, где преподают на втором государственном языке.

Язык-основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение человека к культуре происходит под влиянием той среды, той речевой среды, в которую мы погружены, от которой мы зависим, постоянно, ежедневно, ежечасно.

Родной язык… К нему надо относится как к родному. Так хочется, чтобы изучение родного языка стало для детей ещё привлекательнее. В процессе воспитания любви ко всему родному, наряду с семьёй, огромную роль играет воспитатель. Не только знания передаёт он своим воспитанникам, каждому из них он передаёт частичку своего сердца, мировоззрения. Живя и работая в Республике Марий Эл, нельзя не воспользоваться таким богатым достоянием как самобытная культура народа мари. Марийский язык – это возможность формировать у детей уважение и бережное отношение к природе и окружающему миру.

Данная тема для меня важна, поэтому я веду работу по сохранению родного языка и культуры марийского народа.

Целью моей работы являетсяприобщение к родной культуре детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

  1. Расширить знания детей национальной культуры народа мари: марийские народные и авторские сказки, марийские народные и авторские песни, музыкальные произведения, поговорки, пословицы, стихи загадки, танцы народа мари.
  2. Развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к марийскому языку.
  3. Увеличить словарный запас дошкольников.
  4. Воспитывать любовь и уважение к национальной культуре народа мари.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошколят, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре в нашей группе тесно связано с изучением родного языка.Согласно перспективному плану 2 раза в неделю провожу занятия на марийском языке.В работе использую игровые моменты. Ведь игровая форма создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание. Организация игр способна обеспечить более глубокое проникновение в этнографический материал. В других видах деятельности с детьми общаюсь также на марийском языке. Использую различные методы, приёмы.

В освоении детьми грамматики языка нам помогает чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, предания). Устное народное творчество является национальным достоянием любого народа.

Использую беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми.

Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.Ребенок погружается в атмосферу марийской культуры в течение всего пребывания в детском саду.

В детском саду собран большой материал по ознакомлению детей с марийским краем. В групповом помещении оформлен марийский уголок, где для организации самостоятельной деятельности детей подобраны куклы в национальных костюмах, книги.

В группе представлены альбомы с видами п. Морки, г. Йошкар-Ола, также материал по национальному воспитанию: альбомыпо ознакомлению с декоративно-прикладным искусством марийского народа, с бытом, традициями и обычаями марийского народа.Конечно, нельзя обойтись в уголке и без национального герба и флага. Каждый ребенок должен знать символы своей страны и своего региона.В уголке изобразительного творчества имеются образцы марийских узоров.

В книжном уголке располагаются детские книжки со сказками и рассказами о марийском крае, детские произведения марийских авторов.

Но наша работа не была бы столь плодотворна, если бы не помощь родителей. В нашей группе расширяется сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса и активности родителей в жизни детского сада в целом. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:

  • Родительское собрание;
  • Наглядная информация;
  • Консультации;
  • Выставка детского творчества;
  • Беседы.

Многие родители создают своими силами национальные костюмы для детей. Родители приглашаются на все традиционные праздники.

Особое место в жизни детского сада занимают праздники.Традиционными в нашем детском саду стали День образования Республики Марий Эл - 4 ноября. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд. Предварительная работа, которая предшествует таким праздникам, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять словарный запас. На таких праздниках используем национальный костюм.

В нашем детском саду мы стараемся создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через построение целостного педагогического процесса с включением элементов этнокультурных ценностей родного края. Мы -педагоги детского сада используем народный фольклор.На праздниках дети исполняют марийские танцы, песни, играют на детских народных музыкальных инструментах, читают марийские стихи.

Праздники на 23 февраля 8 Марта прошли с использованием этнокультурного компонента. Герои разговаривали на марийском языке, проводили с детьми различные марийские игры.

В заключении следует отметить, что приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка. Ведь, язык - душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Марийский уголок как средство приобщения к национальной культуре детей дошкольного возраста

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

В детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в нашем дошкольном учреждении начинается с уголка национальной культуры. В каждой группе созданы мини уголочки, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Содержание соответствует возрасту детей.

В младших группах дети особое внимание уделяют сожетно-ролевой игре, поэтому в уголках можно встретить куклы в национальных костюмах.

В уголке средней группы главное место занимает кукла в национальном костюме. Можно увидеть полотенца вышитые своими руками. Воспитатели также уделяют внимание знаменитым людям нашей республики и фольклору марийского края.

В подготовительных группах особую роль занимают книги на марийском языке, также собраны материалы об истории республики, района и знаменитых людях республики Марий Эл.

В каждой группе особое место занимают календари по месяцам с изображением людей в национальной одежде. Конечно, нельзя обойтись в уголке и без национального герба и флага. Каждый ребенок должен знать символы своей страны и своего региона.

Именно через марийские уголки впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Ребенок погружается в атмосферу марийской культуры в течение всего пребывания в детском саду.

Дети активно используют предметы марийского обихода, куклы в национальных костюмах в своей игровой деятельности. Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры.

В детском саду одну из комнат украсили изделия, выполненные в народном стиле. Это покрывала, салфетки, полотенца, ковры, костюмы. Собраны подлинные предметы марийского быта (прялка, веретено, кухонная утварь и элементы старинной одежды). Теперь это мини-музей. Экспонаты музея используются как наглядные пособия для ознакомления с фольклором марийского народа.

Таким образом, приобщая детей к национальной культуре, воспитатели реализуют главную задачу современного воспитания. Она состоит в формировании у растущего человека гуманистической направленности личности, воспитание уважения к национальным особенностям другого. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Поэтому данная статья по моему мнению весьма актуальна сегодня.

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: