Маргарита за прялкой шуберт краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.

Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

Напряженность душевной жизни Гретхен проступает особенно ярко на фоне житейски обыденной домашней обстановки. В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное гудение веретена предается своим мыслям.

Обе партии — вокальная и фортепианная — широко развиты и равно значительны. Вокальная партия — как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же партии выразительные и изобразительные функции неотделимы. Создавая общую атмосферу песни, партия фортепиано вносит также конкретность, предметность в драматический монолог Гретхен.

Мелодия песни может служить классическим примером шубертовского мелодизма. Легко запоминаемая, захватывающе выразительная, она представляет собой сложный интонационный комплекс.

В начальном четырехтактном предложении, состоящем из двух звеньев, заключено мелодическое ядро всего произведения. Первый двутакт построен на опевании квинтового звука, окруженного поступенным ходом и замыкающей его горестно никнущей секундовой интонацией.

Пауза, подобно вздоху, отделяет первую фразу от второй, в которой появляется новый мелодический оборот — скачок на кварту вверх и возврат к исходному звуку.

Выразительность мелодии усилена ритмическим строением: сочетание разнообразных длительностей приближает песенные по существу интонации к естественности человеческой речи.

Второе предложение начального периода, образующего припев, формируется как мелодическое развитие первого. Все дальнейшее развертывание песни основывается на тонком варьировании, на многообразной разработке мелодико-ритмических оборотов, заключенных в первых фразах.

Кульминации в каждом куплете составляют своеобразную цепь вершин, опорных точек сквозного развития песни (в первом куплете диапазон мелодии в пределах октавы, во втором — ноны, в третьем — децимы). Вершина, достигнутая в последнем куплете, — драматическая кульминация всего произведения.

В песне Гретхен внешняя описательность неотделима от эмоционально-психологической настроенности самой Гретхен. Вовлеченные в единый эмоциональный поток описательные моменты усиливают общее напряжение, углубляют психологический реализм всего произведения.

Обрамляя песню, фортепианная партия своим вступлением вводит в атмосферу песни и закрепляет ее в заключении. Именно полное слияние и взаимопроникновение обеих партий создает высшую степень художественности. Их единство в большой мере вызвано прямой интонационной связью. Затактовый ход (от терцового звука к квинтовому), с которого начинается вокальная мелодия, служит как бы продолжением постепенного движения (от тонического звука к терции), которое содержится во вступлении; квартовый оборот в вокальной партии повторяет оборот басового голоса в фортепианной партии.

Волна нарастающего возбуждения в этом куплете начинается переходом в мажор. В первых фразах этого построения плавность течения мелодии еще сохраняется. Заметнее изменяется сопровождение: его нижние голоса собираются в аккорд, отчего гармоническая фигурация становится более выпуклой, а вся фактура более полнозвучной, насыщенной. Вслед за относительным спокойствием мажорного четырехтакта все приходит в движение. Восходящие секвенции, интенсивное дробление структуры, увеличивающаяся разорванность мелодической линии подводят к кульминации. Ее динамика и экспрессивность подчеркнуты внезапностью торможения и полной остановкой.

В наступившей тишине слышатся поначалу короткие, прерываемые паузами, фразы фортепиано, а затем восстанавливается прежнее единообразное движение — монотонное гудение веретена.

"Гретхен за прялкой"(нем.- уменьшительное от Маргариты ) — монодрама, исповедь души. Один из Шубертовских шедевров, зрелое произведение, не смотря на то что написал его в 17 лет, а самое главное что композитор находит здесь круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаяния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.

Напряженность душевной жизни Гретхен проступает особенно ярко на фоне житейски обыденной домашней обстановки. В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное гудение веретена предается своим мыслям.

Обе партии — вокальная и фортепианная — широко развиты и равно значительны. Вокальная партия — как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же партии выразительные и изобразительные функции неотделимы. Создавая общую атмосферу песни, партия фортепиано вносит также конкретность, предметность в драматический монолог Гретхен.

Мелодия песни может служить классическим примером шубертовского мелодизма. Легко запоминаемая, захватывающе выразительная, она представляет собой сложный интонационный комплекс.






Meine Ruh` ist hin,
Mein Herz ist schwer,
Ich finde sie nimmer
Und nimmermehr.
Wo ich ihn nicht hab
Ist mir das Grab,
Die ganze Welt
Ist mir vergällt.
Mein armer Kopf
Ist mir verrückt,
Mein armer Sinn
Ist mir zerstückt.
Nach ihm nur schau ich
Zum Fenster hinaus,
Nach ihm nur geh ich
Aus dem Haus.
Sein hoher Gang,
Sein` edle Gestalt,
Seine Mundes Lächeln,
Seiner Augen Gewalt,
Und seiner Rede
Zauberfluß,
Sein Händedruck,
Und ach, sein Kuß!
Mein Busen drängt sich
Nach ihm hin.
[Ach] dürft ich fassen
Und halten ihn,
Und küssen ihn,
So wie ich wollt,
An seinen Küssen
Vergehen sollt!

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной,нет! Когда его со мною нет, могилой кажется мне свет. Потух, поблёк мой бедный ум, нет ясных чувств, нет светлых дум.

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! В окошко глядя, о нём грущу, повсюду встречи с ним ищу. Его ищу я, - не нахожу. Его улыбка и жар страстей, и стан высокий, и блеск очей. Волшебный звук его речей, пожатье рук, его поцелуй!

Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя, мне, бедной, мне, бедной, нет! О нем грущу и плачу я, о нём томится душа моя, зачем не могу я за ним лететь,обнять и млеть, обнять и млеть. Зачем не могу я за ним лететь, и в поцелуе с ним умереть, и в поцелуе с ним умереть

Душа человека, его чувства, переживания интересовали Шуберта больше
всего. Сердечные порывы он предпочитал порывам духа, лирику - философии.
Именно в лирике видел он свою родную стихию. Оттого, вероятно, в гетевском
"Фаусте" взор его привлек не острый ум всеуничтожительно-саркастического
Мефистофеля и не снедаемый раздумьями и сомнениями Фауст, а простодушная
Гретхен с ее самоотверженной и беззаветной любовью. Из первой части трагедии
он избрал сцену в светелке Гретхен, когда она, сидя за прялкой, вспоминает о
любимом.
Из монотонно-однообразного аккомпанемента, напоминающего печальное
жужжание прялки, возникает голос, тоже печальный. Чуть вздрагивая от
затаенной тоски, он тихо вздыхает по утраченному покою и мягко жалуется на
тяжесть, сдавившую сердце.
Нигде и никогда не обрести былого счастья. Оно ушло, потому что рядом
нет любимого. Без него жизнь тесна, как могила. Без него весь мир - ничто.
Голос звучит громче. В мелодии угадываются вскрики сдавливаемых
рыданий.
И снова с тихой грустью жужжит прялка, а девушка так же печально
жалуется на разлуку.
Меняется напев. Чуть заметно, едва уловимо преображается мелодия. Она
становится живее, подвижнее. В ней слышатся нежность, любовное томление.
Мыслями Гретхен все сильней и сильней завладевает возлюбленный. Только о нем
мечтает она. Только его ищет повсюду и всегда, выглядывая из окна, выходя из
дому. Только его видит в своем воображении.
И вот уже вольно и широко, как чувство, не знающее преград, хлынула
мелодия. Стремительная и неудержимая, она рвется вперед, к наивысшей точке,
и, наконец, достигает вершины.
- Пожатие его руки. И, ах. его поцелуй. - в упоении восклицает
Гретхен.
Пауза. Мгновенная и неожиданная. Тишину зло буравит отрывочная фраза
рояля. Это как бы осколок мотива прялки - мотив одиночества. Постепенно он
переходит в монотонное жужжание аккомпанемента. И на сумрачном фоне вновь
горько звучит печальная песнь одинокой девушки. Она вздыхает по утерянному
навсегда покою и жалуется на тяжесть, тисками сдавившую сердце.
Шуберт избрал лишь небольшой фрагмент трагедии Гете. Только один
монолог. Но он сумел как бы окинуть взором и поведать звуками всю
трагическую историю Гретхен. В короткой песне с изумительной правдивостью и
художественным совершенством раскрыто содержание одного из самых
трогательных образов мировой литературы.
"Маргарита за прялкой" - монодрама, исповедь души.

Напряженность душевной жизни Гретхен проступает особенно ярко на фоне житейски обыденной домашней обстановки. В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное гудение веретена предается своим мыслям.

Обе партии — вокальная и фортепианная — широко развиты и равно значительны. Вокальная партия — как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же партии выразительные и изобразительные функции неотделимы. Создавая общую атмосферу песни, партия фортепиано вносит также конкретность, предметность в драматический монолог Гретхен.

Мелодия песни может служить классическим примером шубертовского мелодизма. Легко запоминаемая, захватывающе выразительная, она представляет собой сложный интонационный комплекс.

В начальном четырехтактном предложении, состоящем из двух звеньев, заключено мелодическое ядро всего произведения. Первый двутакт построен на опевании квинтового звука, окруженного поступенным ходом и замыкающей его горестно никнущей секундовой интонацией:


Пауза, подобно вздоху, отделяет первую фразу от второй, в которой появляется новый мелодический оборот — скачок на кварту вверх и возврат к исходному звуку.

Выразительность мелодии усилена ритмическим строением: сочетание разнообразных длительностей приближает песенные по существу интонации к естественности человеческой речи.

Второе предложение начального периода, образующего припев, формируется как мелодическое развитие первого. Все дальнейшее развертывание песни основывается на тонком варьировании, на многообразной разработке мелодико-ритмических оборотов, заключенных в первых фразах.


Кульминации в каждом куплете составляют своеобразную цепь вершин, опорных точек сквозного развития песни (в первом куплеие диапазон мелодии в пределах октавы, во втором — ноны, в третьем — децими). Вершина, достигнутая в последнем куплете, — драматическая кульминация всего произведения.


В песне Гретхен внешняя описательность неотделима от эмоционально-психологической настроенности самой Гретхен. Вовлеченные в единый эмоциональный поток описательные моменты усиливают общее напряжение, углубляют психологический реализм всего произведения.

Обрамляя песню, фортепианная партия своим вступлением вводит в атмосферу песни и закрепляет ее в заключении. Именно полное слияние и взаимопроникновение обеих партий создает высшую степень художественности. Их единство в большой мере вызвано прямой интонационной связью. Затактовый ход (от терцового звука к квинтовому), с которого начинается вокальная мелодия, служит как бы продолжением поступенного движения (от тонического звука к терции), которое содержится во вступлении; квартовый оборот в вокальной партии повторяет оборот басового голоса в фортепианной партии:


Волна нарастающего возбуждения в этом куплете начинается переходом в мажор. В первых фразах этого построения плавность течения мелодии еще сохраняется. Заметнее изменяется сопровождение: его нижние голоса собираются в аккорд, отчего гармоническая фигурация становится более выпуклой, а вся фактура более полнозвучной, насыщенной. Вслед за относительным спокойствием мажорного четырехтакта все приходит в движение. Восходящие секвенции, интенсивное дробление структуры, увеличивающаяся разорванность мелодической линии подводят к кульминации. Ее динамика и экспрессивность подчеркнуты внезапностью торможения и полной остановкой.

В наступившей тишине слышатся поначалу короткие, прерываемые паузами, фразы фортепиано, а затем восстанавливается прежнее единообразное движение — монотонное гудение веретена:


Проверено экспертами

Эту музыку написал Франц Шуберт, композитор эпохи Романтизм.

Народный рейтинг популярности: 26657

Правильно отвечают 88 % игроков. Чаще всего путают с произведениями:
Беллини. Сомнамбула. Ария Амины - 3 %
Шуберт. Лесной царь - 2 %
Верди. Аида. Монолог Аиды - 2 %

Франц Шуберт. Гретхен за прялкой | Gretchen am Spinnrade, Op. 2, D. 118

Что сталось со мной, я словно в чаду,
Минуты покоя себе не найду,
Чуть он отлучится, забьюсь, как в петле -
И я не жилица на этой земле
В догадках угрюмых хожу, чуть жива,
Сумятица в думах, в огне - голова,

Гляжу, цепенея, часами в окно,
Заботой моею все заслонено,
И вижу я живо походку его,
И стан горделивый и глаз колдовство
И, слух мой чаруя, течет его речь,
И жар поцелуев грозит меня сжечь,

Где духу набраться, чтоб страх победить,
Рвануться, прижаться, руками обвить,
Я все б позабыла с ним наедине,
Хотя б это было,
хотя б это было погибелью мне
(Перевод Б.Л. Пастернака)


Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (2)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе "Музыка". Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

По-моему, это обязательно надо включить в основной раздел.

Эту страницу оформили Alecto и Uche

Исполнитель: Jessye Norman (soprano) · Phillip Moll (piano)

* Отрывки "Франц Шуберт. Гретхен за прялкой" использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Читайте также: