Марат дар отечеству краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Глубокие социальные потрясения неизбежно вели к обострению политических противоречий.60-70-е годы XVIII в. в Англии заполнены напряженной политической борьбой против правления олигархии. Эта бурная социальная среда не могла не оказать воздействие на формирование политических и социальных взглядов Марата.

В декабре 1774 года в Лондоне на английском языке была издана первая политическая книга Марата "Цепи рабства". Она во многом носила следы влияния Руссо и Монтескье. Выступая непримиримым врагом деспотизма, прослеживая эволюцию разных его форм на отдельных этапах истории общества, наконец, выдвигая, положительную программу эгалитаристского строя, Марат в значительной мере следовал за Руссо. Однако в существенных вопросах Марат оставил Руссо позади. Указывая на связь богатства и деспотизма, он приходит к заключению, что антагонизм между феодальным дворянством и либеральной буржуазией является менее острым по сравнению с противоречием между богатыми и бедными, которое гораздо острее.

Удручающий пессимизм - отличительная черта сочинения Марата. Его учитель и наставник Руссо тоже не уповал особо на будущее, обнаруживая "золотой век" лишь в прошлом. Но он, во всяком случае, размышлял о перспективах более справедливого будущего общества и выдвигал хотя и утопические, но все же обнадеживающие планы.

Марат совершенно не занимается конструированием будущего: он просто не верит в возможность улучшения участи бедняков. Однако в противоречии с этим мрачным тупиком, из которого нет выхода, он детально, подробно, страстно и заинтересованно пишет, вернее, мечтает о революции, о насильственном перевороте с целью свержения тирании. "Цепи рабства" фактически первая в истории попытка не создать, но по крайней мере вообразить тактику революционного переворота. В этом и состоит значение труда Марата, его новизна, оригинальность и ценность.

Марат воодушевлен, буквально одержим идеей вооруженного восстания народа. Но одновременно его терзают тревожные сомнения. Он предупреждает о многочисленных опасностях, которые обрекают восстание на поражение. Главное условие успеха - его всеобщность, максимально широкое дружное, массовое участие в нем.

Марат хочет всеобщего, как можно более всеобъемлющего участия в революции всего народа. Однако он с горечью признается, что надеяться можно только на самых бедных, которым нечего терять, но которые ничего и не приобретут. Поэтому и на них надежды и плохи.

Марат сам не верит в предлагаемую им революционную тактику. Сознание обреченности пронизывает всю революционную риторику Марата. "Цепи рабства" - это удивительное пророчество сложного, противоречивого, трагического пути, которым пойдет Французская революция. Это пока еще смутное, подчас туманное, но фантастически верное предсказание всех тех трудностей, невероятно сложных катаклизмов и конечной гибели дела народной революции.

Вскоре после издания "Цепей рабства" Марат в 1776 г. выезжает в Париж, начинается следующий этап его жизни и политической деятельности. В 1777 г. Марат получает официальную должность врача лейб-гвардии и за 15 месяцев пребывания в Париже делает блестящую карьеру. Но благополучие, обретенное Маратом, не только не излечило его от революционных настроений, выраженных им в "Цепях рабства", а лишь усилило их. Марат пишет свой "План уголовного законодательства", хотя он и не был юристом, и не имел ни знаний, ни практики в этой области. Марат написал новое разоблачение несправедливого общества. В этом его отличие от "Цепей", где главное - призыв к насильственному ниспровержению деспотизма.

Исходный пункт рассуждений Марата - по-прежнему идеал Руссо. Он и начинает с утверждения, что все государственные учреждения являются результатом не общественного договора, как это должно было бы быть, а насилия: "Все государства были созданы с помощью насилия, убийства, разбоя, и у власти поначалу не имелось никаких иных полномочий, кроме силы".

Марат, как и всегда, исходит исключительно из общих моральных принципов. Никакого намека на попытку выяснить социально-экономическое происхождение государства. Правда, на этот раз он гораздо ближе подходит к этому, проводя мысль, что все законы - орудие господства богатых над бедными, что собственность - результат "первого захвата". Поэтому Марат делает вывод, опрокидывающий любое уголовное законодательство: "Кто крадет, чтобы жить, пока он не может поступить иначе, лишь осуществляет свое право". Мало того, он считает, что в преступлениях повинны не преступники: "Почти повсюду правительство само вынуждает бедняков к преступлению, отнимая у них средства к существованию".

Если в первом своем революционном произведении Марат осуждал глупость, доверчивость, покорность народа, то здесь он проявляет сочувствие, сострадание к угнетенным и униженным. Человек, которому создали репутацию "кровожадного", обнаруживает искреннее чувство милосердия. "Жестокость пыток и казней препятствует соблюдению законов" - утверждает Марат и даже предлагает резко ограничить применение смертной казни.

Марат столь же оригинален в оценке так называемых государственных преступлений. Он делит их на две группы: ложные и подлинные. Ложные государственные преступления, которые он оправдывает, - это любое выступление, прямое или косвенное, против несправедливого государственного порядка. Подлинное государственное преступление - это действие представителей властей против народа, ограбление, обман и угнетение народа.

Таким образом, Марат написал не проект уголовного кодекса, а обвинительное заключение против властей. Он сам позднее писал о своем новом сочинении, что оно "может быть, наименее несовершенное из всех, мной написанных", ибо "точка зрения, развитая в нем, поможет установлению царства справедливости Фридлянд Ц. Жан Поль Марат и Франция в XVIII в. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 314.".

Новое сочинение Марата являлось, конечно, вовсе не юридическим. Это был моральный и политический трактат, написанный в разгар успешной медицинской карьеры. Поэтому он и публиковал его без подписи, иначе произошел бы скандал, ибо официально Марат тогда лишь тайно и урывками обращался к политике.

Как и в "Цепях рабства", в "Плане уголовного законодательства" Марат выступает как смелый и решительный революционный демократ - буржуазный революционный демократ, конечно. И в "Цепях рабства" и в "Плане уголовного законодательства" наибольшее место уделено критике деспотизма во всех его проявлениях, разоблачению и резкому осуждению абсолютистского режима.

Стабильная карьера и довольно прочное материальное благополучие заканчивается для Марата в 1784 г. Он теряет свою должность врача лейб-гвардии и свое жалованье, наступают наиболее трудные годы его жизни. Постоянное стремление к славе все чаще сменяется судорожными поисками хлеба насущного. Летом 1788г. тяжелая болезнь обрушивается на Марата.

В начале 1789 г. Марат анонимно издает в Париже брошюру под названием "Дар отечеству", а в апреле 1789 г. - тоже анонимно - ее продолжение в виде новой брошюры, озаглавленной "Добавление" к "Дару отечеству".

"Дар отечеству" и "Добавление" к нему по тем политическим требованиям, которые выдвигает в них Марат, существенно не отличаются от других многочисленных политических произведений, появившихся во Франции накануне созыва Генеральных штатов. Мысли о суверенной власти народа, о том, что только народу принадлежит высшая власть в государстве, - эти мысли, настойчиво защищаемые в обоих произведениях, пользовались в то время широким распространением.

И все же "Дар отечеству" и "Добавление" в некоторых своих чертах существенно отличались от других родственных им по тематике произведений. В отличии от своих прежних произведений, где огонь критики направлялся почти в равной мере и против феодально-абсолютистского режима, и против нарождавшихся форм капиталистического гнета, в своих новых политических брошюрах Марат сосредотачивает всю силу критики на феодально-абсолютистском строе и его учреждениях.

Спасительный кризис, возрождение мужества наступили, когда больному Марату рассказали, что решено созвать Генеральные штаты. В отличие от множества французов, да и от самого Людовика XVI, пожалуй, полагавших, что дело сведется лишь к перераспределению в сборе налогов, Марат сразу почувствовал, что наступила революция.

Демократические традиции печати Великой французской революции получили свое развитие в прогрессивной журналистике первой половины XIX столетия. В этот период во Франции происходят большие политические преобразования (Бурбоны – Орлеаны - Вторая республика). И не последнюю роль в этом сыграла демократическая печать Франции.

В истории печати этого времени можно также выделить три наиболее характерных периода, соответствующих определенным этапам развития революции.

Второй этап — с 10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. — отличается тем, что перестала существовать роялистская печать, но зато разверну­лась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важную роль сыграли газеты Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.

Третий этап — начало июня 1793 г. и до 9 термидора 1794 г. — харак­теризуется сложнейшей внутренней борьбой якобинцев, кордельеров, будущих термидорианцев и тяжелой внутренней и внешней обстановкой Французской Республики.

Демократическая печать в борьбе за развитие революции (май 1789 г. — август 1792 г.).

Надо заметить, что лишь в 1815 г. во Франции стала внедряться но­вая техника в полиграфию. До этого почти все делалось вручную. Бумага же была обычно низкого качества — грубая, зернистая, шерохо­ватая, иногда слегка окрашенная или в пятнах. Многочисленные дефекты бумаги сказывались на качестве печати.

Газета Демулена выходила еженедельно. Каждый номер делился на три части. Первая часть посвящалась Франции, вторая — событиям в Брабанте и в других районах, где будут происходить революции, третья часть включала в себя разнообразный материал, представляющий инте­рес для читателей. Одной из причин того, что газета прекратила свое существование, было падение числа подписчиков и связанные с этим финансовые трудности.

Для языка газеты характерны обороты, заимствованные из жарго­на предместий, использование шуток, ругательств, но мысль выражена ясно и четко. Эбер мгновенно откликался на все острые вопросы теку­щей политической жизни. Он умел прислушиваться к нуждам народ­ных масс, отлично знал их настроение, запросы, умел заинтересовать читателей, привлечь их внимание к тому или иному вопросу.

Эбер несомненно умел отвечать на различные и зачастую смутные чаяния своей обширной народной аудитории. И в этом его сила и неос­поримые заслуги перед демократической печатью. Однако у Эбера как журналиста и человека есть и слабые стороны. 4 марта 1794 г. он предпринял неудачную попытку поднять восстание.

Даже в лагере патриотов произведение Марата вызвало разногласия. Демулен был напуган требованием Марата установить диктатуру, ввести террор и считал, что этим вносится раскол в ряды демократии.

Ознакомившись с этим памфлетом, Национальное собрание декре­тировало положение, согласно которому королевский прокурор мог санкционировать приказ о преследовании авторов, издателей и разносчиков таких газет, которые провоцируют народ к выступлению против законных властей и призывают к пролитию крови и неподчинению Конституции.

Чтобы уменьшить влияние газет, был принят ряд мер против печати, в первую очередь затрагивавших интересы демократических изданий. Например, были повышены цены на газеты, издан закон, запрещавший расклеивать газеты на улицах. Вслед за этим появилось постановление гласившее, что впредь на белой бумаге будут печататься только прави­тельственные акты.

После восстания 10 августа 1792 г. в течение почти трех лет револю­ции роялистская пресса, используя лозунг о полной свободе печати, кле­ветала на революционные газеты и на демократических деятелей, откры­то призывая к уничтожению завоеваний революции.

Борьба между жирондистами и якобинцами. Второй этап - с 10 ав­густа 1792 г. по 2 июня 1793 г. - отличался тем, что в это время пере­стала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряжен­ная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важно отметить роль газет Марата , Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.

Жиронда решила нанести удар и по демок­ратической печати.

Основные свои усилия жирондисты сосредоточили против Марата , обвиняя его в призывах к грабежам и убийствам, в клевете на Конвент и в покушении на суверенитет народа. Против этого лживого обвинения выступали Робеспьер, Дантон, Демулен и др. Попытка предать Марата суду Чрезвычайного трибунала окончилась поражением жирондистов и триумфом Марата .

От Марата жирондисты перешли к Демулену. Против самого Демулена никаких мер не было принято.

События 31 мая — 2 июня 1793 г. привели к тому, что Конвент под давлением народных масс постановил арестовать 29 жирондистских депутатов, что означало конец Жиронде, конец дуэли между Горой и Жирондой, длившейся со времен Законодательного собрания.

Влияние революции на дальнейшее развитие революционно-демок­ ратической печати.

Заметную роль в политической борьбе 1814—1330 гг. играла перио­дическая пресса. Широкое развитие получило издание полити­ческих брошюр.

Правительство принимало строгие меры для борьбы с либеральной и демократической печатью.

Революция 1830 г. во Франции - пример незавершенной буржуазной революции.

Период Июльской монархии характеризуется невиданным ростом периодики – выходило более 700 названий газет и журналов.

Все же пропаганда идей и традиций революции в демократической печати имела большое значение для борьбы с королевским режимом.

К концу 1847 г. во Франции сложилась революционная ситуация. Во всех слоях общества росло недовольство внутренней и внешней полити­кой Луи-Филиппа. Критика в адрес правительства содержалась на стра­ницах как столичных, так и провинциальных газет. Свержение Луи-Филиппа и провозглашение Республики было логичным завершением борьбы рабочего класса, республиканцев и демократической прессы на протяжении почти двух десятков лет.


«Истина и справедливость – вот единственно, чему я

В наши дни многие народы ещё только мечтают о суверенитете, о правовом государстве, о демократических правах человека и гражданина, о личных и общественных свободах, о царстве разума и справедливости. Все эти священные принципы выдвинула Великая французская революция. Ради всего этого жили, страдали, боролись и умирали бессмертные друзья - монтаньяры. Одним из них был Марат, он был воодушевлён благородной заботой о благе человечества и боролся ради того, чтобы людям жилось лучше. Вот почему Марат стал героем моей работы.

На страницах газеты последовательно отстаивает задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. Марат предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М.Ж.Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов, приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции.

Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили Марата в январе 1799 года уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, он скрывался и издавал газету в подполье.

Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, Марат разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоёв. Этим он завоевал огромную популярность в массах.

Марат и М.Робеспьер, возглавлявшие якобинцев , руководили подготовкой народного восстания 31 мая - 2 июня 1793 года, свергнувшего власть Жиронды. Существует версия, будто в ночь с 1 на 2 июня он сам поднялся на каланчу, чтобы первым ударить в набат, призывавший к восстанию. Все решающие три дня Марат был в самой гуще событий. В Конвенте, в Коммуне, в Комитете общественной безопасности – он всюду вмешивался в ход борьбы, давал советы участникам восстания, направлял их деятельность, требуя доведения восстания до полной победы. Победа народного восстания 31 мая – 2 июня была великой победой Горы. Она была и великой победой Марата. На протяжении двух последних лет вместе со своими собратьями по оружию – якобинцами – Марат вел жестокую, беспощадную борьбу против Жиронды, которая превратилась в партию контрреволюции и национальной измены. Французский народ своими великими революционными действиями вновь подтверждал, что он идёт за неустрашимой партией якобинцев и за самым любимым её вождём, которого называли уважительным и ласковым именем – Друг народа.

Тяжелая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 года жизнь пламенного революционера трагически оборвалась: его кинжалом убила Шарлотта Корде, связанная с жирондистами.

Наследие Великой французской революции величественно и грандиозно! Она дала миру комплекс идей общественного и человеческого прогресса, демократии. Жизненный путь Марата стал примером для многих поколений революционных борцов.

Анализ речи Ж. Марата.

Тарле Е.В. Сочинения т. VI. М.: Изд-во АН СССР. 1959. ( /Tarle_Marat.html )

Электронная энциклопедия знаменитых личностей ( /unit/74/books/1715/s/2&next=1 )

42. Ж.П. Марат и его газеты "Друг народа".

46. Публицистика Г. Бабёфа. Бабёф о свободе печати.
Франсуа Ноэль Бабёф (Гракх) был одним из самых ярких и деятельных публицистов Великой французской революции. С первых её дней он включился в политику под именем знаменитых римских трибунов Гракхов. Впервые свои идеи Бабёф опубликовал в журнале “Пикардийский корреспондент” в 1790 г. Он выступал против цензовой антинародной конституции, против феодальных поборов, требовал конфискации всего имущества сеньоров и распределения между крестьянами земельных владений церкви. После свержения монархии был активным борцом за установление республики. Он выступал с пропагандой идей “аграрного закона” т. е. уравнительского распределения земли. Отношение Бабёфа к якобинской диктатуре было двойственным: с одной стороны он считал недостаточно радикальной социальную политику якобинцев, с другой - осуждал террор. Бабёф издавал “ Газету свободной печати”, а затем газету “Народный трибун”, где критиковал контрреволюционную деятельность пришедших к власти термидорианцев. Он считал, что власть не имеет права скрывать что-либо от народа. Себя он считал защитником угнетённых. Бабёф разделял идеи утопического социализма, и по сути был родоначальником коммунистического учения в революционный период. Он возглавил тайное общество революционеров-радикалов. За свои выпады против властей неоднократно сажался в тюрьму. В “Газете свободы печати” Бабёф обращал внимание на положение прессы. Он считал, что печать имеет своей задачей надзирать за дурными должностными лицами, препятствовать злу, указывать путь к добру. Свобода печати, по Бабёфу, есть один из важнейших принципов свободного общества. За заговор против Директории в 1796 г. Бабёф и его сообщники были гильотинированы.

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

Первый том содержит вступительную статью и произведения Ж-П. Марата, написанные до революции, во второй входят статьи и речи от начала революции до вареннского кризиса 1791 г., в третьем томе помещены произведения от вареннского кризиса до 13 июля 1793 г. - дня убийства Марата. К каждому тому даны комментарии.

СОДЕРЖАНИЕ:
От бегства короля до падения монархии (7).
От 10 августа до созыва конвента (89).
МАРАТ В КОНВЕНТЕ
От созыва Конвента до казни короля (145).
Борьба с Жирондой и восстание 31 мая - 2 июня 1793 г. (243).
Июнь - июль 1793 г. (316).
КОММЕНТАРИИ (345).
Именной указатель (407).

Читайте также: